Тайна личности Льва Абалкина, или невероятные приключения в невозможном месте - 72

Mar 18, 2016 13:55

Предыдущие части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71.

Часть 72. Введение в психопатологию обыденной жизни - 1.

Нам потребуется небольшая панорама. Эдакая развернутая картина маслом. Некий глобус, всеобъемлющий и ни разу не детальный. Мы должны видеть проблему в общем, в целом, прежде чем сможем перейти к детальным вещам. У Зигмунда Фрейда есть замечательная книга на эту тему, да вот беда, от хороших книжек умные, конечно, умеют - но дураков просто немеряно.

В свое время я столкнулся с тем, что каждая информация требует ключа. Можно взять среднюю статью из среднего научного журнала, прочитать - буковки-то понятные, верно? Можно даже полезть в справочники и разобраться в формулах (сейчас почти везде есть формулы). Можно ознакомиться с требуемыми теоремами, заучить их. Но все равно - у вас останется стойкое ощущение непонимания. Вы будете видеть данный результат, описанный в статье, но вот как он связан со всеми остальными результатами, какие следствия он влечет и чем он интересен - для вас останется загадкой. Связано это с тем, что вы не владеете парадигмой, у вас нет системы устойчивых инвариантов восприятия, в координатной системе которых данный результат является значимым, осмысленным, связанным с другими результатами и окружающей реальностью.

Книга Фрейда "Психопатология обыденной жизни" написана просто, понятно, интересно, но она - яркий пример вот такой вот научной работы. Большинство не-психологов, читающих эту книгу, видят обсуждение какой-то частной симптоматики, и только. Они не видят связи одного с другим, ибо чтобы увидеть эту связь, необходимо получить полноценное психологическое образование, чтобы владеть терминологией, панорамой, проблематикой - только в этом контексте данная простая, приятная и интересная книга обретает смысл. Вот панорамой, в контексте обсуждаемых в цикле вещей, мы сейчас и займемся.

Я хочу, чтобы вы запомнили для себя очень простую, но очень важную вещь. На самом деле я очень плохо знаю психологию. Но я исключительно знаю один-единственный кейс. Это ключевая точка, это инвариант, без понимания которого мы дальше не продвинемся никуда. Да, АТ с восьми лет, начитка психологической литературы, практика саморегуляции, любопытные и поучительные ситуационные игры, особенно на протяжении последних лет - но любой клиницист заткнет меня за пояс, особенно в специфических клинических вопросах. Да, в силу определенных качеств я могу видеть многие вещи, и этим пользуюсь - но еще раз говорю, это не глубокие знания науки, это исключительное знание одного-единственного кейса.

Почему госбез не обращается к клиницистам либо обращается плохо? Наверное потому, что не видит, зачем, не видит панорамы, не обладает парадигмой...

Итак, психопатология в обыденной жизни. Мы с вами говорим о феномене, роли и формах проявления различных психических отклонений, не связанных с госпитализацией и потому участвующих в нормальных процессах социальной коммуникации. Не бывает двух одинаковых людей. У каждого еть свои какие-то плюсы и минусы. Кто-то лучше оперирует информацией, кто-то лучше запоминает, кто-то сильнее сопереживает, кто-то увлекает за собой, кто-то умеет находить нужные слова. Одни качества сильнее за счет других, некоторые - являются компенсацией, некоторые - специально подавляются или стимулируются исходя из социальных и микросоциальных требований. На самом деле не существует единой концепции психической нормы, граница между нормой и патологией в известном смысле условна. Если мы говорим не об органических поражениях, а о функциональных нарушениях, отдельные черты характера и качества личности могут быть приспособительным механизмом.

К примеру, безопасники и менты имеют загрубленное восприятие. Они столько говна видят, что развитая и чувствительная эмоциональная сфера для них - недопустима. А вот актеры, визажисты какие-то - они должны быть легкими и подвижными эмоционально, иначе не смогут работать. Но с другой стороны, ситуация конфликта для силовика - это нормальная рабочая обстановка, а поэт какой - в петлю полезет. Каждому своё...

Не существует четкой морфологической грани между приспособительным свойством девиации и паталогическим. Определенная невротизация (да-да, эмоционально стимулируемый якорь имеется в виду) присутствует у всех, но далеко не всем требуется визит к психиатру. Несмотря на одни и те же механизмы реализации психологических процессов, в одних случаях мы говорим о прекрасной адаптированности, о чудесном характере - а в других о жуткой патологии. По сути своей, вопрос о психологической девиации имеет смысл лишь в контексте социального окружения. В одних случаях человек приобретает отклонение как профессиональную деформацию, в других - как болезнь, препятствующую нормальной профессиональной деформации. Тема психопатологии обыденной жизни - это такая пограничная тема. В конце концов, отсутствие ног для нищего - это плюс сто к карме и бизнесу, но это не значит, что нормальные люди должны отрезать себе ноги, верно?

В психологии есть даже не понятие такое, а представление, еще со времен древней Эллады, о возможности существования гармоничной личности. Вот есть такая некая идеальная гармоничная личность, в которой все прекрасно, недостижимый идеал для поэтов, художников, педагогов, социологов, философов, психологов и прочих озабоченных абсолютным человеческим совершенством двинутых гуманитариев. Именно гармоничная личность есть предел, к которому стремится вся наука о человеке, и которого она не достигает, есть эталон представлений о психическом здоровье. Ребята, мы с вами все - чудовищные инвалиды с точки зрения этой красивой мечты...

Если постулировать наличие определенных колебаний психологических качеств как норму - а это наблюдаемый, и потому очевидный факт - и если постулировать, что некоторые качества и отклонения представляют из себя жуткую болезнь, или жуткие болезни, то как мы можем провести границу между одним и другим? (К слову сказать, современная психология и психиатрия успешно убегают от ответа на этот вопрос). Поскольку мы не претендуем на достижения в области теории, и нам довольно небольшой кусочек практики нужно видеть, мы допустим некий такой локальный критерий. То есть в общем наши представления, конечно, неверны - но вот в данном аспекте, в области описания бытовой психопатологии, за неимением другой шкалы измерений - мы примем то, что примем и будем им пользоваться.

Мы сделаем небольшую локальную шкалу такую, на одном конце которой будет гармоничная личность, а на другом - личность больная и ущербная, и будем эту линеечку прикладывать к чему надо и к чему не надо.

Давайте определим гармоничную личность как идеальное соответствие качеств, психологических, физических, нравственных и моральных, той обстановке, области деятельности и социальным условиям, в которых проходит жизнь данного человека. Это вполне очевидно. И давайте определим болезненное состояние, как несоответствие каких-либо качеств той реальной обстановке, в которой находится субъект. Это тоже вполне очевидно. Естественно, что любая "реальная" патология - будь то невроз, психоз и так далее - в наше определение помещается. Мы сразу видим, что наше определение гармонии и болезни является контекстно-зависимым. И это естественно. Вот артист балета в структуре партизанского отряда - совершенно негодная социализация, он дисгармонирует с обстановкой. Анна Ахматова в роли наркома внутренних дел - нонсенс. Но и боец полицейского спецназа в роли режиссера МХАТ - тоже не лучший вариант, верно? Разные контексты - разная гармония.

Однако существует масса областей и ситуаций, в которых наша линеечка является абсолютно универсальной. Все имеют личную жизнь, в каких бы формах она не происходило, бытовые отношения с соседями, в транспорте, в магазине и т.д. и т.п. Быт, который нас окружает - это тот универсум, в котором мы и можем наблюдать гармонию в одних случаях и патологию в других.

Условно бытовую патологию можно разделить на эмоциональную и когнитивную. Нам не важна этиология, мы говорим об аспектах проявленности. Когнитивная патология выражена в недостаточной информированности, в неспособности усвоить информацию, в логических нарушениях, в сниженной способности к оперированию имеющейся информацией. Эмоциональная патология выражена в недостаточном либо избыточном сопереживании, либо в недостаточной либо избыточной эмоциональной реакции, в неправильном либо парадоксальном способе эмоционального реагирования.

Уже сказанного достаточно для того, чтобы оглянуться и поразиться, рекомендую, я уже много лет созерцаю в немом восторге...

В случае когнитивной патологии существуют простые, доступные и простые методы для диагностики и профилактики. В первую очередь это разнообразное тестирование как диагностическая мера, и чтение литературы, общение со специалистами и различные иные формы обучения. Если когнитивная патология не вызвана органическими причинами, либо эмоциональным расстройством, если она не связана с тем, что по комплексу качеств человек непригоден к области деятельности либо занимаемой должности - она вообще не является проблемой. Не все могут быть руководителями предприятий, президентами, учеными. Блестящий инженер может не справиться с обычной непорядочностью, но это не значит, что он плохой инженер. В случае, если когнитивная дисфункция носит функциональный характер, она может быть успешно скомпенсирована путем получения образования, самообразования, либо помещением на должность, с которой человек справится, с опциональной возможностью роста по мере усвоения необходимой информации и знаний. Если когнитивная дисфункция вызвана болезнью - она поддается лечению либо компенсируется адаптацией условий деятельности.

Когда-то я занимался мордобоем. Ну, после армии большинство ребят идут во всякие мордобойные клубы, это такая компенсация после службы. Так вот, мне мой тренер говорил - "если у тебя нога быстро не поднимается, это ничего, можно подобрать такой комплекс ударов и приемов, чтобы это не требовалось". То есть - в такой специфической области, как самооборона, можно индивидуально подобрать такой комплекс методов подготовки и приемов, который позволит минимизировать недостатки, в то же время максимально улучшив результат. И это никого не удивляет, заметьте. Некоторое время спустя я приобрел книжку Масутатсу Ояма по самообороне. В отличие от всех читанных мной книжек по мордобойным искусствам, там не было систем упражнений, не было стоек, блоков, связок. С точки зрения подготовки спротсмена или профессионала данная книжка не представляет из себя вообще ничего. Но Ояма не был бы мастером, если бы писал книжки без изюминки. В книжке были рассмотрены типовые уличные атаки и методы противодействия. Каждый метод противодействия был построен исходя из условий, что противодействовать будет аутичная старушка, передвигающаяся на костылях, а нападать - здоровый бугай. И вот на одном спарринге я совершенно случайно теряю контроль...

Я ее, эту книжку, не прорабатывал. Я ее просто пролистал. И вот здоровый бугай, по которому я ни разу попасть не смог вообще, зато он меня в стенку вбивал строго периодически по времени, как по расписанию - оказался в корчах на полу. Да, с точки зрения подготовки профессионала эта книжка - ноль, но она показывает, как можно адаптировать человека к ситуации, к которой он непригоден в силу объективных причин.

Когнитивные расстройства бывают разные. Кто-то просто не знает, не имеет информации. Кто-то осознает, что ему не хватает информации, но не способен самостоятельно обучиться. Кто-то обладает хорошей памятью, и кажется - вполне может запомнить информацию, но ему не хватает понимания принципов, как ее использовать. Это разные по природе варианты когнитивной дисфункции, которые на бытовом уровне выглядят одинаково - человек дурак. И чтобы решить проблему, нужно одному объяснить, что у него нет знаний, второму - дать книжку, третьему - нужны курсы, четвертому - задачник, или - дать самому поиграться с чем-то, например, дать токарю станок, выделить десяток болванок и пусть отрабатывает нарезание резьбы до посинения...

Пример "когнитивной недостаточности" на моем примере я уже расматривал, это история с моим преподавателем литературы, который разрешил мне писать в сочинениях все, что я думаю. Он пытался определить тип когнитивного расстройства, и оказалось, что я просто не понимал, чему, каким критериям должно соответствовать мое сочинение. Оказалось, что это просто должно быть сочинение, и все. С третьего по девятый класс включительно ни один из педагогов мне не сообщил такой простой вещи, понимаете?

Мысль о том, что человек, проявляющий признаки умственной недостаточности, дебил - в корне неверна. Я общаюсь с массой интересных людей (взять тот же госбез), большинство которых ну явно не блещут образцами высокой философии. Но вы себе не представляете, насколько это точные, глубокие и интересные люди. Да, у них специфические навыки, большая часть из которых - крайне неприятного свойства, но если на них внимательно посмотреть - это просто нечто восхитительное... С другой стороны, один из самых замечательных примеров идиотизма в моей практике - это журналист, писавший замечательную экономическую аналитику, и разрушивший работу подразделения, которое он возглавлял. Вроде ж о сложнейших вещах писал, разбирался - и на практике не справился с совершенно элементарными вещами...

Даже в случае с проблемами когнитивной области, относящимися к области психиатрии, и даже - органики, возможно очень много чего интересного. Так, информация о неподвижных и движущихся объектах обрабатывается мозгом по-разному. Если человек имеет нарушения, которые мешают ему воспринимать неподвижные объекты, его бесполезно ставить на неподвижное место работы. Но если его поставить на контроль качества на линии - он будет гениально видеть любую ущербную деталь на движущейся ленте конвейера. Потому что могз всегда компенсирует одно другим. Я когда смотрю видео на производственные темы - иногда восхищаюсь той степенью развития навыка, которую демонстрируют обычные работяги, ни один инженер так не сможет. Иногда люди с трудом озвучивают собственные мысли, но могут вести содержательные дискуссии о понятиях и концепциях других людей. К слову сказать, в советское время это была тотально распространенная патология. Причина - насильственное внедрение концепции коллективизма в той идеологии, в результате чего люди просто боялись высказывать свое мнение в качестве именно своего мнения, им казалось, что они противопоставляют себя коллективу. В то же время в приватной обстановке у них такой обсессии не возникало. Большая часть "демократов" сохранила это чисто эмоциональное по природе, но когнитивное по формам проявления, расстройство до сих пор. Им ну обязательно нужно говорить от чьего-либо имени, хоть народа, хоть группы товарищей, хоть прогрессивного человечества, а от себя они не могут, потому что реально больные люди. Учитывая личный опыт, могу сказать - да, говорить от себя довольно болезненно бывает...

Я вспоминаю тот еще Комитет - вот там мне сделали реально весело.

Антитезой является мой случай. Я все говорю от себя, а вот репрезентировать группу людей - не могу. Причина - ранняя эмоциональная и когнитивная дистанцированность от сверстников, возникшая на базе этого обструкция и как следствие - мощный обсессивный комплекс, каковой мы наблюдаем - в комплексе - непрерывно, в масштабе и перспективе. При этом наличие сильной личной позиции вовсе не предполагает ее антиобщественности. Достаточно вспомнить историю с подготовкой к КВН. У меня и общества просто разные когнитивные стандарты, я не командный игрок ни разу. Зато - у меня всегда есть что сказать, и гитики не заканчиваются никогда от слова вообще...

И вообще, до тех пор, пока общество не сможет корректно относиться к наличию сильной личной позиции у каждого из своих членов, болезнь "спрятаться за коллектив" так и останется неизлечимой.

Я довольно много в этом журнале критиковал западную психологию. И я ее до сих пор критикую. Западная психология очень здорово уперлась рогом в когнитивистику, заведомо принижая роль бессознательного в личных и общественных процессах. Фактически - она повторяет ошибку марксистско-ленинской школы в психологии поздних этапов развития последней. Это связано с тем, что западная идеология, построенная вокруг примата индивидуальности и персоналии над обществом, акцентирована на роли и месте личности в мире. И при этом как бы возможности мира эту самую личность привести в соответствие с собой становятся темой непопулярной. Ну представьте, вы поступаете в модный американский университет, у вас такие планы на будущее, и вам на первой же лекции говорят - родные мои, если мир захочет вас удавить - он вас удавит. Где уж тут взращивать позитивное отношение к реальности, верно? Однако нужно сказать вот что. Если мы будем рассматривать психологию когнитивного - у Запада есть чему и нужно учиться, там материала много. Просто стоит помнить, что если сознание встречается с бессознательным - оно всегда проигрывает. Если мир захочет вас удавить - он удавит и не поперхнется, он такой...

Огромное значение в случае когнитивной психопатологии, даже в органических ее  случаях, имеет общественное отношение. Порицательное отношение к лицам с проблемным развитием создает обструкцию, которая на эмоциональном плане демотивирует их к попыткам найти свое место в жизни, построить компенсацию и так далее. На самом деле когнитивные проблемы - это самые простые проблемы в аспекте социальной адаптации. Даже нарушения логики вовсе не так страшны, если есть понимание сущности конкретной проблемы конкретного человека. Не бывает вообще слабоумных, бывают люди с конкретной формой, динамикой и причинами недостаточности. И в большинстве случаев - а функциональных расстройств на порядки больше, чем органических - с дисфункцией можно справиться, или даже использовать ее в качестве преимущества. В конце концов, даже "чемпионы интеллекта" из американских спецслужб не смогли мне отказать в доступе к материалам по психотронике, верно?

К слову сказать, наши ребята при всей их незамутненности - гораздо сложнее в обработке, чем те же американцы. Если мне будут нужны ресурсы службы, насетапить АНБ, ЦРУ или еще кого ихнего на бесплатную благотворительность мне гораздо проще. А на наших так не поездишь, наши кого хочешь сделают в этом плане...

Следующий большой класс бытовых патологий - патологии эмоциональные. Это очень сложный, гораздо сложнее когнитивных расстройств, класс. В первую очередь это связано с тем, что эмоции играют в психике регулирующую роль, и в том числе - регулируют когнитивную деятельность. Скажем так. Когнитивное расстройство воздействует на эмоциональную сферу только опосредовано, через эмоциональную реакцию окружения. А эмоциональное расстройство влияет на когнитивную деятельность непосредственно, моментально и императивно. Иными словами - когнитивное расстройство может не сопровождаться эмоциональным, но эмоциональное обязательно будет сопровождаться когнитивным. Только если когнитивное расстройство будет производным от эмоционального, диагностика становится на порядок сложнее.

К слову сказать, прелесть данного цикла как раз и заключается в том, что он иллюстрирует, как кажущееся (на протяжении многих лет) когнитивное расстройство на самом деле является лишь следствием эмоционального, на которое никто никогда не обращал внимания, не диагностировал и с этой точки зрения - им не занимался в качестве именно эмоционального расстройства.

Мальчик оказался не идиот, его просто колбасит...

Первое же, с чем мы сталкиваемся в области эмоциональных расстройств - это трудность восприятия. Ошибки логики мы видим (если сами думать умеем), они очевидны. Эмоциональная сфера - это сфера переживаний, это область интегрального, недифференцируемого психологического опыта. Эмоции не являются логически обусловленными, в формировании эмоций участвует весь организм в целом - начиная от бурчания в животе и до ожидаемых в будущем неприятностей дома от того, что вот сейчас на корпоративе выпил, а дома теща. Непрерывный, континуальный характер эмоции затрудняет рефлексию, и тем более - наблюдение со стороны. Кроме того, эмоциональная реакция связана с внутренним позиционированием. Я могу злиться на инженеров, неудобно разместивших перепаиваемый конденсатор на плате, на паяльник, у которого слишком толстое жало или мало мощности, на припой, которого мало или много, на дрожание рук после вчерашнего перепоя, на идиотов, которые принесли плату в ремонт вместо давным-давно купить новую, на плохое освещение от настолькой лампы, на недостаток денег, чтобы купить нормальную паяльную станцию, на квартиру, в которой нет места для этой паяльной станции, на позывы сбегать в туалет, просто на идиотизм ситуации... И все это выразится в одном - в чувстве злости, в потере концентрации и в конечном случае - на результатах работы. Я злюсь на себя, на инструмент, на обстоятельства, или на саму работу?

В случае социальной коммуникации все намного веселее. Дело в том, что в общении людей невербальная компонента играет не меньшую роль, чем вербальная. Более того - невербальная компонента общения крайне редко осознается именно как компонента, как правило мы довольствуемся впечатлениями, не подвергая их анализу. В связи с этим неправильные (как нам кажется) эмоциональные реакции контрагента по общению автоматически вызывают у нас самих определенные эмоции, и эти эмоции также влияют на контрагента, в связи с чем возникает ситуация неуправляемого диалога. Вполне возможен такой тип расстройства, при котором люди могут общаться письменно, но не в состоянии поговорить лицом к лицу. Данный феномен очень хорошо знаком пользователям социальных сетей, они знают, что приятная беседа в Интернете еще не означает приятных впечатлений от личной встречи. Фактически, общение в соцсетях позволяет минимизировать влияние личной эмпатии, влияние эмоции, и для многих это является причиной "залипания" на "вконтактах" и прочем. Электронное общение, дистантное общения является эмоционально менее нагружающим вариантом, и люди это чувствуют.

Эмоции гораздо меньше поддаются управлению, чем логика и мысль. Если мы в разговоре теряем нить, то можем остановиться, сделать перерыв, попросить объяснить и так далее. Мы можем открутить цепочку рассуждений назад, найти то место, где мы "сорвались" и начать снова. Эмоции открутить назад невозможно, во всяком случае - для людей, не занимавшихся саморегуляцией, это невозможно в принципе. Более того, если когнитивные расстройства носят более-менее объективный характер, эмоциональные - сугубо субъективны. Вы можете указать контрагенту на логическую ошибку, и он согласится. Однако, указав контрагенту на неправильное отношение, вы скорее всего вызовете крайне отрицательную реакцию, а вовсе не скорректируете его нужным образом.

Все эти факторы приводят к тому, что эмоциональные расстройства без помощи специалистов, то есть психологов и психотерапевтов (а то и психиатров), работающих в специальных условиях, неизлечимы и очень часто - даже недиагностируемы.

Весьма важным качеством эмоциональных расстройств является их безусловное общественное порицание. Возникающая в процессе общения с патологической личностью отрицательная эмоциональная реакция препятствует осознанию реальной проблематики. Среди моих знакомых есть люди, демонстрировавшие в различное время, и демонстрирующие сейчас, различные формы эпатажа. Ну а что касается госбеза - эти ребята эпатаж устраивают просто от винта, да... Так вот, очень многие из них оказались интересными людьми. Трудно, конечно, хорошо относиться к человеку, который пытается тебя укусить за нос, например, однако это вовсе не свидетельствует о том, что он всегда будет так поступать. Влияние ситуационной обстановки на поведение эмоционально проблемных личностей трудно предсказуемо, и это вызывает однозначную отрицательную общественную оценку. Если когнитивно недостаточный человек еще может рассчитывать на какое-то понимание со стороны окружающих, то личность с эмоциональной патологией - практически никогда. И если в случаях с когнитивными расстройствами социальная адаптация представляется возможной, и даже не сильно сложной, то в случае с эмоциональной патологией, в силу однозначного отрицательного отношения, данный вопрос просто не рассматривается. А вместе с тем эмоциональная дисфункция вполне позволяет, в очень многих случаях, нормальную социализацию.

Существует два подхода, как я могу их выделить, к профилактике эмоциональных отклонений. Первый - реактивный. В данном случае реципиент помещается в щадящую обстановку, дабы его эмоциональная сфера не испытывала перегрузок, в надежде, что все поправится. Второй - активный. В данном варианте используются когнитивные качества субъекта, он научается рефлексировать свое эмоциональное состояние. Действительно, существуют виды патологий, при которых контроль и развитие эмоциональной сферы невозможны. Пример - лица со склонностью к эпилептическим припадкам. Таким пациентам противопоказаны не только различные виды психорегуляции, а и вообще - любая эмоционально насыщенная обстановка. Однако активные методы в целом представляются гораздо более перспективными. В качестве примера активных методов я вспоминаю случай из практики Владимира Леви. У него на группе была молодая семья, которая очень любила ругаться "без ограничений". Леви предложил им ругаться в стихах, благодаря чему они сублимировали свое эмоциональное состояние в творчество. Более того, ругаться таким образом им настолько понравилось, что они даже специально этим занимались. Это - пример активной канализации неуправляемого (аффективного) эмоционального состояния в безвредную форму.

В отличии от чисто когнитивных расстройств, эмоциональные расстройства плотно связаны с деятельностью бессознательного. Неважно, что мы имеем - неуправляемый взрывной темперамент, или патологическую безэмоциональность - во всем этом присутствуют бессознательные комплексы, в основном невротического содержания. Диагностика невроза и формирование условий и отношений, которые не будут стимулировать "спусковой крючок" патологии - вполне возможная и естественная форма социальной адаптации. Кстати, специалисты, которые работают с посттравматическим стрессом в стационарных условиях, именно этим и занимаются. Однако одни консервативные методы не помогают.

В качестве прекрасного примера работы с эмоциональной патологией мне хочется вспомнить работу Бруно Беттельгейма "Love Is Not Enough: The Treatment of Emotionally Disturbed Children", написанную во время его работы с детьми в Ортогенической школе Сони Шенкман, отрывки из каковой книги печатались в советских журналах (вроде в "Ровеснике") на излете истории СССР. Сочетание методов психоанализа и актуализации позволило Бруно развивать эмоциональную сферу детей путем осознанного расширения ими спектра доступных им эмоциональных ситуаций в окружении с регулируемым уровнем эмоциональной насыщенности. Кстати очень жаль, что этой работы нет в переводе на русский - она того стоит. Заметим, что Беттельгейм применял комбинацию реактивного и активного подходов.

Диагностика и профилактика эмоциональных расстройств требует от "нормального" окружения совершенно иных, чем в случае с когнитивными расстройствами, качеств, и совершенно иного уровня работы. Если когнитивные расстройства, например, болезнь Альцгеймера, воспринимается и диагностируется именно в качестве когнитивной дисфункции, и ее профилактика в бытовом плане заключается в снижении когнитивных требований к больному, при безусловном положительном эмоциональном отношении, выраженном в сочувствии и готовности оказать помощь, то с эмоциональными расстройствами все сильно не так.

[Все не влезло будет продолжение]

Тайна личности Льва Абалкина

Previous post Next post
Up