Сравнительная историческая урбанистика: улицы мира 20 лет назад

Dec 01, 2017 16:38

Сегодня в нашем проекте История улиц мира, 1997 год. Не так давно это было, но многое уже успело измениться.

В целом улицы 1997 года - это царство автомобилей. Если в обзорах 1942, 1947, 1967 гг. постоянно мелькают трамваи, то сегодняшнем вы их почти нигде не увидите.
Если в развитых странах процесс автомобилизации уже достиг своего "физического" предела, то для остальной части человечества он был в самом разгаре. Конвейер работал безостановочно, а на просторах Азии вводились в строй всё новые автозаводы.
В 1997 году мировое производство составило 54 млн. машин всех типов, тогда как в 2016 - почти 95!

По традиции начнём с Пекина. Хотя Китай к 1997-му вышел на производство 1,5 млн. машин всех типов в год, автомобилизация с нуля огромной страны шла довольно медленно. Население оставалось весьма бедным и мало ещё кто мог позволить себе иметь личное авто.
Поэтому 20 лет назад пекинский траффик выглядел ещё довольно экзотично:


КРУПНО

Обратите внимание, что для "архаичного" транспорта выделена собственная проезжая часть, чтобы он не мешал автопотоку. Таким образом, пекинская улица тогда жила словно в двух параллельных временнЫх измерениях!

И вот во что превратилась та же самая магистраль через 20 лет:


Пекинские власти совершили типовую ошибку практически всех мегаполисов "Третьего мира": вместо контроля над количеством частного автотранспорта начали строить хайвеи над улицами, превращая городскую жизнь в кромешный ад. Конечно, административные ограничения на приобретение частных автомобилей в Пекине потом всё равно ввели, но это стало слишком запоздалой мерой.
Думаю, через 10-15 лет мы увидим снова другой Пекин, в котором будет мало автомобилей и опять много велосипедов!

Примерно как на этой фотографии 1997 года:


В экономической столице Китая транспортная ситуация 20 лет назад была более напряжённой.
Центральная торговая улица Шанхая, которая теперь выглядит как московский Арбат, в 97-м представляла настоящий адок:


А вот в Бангкоке 1997 года транспортный коллапс из-за сверхавтомобилизации уже наступил, но они кинулись строить не только хайвеи, но и эстакадное (надуличное) метро.
На этом снимке мы как раз видим полосу отвода для строительства опор первой линии "небесного поезда", который будет пущен в 1999 году:


КРУПНО

По тому же пути вслед за Бангкоком пойдёт и Джакарта, которая в 1997 году уже подошла к уровню сверхавтомобилизации:


Там уже успели построить несколько эстакадных хайвеев, которые только ускорили наступление транспортного коллапса:


Теперь в Джакарте строят скоростные автобусные линии и усиленно развивают метро: альтернативы общественному транспорту в мегаполисе не существует!

Багдадский траффик 1997 года потрясает однообразием машин одной модели и окраски (такси):


Очевидно, такая картина была следствие строительства "арабского социализма", как его понимал Саддам Хусейн. С другой стороны, на снимке виден твёрдый порядок, от которого в Багдаде и следа не останется после 2003 года.

А вот Маниле неповторимый колорит всегда придавали маршрутки "Джипни", раскрашенные во все цвета радуги, 1997:


Как это замечательно, когда у города и его транспорта есть своё узнаваемое, неповторимое лицо!
Однако помимо филиппинской любви к украшательству, у феномена "Джипни" был другой, более важный аспект: почему именно в Маниле маршрутки заняли такое важное место в структуре городского транспорта? Более, чем в любом другом мегаполисе "Третьего мира", не говоря уже про города развитых стран (где к маршруткам отношение вообще пренебрежительное).

У столицы Бангладеш Дакки своя фишка - велорикши. Вот типичная картина в 1997 году:


Удивительно, но за 20 лет многократно выросший автотранспорт в Дакке так и не смог вытеснить эту экзотику. Буквально вчера наблюдал точно такие же сцены в каком-то телерепортаже. Наверное, здесь дело не только в бедности, но и какой-то национальной традиции, как в случае с манильскими "Джипни".

В 1997 году велорикшей можно было встретить и на улицах Гаваны, которая переживала особо трудные времена после прекращения поставок советской нефти:


Время на гаванских улицах давно остановилось.

Впрочем, и Исламабад 1997 года вполне бы мог сойти Исламабад 1967-го:


На заднем плане там наблюдается гужевой пассажирский транспорт, который на Кубе был (есть?) только в провинциальных городах.

А вот в Дубае 1997 года личному автомобилю не было никакой альтернативы, кроме такси:


Равно как и в соседнем Абу-Даби:


Пхеньяну 1997 года до автомобильных пробок дальше, чем до ядерных ракет:


Парижский траффик 1997 года довольно сер:


Как же мило это смотрелось с "богинями", 2CV, Рено-4 и прочими культовыми французскими тачками!

В центре соседнего Лондона такую картину трудно представить:


Но не всё так плохо было во Франции. В Страсбурге в 97-м можно было наблюдать трамвай новейшего поколения - символ грядущих перемен:


Траффик в бывшем Восточном Берлине 1997 года - просто открыточный:


КРУПНО

Двухэтажный городской транспорт - это всегда очень круто и мило, а уже если это ещё и ретро - остаётся только снять шляпу. Это настоящее украшение и изюминка города!

А вот в бывшем Западном секторе на снимке того же 1997 года видим совершенно другую картину - как будто невидимая стена по-прежнему продолжала разделять Берлин на два разных города:


Конечно, до 1990 года там не могло быть пробок, потому что эта магистраль была тупиковой.

Да, Берлин очень велик и многообразен.
Для полноты картины, на исторической улице Курюрстендам в западной части Берлина в 1997 году уже появились велорикши:


А вот Лондон у нас во всех сериях получается одинаковым - в кадре всегда по паре красных даблдеккеров и метрокэбов, как на этом фото 1997 года:


Похоже, они уже довольно давно, несколько десятилетий назад, нашли "золотую" пропорцию уличного транспорта, а личные автомобили выдавливают из города жёсткими административными и финансовыми методами.

Ситуация в центральных районах Нью-Йорка (Манхэттен) во многом напоминает лондонскую: на личном автомобиле туда мало кто суётся, на улицах господствуют машины такси.

Площадь Times Square в 1997 году:


Забавно видеть на этой нью-йорской площади красные лондонские даблдеккеры, которые выступали в роли экскурсионного транспорта:


За 20 лет там произошли перемены, пешеходная зона на культовой площади значительно расширена, что отражает общую тенденцию цивилизованных городов.

Бостонский траффик в пятницу вечером, 1997:


К тому времени бостонцы уже осознали, что подобное нагромождение дорог не красит их город и решили хотя бы в центре заменить эту паутину хайвеев на туннель. "Big Dig" стал самым дорогим автомобильным проектом в истории США и страдал от перерасхода средств, задержек, утечек, недостатков дизайна, сборов за плохое исполнение и использование некачественных материалов. "Стройка века" в Бостоне затянулась на 15 лет и закончилась только в 2007 году.

А в австралийском Сиднее в 1997-м открыли очередной хайвей:


Но это бетонно-асфальтовое непотребство уже не имело прямого отношения к истории улиц. Тотальная автомобилизация неизбежно стремится к уничтожению улицы как основы городской архитектоники, заменяя их на внеуличные скоростные магистрали.
Всё же, справедливости ради, надо отметить, что в 1997 году в Сиднее восстановили трамвай.

Avenida Juarez, центральная магистраль Мехико, с 1997 года почти не изменилась, только стало больше зелени:


В Токио транспортная ситуация в 1997-м продолжала оставаться безрадостной:


Российские улицы 1997 года, особенно в больших городах, также сильно отличались от поздесоветских, как и от нынешних. На них пришёл хаос в виде всяческих ларьков и нагромождения рекламных конструкций (визуального мусора). Традиционный советский автопарк на глазах начинал вытесняться иномарками (чаще бэушными), но время расцвета маршруток ещё не наступило. Старое такси вытесняли "бомбилы", но ещё больше обычные автолюбители. В Москве тогда на поднятую руку останавливалась каждая вторая машина, подзаработать не прочь были даже водители дороги служебных "мерседесов".
Даже удивительно, что на снимке Тверской улицы в Москве 1997 года можно увидеть жёлтое такси с шашечками, да ещё в обличье 41-го "Москвича"!:


КРУПНО

Лично я не припомню случая, чтобы с начала 1990-х и почти до конца 2000-х мне пришлось хоть раз воспользоваться услугами "официального" такси. Ведь его надо было вызывать и ждать минут 40, а частника можно было "словить" в любом районе города за минуту. Теперь всё изменилось. Такси приезжает по вызову за 2-3 минуты, а мысль тормознуть на улице машину без шашечек кажется просто дикой!

Ещё одна примета времени - первые паркоматы на Тверской улице в Москве 1997 года:


КРУПНО

Кажется, тогда эта "первая ласточка" у нас не прижилась и эпоха "дикой" парковки затянулась ещё на десятилетие. На протяжении около 15 лет это был такой бизнес в Москве и других крупных российских городах: бандиты просто ставили своих людей на улицах и те требовали от автомобилистов платить им за парковку, а кто отказывался - тому били стёкла и прокалывали шины.

20 лет назад в Москве появились настоящие пробки!

В час пик на Крымском мосту, 1997 год:


Но это Москва. За её пределами в России даже в областных центрах тогда ещё было довольно тихо.

Октябрьский проспект во Пскове, 1997:


Там же:


Наверное, сейчас такое можно снять только в 6 часов утра в воскресенье.

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914 , 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/ 1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937/ 1937-улицы, 1938, 1939, 1940, 1941-война/ 1941-улицы, 1942/ 1942-улицы, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/ 1946-улицы, 1947/ СССР-1947/ 1947-улицы, 1948, 1949, 1950/ СССР-1950, 1951, 1952/ СССР-1952, 1953/ СССР-1953/ США-1953, 1954/ СССР-1954, 1955/ СССР-1955/ 1955-улицы, 1956/ СССР-1956/ 1956-улицы, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961/ СССР-1961, 1962, 1963/ СССР-1963, 1964, 1965/ СССР-1965, 1966/ СССР-1966/ 1966-улицы СССР/ 1966-улицы мира, 1967/ СССР-1967/ 1967-улицы, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/ СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/ СССР-1976/ 1976-улицы СССР/ 1976-улицы мира, 1977/ СССР-1977/ 1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/ СССР-1981, 1982, 1983, 1984/ СССР-1984, 1985, 1986/ СССР-1986/ 1986-улицы, 1987/ СССР-1987/ 1987-улицы/ 1987-улицы СССР, 1988, 1989/ СССР-1989, 1990/ СССР-1990, 1991/ СССР-1991, 1992/ СНГ-1992/ 1992-улицы, 1993, 1994/ РФ-1994, 1995/ РФ-1995, 1996/ РФ-1996/ 1996-улицы, 1997/ РФ-1997, 1998, 1999/ РФ-1999.

urban evolution, 20 век в цвете, История транспорта, 1990-е

Previous post Next post
Up