Парк «Патриот», г.Энгельс. Т-80БВ

Dec 23, 2020 14:35

Военно-исторический парк вооружения и военной техники «Патриот», г.Энгельс. Т-80БВ

Когда в 2018 году энгельсский Парк Патриот только открыли, техники там было негусто, всего десяток единиц. Сейчас уже в три раза больше. Основные пополнения пришлись на 2020 год, но и в 2019-м кое-что появлялось. Традиционно, «к майским праздникам», Парк обзавёлся тогда новым танком. Как указано на табличке - Т-80БВ.




На сколько можно доверять табличке, это, конечно, вопрос. Ведь на ней имеется такой поэтический пассаж: «Основное назначение Т-80БВ - борьба с вражеской бронетехникой и пехотой в чистом поле». Про это «чистое поле» у составителей табличек прямо какой-то пунктик, у появившегося в Парке в 2020 году Т-64Б (или, всё же, «Т-64Б1»?) тоже «чистое поле» есть. Как и строчка «встроенная динамическая защита «Контакт-1». При отсутствии динамической защиты, что видно невооружённым глазом. Тут, на Т-80, динамическая защита, хотя бы есть, пусть и не встроенная, а навесная. Вот эти самые коробочки на броне.




Бортовая живопись здесь несколько неожиданная. «За Зою!» - тут на ум приходит только Космодемьянская, но подобную надпись ожидаешь увидеть на военной тридцатьчетвёрке, а уж никак не на Т-80 середины восьмидесятых годов.
Впрочем, это видимо как-то связано с почётным наименованием воинской части, что выведено рядом. Потому как наименование это именно времён войны, после неё воинская часть слегка так сменила профиль и звалась по другому.




Почётное наименование соединения как всегда длинное и заковыристое: «42-я Гвардейская Смоленская Краснознамённая ордена Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого армейская тяжёлая танково-самоходная бригада». Правда, в надписи немного зажилили регалии, надо бы «трижды ордена Кутузова». Вообще, про эту воинскую часть я уже как-то рассказывал в связи с другими местными экспонатами, но не грех и повторить.

Осенью 1941 года сформировали 18-ю танковую бригаду. Весной 1943 года она становится 64-й гвардейской танковой бригадой. Постепенно обрастает орденами и почётными наименованиями. Летом 1945 года бригада превращается в «42-й Гвардейский Смоленский Краснознамённый орденов Суворова, трижды Кутузова и Богдана Хмельницкого армейский тяжёлый танково-самоходный полк».




А потом - бац! - и осенью 1960 года танковый полк по мановению руки превращается… в зенитный ракетный! С номером 534 и всеми прежними регалиями. Как говорится, вот это поворот!
Наиболее свежий вариант названия - «511-й Гвардейский Смоленский…» и так далее, в/ч 40218 (вон, бумажечка с этим номером на корме наклеена). Полк входил в состав 76-й дивизии ПВО и его штаб был как раз тут, в Энгельсе. Не очень понятно, но сейчас полк вроде бы расформирован. (Хотя в 2017 году перевооружался на С-400).
Изрядная часть экспонатов Парка как раз из этой части. Вот только танк… Зачем зенитному ракетному полку танк? Очевидно, танк отдельно, надпись отдельно.

Снаружи, кроме баков на надгусеничных полках, должны были быть ещё две здоровенные бочки на корме, крепления есть, бочек нет.

Кстати, если посмотреть с кормы в «нижний правый угол» танка, видно, что от него кто-то отрезал кусочек на память. И жестянкой прикрыл.
[Spoiler (click to open)]



Сверху МТО выглядит не совсем привычно. А всё потому, что тут у нас не традиционный дизель, а газотурбинный двигатель. На тему «ГТД на танке» было сломано достаточно копий, вдаваться в подробности не будем. Понятное дело, любое решение несёт в себе и достоинства и недостатки, в чём-то лучше газотурбинный двигатель, в чём-то - дизель.




Воткнули конструкторы ГТД на Т-64 и подумали - ой как хорошо! Но надо ходовую переделать. Переделали ходовую - ой как хорошо! Но надо башню переделать… В общем, делали модернизацию Т-64 - получили Т-80. Кстати, опытный Т-64 с ГТД, «объект 003», стоит не сильно далеко отсюда, в Парке Победы в Саратове.
(А потом кому-то в голову пришла светлая идея - а давайте ГТД выкинем и обратно дизель вернём. Так получился Т-80УД. Но тут в парке «нормальный» Т-80, газотурбинный).

В итоге в СССР параллельно имелись три основных танка - Т-64, Т-72 и Т-80. (Кстати, все они в этом Парке присутствуют).




Та самая ходовая часть, позволившая, как это высокопарно пишут, «реализовать все возможности ГТД». На борт шесть сдвоенных обрезиненных катков, пять поддерживающих (их за бортовыми экранами не видно), направляющее и ведущее колесо. Гусеница из 80 траков, с резинометаллическим шарниром и резиновой беговой дорожкой.

Вот покрупнее, а заодно - бортовые экраны. Кстати, их листы на левом и правом борту почему то висят не симметрично.




На нижнем лобовом листе места крепления оборудования самоокапывания, на верхнем - места крепления минного трала.
На правом крыле когда-то был нарисован номер - «133», сквозь новую краску ещё просматривается.




Почти все блоки навесной динамической защиты пооборвали, от них остались, в основном, места крепления. Заодно, оборвали (или отрезали?) левый буксировочный крюк.




На табличке указано «принят на вооружение в 1985». Относительно модификации «БВ» так оно и есть, а вообще Т-80 начали производить с 1976 года. Конкретно этот танк изготовлен в 1988.




С башни пооборвано всё, что можно, остались несколько блоков динамической защиты, трубы дымовых гранатомётов да установка крупнокалиберного пулемёта (без самого пулемёта, естественно).




Проёмы прицелов и смотровых приборов заглушены и закрашены, у мехвода приборы просто сняты.
Смущает вмятина на башне, у заглушенной амбразуры курсового пулемёта. Это так и должно быть, выемка под инфракрасный прожектор (вон, крепление над ней) или, всё же, посторонняя вмятина? (Там, кстати, на фото видно, рядом на башне выбито таинственное число «816»).




Но это всё мелочи, по сравнению с положением башни на корпусе. Такое ощущение, что её сначала сняли, а потом поставили назад лишь бы как, криво. В итоге получился здоровенный зазор:
[Spoiler (click to open)]






Нет, может, конечно, так и должно быть, но что-то сомнительно. Такой зазор, что руку засунуть можно.




Башня, вид сзади. Слева у нас люк наводчика, справа командира. К командирской башенке идёт комплектом 12,7-мм пулемёт НСВТ. Ну а посередине торчит 125-мм гладкоствольная пушка (там, справа от неё, ещё 7,62-мм пулемёт ПКТ, а снизу - механик-водитель, но их отсюда не видно). Негра-заряжающего нет, вместо него - механизм заряжания, доставшийся в наследство от Т-64, и не похожий на автомат заряжания у Т-72.

Переходим к номерам, коих на танке обнаружено довольно много. И с ними довольно непростая ситуация. Особо не интересующиеся могут это смело пропустить. Главное, из номеров можно понять, что танк выпущен в июне 1988 года, на Ленинградском Кировском заводе.
[Spoiler (click to open)]


Серийный номер на верхнем лобовом листе: Е06БТ4262. С ним проще всего, июнь 1988 года, Ленинградский Кировский завод.



На корпусе сверху, рядом с люком механика-водителя: Е35ИТ0547. Если предположить, что номер построен по стандартной схеме, то год выпуска 1988, Ижорский завод, а вот месяц обозначен как «35», а не просто номером месяца.



Сзади, на боковине выхлопного устройства, аккурат поверх номера детали, засандилили ещё один номерок. Мало того, что кверху ногами, он такой тоже, странный: Е35ИТ0547.



Номер на башне. Сделаный по тому же принципу, что и номера на корпусе: Е34ИТ2442. Завод тот же, год тот же, месяц закодирован, чтоб враг не догадался.


Всем хорош экспонат, жаль только, что так мало «обвеса» сохранилось. Его бы ещё перетащить в другое место Парка, поменяв с одним из Т-72 - получилась бы занятная линейка из трёх советских основных танков.




СОДЕРЖАНИЕ:

Общие сведения [обновлено]

Т-64Б [обновлено]

Т-72 (первый)

Т-72 (второй) [обновлено]

Т-80БВ

БМП-1

БМП-1КШ

БРДМ-2 [обновлено]

БТР-70

МТ-ЛБ

АТС-59Г

МиГ-17

МиГ-23УБ

Ми-8

Ми-24В

ЗРК С-300 [обновлено]

ЗРК 9К33 «Оса»

РСЗО 9К55 «Град-1»

Гаубица М-30

Гаубица Д-1

Пушка М-46

Пушка-гаубица Д-20

АРС-12У на базе ЗиЛ-157

8Т311М на базе ЗиЛ-131

ТЗ-200 на базе МАЗ-200 [обновлено]

КрАЗ-255Б

ГАЗ-66

АС-66 на базе ГАЗ-66

АЦ-40(131)-137 на базе ЗиЛ-131

АЦ-40(43202) на базе Урал-43202

Курьёзы.

Перемещения. МиГ-15УТИ

Утраты. МТ-ЛБВ

Итоги

саратов/энгельс, фотообзор, бронетехника, Т-80, военное, видел сам

Previous post Next post
Up