Группа техники у городского парка, стелы и Вечного огня, г.Энгельс [обновлено]

May 01, 2020 14:22

Продолжаем осмотр военных и технических памятников города Энгельса.
Сегодня будет самый, наверное, классический вариант - военная техника у Вечного огня и Городского парка.

Правда, именно из-за своей «классическости» и легкодоступности объектов, фотографии не слишком интересные. Всегда кажется - ну уж сюда-то можно дойти в любой момент и уточнить то, что нужно. Объекты, откровенно говоря, не слишком интересные и редкие, но раз составлять полный перечень энгельских военных и технических памятников - без них никак нельзя.

Для протокола: фотографии сделаны 16 сентября 2018 г., 24 мая 2020 г., 08 июля 2020 г. и 04 ноября 2020 г.




Географически, всё это располагается на той же набережной, у той же Волги, что и ракетный катер «Карачаево-Черкесия», так и не ставший пока музеем «Покровский сторожевой». Только катер стоит на километр ниже по течению.

Официально памятник называется «Героям фронта и тыла». Стелу на набережной с Вечным огнём открыли к празднованию Дня победы в 2000 г.

Тогда никакой техники рядом не было. И не было её очень долго. Уж не знаю, планировалась ли она, в принципе, в проекте изначально, или нет.

Идея с установкой пушек появилась во второй половине 2017-го. Во всяком случае, о ней стало известно «широким кругам». Вообще, поначалу хотели поставить традиционные ЗиС-3. Но, видать, их запас на складах, наконец, исчерпался. В итоге, в 2018-м были установлены гаубицы Д-1. А чуть позже и поодаль - танк Т-72 и бронемашина БРДМ-2.



152-мм гаубица образца 1943 года, она же - Д-1. Если по-простому, то орудие получилось наложением новой ствольной группы с баллистикой гаубицы М-10 («152-мм гаубица обр.1938») на имеющийся удачный лафет гаубицы М-30 («122-мм гаубица обр.1938»). Специфической формы щитовое прикрытие от М-30 тут хорошо видно. Ещё и дульный тормоз навертели, для снижения отдачи, лафет-то был рассчитан на более лёгкую систему. Производили Д-1 до конца сороковых годов, а по всему миру они вполне воюют и сейчас.



К счастью, при «художественном оформлении», боковины колёс пушек-памятников не стали полностью зарисовывать белой краской, а то любят у нас в стране подобную ерунду. А так получилось приятно и солидно. Разве что, звёздочки на ствол нарисовали, ну да ладно.

Гаубицы пока ещё не залиты в сто двадцать восемь слоёв краски, и можно посмотреть, что там выбито на казённиках, помимо наименования «152-мм гаубица обр. 1943» и веса с затвором и без затвора.

Та, что слева - имеет заводской номер 1139 и выпущена в 1945 году.
[Spoiler (click to open)]



Та, что справа - заводской номер 1524, выпущена уже в 1946 году.
[Spoiler (click to open)]



На удивление, вновь установленные орудия в композицию стелы вполне удачно вписались. Хуже уж точно не стало. В отличие от двух других объектов, установленных поодаль, на краю городского парка. Установленных тут непонятно вообще зачем.



Стоит отойти от Волги на несколько десятков метров, и впечатление от стелы сразу портится двумя бестолковыми бронеобъектами.

Слева у нас стоит БРДМ-2, справа - Т-72.



Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2.

Приводить подробные ТТХ или рассказывать историю создания я, конечно, не буду, в сети таких подробностей навалом. Только так, некоторые занятные моменты для чайников, вроде меня самого.

Такая лёгкая бронемашина на четыре человека, со слабенькой противопульной бронёй и пулемётным вооружением, зато проходимая и способная плавать. Разработки начала шестидесятых, выпускавшаяся до конца восьмидесятых и служащая по всему миру и сейчас.




Если не брать в расчёт занятную и непонятную расцветку (или это в честь Сирийской войны, «под пустыню»?) тут есть на что обратить внимание. В том смысле не на то, что на машине есть, а на то, чего на ней, увы, нет.

То, что приборов наблюдения нет, и от фар остались одни крепления - ладно, всё равно вандалы побьют. То, что подвижный волноотражательный щиток с носа исчез, одни крепления остались - ладно, и это можно пережить. Но то, что нет главной фишки машины - дополнительных колёс, выдвигавшихся из-под пузика для увеличения проходимости - вот это обидно. Колесики были маленькие, но ведущие, с цепным приводом.




Кстати, на установленной в том же году в энгельсском Парке Патриот такой же БРДМ-2 эти колёса вполне есть и даже специально выдвинуты. Там и окрашена машина в приемлемый цвет и состояние чуть лучше. Однако, вернёмся к городскому парку.
Вон та «лопасть» на корме корпуса - сдвижная крышка, защищающая выходное отверстие водомётного движителя. Кстати, можно обратить внимание и на «неправильную» башню.



Вообще, на БРДМ-2 в башенке, устанавлиался крупнокалиберный 14,5-мм пулемёт КПВТ как основное оружие, и, справа от него, 7,62-мм ПКТ - как дополнительное. А тут смакетировали так, что больше на пушечку стало похоже.

Серийный номер:
[Spoiler (click to open)]

С09ЛТ7520. Сентябрь 1980 года, Арзамасский машиностроительный завод.

Номер корпуса:
[Spoiler (click to open)]

Краской подзамазано, но у меня создалось впечатление, что там выбито С06ТТ???7. Если так, то июнь 1980 года, Муромский машиностроительный завод.

Но БРДМ-2 ладно. Маленькая и неказистая, публике по ней лазить неудобно и народ особенно не толкается рядом. Ведь недалеко стоит танк Т-72, с которым обошлись куда как более сурово.



Танк Т-72. Если кратко, производился и служил с середины семидесятых, разные модификации успешно эксплуатируются и сейчас, и заканчивать пока не предполагается.

Расцветка, флажки и крылья системы «квадратиш-практиш-гут». Супер, что уж говорить. С другой стороны, наверное, лучше так, чем сразу на переплавку. Тем более, лет через пятьдесят, когда Т-72 станут музейной редкостью, из чего-то же надо будет их восстанавливать и реставрировать?



Необычно видеть «голую» башню, с ободранными обвесами и снятыми устройствами. Тут так старались всё снять (точнее - так хреново восстанавливали памятник перед установкой в городе), что даже «брезент», закрывающий щели в амбразуре пушки, расковыряли.

Кроме креплений для оборудования самоокапывания, мы тут наблюдаем дополнительный тридцатимиллиметровый бронелист, присобаченный на верхнюю лобовую деталь. Вроде бы такие листы начали наваривать с 1984 года на Т-72А.



Катки «раннего типа» с восемью выштамповками и погрызенными резиновыми бандажами. И фееричные квадратные крылья вместо надгусеничных полок с бензобаками и укладками.

Но спереди или с боков вид ещё так сяк. Вид с кормы совсем печалит.
Чего печалится, спросите вы? Ну так кормы у танка, считай, вовсе нет.




Ладно, вынули двигатель, ладно ободрали весь обвес. Тут от листов над МТО просто ничего не осталось. Обычный листовой прокат приварили, и всё. Ну, хорошо, хоть не «просечку» или «рифлёнку».



И такое трогательное отношение к деталям - вырез под выхлопной патрубок от двигателя. Мило, очень мило.

В принципе, тут чувствуется «рука мастера». Тот Т-72, что был первым установлен в энгельсском Парке «Патриот», отличается от этого в лучшую сторону разве что окрасом. Зато второй тамошний Т-72 пока вполне на уровне.




С «кормовыми частями» энгельсским танкам вообще не слишком везёт. У ИС-3, установленного гораздо раньше и в неожиданном месте, кормы тоже нет.

Серийный номер:
[Spoiler (click to open)]

Судя по всему, набит заново после того, как наварили дополнительный лист. Разобрать сложновато, но можно.

С07ВТ6287. Июль 1980, Уралвагонзавод.

Номер корпуса, выбитый на корме:
[Spoiler (click to open)]

С07ВТ6279. То же самое, июль 1980 года, Уралвагонзавод.

Номер корпуса, выбитый сверху корпуса, рядом с люком механика-водителя:
[Spoiler (click to open)]

Разглядеть тут можно буквально самое начало и конец - С07????79. Впрочем, это с соответствующими циферками номера корпуса выбитого на корме совпадает, значит, и остальное такое же.

А теперь можно поглядеть на башню. Она, конечно, представляет не менее печальное зрелище, почти ничего не осталось. (Заодно хорошо видно, что танк красили в этот странный дункельгельб жёлтый когда брезентовый чехол на пушке ещё был, вон, под ним зелень осталась. Оборвали его уже здесь, после установки танка, неуёмные вандалы).




Раз смотреть на башне особенно не на что, поищем номера. Их тут тоже два.




Первый выбит над лючком для выброса поддонов гильз автомата заряжания, второй - на кормовой нише башни.

Номер башни:
[Spoiler (click to open)]

С07ВТ6274, по прежнему июль 1980 года, по прежнему Уралвагонзавод.

Ещё один номер на абшне:
[Spoiler (click to open)]

С03НТ1634. Март 1980 года. Челябинский завод №200, поставщик отливок для УВЗ.

По итогам получается, это самый «молодой» из трёх установленных в городе памятниками Т-72. И, пожалуй, уже не просто Т-72, а модификация Т-72А.




Но, не смотря на свою «молодость», сохранился он чуть ли не хуже всех остальных.

саратов/энгельс, бронетехника, БРДМ-2, Д-1, артиллерия, военное, Т-72, фотообзор, видел сам

Previous post Next post
Up