Продолжаю рассказ об Алма-Ате.
В прошлой части была нижняя половина центра, а теперь - верхняя.
Как и в прошлой части, начнём прогулку с проспекта хана Абылая, ведущего наверх от вокзала Алма-Ата-2. Оставим позади улицу Богенбай-батыра и конструктивистское здание почтамта, показанное подробно в прошлой части. На углу - часовая башня, в народе известная как, только не удивляйтесь, "Биг-Бен":
2.
Чуть выше - консерватория имени Курмангазы Сагырбаева, основанная летом 1945 года: как уже говорилось, именно война, а точнее эвакуация, сделала Алма-Ату культурным центром, как сделала многие уральские и сибирские города центрами индустриальными. У консерватории есть и старое здание (в кадре его торец), типовая сталинка, которую я толком не сфотографировал - куда больше запоминается концертный зал (2004) в виде юрты... с органом внутри:
3.
На другой же стороне - очень красивые сталинки с восточными мотивами вплоть до сталактитов. Обилие кафе под их окнами же пусть не обнадёживает - хотя всякого общепита в Алма-Ате какое-то неописуемое количество, что-то приличное (по сочетании цена/качество+выбор) в этом изобилии найти трудно. То есть оно и есть, наверняка - но поди догадайся, где!
4.
5.
6.
Да впрочем, я и не искал - в шаговой доступности от дома, в котором я гостил, находился супермаркет "Столичный", он же Центральный гастроном (1956), где я регулярно затаривался и простой едой, и всякими ништяками, в том числе национальными. Почти напротив через "горизонтальную" улицу Кабанбай-батыра - ЖК "Столичный центр", построенный на месте сгоревшего ещё в 1985 году Старого ТЮЗа (см. прошлую часть) и буквально довлеющий над окрестными кварталами. По стилю - самая, пожалуй, "московская" из алматинских новостроек:
7.
А восточнее по этой же улице - пожалуй, самое роскошное в Казахстане сталинское здание, Казахский оперный театр имени Абая (1939-41), потрясающий своими размерами. Одна из немногих в Алма-Ате сталинка, достойная уровня столицы ССР, и довольно интересная попытка скрестить постконструктивизм с национальными мотивами.
8.
Перед фасадом - "поющий фонтан", я кое-как успел поймать кадр без струй, которые после недолгой паузы вылетают с громким свистом. Сам же театр основан в 1934 году, и из трёх главных алматинских театров (два других ещё будут в этом посте) самый молодой. Кадры, кстати, ещё с весны-2012:
9.
10.
От фасада вниз ведёт улица Панфилова, разделяющая конструктивистские Совнарком и контору Турксиба (ныне художественная академия и заброшка соответственно). А ведь мы уже высоко забрались - город внизу скрывает густая зелень, но он виден до самой степи. Перепад высот в Алма-Ате чувствуется даже по разнице давления.
11.
Вот ещё очень красивое здание дальше по той же улице. Но всё-таки за исключением театра, Дома Советов на Старой площади и ещё не показанной Академии наук, алматинский сталианс на уровне среднего областного центра или крупного индустриального города России или Украины.
12.
Гуляя здесь на рассвете, увидел кажется китайца в смокинге и с большой зеркалкой - ходил и восхищённо занимался тем же, чем в тот момент и я. Но это вряд ли был турист - скорее заинтересованный командировочный, решивший перед началом рабочего дня прогуляться по городу.
13.
Балкон и козырёк того же дома. Интересно. что означает медальон с двумя скрещенными ключами?
14.
Ещё на улице Кабанбая запомнился маленький дом Казахстанскокго музея книги, изначально трест КазПиво (1936), что видно по барельфам (хотя позже тут были республиканские министерство хлебной промышленности и, с 1950-х, социальной защиты).:
15.
Пожарная часть (а ныне управление) на одной из параллельных улиц чуть выше:
16.
Одно из самых интересных позднесоветских зданий в Алма-Ате - на улице Фурманова напротив дореволюционного дома Головизнина (см. пост про
осколки города Верного). Вот архитектура брежневской (кунаевской) эпохи тут действительно стильная и самобытная, уже точно не "областного" уровня.
17.
Академия наук Республики Казахстан, с фасада больше похожая на вокзал и размером и формой - на самом деле одно из последних (вернее, даже посмертное) творение Алексея Щусева. Самой сильной наукой в Казахстане с его рудными богатствами традиционно была геология - и даже говорят, проект этой академии Щусев разработал по старой дружбе с Канышем Сатпаевым (о нём я писал в прошлом году,
например, здесь), этим казахским Ломоносовым. Собственно, именно Сатпаев основал эту академию в 1946 году.
18.
Детали, в том числе дата окончания строительства:
19.
А размер здания наглядно виден лишь с другой стороны:
20.
Здесь же фонтан "Восточный календарь" (1979):
21.
И памятник Пушкину (1999). Это очень показательно - азиатская тема раскрыта при СССР, русский поэт увековечен в независимом Казахстане.
22.
Напротив фасада академии - Чокан Валиханов, которого считают чуть ли не основателем казахской науки. Хотя это был не столько учёный, сколько путешественник - внук самого Абылая и настоящий чингизид, в 1858 году он совершил уникальную экспедицию в Кашгарию: эта страна, протекторат Китая между Тянь-Шанем и Тибетом много веков была закрыта для европейцев, подлежавших там смертной казни - ранее там удавалось побывать только Марко Поло и португальцу Бенедикту Гоэсу в Средние века, а вот немцу Адольфу Шлагентвейту за год до экспедиции Чокана там отрубили голову. Но молодой (22 года) казах-чингизид почти беспрепятственно проник туда под видом купца, провёл в Кашгарии 11 месяцев и собрал бесценные на тот момент сведения. Да и не только Валиханов - путешественниками, в первую очередь Пржевальским и Семёновым-Тян-Шаньским эти степи и горы в 19 веке были исхожены основательно.
23.
А вот "вертикальная" улица Тулебаева с аллеей посредине. На самом деле она куда известнее, чем кажется:
24.
И вот почему. Только деревья за 25 лет подросли да фонари зачем-то убрали - но алматинцы мне в один голос говорили, что знаменитая сцены "Иглы" происходила здесь:
24а.
Практически на самом верху - дом-музей Мухтара Ауэзова, крупнейшего казахского прозаика ХХ века. Настолько уважаемого, что дом для него построили в 1951 году - редчайший образец советского особняка:
25.
Напротив - фонтан "Жетысу" ("Семиречье"), правда здешние 7 рек (Чу, Или, Каратал, Аксу, Лепсы, Тентек, Коксу) несколько отличаются от канонических (Или, Каратал, Биен, Аксу, Баскан, Саркан и Лепсы), которые я
проезжал по дороге с Джунгарских ворот. Впрочем, более правильный перевод Жетысу - "Многоводье", то есть на самом деле не важно ни количество рек, ни конкретика.
Выше - памятник композитору и автору казахстанского гимна (уже, правда, бывшено) Мукану Тулебаеву на "горизонтальном" проспекте Абая:
26.
Проспект Абая, некогда Арычную улицу, я уже упоминал в
посте об арыках и деталях - это была официальная верхняя граница города Верного, и здесь до сих проходит Головной арык, откуда вода поступает в другие арыки. Нынешний проспект Абая в Алма-Ате - улица-витрина, даже с велодорожкой, возможно единственной на всю Среднюю Азию:
27.
На углу всё той же улицы Абылая - Русский театр имени Лермонтова (1969), основанный в 1933 году, то есть первым непосредственно в Алма-Ате (правда, формально старше него ещё два театра - Казахский драматический и Корейский, но они были основаны в Кызылорде и Владивостоке соответственно):
28.
От него пойдём на восток. На верхней стороне - Казахский национальный аграрный университет, образованный в 1995 году слиянием ветеринарного (1929) и сельскохозяйственного (1930) институтов. Здание принадлежало второму, и это самая верхняя алматинская сталинка из виденных мной:
29.
29а.
А по соседству, в конце проспекта - едва ли не самый престижный вуз Казахстана, местный аналог ВШЭ - КИМЭП (Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования), образованный в 1992 году в зданиях бывшей партийной школы.
30.
Проспект Абая упирается в памятник собственно Абаю - "казахскому Пушкину" - за "вертикальным" проспектом Достык (Дружбы), бывшим Ленина. Их перекрёсток - одна из центральных в городе площадь Абая:
31.
Подземные переходы с ориентальным декором и как водится - обилием киосков:
32.
А на той стороне по соседству - два самых известных позднесоветских здания в Алма-Ате, запечатлённых на вводном кадре. Дворец Республики (1970, к 100-летию Ленина) - главный концертный зал Казахстана вплоть до строительства Астаны.
33.
И 25-этажная гостиница "Казахстан" (1977), увенчанная запоминающейся короной. Одно из самых высоких на момент постройки зданий всего Советского Союза (не говоря уж про Казахстан!), она ещё и сейсмоустойчива.
34.
Напротив - ещё одно запоминающее позднесоветское здание - бывший дом политпросвещения (1982):
35.
А на заднем плане виден ещё один памятник позднесоветской Алма-Аты - телебашня на горе Кок-Тобе.
Портал - великолепен:
36.
Ниже по проспекту Достык - памятник Джамбулу Джабаеву (1999), самому известному казахскому поэту после Абая, к тому же акыну. Сфотографировал из окна автобуса - в первую очередь из-за водопада:
37.
А неподалёку совершенно заурядный дом с по-азиатски беспорядочным остеклением балконов запомнился мне своим граффити.
38.
Но вернёмся пока что на площадь Абая. На заднем плане - гора
Кок-Тобе с канатной дорогой, о которой я писал прошлой весной.
39.
Выше памятника на той же площади - главный в Алма-Ате кинотеатр "Арман" (1968):
40.
С впечатляющим "революционным" барельефом на стене. А вот название - отнюдь не в честь какого-нибудь безымянного революционера из романской Европы: в переводе с казахского значит "Мечта".
41.
Проспект Абая же, как и большинство алматинских улиц, отличается огромной длиной и уходит на запад почти до окраин. У одноимённой
станции метро (виден вход) - Казахский драмтеатр имени Ауэзова (1982), старейший в Алма-Ате: был открыт в 1925 году ещё в Кызылорде, откуда переехал чуть позже переноса столицы - в 1928 году, а в 1960-70-е занимал здание ТЮЗа из прошлой части.
42.
Напротив - также довольно интересный цирк (1970), но заснял его только так, на ходу из окна автобуса:
43.
И всё же надо признать, что большая часть алматинского центра - ординарные советские дома, и в общем если не проникнешься общей атмосферой - Алма-Ата может показаться городом достаточно серым. Кабы не горы, до которых рукой подать да увеличивающийся с каждым кварталом уклон.
44.
В следующей части осмотрим Новую площадь, прилегающий район Самал и кое-какие верхние окраины.
КАЗАХСТАН-2013
Путь через пустыню. Вступление.
Крах на Джунгарских воротах (2012). Предыстория.
Общее о Казахстане.
КТЖ - Казахстанские железные дороги.
О трёх казахских жузах.
Восточные базары.
Дорога в Туркестан
Актюбинск. Старый город и центральная площадь.
Актюбинск. Центр и Жилгородок.
Ташкентская магистраль. Саксаульская - Аральское море.
Аральское море. То, что от него осталось.
Ташкентская магистраль. Аральск - Туркестан.
Кызылорда. Город на Сырдарье.
Южный Казахстан
Туркестан. Хазрет-Султан.
Туркестан. Повседневный город.
Сауран. Крепость в пустыне.
Отрар (Арыстан-баб). В засохшем оазисе.
Чимкент. Вавилон Средней Азии.
Чимкент. Старый город.
Чимкент. Гильвет Кендебая Карабдалова.
Сайрам. Гнездо Святых.
Как я не попал на Казыгурт.
Дорога в Тараз через Айша-биби.
Тараз древний.
Тараз. Аулие-Ата и Джамбул.
Вылазка в Киргизию
Дорога в Талас.
Талас. Областной центр по-киргизски.
Манас-Ордо.
Семиречье
Немного Турксиба. Капчагай - Уштобе.
Джунгарские ворота.
Озеро Алаколь.
Дорога через всё Семиречье.
Талды-Курган.
Алма-Ата
Зарисовки по горячим следам.
Флешбек.
Осколки города Верного.
Арыки, инсталляции, детали.
Вверх по Алма-Ате. Нижняя часть и Тастак.
Вверх по Алма-Ате. Центр ниже дома.
Вверх по Алма-Ате. Центр выше дома.
Вверх по Алма-Ате. Выше центра.
Вверх по Алма-Ате. Горные посёлки.
Большое Алматинское ущелье.
Продолжение в Киргизии.