Предыдущие части:
1.
Часть 2. Проблема Фокина...
Я долго подбирал название для этой части, и решил остановиться на этом. Хотя правильнее оно прозвучит, конечно, на английском - "Fokin's
challenge". На русском "проблема" - она и есть проблема. Однако в английском, учитывая неизоморфность значений - слово challenge при его восприятии русским человеком приобретает некоторую особенную глубину. Слово-то английское, но воспринимается оно во всей своей прелести именно на русском... К слову сказать, профессор Челленджер из "Затерянного мира" Конан-Дойла прекрасно обыгрывает значение этого слова в своей фамилии. Это и научный экстремизм, выражающийся в презрении к авторитетам, и ярко выраженное вызывающее поведение в жизни, порой явно социопатического характера... Очень многозначное слово.
Судя по сегодняшним снам про инопланетян, челлендж прочтения моих текстов наперегонки нашел своих адептов. После четырех серий Бэкстрома - и та муть, которую я смотрел - это несочетаемо. Думаю, перечитывали "Жука". Это хорошо, это нам пригодится...
21 декабря 37 года отряд следопытов под командой Бориса Фокина высадился на каменистом плато безымянной планетки в системе ЕН9173, имея задачей обследовать обнаруженные здесь еще в прошлом веке развалины каких-то сооружений, приписываемых странникам.
И понеслась...
Я - первый ребенок в семье. И тут надо сделать некоторые замечания. Для любой матери первый ребенок - это всегда челлендж. Нет знаний, нет опыта, очень нужна поддержка. Кроме того, первый ребенок - это всегда самая сильная эмоциональная привязанность, это чудо. А еще - это страх совершить ошибку, навредить по неопытости и незнанию. Первый ребенок - это всегда пиковые переживания. Думаю, если меня читают матери - они согласятся.
В силу тех или иных причин (например, общая тревожность) некоторые матери беспокоятся меньше, некоторые - не перестают беспокоиться совсем...
С другой стороны, дети - природные эмпаты. У совсем маленьких детей (грудничков) еще не сформировано то, что мы называем сознанием, они непосредственно воспринимают эмоции. В теме про психотронику я рассказывал, как сидел с грудным ребенком. Пока мама бегала по делам, я носил его на руках и пел Пяточисленные молитвы. Это очень благодатная молитва, очень светлая, очень спокойная. И все время, пока мамы не было - ребенок прекрасно спал нормальным здоровым сном. Никакой мистики, обычная возрастная психология...
Так получилось, что беспокойство родителей, воспринимаемое мной непосредственно, впечаталось. Беспокойство, да еще и когда беспокоится ребенок, который еще слишком мал, чтобы просто осознавать, а не то чтобы контролировать - это нечто... Беспокойство, страх и переживание вообще - мощный психопатогенный фактор (помните, в теме про психотронику мы говорили об ангуасе?), а у маленьких детей они порождают две естественных реакции - спрятаться и скомпенсировать. Так что моя природная скрытность и замкнутость, ребята - это такое вполне объективное явление, это такая гиперкомпенсаторная реакция на детские травмы...
Общение со сверстниками для детей с подобной психикой носит ярко аффективный характер. Ну представьте себе - нахохленный малыш со жгучим ощущением неуверенности и незащищенности общается с нормальными детьми. Он видит вполне здоровых сверстников, у которых нет таких проблем, он тоже хочет, как они, и он, в силу совершенно объективных процессов, начинает в детском обществе компенсировать. Желание непременно получить от сверстников эмоциональное подкрепление, признание, поддержку превращает его в самого настоящего вампира. В психоэмоциональном, естественно, плане... Вполне естественно, что другие дети - которые тоже не чужды эмпатии - это тонко чувствуют. Появляется агрессия и реакция избегания.
В детстве я бился головой много и качественно. И чаще всего мне помогали это делать другие...
На самом деле мой аутотренинг со второго класса - это не потому, что я такой вундеркинд, нет. Просто ребенок реально не компенсировал, и надо было найти хоть какой-то способ...
Желание получить эмоционалное подкрепление, выпросить, вымолить, выцыганить положительные эмоции очень здорово развивает подвижность психики. Нужно найти, обнаружить тот вариант эмоционального состояния, который вызовет эмоциональный контакт, даст возможность расслабиться, отдохнуть. А когда такой эмоциональный контакт находится, следует такой бешеный прилив энергии, что ты перестаешь себя контролировать.
Так, как чудил я - не чудил никто.
Нормальный здоровый психоэмоциональный фон для ребенка является базисом для развития когнитивных способностей. Речь идет не только об успеваемости в школе, когнитивность касается и социализации. Определенные моральные ограничения, определенные стереотипы поведения, этический комплекс - то есть вполне когнитивные штуки - все это формируется на базе психоэмоционального состояния. Вот к примеру, меня еще в первом классе колотили скопом. Пока один отвлекал, второй сзади становился на карачки. А потом первый толкал. И я летел головой в тщательно навощенный пол школьного коридора... А остальные смотрели и смеялись. Вот какой социальный стереотип поведения это способно сформировать у ребенка? В подростковом возрасте, уже в пионерском лагере, я принял участие в групповом избиении. Собственно говоря, бил я, а остальные стояли и смотрели.
Слава богу, что это произошло только один раз. До сих пор вспоминать тошно...
Если говорить о конфликтах со сверстниками, то отдельно следует сказать о конфликтах с девочками. Для пацанов общаться с девчонками - западло. Ну, такой "пацанский" кодекс, да... А у меня сестра, а у нее подруги, а есть друзья семьи, у которых девочки... В общем, трижды я бил девчонок - один раз одну подружку, и дважды - свою сестру. Почему так происходит (в смысле - происходило)? Потому, что поиск эмоционального подкрепления (компенсация тревожности), вызывающая у контрагента, как уже было сказано, реакцию эмоционального отторжения и рефлекторную защитную реакцию, реализуется мальчиками и девочками по-разному. Мальчики или дерутся, или убегают. Девочки издеваются. То есть - еще более усиливают негативную эмоциональную компоненту.
Ну и представьте психоэмоциональный климат в нашей семье после моих драк с сестрой...
...он лупил ее - ого, еще как! Стоило ей поднять хвост, как он выдавал ей по первое число. Ему было наплевать, что она девчонка и младше его на три года - она принадлежала ему, и точка. Она была его вещью, его собственной вещью. Стала сразу же, чуть ли не в тот день, когда он увидел ее. Ей было пять лет, а ему восемь. Он бегал кругами и выкрикивал свою собственную считалку: "стояли звери около двери, в них стреляли, они умирали". Десять раз, двадцать раз подряд. Ей стало смешно, и вот тогда он выдал ей впервые...
Говоря о развитии когнитивных способностей, следует сказать, что в подобных обстоятельствах они развиваются либо с искажениями, либо с задержкой, либо - не развиваются вообще. В подобных случаях, если ситуация не продиагностирована правильно, у детей находят разнообразные синдромы. Разные патологии. Никто, как правило, не рассматривает поведение ребенка в контексте социально-психологического окружения. В западной психологии первые работы в подобном направлении проводил Бруно Беттельгейм, в Ортогенической школе Сони Шенкман, и в его книгах, а также в книгах о нем можно найти описание некоторых кейсов. Однако - и это следует иметь в виду - применяемые им методики так и не получили должного развития, не являются общепринятыми. Тем более - в СССР в те времена, когда это было мне необходимо.
Ну, времена не выбирают, временам соответствуют...
Вполне понятно, что таких детей, каким был я, заносят в соответствующие категории. Ставят печать склонности к насилию. Вешают ярлык агрессивного поведения. Считают неадекватами. Подвергают различным методам коррекции поведения. Обеспечивают в садике, школе и на работе специальный режим... Ну там, всякие детские комнаты милиции в виде угроз со стороны педагогов, например...
Некоторые дети знают о проблеме. Осознают ли они ее, пытаются ли решить, или еще более озлобляются и уходят в себя - это другой вопрос. Но они по крайней мере знают. А некоторым про это не говорят, чтобы не травмировать и без того травмированную (неизвестно по какой причине) психику. Мне не сказали.
Три источника, три составных части марксизма...
Три компоненты определяют полное совпадение кейсов. Первое - особенное, настороженное отношение окружающих. От Льва Абалкина ждали, что он вот-вот превратится в чудовище. От меня тоже ждали (и до сих пор ждут), что я вот-вот... Второе. Наличие тайны личности. Льву ничего не сказали про его появление на свет, мне - ничего не сообщили о причинах беспокойства, замолчали вполне реальную проблему. Третье - попытки молчаливого внесения корректив в жизнь, направление человека в специально сформированную ситуацию...
Излишне говорить, что реальный Лев Абалкин выглядит намного менее привлекательно, чем литературный персонаж. Тем интереснее посмотреть, что с ним будет дальше, не находите?
Особенно учитывая, что пока Рудольф Сикорски мял свой пистолетик - я таки добрался до детонатора...
И кстати. Когда я упоминал настоящему полковнику про "Жука в муравейнике", я на самом деле еще ничего не знал. Ничего из того, что мы увидим дальше. Все самое интересное еще только начиналось...