Предыдущие части:
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10,
11,
12,
13,
14,
15,
16,
17,
18,
19,
20,
21,
22,
23,
24,
25,
26,
27,
28,
29,
30.
Часть 31. Читая классиков...
После написания последней части товарищи, очевидно, испытали некоторое потрясение. Выразившееся, в частности, в определенной динамике развития наших маленьких "каруселей". Во всяком случае - мы же помним, что я ЭПМА в групповом фокусе, то есть на режиме - интенсивность эмоциональных всплесков у группы явно возросла. Трудно держать в рамках сильно эмоционирующих людей, ребята... Ну вроде - пришли в норму, насколько спиритический аффект вообще можно считать нормой, информацию усвоили - пора двигаться дальше.
В этот раз мы будем заниматься чтением беллетристики, причем - хорошей беллетристики. Почти что классики, по нынешним меркам. Сегодня мы будем читать одну книжку, с которой у меня связаны достаточно
веселые воспоминания...
Всем, кто не читал данную книгу - настоятельно рекомендую, особенно в свете событий последних полутора лет в одной стране, названия которой мы не скажем, потому что не нужно, и так все всё понимают... Мне кажется, что у Олега есть редкий для современного писателя дар - идти за материалом. Потому в данной книге есть больше, чем просто реалистичное описание истории одного вымышленного коммерческого предприятия в одной непростой стране. Нет, не в этой - в другой.
Нас в этой книге интересует часть вторая, "Как это не было". Особенно с учетом того, что в некоторых реалиях мы с вами живем в промежутке между невозможным и невероятным. Так уж мы с вами устроены. И потому нереальные вещи случаются у нас с вами на каждом шагу...
Коротко (я напоминаю - всем рекомендуется покупать и читать книгу) обрисовываем ситуацию. Некая страна решила в другой стране построить завод. Руководство другой страны решило сделать все, чтобы первая страна не разочаровалась в своем выборе. А потому, учитывая свой крайне специфический характер, приняла меры к недопущению и искоренению, ибо имиджевые потери - они самые дорогие. В связи с чем, что вполне нормально даже у них, не то что у нас - деятельность оного завода надзиралась и курировалась спокойными людьми с широкими полномочиями. Часть вторая, "Как это не было" - она именно о деятельности этих самых людей в специфике столкновения двух идиотизмов - нашего и ихнего, ибо везде, где есть место миру, труду и процветанию - всегда найдется место и идиотизму. И у нас, и у них...
Парадигма деятельности спокойных людей с широкими полномочиями заключалась в своевременном, тихом и незаметном пресечении конфликтов, которые могли бы негативно отразиться на деятельности завода. А также бросить тень на образ, вызвать сомнения в и так далее. В рамках данной парадигмы оные люди предпринимали шаги к пресечению тех или иных форм саботажа со стороны "профсоюзов". "Профсоюз" в кавычках тут приведен не случайно. Настоятельно рекомендую к прочтению еще одну книгу - "
Кто не молчит, тот должен умереть", посвященную истории мафии. Так вот, в данной книге указаны (в том числе) свидетельства связи итальянской и сицилийской мафии с профсоюзным движением в США. Каковые связи, помимо естественной для существования мафиозных группировок социально-психологической среды полуформальных движений "за справедливость", были также простимулированы и неформальными, но очень последовательными усилиями органов правопорядка упомянутых США в сторону криминализации профсоюзного движения. Ну, 30-е годы, призрак коммунизма, а тут еще - самое настоящее движение рабочего класса за светлое будущее. В данных обстоятельствах отдельные очень высокопоставленные американские чиновники делали все, чтобы задавить протестное социальное движение криминалом, в чем и достигли немалого успеха. Вплоть до того, что вопросы обслуживания в порту конвоев в Европу в период Второй Мировой войны, и даже вопросы высадки союзников на Сицилии решались правительством США - с помощью диалога с представителями элиты преступного мира Америки...
Вот такие вот неформальные, "справедливостные" объединения граждан, своеобразные такие "профсоюзы", "борющиеся" за "справедливость" - и были объектом внимания спокойных людей с широкими полномочиями. Тем более, что руководство завода, назначаемое из далекой страны, в лице отдельных своих представителей, занялось тем же, что и ряд американских политиков в 30-е годы... И во всей этой катавасии происходит история жизни главного героя.
Коротко говоря. Романтический настрой честного и неглупого, но не вполне ориентирующегося в реалиях жизни главного героя привлек внимание "профсоюза", что вылилось в серии конфликтов, которые требовалось тихо купировать. А поскольку деятельность "профсоюза" направлялась определенными представителями администрации, деятельность предприятия превратилась в настоящий шпионский триллер, не менее увлекательный, чем приключения Борна, или там - Джеймса Бонда. И так как местом действия был небольшой городок, где кроме оного завода работать было негде, а значит - на завод пришел и "контингент", и гнать его с завода, во избежании криминализации жизни за стенами, было неправильно - ситуация возникла та еще.
Теперь мы отвлекаемся от очень интересной и захватывающей книги (я надеюсь, вы купите и прочитаете, оно того стоит) и переходим к психологии, используя книгу в качестве иллюстрации отдельных моментов.
В общем и целом, отношение к бойцам невидимого фронта на производстве скорее отрицательное, чем положительное. С одной стороны - это вполне понятно, почему. Люди не любят, когда стоят у них за спиной, это вполне рефлекторная такая штука. С другой стороны - это даже как бы правильно в определенном аспекте. Коллектив кирпичного завода, ударившийся в шпиономанию, вряд ли будет способен выпускать качественный кирпич. Потому существуют люди, которые умеют, и люди, которые испытывают дискомфорт от людей, которые умеют. А третьей категории нет в принципе...
Как-то, сидя в одной компании и распивая водку, я услышал об одном человеке (сразу говорю - даже имя не называлось), что вот это вот "наш СБУ-шник". Я тогда пошутил, что если вы знаете, что это СБУ-шник, значит, где-то есть еще кто-то, про которого вы не знаете, что он СБУ-шник. В каждой шутке, как говорится... Задачи обеспечения безопасности предприятия, хоть государственного, хоть коммерческого, могут требовать, даже и при понимании и расположении руководства предприятия, внедрения агентуры туда, где она нужна, а не туда, куда разрешил директор. Это не советская фишка ни разу, у нас с этим все гораздо более примитивно, чем на Западе. Достаточно вспомнить про то, как кое-кто здорово поднялся на результатах битвы при Ватерлоо, чтобы понять - включение запрета на инсайдерские сделки в их законодательстве имеют давнюю и славную историю.
На самом деле многие люди на предприятиях даже не подозревают, что играют роль агентов, и систематически и качественно поставляют информацию в службу безопасности. Ну потому что безопасность на производстве - это отдельная такая штука, по сравнению с которой приключения какого-то там Джеймса Бонда - просто детство в попе. Самые красивые вещи никому не видны.
В 90-х, когда подобного опыта еще не было, очень много потенциально успешных предприятий погибли из-за внутренней и внешней конкуренции, связанной с инсайдом.
Психологически отрицательное отношение к безопасникам связано с несколькими моментами.
Во-первых, с точки зрения чисто гражданского человека, безопасник - это такая груда мышц с надписью на лбу "мое второе имя Опасность". Соответственно, общение с тихим незаметным человеком активизирует ассоциативные ряды авантюрно-приключенческого порядка. Сразу мерещатся бандиты всякие, и прочие криминальные штуки. Это отвлекает от работы, искажает восприятие и в общем - очень вредно.
Во-вторых, сталкиваясь с безопасностью, мы попадаем в ситуацию общения не с человеком, а с системой. Ну то есть это не дядя Вася уже, любитель выпить и побузить - а целая такая неслабая структура, милитаризованная по самое не балуйся. Если рассмотреть ситуацию общения с безопасностью в данном ключе, то вместо транзакционной модели общения взрослого с взрослым моментально появляется модель "ребенок-родитель". Подсознательно появляется. Возникает эдакий спонтанный патернализм в отношениях, очень нездоровый в ряде случаев, тем более, что очевидных причин к этому не наблюдается в принципе. И очень неприятный. И мужик вроде нормальный, и ты вроде ничего не сделал - а вдруг попадаешь в такую ситуацию, в такую неприятную модель общения...
В-третьих, у нормального человека не формируется естественная для него психологическая дистанция, в силу чего не возникает комфорт от общения. Это чисто подсознательная такая штуковина. Для взрослого человека, который думает, что он чего-то такого достиг, и играет какую-то социальную роль - и вдруг попадание в патерналистические, причем - в немотивированно-патерналистические отношения, всегда тождественно дискомфорту и отторжению.
И отсюда мы выводим одно из следствий. А именно - маргинализацию (в пределе) обычного человека. Это очень резкое заявление, я понимаю, и надо пояснить. На производстве в том числе, как и всегда в жизни, мы ищем комфортную обстановку. Это выражается в приобретении социального статуса, чувства собственной важности, возможности принимать решения. Человек стремится занять позицию "взрослый", это у него в природе. И вот мы встречаем у себя на работе человека, рядом с которым мы чувствуем себя ребенком. Он диктует дистанцию, диктует контекст (а ему это положено по роду деятельности), он тоже - чисто подсознательно - выбирает комфортную для себя модель общения, а комфортное для него не всегда комфортно для нас... Формируется естественное напряжение, а впоследствии и отторжение между лицами, отвечающими за благополучие, мир и покой (безопасность), и лицами, ответственными за процветание, за добавленную стоимость (инженеры и рабочие). Поскольку данное напряжение и отторжение носит подсознательный характер, оно ищет себе выход, реализуясь в навязчивых идеях различного плана. Грубо говоря - порождается обсессивно-компульсивное расстройство коллектива в очень легкой, но очень массовой форме. И соответственно, творческая часть коллектива кучкуется в неформальные объединения, типа компаний любителей дернуть пивка после работы. А безопасность должна быть и там...
Вспоминаем анекдот про "товарищу полковнику ваша шутка понравилась"...
Мы сейчас говорим не обо мне, но вы уже прикинули, что к чему, и поняли, что ЭП и ЭПМА в данном контексте демонстрируют очень резкую и однозначную динамику. А как я уже говорил, ЭП и ЭПМА с каждым годом все больше, и с этим ничего не поделать...
Возникает замечательное такое расслоение. Безопасность не любит творческую интеллигенцию потому, что она (в смысле интеллигенция) какая-то ёбнутая. Ну, реализация подсознательных компенсаторных динамик, порожденных навязанными патерналистическими отношениями всегда аффективна как бы. А творческая интеллигенция не любит безопасность потому, что она навязчивая, тупая, и до усрачки пугающая. Очень сложно любить людей, общение с которыми дискомфортно, и которые вдобавок ко всему обладают широкими полномочиями... Если кто не понял - только что я описал причины, по которым советская интеллигенция негативно относилась к советской безопасности. Что и привело к.
Думаю, галочки над этим нужные люди уже поставили.
Отдельная компонента, способствующая появлению психологического негатива - тайный характер вмешательства госбеза в жизнь простых людей. Речь тут идет о грамматическом "Я", о системе самоописаний и описаний окружающего мира, которыми располагают простые граждане. Поскольку деятельность служб является тайной, она находится вне области описаний, вне грамматического "Я". Соответственно - речь идет об области домыслов и вымыслов, случайных ассоциаций и прочей ерунды, которую нам - ибо все мы живые люди - щедро отпускает наше собственное бессознательное. А любой подъем бессознательного - это такой лютый пиздец... Сама тайная природа деятельности служб является тем фактором, который приводит к травматическому расстройству психики у окружающих, выражающемуся во всевозможных маниях.
Для здоровья психики нужно, чтобы у человека было место, где нет тайного. Место, в котором человек может отдохнуть. Если такого места нет - поломается любая психика. Товарищ полковник, приносящий чашку кофе, может, и хочет сделать вам приятно - но для вас это закончится очень плохо, потому что хорошо закончиться это просто не может. Вот так хотел тихий незаметный человек сделать, как лучше - а получилось, как обычно.
Ирония судьбы в том, что если товарищ полковник оставит вас в покое (на время), то может появиться другой товарищ полковник, или там - жулик, который займется тем же самым, но уже в совершенно других целях. Особенно, если речь идет об отношениях на производстве.
Я сейчас вспоминаю совершенно веселый случай. Я тогда работал в газете, и вот подходит ко мне не скажу кто, и спрашивает - "Дима, а ты у нас что, специалист по безопасности?". Я отвечаю - "каждый сисадмин должен быть специалистом по безопасности". И в принципе я прав. Потому что с тем уровнем компьютеризированности деятельности современного предприятия, который мы имеем, просчет сисадмина может означать большие-большие проблемы. Нужно думать головой, и думать о таких вещах, о которых нормальный менеджер не думает в принципе, относя их к парафии сами понимаете каких людей и структур...
Ирония судьбы заключалась вот в чем. Я тогда уже из дурки вылез, я тогда уже актуализацией только занимался. В социальном аспекте. А это означает, что я активно выстраивал свои отношения с коллективом, учился управлять психологической дистанцией и контекстом общения. Ну вот и получилось, что мое окружение ловило порой патернализм в чистом виде, некомфортную для них психологическую дистанцию и так далее... Я как-то замдиректора даже сказал - "вы еще слишком молоды", да... И вот эта вот структура общения, это отношение обычные средние неподготовленные простые люди определили, как "это наш СБУ-шник". А настоящи "наш СБУ-шник" взял на заметку... Вот такая веселая история... Мотайте на ус, господа. Симптомы вовсе не всегда являются однозначными.
Это я к тому, что если вы, мой читатель, не из "наших", не ищите "нашего" у себя на работе. Не надо... Хотя бы потому, что даже я - просто в силу определенного жизненного опыта, а не в силу принадлежности к - могу на коленке нагенерить такое количество схем, не вызывающих данной симптоматики... А на что способны специалисты - я даже воображать не буду. Потому что тоже - не надо...
Особенность деятельности служб на производстве заключается в том, что она акцентуирована. Каждый хочет быть капитаном на своем корабле. В книге Дивова служба занималась тем, что пресекала конфликты и преступления на заводе. Ну то есть было для страны важно, чтобы этот завод работал. А для этого было нужно окучивать коллектив, чтобы некоторые не в меру увлекающиеся личности не устраивали никому не нужных разборок, и чтобы нормальные работники нормально работали, и вообще - чтобы вокруг была тишь, гладь и благорастворение воздухов. Это был имиджевый вопрос для страны, и потому - флаг в руки, барабан на шею. Особенность завода заключаласть в том, что это было иностранное предприятие с иностранным управлением. И иностранными директорами. А тут мы - все такие обаятельные и непредсказуемые...
В определенный момент внутрикорпоративные терки компании-владельца завода в "Объектах" привели к тому, что его хозяева начали играть завод на понижение. А тут - простые рабочие, наши, которые тоже считают себя капитанами. А еще тут - имидж страны, который согласно распоряжению сверху пострадать не должен... Налицо конфликт между корпоративной динамикой и местной, национальной. Ситуация, которая не могла не взорваться.
В связи с закулисной возней специально приехавшие оттуда менеджеры начали заниматься организацией саботажа на собственном заводе. Ну потому, что с целью каких-то ихних заморочек нужно было имидж завода привести к среднему, то есть - подпортить. А наш человек за имидж готов жопу кому угодно - на немецкий крест. Предприятие получилось замечательное - качество и вал дает, проблем нет, но - неуправляемое. Потому что опустить планку не получается. Руководство корпорации тоже хотело быть капитаном на своем корабле, верно? Вот и прислало перцев обосрать свою собственность. Каковые перцы, простите - менеджеры - начали вербовать агентуру среди персонала с целью саботажа. Естественно, что нашим людям это не нравилось, назревал конфликт... Назревал, назревал и назрел.
На фоне всего этого происходит жизнь главного героя и его друзей.
Надеюсь, вы книжку уже прочитали - не хочу спойлерить.
Главный герой, идеалист и энтузиаст, попал в раздачу между двух огней. С одной стороны, как всякий идеалист и энтузиаст, еще помнящий старые отношения с руководством, он негативно отнесся к бездарному и безграмотному контролю со стороны нового поколения менеджеров, приезжающих для "отличиться". По своему опыту скажу - начинать предприятие всегда интересно и сложно, к такому предприятию прикипаешь, оно становится "своим". И любые новшества со стороны пришлых воспринимаются в штыки, хотя бы потому, что они - не энтузиасты. Пришлые, испытывая такое отношение со стороны "старичков", сразу же начинают "закручивать гайки", что выражается в постоянных требованиях таскать круглое и катать квадратное, это естественная реакция человека, который хочет восстановить контроль. С другой стороны, как член лучшей бригады на своем участке, герой стал оберегаем и опекаем незаметными людьми. Потому что человек давал имидж стране, а имидж очень дорого стоит.
Фактически главный герой попал в искусственно сформированную реальность. Его оградили от реально происходящих процессов, выключили из социального окружения, из реально происходящих процессов. И вот эта психологическая ситуация представляется крайне любпытной.
О чем мы и поговорим в следующей части.