Военно-исторический парк вооружения и военной техники «Патриот», г.Энгельс. Пушка М-46
Что привлекает больше всего внимания во всяких «Парках Победы» и прочих военных памятниках? Правильно, танки. Самолёты, может, и интереснее, но они и размером больше, не всюду засунешь, и ставят их реже - хранятся плохо, а вандалятся легко. Самолёты на втором месте.
Артиллерия? Казалось бы, прекрасный эконом-вариант, но народное внимание очередная пушка вряд ли привлечёт.
Но сейчас речь пойдёт именно об артиллерии. И именно эти экспонаты я считаю самыми интересными среди установленных в
энгельсском Парке Патриот.
Так уж получилось, что первые артиллерийские экспонаты в Парке появились только спустя два года после его открытия, в августе 2020. И это были вполне привычные, «стандартные» гаубицы
М-30 и
Д-1 времён войны. Хорошо, спасибо, но мы их уже тысячу раз видели.
И вот, осенью 2020-го, наконец появляется нечто необычное, парочка новых орудий.
Первым, сентябрьским, приобретением, стала 130-мм пушка М-46.
Вот да, этой пушке я радовался больше, чем какому-нибудь там
танку Т-64. Хотя бы потому, что Т-64 я до того видел, а М-46 - нет. То, есть, в теории, должен был бы видеть, как минимум, на открытой площадке петербургского «Музея артиллерии» (его полное и длинное название я всё равно не помню). Но в памяти она не отложилось и даже на заднем фоне немногочисленных сделанных там фоточек не мелькнула.
В Москве ни в ЦМВС, ни на Поклонной горе, такой штуки нет (в ЦМВС есть 152-мм М-47, шедшая с М-46 «дуплексом» - на едином лафете). В саратовском и нижегородском Парках Победы этой пушки тоже не наблюдается.
(Если совсем уж честно, то М-46 я видел в московском Музее Задорожного. Там она тоже в походном положении, да и приткнута с краешку - вот и отложилась только на фото, но не в голове).
В общем, как ни крути, штука не вполне привычная для парков и музеев.
Тут надо отметить вот ещё что. О послевоенной ствольной буксируемой артиллерии нормальный современный человек, обыватель, далёкий от армии, имеет достаточно размытое представление. Как-то «цветочные» (и не только) самоходки и РСЗО больше на слуху. А во всяких «локальных» конфликтах мелькает чаще что-то более лёгкое, типа Д-30.
В общем, когда 130-мм корпусная пушка М-46 появилась в Парке, «в лицо» я её не узнал, и потом с удивлением читал про неё в интернете. Уж простите мне моё невежество.
Если грубо, в общих чертах, дело было так. После войны артиллерийское руководство кинулось «готовится к прошедшей войне» и резко стало навёрстывать отставание в артиллерии. На замену небезызвестным и прославленным 122-мм пушке А-19 и 152-мм гаубице-пушке МЛ-20 пошёл новый дуплекс - 130-мм пушка М-46 и 152-мм пушка М-47. (Там, правда, потом нарисовалися новый «дуплекс», 122-мм пушка Д-74 и 152-мм пушка-гаубица Д-20, но этими детективными хитросплетениями пусть специалисты занимаются).
Опытный образец М-46 изготовили в 1948 году, испытывали до посинения, на вооружение приняли в 1953 году. Сколько всего пушек выпустили и когда прекратили серийное производство что-то не встретилось, видать, большой секрет.
Такой «странный» вид у многотонной пушки (восемь с половиной тонн в походном, семь-семьсот в боевом) из-за того, что она тут как раз в походном положении. Ствол с откатными оттянут назад, станины закинуты на передок. (Гидравлический тормоз отката снизу ствола, неподвижен, два цилиндра гидропневматического накатника сверху, оттягиваются вместе со стволом). Гусеничный артиллерийский тягач АТ-С условно не показан.
Длина ствола с дульным тормозом 7,6 метра. Тут, конечно, это не так чувствуется. А вот если перевести пушку в боевое положение… Общий габарит в длину вообще будет за одиннадцать метров. Солидные колёсики как обычно не пневматические, а заполнены губчатой резиной, размер 1350 на 380.
Лафет и половинки щитового прикрытия (4 мм толщины) вид спереди. Удивительно, но рукоятка и тросик ручного тормоза пока на месте. Подрессоривание торсионное. С такого ракурса хорошо видно, как и куда поворачивалось орудие в вертикальной и горизонтальной плоскости.
Дульный тормоз. С одной стороны хорошо, отдача снижается, с другой стороны плохо - отведённые газы поднимают клубы пыли или снега, да и грохоту больше. Чем-то напоминает дульный тормоз послевоенной 85-мм противотанковой Д-48. Впрочем, такой «дуршлаг» на многих отечественных пушках встречается.
Расчёт у пушки девять человек, заряжание раздельно-гильзовое. Дальность стрельбы двадцать семь километров, с божьей помощью. Есть даже данные по бронепробиваемости (скажем, 240 мм при угле встречи в 90 градусов на расстоянии в километр), но вы из этой дуры сначала попадите в танк, а перед этим представьте, что танк будет смирно стоять и ждать, пока в него прилетит.
О клиновом затворе у крупнокалиберной артиллерии военные мечтали ещё с конца тридцатых, но всю войну прошли с поршневыми затворами, чуть не шнейдеровской конструкции. А тут нате - сделали, горизонтальный, клиновой, открывается вправо, открытие-закрытие вручную.
Заодно, можно посмотреть, что там выбито на казённике.
Ну, тут всё видно, комментарии излишни. Заодно, заводской номер (4517) и год выпуска (1962-й) снимают вопросы о том, что, дескать, производство пушки шло всего с 1954 по 1957 (и выпустили всего 253 штуки, что вообще смешно). Заводской логотипчик, ромбик в кружке - завод №172 имени Молотова, точнее, уже переименованный в Пермский завод имени Ленина. (До «Молотова» был «Мотовилихинским машиностроительным», сейчас, после «Ленина», опять «Мотовилихинские заводы»).
Горизонтальная и вертикальная наводка у одного наводчика - стильно, модно, современно. И даже штурвальчики оставили при установке в Парк. Правда, от прицельных приспособлений остался только подзакрашенный и не вращающийся дистанционный барабан.
Что тут сказать? Солидная такая штука.
И не слишком привычная в подобных тематических сборищах военной и околовоенной техники.
СОДЕРЖАНИЕ:
Общие сведения [обновлено] Т-64Б [обновлено] Т-72 (первый) Т-72 (второй) [обновлено] Т-80БВ БМП-1 БМП-1КШ БРДМ-2 [обновлено] БТР-70 МТ-ЛБ АТС-59Г МиГ-17 МиГ-23УБ Ми-8 Ми-24В ЗРК С-300 [обновлено] ЗРК 9К33 «Оса» РСЗО 9К55 «Град-1» Гаубица М-30 Гаубица Д-1 Пушка М-46
Пушка-гаубица Д-20 АРС-12У на базе ЗиЛ-157 8Т311М на базе ЗиЛ-131 ТЗ-200 на базе МАЗ-200 [обновлено] КрАЗ-255Б ГАЗ-66 АС-66 на базе ГАЗ-66 АЦ-40(131)-137 на базе ЗиЛ-131 АЦ-40(43202) на базе Урал-43202 Курьёзы Перемещения. МиГ-15УТИ Утраты. МТ-ЛБВ Итоги