…девочка, до этого развалившаяся на мягких подушках, встала, чтобы встретить меня... (16)

Jun 18, 2019 21:01

Пояснения и предупреждения
- Да, это про Пустыню. Тема эта у меня специфическая, и может быть интересна далеко не всем, так что, пожалуйста, учитывайте это, если решите читать. Тем более, что текста действительно много.
- Текст местами совсем не для детей, хотя специально я не стараюсь усердствовать, но легче сразу пометить, как "18+", а вы это просто учтите, чтобы потом не сожалеть.
- Это продолжение одной из старых историй - "про старика и девочку". Начиналась она давно, потом был заметный кусок с продолжением - уже в прошлом году и почти год назад, тогда я отредактировал первые эпизоды и выложил всё заново. Сейчас - новое продолжение, "нумерация" будет сквозная, ссылки - в нужном порядке.
Извините, что в таком режиме, но вот как есть…

Когда выложу все новые куски (9 штук) и проставлю ссылки "назад/вперёд", сделаю отдельную запись с "оглавлением" по всем частям.

НАЧАЛО: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15

* * *

…девочка, до этого развалившаяся на мягких подушках, встала, чтобы встретить меня и принять мою сумку.

- Мои советы, надеюсь, не пропали даром? - Усмехнулся я, опускаясь на своё место. - И вот как? - Я указал на пару кувшинов, которые стояли отдельно от остальных и ближе к нам, чтобы не нужно было далеко тянуться. - Похоже, ты не теряла времени…

- О нет, эргэ! - Широко улыбнулась она, опускаясь рядом со мной. - Я сначала просила попробовать малую часть, и только потом просила принести всё! А когда я поняла, что твой рассказ будет вот-вот окончен, я попросила принести это… - Теперь она указала на те же два кувшина. - Мне сказали, там много трав, и мне сказали, что они приносят покой желудку и не дают пище становиться тяжёлой. Я подумала, это нам пригодится… И мне сказали, что они не мешают сну. Это не вино, и не баскад.

- Ты слышала всё, что я рассказывал этим славным людям? - Спросил я, наклоняя один из сосудов, чтобы почувствовать запах налитого в него.

- Да, эргэ, - кивнула девочка. - Мне было интересно. И я видела, что тем, кто слушал тебя, тоже.

- Был кто-то ещё, кто слушал меня? Кроме тех, кто сидел за столом. Я не стал обращать внимание и просто рассказывал. Их было много?

- Нет. Только двое. Те, кто сидел к вам ближе всех. Вон те погонщики, - она чуть заметно кивнула в сторону одного из столов, соседних со столом, где пировал Пранги. - Они слышали не всё, я видела по их глазам, но слышали многое. Они слушали тебя, и слушали внимательно. Может быть, был ещё один, вон там, дальше. А отсюда тебя могла слышать только я. Потому что хотела… - Она улыбнулась.

- Понятно… - кивнул я. - Надеюсь, любопытство этих людей накормлено достаточно, и позвать меня за свой стол больше никто не решит… Я не готов ещё раз… - я махнул рукой. - Нет, для этой ночи уже достаточно было всего остального…

Девочка рассмеялась и, наклонив один из кувшинов, щедро налила себе в чашу ароматного напитка. Отхлебнув его, она с видимым удовольствием причмокнула языком:

- Эргэ, а это действительно вкусно! Ты будешь?

- Знаешь… - я постучал по боку другого кувшина, - …будь добра, угости старика вот этим… - И, получив из её рук свою чашу, сначала осторожно понюхал. - Хм… Не хочу задумываться, что там намешано… но запах опасений не внушает… - Я отхлебнул. - Что ж, это приятно и на вкус… Надеюсь, ночь наша не станет от этого тревожней. Ибо покой желудку можно принести разными способами…

Девочка передвинулась ближе к стене и с видимым удовольствием устроилась на подушках, вытянув и раскинув ноги. Чашу она пристроила на бедре, придерживая рукой.

- Ну что же… - я снова принюхался к своей чаше, но пить не стал. - Не думаешь ли ты, дитя, что нам уже пора отправиться в покои, которые добрый хозяин для нас приготовил? До рассвета уже, конечно, заметно меньше времени, чем было, когда мы только вошли сюда. Но всё ещё достаточно, чтобы успеть поспать. А всё это… - я указал на приготовленные для нас напитки и еду, - …мы можем взять и с собой. Кувшины так не помешают точно, - я улыбнулся. - Но вот есть я, пожалуй, уже не хочу. Готовят здесь действительно очень недурно, ты выбрала правильное место. Но на сегодня мне, пожалуй, хватит…

- Эргэ… - девочка присела, поставив чашу на циновку рядом с собой. - Я хочу ещё здесь остаться…

- Вот как?! - Я даже повернулся в её сторону. - Но… - я замолчал, не зная, что добавить. -Но… - повторил я, а затем просто рассмеялся. - Так… ты хочешь сказать, что не устала?.. И… но… Но нам всё-таки действительно стоит отдохнуть, дитя. Конечно, ещё пара дней у нас будет, но…

- Эргэ… - вновь повторила она, чуть наклонив голову. - Я ещё не хочу спать… и я… я не устала, и здесь… здесь…

- Если бы этот повар не умел так готовить!.. - Я взмахнул рукой. - Несколько проклятий так и вертится у меня на языке! Ты точно больше ничего не ела, что могло…

- Нет, эргэ! - Поспешно перебила она меня, подавшись вперёд.

- Про напитки я уже тебя спрашивал, - махнул я рукой. - И ведь после вина другого потянуло бы в сон, но ты…

- Я, правда, не хочу ещё спать… - как-то не то смущённо, не то виновато посмотрела на меня девочка. - И ещё…

- Ох… - я только покачал головой. - Если бы я, старый глупец, был чуть внимательнее… После вина человека клонит в сон. А масло айляна сон гонит. И ещё прячет усталость. А ты вообще успела… - Я снова махнул рукой. - Но, скажи на милость, почему ты хочешь остаться здесь?! Если ты не хочешь спать - пусть. Но мы можем…

- …и ещё я хочу посмотреть на это… - как-то очень простодушно и почти по-детски улыбнулась она, указав на помост. - Я видела такое… мне нравится… Это красиво, эргэ.

Мне только и оставалось, что снова покачать головой:

- Ты хочешь увидеть здешних ханагиниши (80), я верно тебя понял? - Девочка несколько раз кивнула. - Что ж… если я дал тебе выбрать место, где мы остановимся… ну… Так отчего же я должен мешать тебе и провести время так, как ты пожелаешь?..

- Спасибо! - Она протянула мне сложенные чашей ладони.

- …признаться, я и сам ещё не хочу спать… - пожал я плечами, - этот… этот повар… Но лучше я помолчу!.. Да и оставлять тебя здесь одну у меня нет никакого желания. Что же, судя по всему, у Неба были свои планы на то, как я… хм… как мы проведём эту ночь! И кто я такой, чтобы противиться его воле, верно?

Девочка заулыбалась и, отхлебнув из чаши, снова прислонилась спиной к подушкам.

- Однажды мы принесли добычу… - заговорила она и тут же уточнила, - …это было в Благом Колодце, эргэ! Вот, мы получили плату и потом пошли в весёлые кварталы. Я первый раз тогда видела… Там танцевал… танцевала… - Она сбилась, помолчала, а потом улыбнулась. - Нет, я сначала думала… Нет, мы все думали! Считали, что это женщина…

- Но оказалось, что это не так… - усмехнулся я. - Знаю такое… Да, надо уметь так танцевать…

- А го'фар смеялся над нами, - весело добавила она. - Это потом уже танцевали только женщины! А го'фар сделал ставку, что это - мужчина. И выиграл. А если бы ставила я, то проиграла бы.

- Да, это бывает занятно, - улыбнулся и я. - Там был один такой танцор?

- Один. Го'фар ходил к соседнему столу, где сидели купцы, они громко спорили, кто же танцует. Он тоже вступил в спор и поставил несколько золотых. И выиграл.

- Понятно, - кивнул я. - Значит, они просто спорили между собой. Да, так тоже бывает. Но сегодня и здесь… Хм… В таких местах ставки часто принимает сам хозяин харчевни. Кому повезёт, может получить приличный куш.

- Эргэ! Здесь будет такой же танцор?! - Всплеснула руками девочка.

- Думаю, что да. - кивнул я. -Чтобы было интересней, а ставки делали охотней, танцующих в таких случаях обычно бывает двое. Ставки принимает хозяин. Расплачивается тоже он. Тот, кто вступает в эту игру, должен сделать ставку на одного из танцоров, и если он верно укажет, мужчина это или женщина, вернёт и свою ставку, и получит сколько-то ещё, возможно, столько же, возможно, что и больше. Всё зависит, какие условия ставки объявит хозяин заведения.

- Так просто…

- Ну да, - усмехнулся я. - Но вспомни, что тогда выиграл го'фар, а не ты!

- Но тот ханагиши, когда танцевал, совсем не был похож на мужчину!

- Вот поэтому проиграть ещё легче, чем выиграть! - Рассмеялся я. - Эти юноши знают своё дело. И учти, далеко не каждый ханагиши сможет быть в танце неотличимым от женщины. Просто умения танцевать не достаточно. Значение имеет всё - сложение, рост, возраст… Юноша должен не только двигаться в танце, как женщина, он должен себя вести, как она - когда ещё и не начал танцевать, а только показался в зале, идя к помосту для танца. Те, кто занимается этим, учились с раннего детства. Хотя, конечно, так учатся многие танцоры. Но тех, кто сможет потом запутать смотрящего - как в Благом Колодце запутали вас - вот таких мастеров всё же гораздо меньше. Но подожди… Слышишь, музыканты снова сменили мелодию?.. А вот теперь к ним, похоже, подошла и пара слуг с подносами, верно?

- Да, это так. У них там кувшины и ещё что-то накрыто платками.

- Ну, значит, игра точно будет, - кивнул я. - Надеюсь, танец тебе понравится.

- А как делают ставки?

- Это совсем просто… - я отпил из своей чаши, а потом пододвинул кувшин и долил ещё отвара. - Правила остаются неизменными, сколько я их помню. Ну, могут меняться какие-то детали, но в целом… Хозяин харчевни объявит, какой танец начнётся, и какие ставки можно делать. Потом слуги обойдут столы, к которым их позовут. Танцоров двое, отличаться они будут друг от друга… хм… я не знаю, как будет сейчас. Это может быть платок. Или пояс. Или браслет на руке. В общем, не важно… Отличить одного танцора от другого будет можно, и обычно это бывает цвет, так проще. Цветная лента на шее. Или нити на запястье. Главное, чтобы это было заметно. А на подносе будут отрезки ткани тех же двух цветов. И плошка с семенами торкара. Одно семя - одна монета. Какая именно монета - скажет хозяин. Обычно монету он держит в руке, чтобы никто не перепутал, и показывает её всем. Потом её же он положит и на поднос, как пример, чтобы уж точно никто не смог его обвинить, что он показал одно, а ставки принимали по-иному. Сколько ты возьмёшь семян, столько монет ты ставишь. Семена заворачивают в ткань и завязывают шнурком. Шнуры тоже будут на подносе. Красный шнур - ты ставишь на то, что указанный тобой танцор женщина. Белый шнур - мужчина (81). Да, чтобы не перепутать, кто делает и какую ставку, на каждом шнуре есть две парные пластинки. Они могут быть из кости или дерева... хотя… Ну, да, ещё это может быть и не пластинка, а пара лоскутов ткани. Главное, что они будут парными - с одинаковыми знаками или одинаковой формы. Одна такая пластина остаётся на шнурке, другую берёт себе тот, кто делает ставку. Мешочек с семенами бросают в кувшин. Когда ставки сделаны, кувшин относят к помосту, туда же, где сидят и музыканты. Когда танец закончится, и станет понятно, кто из танцоров кто, кувшины вынесут на тот же помост и перевернут, чтобы увидеть, кто какие ставки делал. И на кого.

- Действительно, просто, - кивнула девочка. - А может быть так, что это будут две женщины или двое мужчин?

- Я ни разу не слышал, чтобы так делали, - улыбнулся я. - Насколько я знаю, никаких запретов подобного нет… но… Но я ни разу о таком не слышал.

- А почему там несколько кувшинов? - Снова спросила девочка. - Чтобы хватило на всех? Но ведь всё поместится и в один большой, разве нет?

- Нет, это по иной причине. Сделать ставку можно в разное время танца, - объяснил я. - Самый большой выигрыш будет, если поставить, когда танец только начинается, и оба танцующих ещё полностью одеты, когда видны только малые части их тел, например, только кисти рук. Не каждый, кто похож в танце на женщину, будет походить на неё лицом. Да и тело… Чем больше оно будет открыто, тем легче понять, кто же перед тобой на самом деле. Поэтому, чем больше танцующие снимут одежды, тем меньше будет и выигрыш. Тогда, в Благом Колодце, ведь юноша не раскрывал своего лица, верно?

- Были видны только его глаза, ну ещё волосы, - кивнула девочка. - Он лишь в самом конце снял с лица платок. Когда и так уже показал, что он мужчина. Но его лицо… Эргэ! Его всё равно можно было принять за девушку. Его тело… оно… оно было… Он был молод, да… И его лицо… Его всё равно можно было перепутать!

- Обычно лиц не открывают, пока не закончится танец. Это делает игру интереснее. И это надёжнее. Двигаться, как женщина, и быть похожим на женщину, всё-таки разные вещи. - С усмешкой пожал я плечами. - Но да, бывает и по-иному. Наверняка тебе и раньше попадались лица, которые… как же сказать?.. - Я призадумался. - О! В самом же деле, как я забыл? Отмеченные луной и солнцем, так говорят про них хокчахары (82). Когда лицо может оказаться и мужским, и женским, когда разницы, по сути, между ними нет. Да эта разница становится и не важна, в общем, в этом случае… Так вот среди этих ханагиши много таких юношей. А некоторые утверждают, что вообще все они пришлись по нраву и солнцу, и луне. Возможно, в Благом Колодце тебе доводилось слышать в весёлых кварталах зазывал, которые предлагали не выбирать что-то одно, а получить удовольствие сразу от "двух светил"? Хотя, конечно, они имеют в виду не только лица тех, к кому приглашают…

- Да, слышала… - ответила девочка. - Но я тогда не спросила, что это значит. Они ещё так смотрели на меня… ну, словно оценивали (83). А мы все шли в харчевню. А потом уже все разбрелись, когда го'фар выиграл. И Нар тогда отвёл меня в Семистенные бани.

- О… А это ведь одно из лучших мест в Он-Кари! (84) Ты знала?

- Там было хорошо, - закивала девочка. - Нар заказал разной еды и пригласил для меня микаши (85)! Это… это мне очень понравилось, эргэ, очень… - рассмеялась она. - А для себя Нар позвал женщину из весёлого квартала, он говорил, что всегда встречается с ней, когда бывает в Колодце… Мы там пробыли до ночи, но я и не заметила, как прошло это время. Мы потом ещё возвращались с ним туда. Несколько раз. Пока были в Колодце… И в других городах потом тоже…

- Значит, охота в тот раз была удачной. А Беспалый, похоже, опекал тебя, дитя…

- Он и го'фар… они учили меня. А Нар рассказывал про разные города, в которых бывал. И про обычаи в них… про законы… Говорил, что это нужно знать. Другие тоже рассказывали о разном, но он и го'фар… Наверное, ты прав, эргэ. Ты и сам часто ведёшь меня со мной, как они.

- Ну… я ведь согласился тебе помочь. И мне же будет легче, если ты будешь знать больше. Да и безопасней тоже, - улыбнулся я.

- Нар говорил примерно так же, - грустно улыбнулась мне в ответ девочка. - Что его шкура будет целее, если я буду больше знать. Но я… - Она замолчала.

- Дитя… - я дотянулся рукой до её плеча. - Могу лишь повторить, что говорил раньше. В том, что произошло, твоей вины не больше, чем вины остальных. И силы твои не бесконечны. А сделать больше того, на что хватает сил, это… Знаешь, этого ведь не могут и боги. Мы живём не в сказке, и нельзя сварить зерно дважды. Ты смогла сделать не больше того, на что была способна. Уверен, что и все, кто остался в песках, понимали это. Иначе бы тебе не сказали, кого нужно найти. Я не хочу, чтобы ты сейчас грустила и вспоминала былое, которое не можешь изменить. Поэтому давай-ка я закончу то, о чём начал рассказывать, хорошо?..

Девочка еле заметно кивнула, коснувшись моей руки своей ладонью:

- Хорошо, эргэ… спасибо…

- Ну, тогда ты можешь налить себе и мне немного вина, - я подвинулся ещё ближе к стене и прислонился к подушкам. - Надеюсь, оно ещё осталось? Ведь вон в том кувшине вино, я не ошибся?.. Пожалуй, сейчас это не повредит нам обоим. А если ещё и повезёт, то до тебя доберётся сон, - я попробовал улыбнуться. - И мне не придётся встречать здесь рассвет! Так… так я говорил… хм… о чём я говорил, не напомнишь?

- О танцовщиках, эргэ, - после короткого молчания ответила девочка, передавая мне полную чашу. - О тех ханагиши, которых отметили луна и солнце…

- Действительно… - Я принял чашу, едва не расплескав, она была полна по края, и поблагодарил за неё кивком головы. - Для этих танцовщиков такая внешность более, чем кстати. Я встречал среди них тех, кто сразу выходил танцевать с открытым лицом, и кого не могли принять за мужчину. Думаю, в Благом Колодце вы видели именно такого юношу. Ставки, если они делаются, в этих случаях могут быть особенно высоки. Иногда даже огромны.

- Но ведь после этого его все запомнят, - удивилась девочка, - и никто уже не будет угадывать.

- Это верно, - согласился я. - Поэтому так поступают не все и не всегда. Как раз по той причине, которую ты и назвала. Но если тот, кто принимает ставки, хочет быстро получить большой выигрыш… - я пожал плечами, - …то почему и не рискнуть? Знаешь, ведь есть много рассказов про то, как начинались, и чем заканчивались такие истории. Понятно, что дважды в одном месте на таком не сыграть. Поэтому танцовщик спешно покидал один город и перебирался в другой, и там снова мог попробовать заработать таким же образом. Но и купцы много путешествуют. И что говорить о тех, чья жизнь, это постоянная дорога и смена мест? Караванщики, наёмники, бродяги… С любым из них можно встретиться там, где этого не ждёшь. Есть истории о счастливчиках-ханагиши, которые смогли заработать целые состояния, перебираясь из города в город, пока их не начинали узнавать в лицо. И есть истории о том, как они теряли всё, лишь один раз угодив на того, кто уже видел их раньше и сделал ставку на лучших условиях…

Девочка слушала меня, медленно потягивая вино. В этот раз она не стала его разбавлять водой. Впрочем, так поступил и я.

- А знаешь… - я повернулся к ней, - …пожалуй, я могу припомнить одну пару, которая всегда вместе вступала в такую игру, и которая никогда не скрывала своих лиц. И могла выступать в одном и том же городе несколько раз подряд. И люди каждый раз делали ставки, стараясь угадать, кто из них кто.

- Вот как? - В голосе девочки всё-таки был интерес. - И мужчина не боялся, что его узнают? Ну, в смысле, они оба этого не боялись, что их узнают сразу?

- Нет, - усмехнулся я. - Их знали в лицо обоих. Хитрость была в том, что у них было одно лицо на двоих. Не догадываешься, в чём тут дело?

_________
(80) Ханагиниши - женщина-танцовщица. Мужчина-танцор - ханагиши.

(81) Белый цвет - для определения мужчины - потому что это считается цветом мужского семени. Красный цвет - для обозначения женщины - поскольку соотносится с цветом внутренней поверхности её половых органов.

(82) Хокчахары - одно из племён пустыни, основные жители Благого Колодца. Именно поэтому Нонар их и вспоминает, поскольку его спутница упомянула этот город.

(83) Пожалуй, имеет смысл дать некоторые пояснения. При том, что гончих зачастую принимают за юношей и мальчиков, и что весь их внешний облик располагает к этому - в первый момент видеть в них именно мужские черты - это сходство иное, нежели описываемое сходство танцоров-мужчин с женщинами. "Отмеченные луной и солнцем" - это, если можно так сказать, эстетическая оценка, основанная на неких представлениях о красоте, которым должно соответствовать и лицо, и тело человека. В первую очередь - лицо. Если описывать совсем примитивно, это типажи, попадающие под определение "красиво" - когда строение и вид лица является главным, а само лицо с равным успехом и вероятностью может оказаться и мужским, и женским. Данная универсальность не является негативным фактором восприятия. В случаях же с гончими, этой "двойственности восприятия" или "универсальности" нет - в первый момент их принимают именно и только за мужчину. Опять же, если говорить упрощённо, их внешность "обманывает" смотрящего, заставляя принимать их за человека другого пола. В случае же "отмеченных" такого обмана нет - смотрящий сразу понимает, что перед ним может оказаться с равной вероятностью и женщина, и мужчина. Таким образом, гончие воспринимаются, как "отклонение от нормы", отношение к ним и в этом плане негативное. "Отмеченные" же проходят, если так можно сказать, по категории "это просто красиво", и пол человека не учитывается, как фактор, способный изменить отношение к нему.
Что касается повышенного внимания к гончей со стороны зазывал, это можно объяснить тем, что она - едва ли не единственная гончая в тот момент в мире. То, что такие девочки существуют, известно всем. Что такие девочки могут представлять интерес для публичного дома - тоже должно быть известно ещё многим. По крайней мере, их нередко отдавали в подобные заведения.

(84) Он-Кари - знаменитый на всю Пустыню район бань в Благом Колодце.

(85) Миканиши и микаши - профессии, встречающиеся в городах Пустыни. Их специализация - массаж и оральные ласки. Традиционно миканиши обслуживают мужчин, и работают ими, в основном, женщины. Микаши обслуживают женщин, и большинство из них - мужчины. Исключения тоже бывают, но широко они не распространены. По обеим "специализациям" будущих мастеров начинают обучать в достаточно юном возрасте, и обучение - особенно на первых этапах - носит, если так можно сказать, "общемедицинский характер": изучается человеческий организм, его строение, работа отдельных органов… Обучение заканчивается, как правило, годам к шестнадцати-семнадцати. К окончанию обучения юноши и девушки прекрасно разбираются в физиологии человека, обладают довольно обширными медицинскими знаниями, не редки случаи, когда они с течением времени начинают работать лекарями. Одной из отличительных черт их работы является то, что они никогда не работают в "весёлых кварталах", они работают только в банях, что в "иерархии мест работы и профессий" Пустыни ценится гораздо выше. Во время работы они никогда "не отдают своё тело" тому, кто оплатил их услуги, на этот счет существует жёсткий запрет: никаких соитий с клиентом во время работы. Искусство их весьма изощрённо, они, например, способны часами поддерживать человека на грани оргазма... Есть два верных признака, по которым людей этих профессий можно узнать среди прочих. Первый, это наголо бритая голова что у мужчин, что у женщин. Делается это с той целью, чтобы прикосновение волос случайно не отвлекло клиента. Второй признак - практически чёрные губы, язык и рот, что является следствием регулярного приёма определенных видов снадобий, стимулирующих необходимые для этой специфической работы мышцы и повышающих чувствительность и "выносливость" языка, губ, рта и гортани. Даже если потом эти снадобья перестать принимать, например, при смене рода занятий, чёрный цвет может незначительно потускнеть со временем, но всё равно не исчезает совсем. Да и привычка брить голову остаётся почти у всех бывших микаши и миканиши.

* * *

ПРОДОЛЖЕНИЕ: 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24

Если кому интересно, то "вот здесь лежат все ссылки на тексты о Пустыне, сгруппированные по темам и разложенные в порядке чтения. Плюс ссылки на иллюстрации."

Ссылка, Блаженный бродяга пустыни

Previous post Next post
Up