Ракетный катер проекта 206МР «Вихрь», г.Энгельс

Apr 30, 2020 14:57

Продолжаем рассматривать технику, в изобилии расставленную у нас по городу.

Автомобили, паровозы, танки, да даже самолёты - ну кого этим удивишь?
А как на счёт боевого корабля?

Пусть кораблик маленький, зато вполне себе на плаву, а не на бетонных подставках.

Ракетный катер проекта 206МР «Вихрь»



Ракетный катер проекта 206МР «Вихрь». Снимки объекта сделаны 9 мая 2019 г. «Вихрь», если что, это не имя собственное, это код проекта.

Официально «установили» катер на День города 29 августа 2015 года. На своё нынешнее место он прибыл, конечно, немного раньше :), из Астрахани. Автор идеи и организатор (ну и спонсор, конечно же), кстати, тот же самый владелец «бронемакетов» и танков, про которые я уже рассказывал. Любит человек всякое железо.

В принципе, на катере хотели создать эдакий музей, планировали его открыть для публики в 2017-м году. Но - до сих пор ничего такого нет. Внутрь не попасть. Хотя, в сети доводилось видеть фотографии сделанные во внутренних помещениях, кого-то туда запускали.



Честно говоря, даже за тридцать лет я так и не привык к виду возвращённого «андреевского флага» на боевых кораблях. С теми же самолётами гораздо проще, привычную красную звезду оставили, хоть и расцветили окантовками.

Этот катер был построен в 1978 году (заводской номер 243, третий из двенадцати построенных подобных катеров) на Средне-Невском судостроительном заводе. Служил на Балтике, названием его тогда был обычный код «Р-50».

В 1998-м году катер из Балтийского флота перевели в состав Каспийской флотилии. Так сказать, с понижением. Из какого-никакого, но моря, в пусть и самое большое, но озеро. (Можно пофантазировать, как катер, из Финского залива, через Неву, добирался по ручейкам и речкам до Волги, и шёл потом вниз, к Каспию, но, конечно же, его перебрасывали по железной дороге. Из Петербурга в Астрахань. Как раз и пассажирский поезд такой есть - «сто девятый» :-) ).

В 2004-м году катер переименовали в «Карачаево-Черкесию». Не совсем понятно почему - она, всё же, ближе к Чёрному морю, а со стороны Каспийского у нас там есть, скажем, Калмыкия.



Сейчас на борту нанесено «Покровский сторожевой». Понятно, что это не настоящее название катера. Первоначально катер был просто с кодом «Р-50», потом получил имя «Карачаево-Черкесия». Новое название, «Покровский сторожевой», выбрано потому, что на борту планировалось открыть Музей боевой славы в честь жителей Энгельса (который до 1931-го был Покровском), воевавших да и просто служивших на флоте. Но с музеем что-то пока не срослось.

Катер перевели в резерв в 2012-м и списали в 2014-м, вместе с ещё двумя однотипными катерами. Тех двоих отправили на слом, а герой этой заметки в 2015-м оказался в Энгельсе, прибыв из Астрахани своим ходом.



Ракетный катер - это вам не линкор и не авианосец, он маленький. Водоизмещение всего 257 тонн. А, скажем, у нашего многострадального ТАВКР «Адмирал Кузнецов» - 60.000 тонн. Зато быстроходный, 80 км/час может развить. Правда, тогда топливо сразу кончится. Экономический ход 20-25 км/час. Ну, как на велосипеде. Правда, велосипедист не сможет так двигаться без перерыва неделю, а катер - сможет.

Водоизмещение ладно, нам, сухопутным людям, это ни к чему. А если брать габариты - где-то 40 метров длины и 8 ширины. И вот на этих метрах, не считая иного прочего, понапихано изрядно вооружения.

Видите, на корме две здоровенные наклонные бочки? Это пусковые установки противокорабельных ракет П-15М «Термит» с тепловой головкой наведения. Собственно, основное вооружение катера. Этими ракетами катер и должен был уничтожать надводные корабли противника. Понятно, что корабли крупные, в мелкий не попадёшь да и чего размениваться? И понятно, что не на океанских просторах, а в прибрежной зоне, у своих баз. Мореходность и автономность у катера, понятное дело, не океанская.

За ракетными пусковыми установками на корме установлен занятный агрегат - автоматическая артиллерийская установка АК-630. Вон та маленькая башенка. Как видно из названия, человека внутри нет, управляется дистанционно, от РЛС. Из того же названия видно, что калибр у пушки 30 мм, а число стволов - 6. Знаете, киношники всякие подобные «гатлинги» очень любят. Предназначена эта установка для обороны от воздушного противника, ну и что-нибудь мелкое водоплавающее можно запросто покрошить.



Носовая артиллерийская установка.

Второй артиллерийский агрегат катера посолиднее. 76-мм автоматическая установка АК-176. (Единичка в индексе - количество стволов, «76» - калибр). Не смотря на калибр, стреляет очередями. А чтобы ствол при этом не расплавился, имеется кожух с охлаждающей водой. В принципе, работает от той же радиолокационной системы, дистанционно, но может и человечек внутрь залезть и вручную управлять.

Любопытный момент. Один из дюжины катеров проекта 206МР - «Р-15», служивший на Чёрном море, достался в 1997-м Украине. Там, не удовлетворившись старым кодом, ему дали имя «Конотоп». (И новый бортовой номер U150. Да, именно «U» в стране, где алфавит - кириллица. Интересно, только мне это что-то напоминает?). А потом, спустя два года, Украина передала его Грузии. Новые владельцы опять сменили название, на «Тбилиси». Там катер проболтался почти десять лет, пока не случилось «08.08». Собственно, катер даже и не воевал - его захватили и утопили прямо в порту наши сухопутные войска.

Собственно, если не считать энгельсского памятника, из двенадцати катеров проекта 206МР «в живых» остался только один. Во всяком случае, в апреле 2019-го он ещё функционировал. Бывший катер «Р-262» Черноморского флота, ставший в декабре 1995-го украинским катером «Прилуки» (бортовой номер U153).

Ну а наш памятник стоит себе тихо и ждёт. То ли у моря погоды, то ли денег на музей.

саратов/энгельс, фотообзор, военное, видел сам, корабли

Previous post Next post
Up