Предыдущие части:
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10,
11,
12,
13,
14,
15,
16,
17,
18,
19,
20,
21,
22,
23,
24,
25,
26,
27,
28,
29,
30,
31,
32,
33,
34,
35,
36,
37,
38,
39,
40,
41,
42,
43,
44,
45,
46,
47,
48,
49,
50,
51,
52,
53,
54,
55,
56,
57,
58,
59,
60,
61,
62,
63,
64,
65,
66,
67,
68,
69,
70,
71,
72,
73,
74,
75,
76.
Часть 77. Педагогическая поэма проблема - 4.
Сегодня мы попробуем поговорить о гуманизме, об искженной эмоции и о блокировке эмоций. Это очень тесно связанные вопросы, особенно в контексте "консервативных" методов "профилактики" эмоциональной патологии.
К сожалению, степень безграмотности современного общества в вопросах эмоциональной культуры сама по себе порождает в случае СДВГ-детей целый комплекс проблем. Считается, что гуманистический подход к воспитанию сам по себе является панацеей. Ну то есть типа у нас демократия, мы люди культурные, у нас тут гуманизм, и следовательно - ничего лучшего, чем уже есть, в природе невозможно, потому что нет в принципе. Действительно, гуманизм как основа мировоззрения, вне всякого сомнения - одно из высочайших достижений культуры. Если его применять с умом... Потому что вы можете заучить какие угодно высокие гуманистические постулаты, ребята, но если вы из них не сможете делать выводов, если они не станут операторным навыком, если они не станут вашей экзистенцией - тогда они превратятся в страшнейший яд. Гуманизм - один из самых страшных социальных токсинов.
Каждый человек хочет быть как можно лучше. Это естественно. Так устроена наша психика. Мы стараемся быть лучше и лучше. Для себя, для друзей, для любимых. И вот в поисках совершенства мы открываем для себя
гуманизм... Самая чудовищная беда современного человека, пытающегося быть гуманным - это абсолютизация идей гуманизма. Гуманизм как концепция вобрал в себя все самое лучшее, отрицая все не только плохое, но и недостаточно хорошее. Человек, считающий себя гуманистом - это страшное чудовище, гораздо более страшное, чем какой-нибудь тиран. Потому что такой человек считает себя носителем абсолютного добра...
У гуманиста нет тормозов и нет рефлексии, он готов причинять добро повсеместно и без ограничений, не задумываясь о реальных последствиях...
Ребята, "все мы немного лошади" (ц), все мы несовершенны, все мы совершаем ошибки. Однако любая ошибка, которую мы совершаем, всегда - болезненный опыт. Мы совершили ошибку, нам погано, мы задумываемся, анализируем причины... Если мы честно и прямо, если не сказать цинично, отдаем себе отчет в собственных мотивах, то у нас есть шанс научиться и исправиться. И мы знаем, что любая оценка - эмоциональна. Мы совершили ошибку - нам плохо. В следующий раз мы попытаемся совершить что-то, чтобы нам было хорошо. Только и всего. Но вот приходит гуманизм...
Если мы, действуя из гуманистических соображений, причинили вред или боль человеку, постулаты гуманизма, подразумевающего наше моральное право нести добро, не могут быть пересмотрены.
Еще раз. Если вы из меркантильных соображений задумали хитрость и не вышло - вы просто знаете, что действовали из меркантильных соображений, в следующий раз будете пользоваться другими. Если вы то же самое сделали из гуманистических соображений - в следующий раз вы попытаетесь быть еще большими гуманистами. Мы уже сталкивались с подобным процессом, назвав его "прокачкой святости" (на примере Распутина). Давайте посмотрим внимательнее еще раз.
Христианство утверждает, что человек грешен, что ему присущи низменные чувства. Христианство призывает, используя морковку в виде "жизни вечной", совершенствовать свою мораль. Однако христианство же и утверждает, что совершенный поступок (благое дело) человек совершает по промыслу божьему. Надоумит господь - будет благое дело, не надоумит - получится как всегда. Окончательная оценка человека происходит после его смерти, на Страшном Суде, и судить сам себя или окружающих человек не вправе, ибо "не суди да не судим будешь".
Гуманизм же утверждает, что человек сам может развивать в себе этическое начало, что этическое совершенство достижимо, и что носителем этического совершенства является сам человек. Право на окончательную оценку поступкам человека имманентно присуще самому человеку. Соответственно - человек имеет право судить.
Христианин помнит о своем этическом несовершенстве. Он знает, что при жизни он святым не станет. Он знает, что грех гордыни, а желание святости есть гордыня - один из тяжелейших грехов. Потому христианин тщательно следит за своими поступками, за своими мотивами, априорно признавая их несовершенство (человек грешен) и стараясь быть лучше, отлавливая свои грехи. Гуманист считает, что он может быть гуманистом уже в этой жизни, он считает совершенство достижимым, и потому не столько занимается "ловлей блох", сколько "несет свет" абсолютного добра и морали. Гуманизм есть грех гордыни в чистом виде.
В общем и целом, принимая вещи такими, какие они есть, христианин имеет дело с грехом, то есть - с далеко не безупречными мотивами, чувствами и оценками, и помнит об этом. Если он где-то дает слабину (бес попутал), он это признает. Гуманист же имеет дело с неким абсолютом, и в погоне за соответствием этому абсолюту он игнорирует низменное и эгоистичное в себе. С точки зрения оценки мотивов собственного поведения христианин гораздо больше склонен к реализму, чем гуманист.
Конечно, это не значит, что все христиане - прямо святые, а все гуманисты - чудовища. Но ребята, из двух Мировых войн обе устроили люди, выступавшие под самыми моральными лозунгами, и ни одну из них не начал воцерковленный христианин из религиозных целей. И потом - христианство переболело Крестовыми походами хрен знает когда, а вот то, что сейчас творится на Ближнем Востоке - это полностью заслуга гуманизма.
Гуманизм без тормозов нуждается во внимании психиатров без сожалений...
Гуманистический подход в психологии, к сожалению, привел примерно к тому же, что мы сейчас наблюдаем в политике. То есть - к насилию, профанации, спекуляциям.
Особенность СДВГ заключается в том, что сам синдром не требует изоляции от общества, не обладает четкими и яркими (хотя тут как посмотреть, да) проявлениями и не считается болезнью. Поэтому в большинстве случаев им не занимаются профессионально, как неврологическим или психическим расстройством. Считается, что больной перерастает синдром, что больному достаточно "консервативных" мер, что жизнь сама вылечит и научит. Консервативный подход заключается в создании более-менее щадящей обстановки, так, некоторым (мне например) больным даже не ставят диагноз. Причем исходят при этом из чисто гуманистических мотивов, дескать, психиатрический диагноз унижает личность больного, портит ребенку самооценку... Тем самым нарушается первое правило терапии - больной не осведомлен о своей проблеме.
Хуже всего то, что зачастую об этой проблеме даже не осведомлено окружение, или осведомлено в таких извращенных формах, например считая больного социопатом, что хоть святых выноси.
В прошлой части мы говорили об эмоциональной рассогласованности СДВГ. При общении с обычными людьми рассогласованность приводит к неправильным эмоциональным реакциям, что вызывает - абсолютно естественно - групповое напряжение. Необходимость наработки эмоциональных паттернов в группе повторений, если это происходит в одном и том же коллективе, приводит к накоплению напряжения, и - в силу кумулятивного эффекта - к тому, что нарабатываемый паттерн, вместо дружбы, товарищества, совместной деятельности в игре, например - трансформируется в своем эмоциональном содержании именно в такое вот напряжение. Иными словами, под действием напряжения, вызванного эмоциональной рассогласованностью СДВГ с окружением, СДВГ испытывает подмену эмоционального содержания психологического опыта.
Хотели подружить ребенка со сверстниками - а в результате у него с понятием дружба начала ассоциироваться эмоция страха и чувство зависимости от коллектива.
Уже в данном виде нам понятно, как происходит подмена эмоций. Самое страшное, что СДВГ действительно считает, что это он дружбу испытывает, понимаете? То есть социальный поведенческий паттерн один, название, то есть рефлексия социальных отношений одна, а испытываемые чувства, эмоции - совершенно другие. Если подобные отклонения не диагностировать, не корректировать, то в дальнейшем они приведут к социальной изоляции вплоть до аутизма, поскольку нормально общаться с окружающими такой человек не сможет.
На самом деле человеческая психика - удивительно гибкая, мощная и адаптивная штука. Когда у меня (а это было в начальных классах школы) начала происходить подмена эмоций, я начал компенсировать. Компенсация эта носила довольно любопытных характер. На улице я предпочитал играться с детьми младшего, чем я, возраста. Почему - понятно. В силу эмоциональной рассогласованности и необходимости набора повторов для базовых паттернов мне было эмоционально проще в кругу детей сходного с моим уровнем эмоционального развития. То есть - более младших, чем я. Вторая группа детей, с которыми я играл - это дети сильно старше меня. Будучи эмоционально сформированы, эти дети в силу групповой заботы старших над младшими, своеобразной такой формы уличного патернализма, прощали мне до какой-то степени мои выходки. Ну, пока вообще меня терпели. Кроме того, поскольку у меня была когнитивная гиперкомпенсаторная реакция - я мог с ними общаться. Со сверстниками я общаться не мог, так как по эмоциональному уровню я от них отставал, а по интеллектуальному - превосходил.
Кстати, если ваш ребенок проявляет подобный образец поведения - у вас есть хороший повод для встречи со специалистом...
В моем случае консервативный подход привел к тому, что меня старались побольше засовывать в компанию сверстников. В данном случае наблюдались любопытные эффекты. Во-первых, я не мог поддерживать эмоциональную согласованность в такой компании. Белая ворона - это про меня. Я испытывал дискомфорт, спорадически вис эмоционально на товарищах, в общем - компания для меня всегда была обузой, как впрочем, и я для нее. Во-вторых, естественное стремление избавиться от компании, когда такое оказывалось возможным, приводило к спонтанной регрессии. Так, однажды в пионерском лагере я смог убежать от отряда, заныкался в роще, палочкой сделал на песке окопы, натыкал солдатиками-палочками, а потом взял хворостину и устроил войнушку. Каждый удар хворостиной означал выстрел из орудия. Воевал я так минут двадцать. Вообще говоря, в такие солдатики дети еще в дошкольном возрасте играются... Налицо спонтанная возрастная эмоциональная регрессия. У меня, во всяком случае, такие штуки долго не продолжаются, и связано это, как я подозреваю, с тем, что психика компенсирует недостаточно проработанные эмоциональные состояния, формируя желание эмоционального повтора до тех пор, пока эмоция не будет освоена. В случае, если СДВГ не может, например, находясь под слишком сильной опекой, иметь такие отдушины, эмоциональная недостаточность может выливаться в компульсивное поведение либо в аффекты. И так как никто не понимает, почему ребенок ведет себя странно, формируется мнение, что...
И здесь мы опять сталкиваемся с этим блядским гуманизмом. Дело в том, что периоды спонтанного регресса воспринимаются СДВГ, как бы так сказать... Ну в общем, я понимал, что это ненормально. Это очень обидно, когда такое происходит. Если бы я знал о проблеме, если бы мне о ней сказали, если бы эти вопросы были доступны к обсуждению - можно было бы очень сильно облегчить состояние. Вот такие вот выпады в детство, особенно в подростковом возрасте - они очень унизительны. Эти приступы регресса - они всегда были, есть и будут у СДВГ, и их надо правильно канализировать. Использовать в рамках РАТ, например, отрабатывая на полную катушку. Во время своих похождений в "духовке" у меня таких приступов было - ой-вей, держите меня трое. И только потому, что я находился в толпе таких же неадекватов, для которых это было нормальное поведение, помогло мне во многих вопросах. А без "духовки" я и не знаю, чем бы это закончилось...
Существующая практика форсированного эмоционального воспитания, например, помещением ребенка в ситуации намеренного проживания эмоций, с моей точки зрения - контрпродуктивна. Да, театр - это интересно, это эмоционально насыщенно. Но - нет никаких гарантий, что переживаемые на представлении эмоции и проблемный комплекс совпадут. Очень может быть, что в театре у нас одно представление, одна эмоция, а в качестве проблемного комплекса активизируется другая. Таким образом, специальные походы в эмоционально насыщенные ситуации приводят к тому, что естественная проработка бессознательным эмоциональных паттернов блокируется. Ну по крайней мере - затрудняется. В результате эти паттерны пробиваются в регрессивных формах совершенно спонтанно в самые неподходящие моменты. С другой стороны, форсированная проработка эмоций в модельных ситуациях, если это не оговорено заранее с СДВГ (обычно такая проработка происходит в формах шоковой терапии), может привести к активации регрессивного поведения, чем ваш покорный был знаменит неоднократно, что еще более осложняет его психологическую ситуацию.
Поскольку спонтанный регресс в условиях, когда его природа непонятна, является психологически крайне тяжелым переживанием, СДВГ начинает бояться таких ситуаций, не понимая, что ему все равно придется через это пройти. И проблемы эти выражаются в
эмоциональной диссоциации. Вы знаете, что чего-то делать не надо, вы не хотите этого делать, но вы это делаете и наблюдаете за этим со стороны, не в силах на это повлиять. Вместо того, чтобы отфиксировать момент наступления регресса, донести его до места, в котором можно безопасно регрессировать (напоминаю - у меня была "духовка") и качественно отработать, СДВГ "выключается", переходит в роль наблюдателя, а когда все заканчивается - выгребает все последствия. И когда его спрашивают - почему так - он даже сказать ничего не может, потому что не понимает...
Зачастую спонтанный регресс связан с более ранними травмирующими переживаниями, каковых, как вы понимаете, у любого СДВГ - хоть жопой жуй...
Я хочу особо обратить внимание на то, что спонтанный регресс, и тем более эмоциональная диссоциация носит в случае СДВГ - во всяком случае у меня - ярко выраженный аффективный характер. И здесь мы возвращаемся к требованию обеспечения для СДВГ возможности нормального аффектирования, ибо искажения в природе аффекта могут приводить к спецэффектам. Я напоминаю о своем математике, который в 9-м классе кричал - "вот он, он разлагает весь класс". Вот так, мальчик ничего не понимал - а спецэффекты уже были...
Отдельную сложность в случае СДВГ представляет неправильное понимание компенсаторной природы гиперразвития когнитивной функции. Гиперактивация когнитивного начала есть способ компенсировать эмоциональные проблемы. В большинстве же случаев родные и близкие воспринимают это, как талант, как ранние проявления гениальности, считают ребенка вундеркиндом. Отношение к ребенку меняется, на него начинают возлагать надежды и ожидания, которым даже нормальный ребенок не может соответствовать. Вдумайтесь, у ребенка есть проблема, у него затрудненное эмоциональное развитие. Чтобы скомпенсировать это дело, психика активизирует рассудочное поведение. И вот тут вот, вместо того, чтобы помочь рассудочности ребенка компенсировать эмоциональную проблематику, ей добрые взрослые задают дополнительную нагрузку! Ну вот есть у нас больной, который не ходит, и потому вынужден передвигаться при помощи рук, и значит - руки у него сильные. И вместо того, чтобы заниматься его ногами, его заставляют ходить на руках, ему накачивают руки и так далее... Он же никогда ходить не будет нормально, вы понимаете?
Когнитивная компенсация СДВГ строго функциональна, и перегрузка когнитивной функции, возникающая из желания воспитать вундеркинда, не ведет ни к чему, кроме как к затруднению компенсации эмоциональной недостаточности. Да, есть нормальные юные гении. Бывают. Случаются. Но сколько из "вундеркиндов" становятся гениями, а сколько - эмоционально изуродованными до конца жизни людьми? Живет такой, помнит, какие "надежды" "подавал" в детстве, но ничего не вышло, он казнит себя и мучает, что вот он ленивый, безвольный и так далее. И невдомек ему, что у него просто было эмоциональное расстройство, и что перегрузив голову, он еще сильнее задавил собственную эмоциональную сферу, и что вот сейчас, казнясь и каясь - он все еще глушит себя по и так нездоровой эмоциональности...
Он мог бы себя замечательно реализовать в нормальной жизни, если бы ему, пользуясь его состоянием, не навязали социальный сценарий, полностью противоречащий его собственным объективным психологическим качествам. В случае СДВГ гениальность ребенка не есть предпосылка к тому, что он вырастет гением. Он просто выжить пытается, понимаете?
Как действует гуманизм? Гуманизм говорит, что ребенка надо развивать, заинтересовать, увлечь. Это - гуманистическая точка зрения. Сказать ребенку, что у него, возможно, психологические проблемы - это значит ребенка унизить, подавить его самооценку, помешать его саморазвитию, верно? Это корень зла. Пытаясь увлечь СДВГ, мы тем самым отвлекаем его от решения тех проблем, которые перед ним стоят реально, прямо вот сейчас стоят. Практически все гении нашли, проявили и развили свою гениальность без участия окружения. Только некоторые люди в некоторых областях, в первую очередь в музыке - стали гениями в результате форсированных усилий родителей. Но ребята, музыка - это эмоциональная деятельность, вы меня понимаете? Занимаясь по многу часов в детстве музыкой, ребенок тем самым развивает и эмоциональную сферу.
В других областях это не работает, навскидку я ни одного гения имени продвинутых родителей вне музыки вспомнить не могу.
Если речь идет о возможной эмоциональной патологии, мы не должны руководствоваться гуманистическими соображениями. Вообще. Мы должны быть холодны и рациональны, а еще - очень профессиональны. Люди с эмоциональной проблематикой неожиданно и одиозно аффектируют, и мы должны понимать, что конкретный аффект может носить как бытовую природу, так и патологическую. Нам требуются очень специфические знания и навыки, чтобы различать эти вещи. Если этих знаний и навыков нет - мы ничего не сможем сделать, мы только навредим.
Любое психологическое поражение крайне тяжело переносится. Некоторые вещи, которые на сеансах проводят психотерапевты - чуть ли не садизм чистой воды. Но они приводят к исцелению. Именно и только поэтому в психотерапии есть второе золотое правило - терапией не могут заниматься лица, эмоционально аффилированные к больному. Для СДВГ это означает - родственники не имеют права лечить своего ребенка. Друзья не имеют права лечить своего друга. Специфическая форма отношений, необходимая для излечения, носит название "терапевтический альянс", она создается специально для терапии, нигде и никогда кроме как в терапии не актуализирована. Вне кабинета хороший доктор и хороший больной друг с другом не знакомы. В принципе.
Я как-то шутил, что хороший хирург - это мослатый дядька с волосатыми ручищами, повадками мясника и юмором садиста. Только такой, когда будет вас резать - не ошибется. Хороший психотерапевт - это умный, циничный, жесткий человек без капли сочувствия. Умеющий, к тому же, притворяться добрым, мягким и душевным человеком, когда это нужно. Которому вы как больной так надоели, что он вас в гробу видал в белых тапочках...
Нарушение второго золотого правила ведет к страшной штуке - блокировке эмоций.
В нормальных человеческих отношениях у нас формируются стереотипы, в том числе - эмоциональные. Нарушение эмоциональных стереотипов, даже оправданное, вызывает у нас остро негативную реакцию. Вот есть у нас друг, например, и в какой-то ситуации он себя ведет несколько неправильным образом, например. Мы обижены, мы оскорблены, мы пытаемся вернуть человека в стереотип. Мы хотим, чтобы он раскаялся, осознал, чтобы он стал таким, как был. Фактически реакция на нарушение эмоциональных стереотипов всегда - реакция агрессивная, понимаете меня? Вспомните, у каждого были такие случаи. Эмоциональная аффилированность так устроена, что она блокирует изменения в близких (ну потому что аффилированы) людях. Вот хотел человек стать лучше, да, развивался как-то - и тут бабах! Оказывается что вот такой вот он, улучшеный - никому не нужен. Даже на бытовом уровне это вызывает напряжение в отношениях. Все близкие друзья - а жизнь штука полосатая, жует нас всех, и все мы потихоньку меняемся - со временем от нас отдаляются. Но в случае эмоциональной патологии...
Симонов показал, что эмоции играют в психике человека регулирующую роль. Соответственно, лица с эмоциональной патологией, и СДВГ в том числе, в случае излечения - получают совершенно иную эмоциональность. Если обычные изменения обычного человека - уже повод для напряжения, то изменения в эмоциональной сфере СДВГ - это Апокалипсис любых и всех отношений. Потому что человек меняется тотально. На уровне восприятия, на уровне ценностей, на уровне интересов, приоритетов, спонтанных и аффективных реакций, на уровне когнитивной деятельности - все другое. Был один человек - стал другой, и этому человеку вы можете быть совсем не интересны, или интересны иначе, или интересны только в определенном контексте.
Задача терапии эмоциональной патологии - добиться таких тотальных изменений. Это невозможно, если терапевт эмоционально аффилирован к больному, потому что эмоциональная аффилированность будет требовать сохранения, а не изменения у пациента. Если вы сопереживаете лицу с эмоциональной патологией - вы всего лишь оставляете его в бездне безумия навечно.
Вот такой вот гуманизм получается...