Предыдущие части:
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10,
11,
12,
13,
14,
15,
16,
17,
18,
19.
Часть 20. Про два в одном, или за что платят дважды.
Ну что, пришло время опять говорить гадости? Отлично, поехали.
Сегодня мы рассмотрим особенности коммуникации с ЭПМА - то есть, с эмоционально подвижным человеком со склонностью к мягкому аффекту. Извините за аббревиатуру, пока мы не придем к пониманию сути вопроса, пользоваться более коротким термином "медиум" я считаю неправильным. Потому что обзываться всякий может, и я в том числе, а читатель покрутит носом и скажет - "а, медиум, все понятно", хотя на самом деле этому самому читателю нихрена не понятно, он нихрена не знает, а то, что он думает, что знает - фигня совершенная и галиматья абсолютная. Потому, чтобы не возник эффект ложного понимания - мы говорим об ЭПМА.
Это как раз тот случай, когда от правильного термина многое зависит.
Начнем мы с более легкого случая - с ЭП, то есть с просто эмоционально подвижного человека. Итак, встречается обычный человек (хотя их много разных - обычных, но мы все это многообразие обзовем еще одной аббревиатурой - ОЧ) с ЭП и начинает беседовать на какую-то тему. В процессе общения ЭП подстраивается эмоционально к ОЧ, у того возникает ощущение комфорта от беседы. У ОЧ комфорт возникает потому, что он видит перед собой человека, который разделяет его чувства. А у ЭП комфорт возникает потому, что ОЧ не испытывает напряжения от беседы, и соответственно, имеет более мягкий, комфортный эмоциональный фон, поддерживать который для ЭП - одно удовольствие. Это - следствие эмоциональной подвижности ЭП. Внешне - это мягкая, совершенно дружелюбная и доверительная беседа двух людей.
Допустим, что ОЧ начинает говорить о вещах эмоционально значимых. Его эмоциональное состояние меняется, начинают бурлить эмоции и так далее. ЭП встраивается в это состояние (на то он и ЭП), и ОЧ получает положительную обратную связь. Положительная обратная эмоциональная связь - это то, что люди называют "энергетической подпиткой". И здесь происходит две очень интересные вещи.
Во-первых, ОЧ теряет ощущение собственного эмоционального состояния. Поскольку, несмотря на эмоциональное напряжение темы разговора, он получает "подпитку", то есть - имеет "благодарного слушателя", разделяющего его эмоциональное состояние, у него не происходит, или происходит с большой задержкой, эмоциональное истощение, не нарастает усталость. ОЧ в эмоциональных беседах с ЭП не чувствует эмоциональной усталости. А поскольку мы все люди эмоционально безграмотные сегодня, развращенные эмоциональной вседозволенностью эпохи фельетона и Эдварда Бернейса, поскольку мы не рефлексируем, что наши эмоции вот-вот и уже перехлестнут через, то и ориентируемся мы в процессе беседы не на накал эмоций, а на чувство эмоциональной усталости, эмоционального истощения.
Отсутствие привычки к контролю собственного эмоционального состояния у ОЧ приводит к тому, что в процессе беседы с ЭП он испытывает сильное эмоциональное возбуждение. Происходит это исключительно потому, что ЭП, в силу своей природы, непрерывно к ОЧ подстраивается, сохраняя у того ощущение комфорта. Даже тогда, когда впору бежать за валерьянкой или чем посильнее.
Во-вторых, эмоциональная беседа с ОЧ, в силу того, что она происходит в условиях повышенной эмоциональности последнего, требует от ЭП поддержки (за свой собственный счет) сильноэмоциональных состояний ОЧ. Потому острое, яркое, эмоционально насыщенное общение вызывает у ЭП усталость, иногда - раздражение. ЭП просто физически устает от эмоциональных бесед. Просто в силу своей эмоциональной подвижности. Диагноз "вегетососудистая дистония" - любимая для ЭП и ЭПМА штука.
ЭП и ЭПМА хорошо ведут переговоры в бизнесе, например - ну вы уже поняли, комфортное состояние у клиента/партнера и так далее - но это же их и истощает. Они прекрасные актеры, но вне сцены - совершенно невыносимые люди. Кстати о сцене. Я как-то имел беседу с одной будущей актрисой, и в процессе беседы у нас возник разговор о системе Станиславского. Так вот, барышня сомневалась, что система Станиславского сейчас актуальна. Я заметил, что различные школы имеют свои собственные художественные методы. Классическая европейская школа, которая (усилиями Голливуда, Бродвея и Шекспира) де-факто сейчас британская, основана на темпе и на паузах. Европейский театр - это театр темпа и пауз. Это один подход. Система Станиславского основана на передаче эмоционального состояния, она требует эмоциональной подвижности. Это другой подход. Они просто разные. Посмотрите на популярных актеров советского театра и кино - это же классические ЭП-шники. Все как один - яркие на сцене или съемочной площадке, и как правило - совсем другие в жизни. Смирнов, Басов, Смоктуновский, Домогаров, Меньшиков, Миронов (оба)...
Смотрел недавно документальный фильм "
Разведчики. Смертельная игра" (2015) об истории шпионских детективов в советском кинематографе, там есть интервью с Евгением Мироновым, мы к нему еще вернемся.
Начиная с определенного момента в эмоциональном общении ОЧ с ЭП ОЧ начинает нести. И тут Остапа (ОЧ) понесло, так сказать... Посему естественная защитная реакция ЭП - резкая смена эмоционального фона с комфортного на некомфортный. Как правило, это происходит либо в результате усталости, либо тогда, когда общение (в силу тех или иных причин) утратило с точки зрения ЭП смысл. В таких случаях ОЧ как бы бьет каким-то внутренним током. Вот только что нормально беседовали, и вдруг - нате-здрасьте. И хрен бы наш ОЧ уловил сигнал и что-то понял, нет - он ведь находится на эмоциональном пике, он находится в стадии экзальтации... Ну вот какая реакция доступна для ОЧ, когда его эмоционально ёбнули в самый, понимаешь, кайфовый момент?
Когда ОЧ беседуют друг с другом эмоционально, они, в силу сниженных способностей к взаимной подстройке, пытаются перекрыть друг друга эмоциями. В зависимости от того, насколько серьезно они друг друга не понимают, это может иметь вид разговора на повышенных тонах, попытки перекричать друг друга, надавить на оппонента, в пределе доходит до быкования или даже драки. Ну каждый в жизни видел такие разговоры, верно? И вот, когда ЭП сменой эмоционального фона беседы дал ОЧ понять, что беседа в данном ключе, на данную тему либо в данных обстоятельствах неуместна, что делает ОЧ? Правильно, ОЧ начинает наезжать...
А в стадии экзальтации - нарываться.
Потому скандалы с артистами так часты. Артисты устают на сцене, на съемочной площадке. Идеал жизни для артиста - выйти в магазин за покупками, чтобы его спокойно, быстро, вежливо обслужили и отпустили. Всё. Поглядите на жизнь артистов - они ж выйти никуда не могут, чтобы какой-нибудь оболтус не выразил им... Да, не все, не всегда, некоторые специально провоцируют окружение, но большинство артистов - абсолютно нормальные люди, без понтов и без шарниров. Я общался с артистами, я знаю.
Излишне говорить, что в случае с ЭПМА экзальтация ОЧ может достигать глубин немеряных, высот невиданых и пределов внечувственных. В силу описанного в прошлой части процесса затягивания в аффект. При этом ОЧ будет свято уверен, что с ним все в порядке, что он прав, и что это ЭПМА такой козел, что это он все провоцирует и на людей бросается.
Плавали, знаем.
В общем, здесь ничего особенного не сказано, верно? И хотя такое короткое, но емкое описание специфики общения ОЧ с ЭП, я уверен, дано впервые - но ничего выходящего за рамки здесь нет. Потому что мы рассматривали случай, когда один человек беседует с другим, который тоже один. Гораздо интереснее происходит, я бы сказал, проистекает, когда один ЭП беседует сразу с несколькими людьми.
Потому что именно в этой ситуации начинают происходить всякие гитики.
И вот мы имеем группу ОЧ, которые беседуют... Для начала - с ОЧ.
Любой сетевик (в смысле маркетинга) знает, что уломать клиента проще, когда разговор строится по схеме один клиент - несколько адептов. Ну типа для встречи с клиентом сетевик приглашает спонсора, и они беседуют двое на одного. Если все они - ОЧ, то мы имеем следующее. Во-первых, сетевик и спонсор действуют заодно, то есть их эмоциональные усилия согласованы. Им легче перекрыть по эмоциям одного клиента. Во-вторых, включается феномен групповой суггестии, который мы рассматривали в теме про психотронику. То есть получается все, как задумано - пришли, перекрыли своим эмоциональным состоянием, впарили какой-то унитаз или подписали на какой-то лохотрон, разбежались. Нормально.
А теперь начинается вкусное. Двое (или больше) ОЧ начинают беседовать с ЭП. Будучи в святой уверенности, что все замечательно и все превосходно. Начитанные книжек по психологии модных. Все из себя круто упакованные, в меру упитанные и примерно настолько же воспитанные. А тут - один ЭП (пока что рассматриваем ЭП), каковой по жизни, в силу своих особенностей, человек милый и интеллигентный. Ну что тут может пойти не так?
Теперь ЭП нужно "зеркалить" не одного собеседника. А сразу двух. И хотя они работают сообща, между ними существуют определенные различия, потому как люди, в общем - все разные. А в ситуациях запрограммированного общения (например, вербовка в лохотрон) - у них еще и разные роли расписаны. И одному нужно зеркалить одно, а другому - другое. И простой процесс общения, который ЭП подсознательно исполняет на пятерку, становится для него вдруг... Правильно, дети, общение сразу с несколькими собеседниками вызывает у ЭП существенные проблемы, потому что требует от него выдачи нескольких, зачастую конкурентных, зеркальных образов...
Ситуация общения с несколькими людьми для ЭП есть ситуация крайнего дискомфорта, причем дискомфорта подсознательного, интуитивного, необъяснимого логически, но абсолютно реального.
Фиксируем. В случае ОЧ его можно "перекрыть" эмоционально. Именно на этом основан подход Эдварда Бернейса. В случае ЭП попытка перекрыть эмоционально приводит к реакции отторжения. Любая попытка перекрыть - даже в случае одного человека, как мы видели - приводит к тому, что процесс общения сворачивается. А в случае нескольких людей, поскольку "зеркалить" - что свойствено ЭП от природы - нескольких людей на порядки труднее, чем одного человека, попытка перекрытия - это гарантированный способ получить обратный результат. Вот хотели уговорить - а отправились в пешее эротическое путешествие.
Молодцы.
Нет, что вы, ЭП может и согласиться - чтобы отъебались. А потом тихо саботировать всю эту хуйню под лозунгами "не получается", "не выходит", "не знаю". Это нормально для ЭП, поскольку согласие, которое из него выдавили - оно для него неприятно и дискомфортно, так этот человек устроен. Более того - все это происходит бессознательно, а как я уже писал, где сознание встречается с бессознательным - там всегда побеждает бессознательное. Такова природа человека. Любого человека. И ЭП в том числе. ЭП не козел от природы, нет, просто для ЭП все происходит несколько иначе (и даже среди ОЧ есть очень разные люди, но мы пока ЭП рассматриваем). Есть еще одна причина, по которой ЭП может согласиться при наличии психологического давления. Это если у него есть собственные соображения, которые говорят, что имеет смысл. Но в данном случае ЭП действует именно исходя из этих соображений, и никакие уговоры на самом деле не имеют здесь никакой силы.
Допустим, что в силу контекста общение с несколькими ОЧ для ЭП является неминуемым. Как победа коммунизма. Что может сделать ЭП, чтобы неминуемо общаться? Первое - он может сам перестроить формат общения. ЭП перестроит формат общения таким образом, чтобы исключить попытки эмоционального "перекрывания", чтобы общаться по одному человеку за раз и так далее. В эмоционально дискомфортном окружении это естественная стратегия адаптации. Второе - он может осознанно (на самом деле полуосознанно) загрубить восприятие. То есть воспринимать не нескольких человек во всем их разнообразии, а разговаривать с неким средним человеком. Такая манера очень дискомфортна для каждого ОЧ, поскольку у любого контрагента возникает впечатление, что ЭП говорит с кем-то другим, не слушает его или неправильно понимает. Ребята, это на самом деле - единственно возможный вариант отношений ЭП с коллективом, с группой людей, которые общаются персонально с ним одновременно. Либо "стройся в колонну по одному", либо - ловите кайф от дискомфорта.
Никаким иным образом общение ЭП с несколькими людьми на уровне, предусматривающем эмоциональную реакцию, невозможно. Потому что иначе от ЭП требуется расщепление личности, то есть - быть шизофреником в клиническом смысле этого слова.
Все политики без исключения имеют образ "избирателя", все маркетологи - "клиента" или "потребителя", все артисты - "зрителя". И все они без исключения разговаривают именно с этими абстрактными людьми. Посмотрите фильм "Разведчики. Смертельная игра", интервью с Мироновым, там это очень хорошо видно. Он дает интервью журналисту (это один человек), вспоминая про Богомолова (это другой человек), но говорит он при этом для некоего абстрактного, группового "зрителя" - и это совершенно третий образ. В процессе разговора эмоциональное состояние Евгения порхает, как бабочка - с цветка на цветок, это очень хорошо видно. Если посмотреть отстраненно на него во время этого интервью, он выглядит беззащитным, слегка растерянным, не от мира сего. Это очень обманчивое впечатление.
Потому что Женя Миронов - не просто ЭП, он ЭПМА, и мы дальше посмотрим на этого зверя. И вот только не надо, что я к этому актеру отношусь плохо. Я к нему отношусь исключительно хорошо, это гениальный актер. Вот ведь незадача - из всей съемочной группы "В августе 44-го" он был единственным, с кем согласился разговаривать Богомолов. И я вот думаю, случайно ли, что я о кадровых офицеров спотыкаюсь на каждом шагу?
И кстати про политиков и их общение с избирателями "запросто". Ребята, Путин не только может говорить со всеми, как политик, а и поговорить с конкретным человеком, хотя бы потому, что он кадровый офицер разведки, он этому долго учился. Большинство политиков лишены способности говорить с обычными людьми, им это просто нечем делать, для них это катастрофа.
Потому что без тренировки очень трудно снять воображаемые лампасы, которые проступают даже сквозь трусы, твидовый костюм и металл лимузина представительского класса.
Вот теперь мы переходим к вкусненькому, интересненькому, веселенькому. Мы переходим к ЭПМА. Каковым тут (и тут я раскланиваюсь и снимаю шляпу) является как минимум ваш покорный слуга. Здравствуйте, дети, сейчас я вас буду немного кушать...
ЭПМА - это всегда ЭП. Это значит, что общение с ним комфортно и эмоционально значимо всегда. Однако у него есть склонность к мягкому аффекту, и тут, как говорится - добро пожаловать в спецэффекты.
Что происходит в ситуации эмоционального общения ЭПМА с одним ОЧ, если ЭПМА начинает испытывать эмоциональную усталость? Во-первых, он может, как обычный ЭП, резко сменить эмоциональное состояние, что, как всегда в случае ЭП, выглядит для ОЧ как эмоциональный "удар". Это резкое аффектирование. Когда ЭП пытается прекратить эмоционально насыщенное общение, он дает резкую эмоциональную реакцию. Однако у ЭПМА, в отличие от ЭП, есть еще одна возможность - мягкое аффектирование, и это то самое во-вторых, которое оказывается очень интересным.
Резкий аффект очень хорошо видим, причем любому (кроме конченного твердолобого идиота). Мягкий аффект виден плохо, и чем мягче аффектирование, чем плавнее старт и разгон, тем сложнее его отследить. При наличии очень мягкого старта в аффект отследить его удается только постфактум, и то - далеко не всегда. Даже профессиональные терапевты-клиницисты испытывают трудности в определении мягкого аффекта в случае, если нет очевидной патологии. Когда я проходил семинар у своего терапевта, и мы тренировались читать эмоции друг друга в паре со студентами психфака - а это люди, претендующие на профессионализм, на секундочку - у меня было стопроцентное попадание, в то время как мой оппонент показал отвратительные результаты. Этому по книжкам не научишься, тут важна практика, и практика диагностики мягкого аффекта в наше время - слабое место практически всех психологических учебных заведений. Ну просто людям кажется, что раз аффект мягкий - то он безопасный, и внимания не заслуживает...
Ну да, конечно...
Первая доступная ЭПМА стратегия "закругления" разговора - это попытка снизить эмоциональный накал общения, успокоить ОЧ. Но мы же с вами помним, что в общении с ЭП ОЧ теряет чувство своего эмоционального состояния, верно? Мы это выше обсуждали. И в силу того, что ОЧ себя не чувствует, не отдает себе отчета, для него это выглядит как непонимание у собеседника. Ему кажется, что собеседник не понимает, не чувствует важности, "закрывается". И он пытается нажать, объяснить, дать понять. Поскольку аффект у ЭПМА мягкий - то ОЧ не наезжает грубо. ОЧ при мягком аффекте не кажется, что его обидели, нет, ему кажется, что это он не донес, не доказал, не справился, и нарастающее беспокойство от снижения качества общения он относит уже на свой счет - и пытается убедить, достучаться, доломиться... Результатом такой стратегии общения является формирование у ОЧ психологической привязки к ЭПМА, на базе подсознательно сформированного чувства вины за неудавшеесчя общение.
Возможно, ОЧ будет считать ЭПМА несерьезным, глупеньким и так далее (вплоть до "невменяемым"), но характер этой психологической привязки таков, что ОЧ будет чувствовать необходимость - конечно же, "из самых лучших чувств" - продолжать ломиться, продолжать доказывать, продолжать добиваться...
Вторая доступная ЭПМА стратегия "закругления" заключается в осознанной аффектации разговора. Речь идет о сознательном повышении эмоционального градуса ситуации, с целью довести ОЧ до того состояния, когда тот, наконец, осознает свою неадекватность. По сути, тут речь идет о раскрутке собеседника до такого градуса, когда тот сам бросит разговор. В данном случае ОЧ также будет считать ЭПМА идиотом в той или иной степени, но уже - твердолобым идиотом. Но - не будет считать себя оскорбленным, как в случае резкого аффекта в случае с ЭП.
В такой стратегии ЭМПА у ОЧ формируется подсознательное желание при каждом акте общения с ЭПМА доказывать тому что-либо, внушать, вбивать в голову, утверждаться за его счет тем или иным образом, то есть - у нас также формируется подсознательная привязка, но уже с другим психологическим подтекстом.
Заметим, что оба рассмотренных случая - конфликтные, если же конфликта нет, то у ОЧ к ЭПМА формируется благожелательность и благосклонность, то есть - тоже психологическая привязка в определенном смысле.
Мягкий аффект у ЭПМА в любом случае формирует психологическую привязку к нему ОЧ в случае эмоционально значимого общения. Еще раз повторяю - в любом случае. Это является следствием того, что способность ЭПМА как ЭП формировать комфортную для общения обстановку, да на эмоционально значимые, то есть субъективно важные для собеседника темы - является безусловно эмоциональным плюсом колоссальной силы для последнего. Плюсом, который перевешивает все возможные минусы. А мягкая аффективная реакция в конфликтных ситуациях не только не разрушает этот плюс, но наоборот - усиливает его. Если мы вспомним книжки Симонова "Эмоциональный мозг" и "Мотивированный мозг", в которых показана регулирующая сила эмоций на формирование мотивов, принятие решений и оценку ситуаций...
Теперь мы знаем ответ, почему во время съемок "В августе 44-го" Богомолов общался только с Евгением Мироновым, верно? Женечка - он ЭПМА, однако, и даже наличие претензий у Богомолова к съемочной группе не смогло противостоять силе естественной психологической привязки...
Еще раз повторяю. Это не ЭПМА вами манипулирует, он не злодей и не чудовище, чаще всего - это глубоко несчастный человек, страдающий от непонимания (первая стратегия) или презрения (вторая стратегия) окружающих. У него просто природа такая, набор психологических качеств такой. ЭПМА, если он не осознает своей природы - по жизни собиратель плевков и пинков, либо центр коловращения идиотов, имбецилов и кретинов. Это просто вы на него так реагируете, ребята, и только потому, что не рефлексируете своего эмоционального состояния и не управляете им.
Следующий момент касательно ЭПМА заключается в том, что ЭПМА в силу мягкого аффектирования обладает особым опытом, это - психологический опыт пребывания в аффекте. В ситуациях аффекта ЭПМА значительно дольше сохраняет конструктивный, реалистичный и рациональный подход к разрешению ситуаций, чем ОЧ. Это связано с тем, что ЭПМА в аффекте живет. Мягкий вход в аффект, происходящий достаточно часто просто по жизни, приучает ЭПМА к пребыванию в этих состояниях. Там, где ОЧ или просто ЭП уже громят вовсю мебель или бьются в истерике, ЭПМА еще очень неплохо соображает, вполне координированно действует и вообще ведет себя спокойно. Поэтому, если ЭПМА редко вступает в конфликты по жизни или по работе, если имеет положительный опыт общения с людьми, то в правильно выбранной профессии - то есть психолога, актера, педагога - он может достигать высот невиданных и мастерства необычайного. Если же ЭПМА часто попадает в конфликтные ситуации, самый лучший выбор для него - те профессии, где с людьми приходится общаться редко. Это технические специальности, научная деятельность. Из таких людей получаются тихие, спокойные, незаметные, сконцентрированные на работе инженеры и ученые.
Однако самое любопытное, ребята, случается тогда, когда ЭПМА вступает в акт коммуникации сразу с несколькими людьми.
Как мы помним, у ЭП при общении с несколькими ОЧ возникали проблемы, связанные с трудностями постоянной перестройки на разных собеседников. Это связано с резким наступлением аффективной реакции, с последующим неминуемым распадом разговора. Однако в случае с ЭПМА все уже совсем-совсем иначе. Да, присоединение сразу к нескольким собеседникам представляет для ЭПМА все те же самые трудности. И потому ЭПМА сперва "порхает" от одного к другому, а потом у него начинает наступать аффект. А мягкий аффект, да на базе психоэмоционального присоединения к собеседникам, как мы помним по предыдущей части и по материалу выше по тексту - затягивает. В эмоционально значимой беседе нескольких ОЧ с ЭПМА довольно быстро наступает фаза, когда они затягиваются в аффект ЭПМА, причем, поскольку аффект мягкий и незаметный, и поскольку он формирует, как было показано выше, психологическую привязку, происходит удивительное явление. ЭПМА психоэмоционально синхронизирует собеседников.
Чтобы было понятно, покажу, как это происходит. Два собеседника типа ОЧ с одной стороны, и один ЭПМА, с другой, беседуют на эмоционально значимую тему. ЭПМА последовательно присоединяется то к одному, то к другому. Это вызывает у него наступление мягкого, незаметного для всех аффекта. Поскольку собеседники также эмоционально присоединяются к нему (тема-то - эмоционально значимая), каждый из них в определенный квант времени имеет полную эмоциональную поддержку, а в следующий квант - состояние ЭПМА меняется, и собеседник подсознательно "тянется" за ним эмоционально. Это тем более упрощается, что аффектированные (с определенного момента) ЭПМА собеседники сами не рефлексируют изменений в своем состоянии. Таким образом, спустя некоторое время психоэмоциональное состояние обоих ОЧ усредняется, и ЭПМА уже зеркалит не двоих, он зеркалит одного, "среднего", усредненного собеседника.
По существу, ЭПМА формирует из группы собеседников одного коллективного собеседника с усредненным психоэмоциональным состоянием, при этом и сам ЭПМА, и групповой собеседник - переживают мягкий, незаметный аффект.
Каковой в эзотерике, а также в психологии называется словом "транс".
Возвращаемся к циклу по психотронике, к теме "
Хуиз, мистер медиум", вспоминаем, что тогда писалось, перечитываем еще раз то, что написано здесь. Надеюсь, повторять больше не придется. ЭПМА - это природный, естественный медиум, и никакой мистической фигни ему не надо, чтобы делать то, что он делает. Это у него природа такая, что она определенным образом работает в определенных ситуациях.
Заметим, что одной из стратегий группового общения ЭП также было общение с неким интегральным образом группы своих собеседников. Однако там синхронизации не происходило, и каждый из собеседников испытывал дискомфорт. Здесь же, поскольку ЭПМА затягивает всех в одно состояние, мы имеем тот же интегральный образ, но при этом каждый в него уже сам влез, воспринимает, как самого себя и дискомфорта не испытывает. А даже наоборот.
Вернемся к документальному фильму "Разведчики. Смертельная игра" - я надеюсь, вы его уже посмотрели. Там пролетает фраза, что планировалась вполне проходная картина, но вдруг съемочная группа как-то так серьезно отнеслась... Реконструируем, что было.
Планируется фильм, с бюджетом гораздо более скромным, чем у Бондарчука, и не настолько пафосный, чтобы поручить Михалкову. Вполне проходной боевик из серии "морда бей, сопля утирай". Автор текста жив, автор - фронтовик, контрразведчик, для него это не просто книга, это конкретные жизненные переживания, крайне субъективно значимый психологический опыт. Посмотрев на съемочную группу и поняв, что электричество кончилось, Богомолов тем не менее примечает актера, который будет играть капитана Алехина. Чем-то, непонятно чем, ему приглянулся этот странноватый парнишка (для Богомолова все в группе - парнишки и девчушки). И он общается с ним, фронтовые воспоминания, опять же, возможность поговорить на темы, о которых много лет говорить было нельзя, опять же - слушатель внимательный, благодарный, впитывает...
А потом Женя Миронов появляется пред съемочной группой, и все к нему - "расскажи, как?".
И поскольку киноделы люди глубоко эмоциональные (профессия такая), и общение у них тоже - глубоко эмоциональное, и поскольку вернулся от самого, а значит - огромная субъективная значимость... А тут еще Евгений пытается не просто рассказать, но и донести, он же там столько всего услышал, почувствовал, да про контрразведку, где все важно, все на пределе и за пределом, все ярко... Что получается? Правильно, дети, возникает спорадический спиритический сеанс, каковой сеанс никто не замечает, потому что не про барабашек кино снимается...
Удивительная передача эмоционального состояния, эмоционального чувства автора книги, каковая эмоциональная составляющая состоит в ощущении важности, ответственности, необходимости, распространенная Мироновым на всю съемочную группу, и привела к тому неожиданно ответственному отношению к съемкам, о которых участники вспоминают в документальном фильме "Разведчики. Смертельная игра". И потому фильм получился замечательным. Пусть не стопроцентно историческим, но - замечательным.
Кстати, надо будет пересмотреть вечером...
Вот вам пример медиума в действии. Шикарный пример, яркий, положительный. Этот пример говорит о том, что психологические процессы и психологические динамики, связанные со спиритизмом, происходят в нашей жизни достаточно часто, просто их никто не замечает. Не замечает просто потому, что в традиционном понимании спиритизм связан с некими концептуальными вещами, с загробной жизнью там, с духами... Однако психологические процессы, сопровождающие всю эту хрень, вполне часто могут возникать и по совершенно другим поводам.
На самом деле в обыденной жизни тоже хватает места чертовщине, и духи являются даже там и тогда, когда люди ни в какую чертовщину не верят...
А медиум на самом деле - это не дурак, верящий в дух Тутанхамона, а ЭПМА, человек сложной и любопытной судьбы...