Парк «Патриот», г.Энгельс. Т-72 (первый)

Oct 10, 2020 13:25

Военно-исторический парк вооружения и военной техники «Патриот», г.Энгельс. Т-72 (первый)

Пришло время рассказать об одном из самых первых экспонатов энгельсского Парка Патриот. Который, в каком-то смысле, стоило отнести к категории «Курьёзов». Причудливо «отреставрированный» танк Т-72.




Я бы даже сказал не «отреставрированный», а «отпрепарированный». Но не буду врать - помимо некоторой «курьёзности» у этого экземпляра есть и кое-что вполне интересное.
Ну что же, посмотрим?

Да, по поводу названия заметки. Почему «первый»? (Тем более, что «второй» уже был).
Так уж получилось, что весь первый год существования Парка единственным танком, представленным в нём среди всей техники, был именно этот Т-72. Потом добавился ещё один танк, Т-80БВ, и ещё год они стояли вдвоём. В 2020-м добавили ещё два танка. Среди них появился второй Т-72, а этот Т-72, соответственно, стал «первым». («Первый» ещё и постарше «второго» на пару лет, так, что всё вышло логично).




Появление второго Т-72 не может не радовать - ведь если остался бы только этот «квадратиш-практиш-гут», было бы грустно. Тем более, что в городе есть ещё один такой же «квадратный Т-72».

Между прочим, с «пояснительной табличкой» к этому Т-72, как и с табличкой к Т-64 (которую я недавно поминал), вышло занятно. На табличке, установленной в 2018 году было написано буквально следующее: «ТАНК Т-72. Танк Т-72 составляет основное вооружение России. (!) Это настоящая штурмовая машина, способная выполнять различные функции. (!!) Легко передвигается по болотистой и пустынной местности. (!!!) Сборка с 1974 по 1992 гг. на Уралвагонзаводе и на Челябинском тракторном заводе. (!!!!)». И дальше ТТХ. (Которые я, если честно, никогда и не читаю. Да и никто, наверное, тоже не читает).
Видимо кого-то что-то в этой табличке смутило. Может цветистость слога, а может противоречие здравому смыслу. И в 2020 году появилась новая табличка. Не менее занимательная.




«ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК Т-72 «УРАЛ». Основное назначение Т-72 - локальные конфликты (?!) и масштабные наступления с преодолением укреплённых линий обороны. Принят на вооружение в 1973 г.». И дальше ТТХ. Причём - другие. И параметры разные указаны и, самое смешное, значения одинаковых параметров тоже разные. Скажем, на первой табличке масса «41-44 тонны», на второй - «45,6 тонн».

Как писали Стругацкие полвека назад - «Так вот и возникают нездоровые сенсации». Прямо жаль, что раньше я на местные таблички внимания не обращал и не то, что глазом не смотрел, но и фотоаппаратом не фиксировал их, для беспристрастной истории.




Состояние у экспоната, сами видите, «специфическое». Всё, что можно снять - снято. Вместо отсутствующего приделаны замечательные квадратные крылья (спереди вообще феерично смотрятся). И вместе с двигателем убрана практически вся корма - сверху приделан простой металлический лист. (Нижний кормовой лист остался свой, и на нём есть номерок, но об этом ниже).




В принципе, объект в таком состоянии - как раз для подобных площадок. Как говорится, хуже уже не будет, не жалко отдать на потеху публике. Отломить посетители уже ничего не отломят, лазай - не хочу. Но, как вы понимаете - не хотят. Теперь, когда появились более «обвешанные» и интересные объекты, лазают именно по ним.




Если касаться вопроса модификаций, то, судя по всему, это самый что ни на есть простой Т-72, раннего выпуска. Если я правильно понял номера - выпуска февраля 1976 года.




Самого инфракрасного прожектора нет, но его крепление уже справа от пушки (поначалу было слева).

Так, пора поговорить о номерах.
Лично я в этих номерах выискиваю, главным образом, «возраст» объекта. Но может быть кому-то, профессионально увлекающемуся, будет интересно большее.
Т.к. номеров тут будет много, уберу под отдельный кат.
Серийные и ремонтные номера, номера корпуса и номера башни. И ещё какие-то, непонятные номера. (Кучу «номеров деталей» и прочих производственно-заводских маркировок, в огромном изобилии встречающихся на этом «незакрашенном» танке, я, естественно, вообще приводить не буду). Что-то понятно, как «расшифровать», что-то - не очень.
[Spoiler (click to open)]



Общее расположение номеров на верхней лобовой детали. Их тут много.
По центру - серийный и ремонтный. (Чистил не я, но чистившему - спасибо, пока не залили в сто двадцать восемь слоёв краски, я успел сфоткать).



Серийный номер Д02ВТ1307. Как я понимаю, февраль 1976 года, Уралвагонзавод.
Над ним набит, если не ошибаюсь, номер капитального ремонта. 1РИ8(?). (Похоже, что «88»). Т.е. первый капремонт в 198(8)-м году, где - не знаю, подкованные читатели подскажут и поправят, если что.



Слева от серийного на общем фото (т.е. ближе к правому борту машины, справа по ходу) - ещё что-то выбито, пустое и бессмысленное.



Слева по ходу тоже непонятная табличка.

Что это? Не знаю.



Сзади, на кормовом листе есть ещё один номер. А12ВТ7397. Надо полагать, это номер корпуса танка. Тот же завод, декабрь 1975 года. Что вполне коррелирует с расшифровкой серийного номера.



Слева (по ходу) от люка механика-водителя, на крыше корпуса, есть ещё один номер, опять А12ВТ7397.


На башне тоже много чего выбито. Сначала - общая фотка.




Один номерок ниже лючка автомата заряжания, второй - над ним.
Заодно можно обратить внимание, что с командирской башенкой какая-то фигня творится. Нет, сама крышка люка вроде ничего, а вот его обечайка (или горловина, или как это у танкистов называется, не знаю) вызывает удивление. Но об этом ниже.
[Spoiler (click to open)]


Номер на «кормовой нише», ниже лючка. Кроме всего прочего, кроме непонятных циферок и клейм, мы видим А10НТ6398. Как это понять - не очень ясно. Вроде бы октябрь 1975 года, что прекрасно подходит к номеру корпуса и серийному номеру танка. Но что за завод? Калининградский?



Номер, выбитый над лючком, через который автомат заряжания выкидывает поддоны гильз.
Д02ВТ1308. Снова Уралвагонзавод, февраль 1976-го. Почему-то номер башни больше серийного всей машины на единичку, хотя логичнее было бы наоборот.


Казалось бы, с таким «квадратным» и неинтересным объектом можно и закончить, но есть тут ещё одна штука, на которую можно обратить внимание.




С земли и, тем более, с левого борта, ничего такого-эдакого не видно. Поэтому мы залезем наверх и посмотрим на правую сторону башни, там, где командирская башенка.




Что-то тут нехорошее вытворили. Правда, не очень понятно что, и зачем.

Для сравнения - в нормальном виде оно выглядит как-то так:
[Spoiler (click to open)]


(Это местный «второй» Т-72).


Немного подробностей этого «дефекта»:
[Spoiler (click to open)]



Что это за вырывы металла и что это за наваренные тонкие листики, которыми имитировали обечайку люка?





Если оттуда просто вырезали кусок башни - не очень ясно зачем. И почему на таком странном месте.
Кстати, тот Т-72, что стоит у Вечного Огня, также ободранно и «квадратно» восстановленный, никаких повреждений на башне не имеет.

Вот такой занятный экспонат. Чья общая квадратная неказистость компенсируется отсутствием многослойной окраски (а значит видно все номера). И пищей для размышления (по поводу башни). Мол, что это было?




СОДЕРЖАНИЕ:

Общие сведения [обновлено]

Т-64Б [обновлено]

Т-72 (первый)

Т-72 (второй) [обновлено]

Т-80БВ

БМП-1

БМП-1КШ

БРДМ-2 [обновлено]

БТР-70

МТ-ЛБ

АТС-59Г

МиГ-17

МиГ-23УБ

Ми-8

Ми-24В

ЗРК С-300 [обновлено]

ЗРК 9К33 «Оса»

РСЗО 9К55 «Град-1»

Гаубица М-30

Гаубица Д-1

Пушка М-46

Пушка-гаубица Д-20

АРС-12У на базе ЗиЛ-157

8Т311М на базе ЗиЛ-131

ТЗ-200 на базе МАЗ-200 [обновлено]

КрАЗ-255Б

ГАЗ-66

АС-66 на базе ГАЗ-66

АЦ-40(131)-137 на базе ЗиЛ-131

АЦ-40(43202) на базе Урал-43202

Курьёзы

Перемещения. МиГ-15УТИ

Утраты. МТ-ЛБВ

Итоги

саратов/энгельс, фотообзор, бронетехника, военное, Т-72, видел сам

Previous post Next post
Up