Тайна личности Льва Абалкина, или невероятные приключения в невозможном месте - 75

Mar 28, 2016 21:39

Предыдущие части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74.

Часть 75. Педагогическая поэма проблема - 2.

Ну что, теперь мы будем говорить о правильном и неправильном формировании эмоциональной сферы. Прежде всего, нам необходимо понять, что эмоция - это навык. Точно такой же навык, как держание ложки, подтирание задницы и способность к внятному логичному изложению мыслей. Это ключевой момент, ребята, что эмоция - это навык. Наиболее четко данный момент проявлен в феномене детей-Маугли. Вот возьмем кусок описания поведения Каспара Хаузера:

От него можно было добиться только трёх фраз: «Мой дом» (по другим сведениям «Домой» или «Отведите домой»), «Не знаю» и «Хочу быть кавалеристом, как мой отец», к чему добавлялись слёзы и нечленораздельные звуки. Юноша, по всей видимости, не отдавал себе отчёта, где находится, не выражал никаких чувств, его взгляд, рассеянный, как у слабоумного, равнодушно скользил вокруг. Предпринимались попытки воздействовать на юношу окриками, но никакие строгости не возымели своего эффекта.

Что мы видим? Попытки воздействовать окриками, проявление строгости (да еще и в исполнении полицейских, которые делать это умеют) не возымели никакого эффекта. А ведь окрик и строгость - это совершенно конкретные эмоциональные состояния, ребята. Слезы и нечленораздельные чувства, ассоциированные у Каспара с его "домом" - это совершенно конкретная эмоция, но при этом он равнодушно оглядывал окружающую обстановку, не фокусируясь ни на одном предмете. То есть, окружающая обстановка, даже и с окриками - никаких ассоциаций у него не вызывала. В тезаурусе эмоциональных состояний Каспара не было ничего, что было бы связано с нормальным социальным поведением человека. С другой стороны, зачаточные навыки речи, реакция на кавалерийскую форму и блестящие предметы, привычка в еде исключительно к черному хлебу и воде позволяют предположить, что Каспар был жертвой длительного, возможно родительского, заключения. Демонстрируемое Каспаром поведение - это типичное эмоциональное расстройство личности, вызванное отсутствием нормальной человеческой коммуникации.

Еще одним иллюстрирующим примером является история Оксаны Александровны Малой, которая, при дефиците человеческого внимания приобрела эмоциональные черты бродячей собаки. Пример Оксаны тем более интересен, что несмотря на тяжелую форму расстройства, она (в результате систематических усилий специалистов) все же получила навыки речи, и большинство ее поведенческих проблем были устранены. Иными словами, эмоциональная коррекция человека, если она осуществляется специалистами, вполне возможна и даже может быть результативна...

Тот факт, что эмоциональная реакция человека определяется его жизненным опытом, можно отследить в куче мемуаров участников каких-либо нетипичных событий. Заключенных концлагерей, например, участников боевых действий, свидетелей массовых акций. Лица, для которых переживаемое событие было внове, описывали его в ином эмоциональном ключе, чем аналогичное событие, произошедшее, когда они уже располагали опытом.

Эмоциональная сфера человека формируется с самых первых дней жизни (а возможно, и раньше). Точно так же, как и двигательные навыки развиваются от неконтролируемых спонтанных движений к сложно-координированным действиям, так и эмоции человека проходят путь от простых реакций голода, холода и т.д. - к тончайшим душевным движениям. По сути своей можно сказать, что эмоциональная сфера обладает своей культурой, точно так же, как когнитивная имеет культуру мышления. И точно так, как можно - и притом достаточно несложно - развивать навыки когнитивные, и этим занимается целая наука (надеюсь что пока еще хоть где-то это наука) педагогика, точно так же и эмоциональная сфера может быть развита. Более того, как эмоциональная мотивация на учебу, считающаяся современной педагогикой одним из условий успешного обучения, способна стимулировать когнитивное развитие ребенка, точно так же и когнитивная оценка эмоционального состояния на основе качественных психологических знаний способна развивать эмоциональную сферу человека. На чем, собственно, и построены методики РАТ, актуализация по Шострому и так далее...

Поскольку эмоции, как было показано Симоновым, в психике человека играют роль окончательной оценки любого психологического опыта, можно без ограничения общности считать, что средний уровень эмоциональной культуры в обществе является основополагающим как для индивидуальных, так и для коллективных поведенческих проявлений.

В первую очередь у ребенка формируется спектр эмоциональных переживаний по отношению к родителям и семье. Непосредственно воспринимая родительские эмоции в условиях постоянного (на первом этапе жизни) общения, ребенок их копирует, они впечатываются, становясь фундаментом его эмоциональной сферы. Психологи, педагоги и милиция знают, что дети из неблагополучных семей, отличных, как нетрудно догадаться, по эмоциональному фону от среднестатистических, намного чаще демонстрируют поведенческие девиации. Еще раз повторяю - очень многие эмоциональные отклонения у детей являются банальной трансляцией тех или иных эмоциональных отклонений у родителей.

Некоторое время назад мне довелось повозиться с ребенком. Было это во время каруселей, когда наши доблестные ломились багинетами и таранами в "мертвый якорь". А "мертвый якорь", как мы помним - это был невротический комплекс, то есть эмоциональная такая штуковина, эмоционально стимулируемый комплекс, и реакция там тоже была эмоциональная. И ребенок вот уже пять лет разговаривает, скажем так, почти не...

Вот вам пример трансляции эмоций и даже эмоциональных комплексов от родителей, или от ближнего круга общения - детям.

Проблемы раннего эмоционального развития детей связаны с непониманием в обществе очень важных психологических моментов.

Первое - в момент начала личных отношений эмоциональный статус человека меняется. Прежде всего, меняется его транзакционная роль. Раньше он был обычный обалдуй, а она - дурочка с переулочка, а теперь - они оба взрослые (как они думают) люди, потенциальные папа с мамой. Эмоциональная роль в отношениях очень сильно отличается от роли до отношений. Она требует адаптации, причем взаимной. Значительное количество молодых семей распадается именно потому, что качественное изменение эмоционального наполнения жизни в отношениях оказывается молодежи "не по зубам". К сожалению, очень мало осталось взрослых, понимающих, ответственных людей старшего поколения, которые могли бы в своих отношениях передать эти эмоциональные навыки детям. Тут и аховое положение с семейной психологией в позднесоветский период, и влияние резкого эмоционального перелома первых постсоветских лет, и суггестируемое обществом отрицание старой, советской еще культуры отношений в обществе и семье. Так получается, что вместе с отказом от каких-то "коммунистических" ценностей выбрасывается и значительная часть эмоционального тезауруса, который как воздух необходим современным молодым людям.

Второе - непонимание родителями роли ребенка в семье. Я видел девушек, рожавших, чтобы удержать парня, видел парней, заставлявших девушку завести ребенка, я видел семьи, в которых дети заводились, чтобы старшее поколение не ездило по мозгам. Во всех этих случаях ребенок становится средством, то есть не маленьким человеком, которому суждено вырасти в большого человека, а - средством, инструментом. Люди, заводя ребенка, тупо не думают, не представляют, какая ответственность ложится на их плечи. Люди эмоционально не готовы серьезно подойти к вопросу воспитания и развития собственного ребенка.

Сейчас будем смеяься. В последние годы чем дальше, тем больше, я наблюдаю феномен под названием "приткнуть ребенка". Речь может идти о детях разного возраста, вплоть до вполне уже детородного. Смысл заключается в том, что родители любыми средствами пытаются определить свое чадо на танцы какие-нибудь, на рукоделие, в секцию... Причина, не во всех конечно случаях, но очень часто - они просто не представляют себе, что делать с ребенком. Им кажется, что если его не засунуть туда, сюда, еще куда-то - ему станет скучно, он займется фигней и из него обязательно вырастет маргинал. Ребята, вдумайтесь, родители разучились общаться с собственными детьми! Это чисто эмоциональная проблема, вы меня понимаете? Родители не в состоянии организовать эмоционально комфортную обстановку в собственной семье, в собственных отношениях. Вот есть папа мама дети, и если папа с мамой еще могут потрахаться, то вот дети их уже напрягают. У них в семье нет совместных занятий, нет совместных планов, им друг с другом дискомфортно. Современные родители безграмотны в эмоциональном плане чудовищно...

Да, на кружке или секции ребенку эмоционально "вдует" специально образованный сертифицированный преподаватель. Обязательно "вдует", не беспокойтесь - он тоже хочет кушать, и потому сделать так, чтобы детки смеялись, а родители платили - в его интересах. И родители будут рады и будут платить. Но когда вечером семья соберется дома (упаси боже несколько дней не будет кружков, из-за гриппа там, или еще чего) - они резко начнут друг от друга уставать, вы меня понимаете?

В той еще старой жизни, когда не было детских садиков и домов пионеров, дети постоянно находились при родителях, или по крайней мере - при родственниках. Они постоянно общались и не уставали друг от друга, им было чем заняться вместе. В обществе была определенная эмоциональная культура общения поколений, и сейчас она утрачена. В последние годы, наблюдая общение в семьях разного возраста, я все больше и больше наблюдаю эмоциональный вакуум, который люди пытаются заполнить либо нарочитым весельем (совместные игры), либо руганью. Либо - каждый расходится в свою комнату (если семья благополучная) и в доме наступает мертвая тишина, заполняемая исключительно звуками телевизора и/или компьютера.

Третье - отсутствие осознанно сформированных эмоциональных стандартов и стереотипов. До рождения ребенка папа с мамой наслаждаются друг другом. После рождения ребенка структура отношений меняется. Интерес мамы к папе теперь находится в зависимости от ребенка. Непонимание этой перестройки отношений ведет к тому, что эмоциональное отношение папы к маме, мамы к папе, папы к ребенку и мамы к ребенку претерпевает качественное, но совершенно нерефлексируемое изменение. Неважно, имеете вы психологическое образование или нет - это изменение обязательно произойдет, это психологический императив. И поэтому навык нормального обсуждения отношений, анализа их - он необходим. Если вы до ребенка не обсуждали своих отношений, руководствуясь лишь чувством взаимного сексуального удовлетворения, то после рождения ребенка вы начнете эмоционально "сыпаться". Если каких-то пятьдесят лет назад, когда в СССР были семейные консультации, рождение ребенка укрепляло семью - то сейчас очень многие отношения рассыпаются сразу после рождения ребенка. Некоторые родители "героически тянут", пытаясь обеспечить "нормальную жизнь" ребенку, но происходящие между ними постоянные конфликты, все эти смены настроения и так далее - все это превращает жизнь ребенка в ад.

Четвертое - галочное отношение. Большинство родителей воспринимает свою роль линейно. Для них имеет значение только ответ на вопрос - я хороший родитель или нет? Мысль о том, что в пространстве отношений в семье гораздо больше одного измерения, им в голову не приходит. Есть какой-то стандарт, понимаете, шаблон, и он у каждого свой, и каждая компонента этого шаблона - это галочка, которую надо поставить. Поставил галочку - хороший родитель, не поставил галочку - плохой. Большинство родителей сегодня бегают галочки ставят, на ребенка внимания не обращают. А ребенок во всем этом должен как-то расти, он как-то развивается, меняется...

У Владимира Леви есть превосходная книга "Нестандартный ребенок". Она - об этом. И есть, насколько я понял, переиздание, доработанное и дополненное - "Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок". Читайте. Может быть тогда у меня появится шанс отказаться от высказанного ранее и неоднократно - "дальше будет хуже". Потому что. Если ничего не изменится. Дальше. Будет. Хуже.

Пятое - родительские проекции. Каждый родитель хочет для своего ребенка лучшей судьбы. Один хочет искренне. Другой - потому, что так хотеть "хорошо", и надо поставить галочку. Третий рассматривает ребенка как инвестицию в собственную старость. Анализ динамики семейных отношений, в общем и целом, не требует создания специальных ситуаций. Если вы можете присутствовать в чужой семье более-менее регулярно, например вы друг семьи, то наблюдений и сопоставлений хватит. Конечно, за один раз не определить, потому что у всех включается синдром нового окружения, но в старых привычных знакомствах, где люди вас не таятся уже, потому что привыкли - можно сделать удивительные наблюдения. Это я на основании своей практики говорю...

Так вот, у родителя, или у родителей, существуют стандарты какие-то, которые они хотят, чтобы ребенок реализовал. Почитайте про великих музыкантов второй половины 20-го века, это же звиздец какой-то. Ребенок пилит по многу часов в день не переставая, родственники вокруг увиваются, делают из дитяти будущего гения. Ребенок растет десоциализированным, по крайней мере в плане той самой "улицы", которая у нас за окном, все больше замыкается в своей музыке. Объективная психологическая оценка такого ребенка в большинстве случаев выявит девиации эмоционального развития. Но - мы это терпим. Потому что иногда получается. Иногда получается гений. Если родители хотя-бы в какой-то степени квалифицированные, и палку не перегнули.

Если вы видите гения, и видите, какой он сложно-девиантный и неприятный - простите ему это. Это плата за его труд. Он сам не может оценить, что он делает, но вы все этим пользуетесь.

А если родители не обладают должной квалификацией, и палку перегибают, и притом неумело - то появляется музыкальный коллектив "Семь Симеонов". К слову сказать, журналистская публицистика на тему этого феномена была, а вот профессионального психологического исследования я не видел. Очень, очень жаль, тема бытовой эмоциональной патологии там - богатейшая. Наливай да пей, как говорится...

Сочетание родительских проекций, если проекции разные, конфликтующие - может порождать любопытные и непредсказуемые кунштюки. Например, я в третьем классе пытался рассказывать одноклассникам, что такое диаграмма Герцшпрунга-Рассела. Получалось, сами понимаете, хреново... Ну и по второй линии проекций - неоднократно тоже было не все хорошо. Вам в каком возрасте арматурой в голову первый раз прилетело? Мне - где-то в районе второго класса. Подло и неожиданно...

С другой стороны, если бы не данная петрушка, не было бы у меня крайне специфического и очень любопытного опыта пограничных состояний, не наблюдали бы мы некоторые крайне трудные для наблюдения эффекты, не путешествовали бы по несуществующим местам (об этом еще будет) и не доводил бы я до полувменяемого состояния толпы здоровых тренированных психически устойчивых мужиков.

Следующий фактор эмоционального развития человека связан с изменчивостью. То, что обсуждалось выше - это наследственность эмоциональной культуры. Но есть и изменчивость. Меняются обстоятельства, обстановка, условия, цели, задачи - и эмоциональная сфера человека должна адаптироваться к этим изменениям. Каждое следующее поколение чем-то отличается от предыдущего. И поскольку старшее поколение в большинстве своем не имеет представление о том, что будет дальше, говорить здесь о намеренном конструктивном импринтинге нельзя. Жизнь состоит из цепочки неожиданностей, ни одна из которых не является предсказуемой. Каждое поколение в плане своего эмоционального развития имеет свой вызов, свой челлендж, и каждому поколению приходится на этот вызов реагировать. При этом всегда есть удачные и неудачные варианты. Потому всегда будет преступность, например. Преступники - это люди, которые в эмоциональном плане не справились с социальным вызовом. Ушли в антисоциальность, в отрицание самого вызова. Потому еще раз повторяю крылатую фразу неизвестного замполита - "губа будет всегда".

Эмоциональная изменчивость есть влияние эмоционального окружения сверстников, улицы. Кого-то это лечит, кого-то калечит. Но - улица есть ветер перемен, дыхание нового, рассвет следующего дня. Именно влияние улицы производит изменение эмоциональной сферы молодого человека, ставит вопросы и иногда - крайне редко - дает ответы. Армия для меня была стрессом, но я армию прошел, она многое мне показала и заставила искать ответы. Более того, не только армия - "духовка" тоже. Вот к "духовке" и к "духовным искателям" у меня нет отрицательного отношения, хотя читавшие "психотронику", возможно, и решили, что я там отрицаю и обличаю. В "духовке" я встретил много интересных людей, и несмотря на сомнительность некоторых отношений и ситуаций, если бы не духовка - вы бы не читали меня сейчас с интересом. Я такой - меня без интереса читать нельзя...

Мы в данном журнале неустанно повторяем установленный Симоновым факт - эмоция есть окончательная оценка любого психологического опыта. Так вот, если говорить о такой вещи, как система ценностей, например - то каждая ценность и ее ранг имеет четкую эмоциональую "стоимость". Базовые "ценники" выставляет, конечно, семья - но окончательную цену ставит улица. Каждый родитель озабочен подростковыми изменениями своего чада. Так вот, эти изменения - это изменения "цен" ценностей в той системе, которая была заложена. Это - эмоциональная переоценка. Это естественный и необходимый момент. Без этого психика не формируется. Не существует способа гарантированно и со стопроцентной эффективностью формировать "правильную" личность. Жизнь все равно ее пережует в то, во что посчитает нужным. То, что можно и нужно делать - это осознавать неминуемость и неотвратимость психологических изменений, понимать, что они имеют природу эмоциональной переоценки, и значит - в большинстве случаев эти изменения нерефлексируемы.

Если мы говорим о бытовой эмоциональной патологии, то подростковый кризис - это первый момент, когда возможна легкая и безболезненная коррекция проблем эмоциональной сферы. В связи с обесцениванием, например, некоторых ценностей, рефлексия их содержания и эмоционального наполения, последующая коррекция - не будут носить такого безусловно болезненного характера. Кризис - это всегда то время, когда можно работать над малозначащими элементами эмоциональной сферы. Я уже говорил, что возрастные кризисы - это те периоды, в которых психика самоочищается и самоперепрограммируется, самооздоравливается. Каждый действительно профессиональный психолог должен для себя навсегда запомнить простую мысль:

Возрастной кризис - золотое время для корректирующей психотерапии.

Еще раз повторяю, кризис - это не время проблем, не время трагедий, это время простых и естественных, если они конечно рациональны и профессиональны, решений. Педагог, психолог, который боится возрастного кризиса - это то, что у меня ничего кроме недоумения не вызывает. Кризис - время естественной подвижности психики, и это надо использовать. Да, это очень сложно и требует большой квалификации. Но - это шанс.

Но этот шанс можно реализовать тогда и только тогда, когда вы понимаете, что эмоция - это навык.

Нет двух людей, для которых "дружба" как эмоциональное переживание означает одно и то же - у каждого свой опыт. То же касается "любви". Радость, счастье, боль, страх - они у всех разные. Комплекс конкретных образов, конкретных воспоминаний, вплоть до конкретных физиологических реакций - у всех разный. Индивидуальный. Эмоция, даже самая простая - это комплексное переживание, ассоциативно связанное с очень большим количеством очень разных вещей из твоего прошлого и настоящего. Только и именно поэтому работает психоанализ, понимаете?

Если бы эмоция была просто эмоцией - ни один психоанализ не смог бы с ней ничего сделать. Потому что тогда она была бы атомарна. Но эмоция - она не атомарна, и именно потому ее можно прожить по-разному, модифицировать, переосмыслить ее содержание - через когнитивную деятельность - и тем самым трансформировать в нечто иное. Если и как только мы постулируем, что эмоция есть навык - тогда мы тут же приходим к пониманию того, что эпоха психоанализа еще не закончилась.

По большому счету, эпоха настоящего психоанализа еще не начиналась, и мы это увидим...

В следующей части мы опишем некоторые эмоциональные патологии на примере вашего покорного слуги. Что делать, у меня только один кейс - но зато этим кейсом я имею полное и абсолютное право распоряжаться по собственному желанию...

Тайна личности Льва Абалкина

Previous post Next post
Up