Военно-исторический парк вооружения и военной техники «Патриот», г.Энгельс. Ми-24В
Пора, давно пора продолжить осмотр техники, что установлена в энгельсском Парке патриот. Сегодня на очереди совсем не редкий, совершенно не уникальный, но такой милый, я бы даже сказал «ми-ми-мишный», «крокодильчик» - вертолёт Ми-24В.
Правда, симпатичный? У первой модификации, Ми-24А кабина была больше похожа на аквариум, и впечатлениея «симпатичной смерти с небес» он как-то не производил.[Spoiler (click to open)]
Ми-24А на площадке ЦМВС.
Потом на Ми-24Д кабину заменили на такую, как здесь, а добавив новый комплекс вооружения получили красавец Ми-24В.
Выпуск Ми-24 запустили в начале семидесятых годов, ещё немного, и полвека вертолёту стукнет. А эксплуатируют до сих пор. И эксплуатируют, и продолжают выпуск новых модификаций. Не смотря на появление всяких новых вертолётных «Аллигаторов» и «Ночных охотников», «крокодил» по-прежнему в строю.
В передней кабине сидел оператор вооружения, в задней, повыше - пилот. Отдельно от них, в грузовой кабине, мог сидеть ещё и бортмеханик. А кроме того, в грузовой кабине вертолёт мог перевозить ещё и восемь человек десанта. То, есть он не просто ударный вертолёт, но ещё и транспортный. Универсальный. Правда, «универсальность» получилась своеобразной - либо десант, либо полная подвеска вооружения. Загрузить и то и другое по максимуму не получалось, не хватало возможностей силовой установки. Да никто и не использовал Ми-24 в качестве военно-транспортного, для этого гораздо более подходящий Ми-8 есть. Потому получилось, что ударный вертолёт всю свою карьеру практически впустую таскает совершенно ему не нужную, но тяжёлую и объёмистую десантную кабину.
Лобовые плоские стекла кабин лётчиков были бронированными, где-то читал, что выдерживали попадание 12,7-мм пули. Боковые выпуклые стёкла небронированные. Зачем замазали краской лобовое стекло оператора вооружения - непонятно. Понятно, зачем отломали штангу ПВД в правом углу операторского остекления - просто её всегда отламывают. Заодно зашили жестянкой дыру на месте вынутого из подвижной установки 12,7-мм четырёхствольного пулемёта ЯкБ-12,7.
По бокам десантной кабины раскрывающиеся вверх-вниз двери (первые два окошка как раз в верхней створке). На крыле, которое, с одной стороны, создаёт дополнительное сопротивление, с другой - дополнительную подъёмную силу, по три точки подвески вооружения с каждого борта. А если не вооружение, то туда можно подвесить дополнительные топливные баки. Если присмотреться, видно ступеньки и подножки, по которым пилот забирается в свою кабину (да и петли дверцы этой кабины вполне видны). Оператор забирается в свою кабину с другой стороны, там вместо дверцы откидное остекление, но подножки в борту тоже есть.
Все три стойки шасси у вертолёта убирающиеся. Казалось бы бесспорный плюс, но на современных модификациях от этого отказались, сделав шасси неубирающимся. Вроде бы оказалось, что выгода не очевидна, чай, вертолёт не скоростной истребитель, а от механизмов уборки только вес лишний.
Кстати, откинутые окошки десантной кабины достаточно велики, чтобы безмозглые яжематери-яжотцы своих этожеребят сквозь них засовывали внутрь (!). Лично видел парочку таких долбоящеров и их отпрыска. (Связываться с ними не стал. Раздолбанный экспонат мне, конечно, жалко, но свою нервную систему жальче, она у меня одна, а тех, кого метко поименовал министр Лавров, много).
Впрочем, совершенно необязательно лезть внутрь самим или совать через форточки дошколят, чтобы узнать, что творится внутри этого экспоната. Понятное дело, что там тьма, разорение и десять казней египетских. Но если вы не боитесь, можно заглянуть.
Такое ощущение, будто снятые выхлопные патрубки двигателей закинули внутрь.
Десантная дверь левого борта…
…и правого борта.
А там уже кабина пилота.
У-ф-ф. Разруха. Лучше посмотрим дальше снаружи. Снаружи экспонат куда веселее.
Рулевой винт со стеклопластиковыми лопастями. На их передних кромках - противообледенительное устройство. Снизу дополнительная неубираемая опора - чтоб не чиркнуть хвостом о землю.
Кстати, обратите внимание. У нашего Ми-24 лопасти рулевого винта серые, а корпус - жёлтый. А рядом стоит Ми-8, у которого корпус серый, а лопасти рулевого винта… жёлтые. Совпадение?..
На этой фотографии кроме сравнения цвета винтов, можно сравнить и габариты транспортного Ми-8 и ударного Ми-24. Прекрасно видно, какой Ми-24 здоровенный.
Можно долго рассуждать на тему того, что Ми-24 перетяжелён, недовооружён, ненужно универсален, устарел…
Это не отменяет того, что он красив и грозен. Грозно красив. И своё неофициальное «крокодилье» прозвище заслужил не зря.