Античный спорт и неспортивные страсти

Aug 27, 2020 18:56

Маленькая драка, оставившая большой след в истории. Или наоборот?

Когда-то давно прочитал (а может услышал) занятную фразу. Кто это сказал, и как оно точно звучало уже не вспомнить, но смысл был такой: если вы хотите представить себе английского солдата времён наполеоновских войн, посмотрите на современных английских футбольных хулиганов. Вот то же самое, только в красном мундире.

Сравнение забавное (и, прямо скажем, не лишено оснований, иначе тот же Веллингтон не называл бы своих солдат «подонками»), но мы обратим внимание на само явление перехода «спортивных страстей» в «неспортивное поведение». Не надо думать, что подобное явление - изобретение XX века. Природа человеческая со времён кроманьонцев не поменялась, сейчас футбол, раньше что-нибудь другое. Да, всякие массовые зрелища до XX века явление нечастое, как в раннем средневековье церковь придушила и свела к нулю «игрища бесовские», так они и барахтались кое-как до недавнего момента. Но было, было и другое время, счастливое время. Хлеб это хорошо, но не плохо бы и зрелищ, а?



Главное пристанище запрещённых «игр бесовских» - Амфитеатр Флавиев, он же Колизей. Но вон, видите, крестик навесили - значит теперь можно.

Вспомним те же позднеантично-раннесредневековые «партии ипподрома». В те времена важнейшим из искусств для народа были не кино и цирк, а ипподром. Кино с немцами ещё не изобрели, цирк с конями с гладиаторами уже запретили, остался ипподром. Как раз с конями. Гонки на колесницах.

Их там много было, «партий ипподрома», ещё со времён Римской империи. Но к пику популярности, к византийским временам, остались, по сути, две - «синие» и «серые» «синие» и «зелёные». По цветам, в которых байкеры колесничие соревновались на ипподроме. Понятное дело, если ты болеешь за «синих», а я за «зелёных», а выиграть может только один из них, между нами неизбежно возникнет «конфликт на фоне личной неприязни». В общем, те и другие отмороженные (скорее - перегревшиеся на средиземноморском солнышке) болельщики регулярно мутузили друг друга.

К византийским временам спортивные «партии» доэволюционировали чуть не до политических. Не совсем, конечно, и не в нашем понимании, но… Заявив на улице Константинополя в VI веке - «я за зелёных» - ты декларировал не свою приверженность идеям борьбы за экологию, поддержку, прости господи, Гринпис и восхищение Гретой, ещё раз прости, господи, Тунберг. Ты декларировал, что ты за «простонародье», за крестьян там, и прочий понаехавший пролетариат, а заодно - за монофизитов. (А сказал бы, что ты за «голубых» «синих» - значит ты за истеблишмент, бизнесменов и поддерживаешь решения Халкидонского собора). Конечно, никаких формальных рамок и строгого соответствия не было, патриции и сенаторы «болели» за «зелёных», а простонародье за «синих», но общая тенденция понятна. (Ну, как в современных американских партиях: если республиканец, то реднек, если демократ, то жидорептилоид, а по факту - как придётся).



Если заранее не знать, то можно и не догадаться, что в римские времена в этом овраге проводились гонки на колесницах. Да и овраг был не оврагом а Большим цирком.

И вот однажды, 13 января 532 года, на пятом году правления императора Юстиниана (он, кстати, «болел» за «синих») после совсем уж вопиюще неправедного судейства, когда в ворота «зелёных» назначили третье пенальти за матч (ну или чем-то там другим их уязвили, кто его знает), на ипподроме началась драка. Переросшая в бунт. С погромами, выкриками «жизнь зелёных имеет значение» и попыткой свержения императора. Самый крупный бунт в истории Константинополя и Византии. Восстание «Ника».

Начав бунтовать, простонародье быстро забыло о спортивном делении на «наших» и «не наших», объединившись под лозунгом «бей патрициев, спасай Византию!». Некоторые шибко умные сенаторы решили под это дело провести в императоры свою, альтернативную, кандидатуру, ибо имеющийся император всех уже достал. (О, если бы они только знали, как он всех достанет потом!).



Фигурки гладиаторов, которые неизвестный «художник» выцарапал на стенке Колизея. Царапальщик этот давно отправился к праотцам, а творение его живёт. Как ни странно, в этом маловысокохудожественном произведении легко узнаются ретиарий и мурмиллон.

Несколько дней колобродили, полгорода сожгли, остальные полгорода разграбили, чиновников поубивали, тюрьмы пооткрывали, но императора так и не спихнули. (Юстиниан потом ещё тридцать лет правил, и его, может и не совсем оправдано, ставят в один ряд с Константином, Траяном и прочим Октавианом Августом). А потом стратег Велизарий, будущий покоритель вандальской Африки и остготской Италии, пришёл с войсками и утопил восстание в крови (несколько десятков тысяч убитых жителей насчитали). В общем, события известные, их даже В.Иванов в своей занудной «Руси изначальной» изобразил.
Короче говоря, спортивные болельщики - штука опасная, лучше с ними не связываться.

Это, так сказать, перелом времени, античность кончилась, тёмные века начались. Но, естественно, спортивные «болелы» устраивали катавасии и раньше, в благословенные римские времена, когда и солнце было теплее, и трава зеленее.

Вспомним случай, известный не своей массовостью или последствиями, как масштабное восстание «Ника», а своим культурным наследием.



Один из крайне немногочисленных сохранившихся элементов отделки Колизея (их отдирали, воровали и вандалили в первую очередь). Суровые мускулистые мужчины в странных одеяниях волтузят друг друга острыми предметами. Гладиаторы.

Ипподромы и гонки колесниц римляне, конечно, любили. Но больше этих греческих штучек римляне любили свою «исконную» забаву, второй по раскрученности (после легионеров) римский бренд - гладиаторские бои.

Тут надо сделать небольшое (на самом деле - большое) лирическое отступление.
Вообще-то «исконные» римские гладиаторские бои не римляне придумали. Считается, что римляне переняли их у этрусков. И первое время бои эти были тем же, чем были у этрусков - погребальным обрядом-жертвоприношением. Который совершали частные лица после смерти других частных лиц. Ну а потом понеслось… Гладиаторские бои постепенно оторвались от погребального ритуала, с частного порядка вышли на массовый, и поднялись на государственный уровень. Сакральный смысл, может, и остался, но получилось типичное такое массовое развлекательное зрелище. К тому же, необходимость всенепременно всех гладиаторов замочить отпала. Профессиональный гладиатор - вещь штучная, дорогая, такого по мелочам расходовать жалко. Побились, красиво помахали мечами - и ладушки. Нет, убивали и калечили, конечно, друг друга, но умеренно. Роль кровавой жертвы перешла к приговорённым преступникам (а позже и их коллегам - христианам). В общем, эдакий американский реслинг. Накачанные полуголые мужики (правда, гладиаторы, в отличие от подтянутых реслеров, были скорее рыхлыми) красиво метелятся, пускают друг другу кровь, но в рамках приличий. Но, если надо, можно и натуральные бои без правил устроить, тут уж кровь, кишки, полная тога удовольствия.
Кстати, не смотря на то, что происхождение гладиаторов этрусское, большинство гладиаторских школ располагалось не на севере, в Этрурии, а на юге, в Кампании. Небезызвестная Капуанская, например. Ну, та самая, где гладиатором работал Спартак.



Развалины справа - остатки гладиаторских казарм, соединявшихся подземным туннелем с Амфитеатром Флавиев. Это в фильме у Ридли Скотта гладиаторов подвозят к парадному входу в Колизей на такси, в реальности они шли туда вот этими переходами.

Город Капуя располагался (да и сейчас располагается) чуть севернее Неаполя. А чуть южнее Неаполя располагался (а сейчас уже нет) город Помпеи. По нынешним временам что Капуя, что Помпеи конечно так себе, заштатные городишки, а в те времена пара-тройка десятков тысяч жителей - это ого-го, это нехилый такой город.

Те самые сбежавшие гладиаторы со Спартаком, если вы помните, свой первый крупный бой против римских войск выиграли на склонах Везувия. Дошагав до него от Капуи пятьдесят километров пешочком. Чего они оттуда не сгоняли ещё за двадцать километров, в Помпеи - не ясно. Зачем восставшим гладиаторам в Помпеи? А там тоже была гладиаторская школа. Их, школ этих, в Кампании, как грязи.

А кроме гладиаторской школы там был ещё и солидный амфитеатр. Не исключено, что кто-то из восставших гладиаторов, а может и сам Спартак, во времена своей профессиональной карьеры там бывали «с гастролями».



Амфитеатр Флавиев в Риме, который достроили тогда, когда исчез амфитеатр в Помпеях.

Амфитеатр в Помпеях считается самым старым сохранившимся римским амфитеатром. Его достроили в 70 году до н.э., как раз через год после подавления восстания Спартака.

А строили на средства заправлявших городом римских граждан Гая Квинта Валга и Марка Порция. Тут надо напомнить, что в 91-88 годах до н.э. в Италии шла Союзническая война - всякие разные италики, союзники латинского Рима, недовольные распределением «гражданских прав и свобод», а также материальных и политических благ, подняли восстание против Рима, требуя равных гражданских прав. Помпеи, город осков и самнитов, на свою беду присоединился к восставшим. В 89 году до н.э. войска Суллы город взяли, Помпеи объявили римской колонией и там получили земли римские ветераны. Ну и римские богачи завели тут свои виллы и стали заправлять местной кампанской жизнью.
(До того, как в 73-71 годах до н.э. мимо пробегал Спартак со товарищи, тут, после Союзнической, в восьмидесятых годах успела мимо пробежаться ещё одна война, гражданская, между Марием и Суллой. Всего двадцать лет после Спартаковской войны в Италии было тихо, пока Цезарь с Помпеем не начали веселье по новой. Но вернёмся от скучной истории к кровавому спорту).



Кусок посвятительной надписи на помпейском амфитеатре. Который тут называется ещё не амфитеатром (римляне пока не додумались до слова «двоякий театр»), а спектакулой, местом для спектаклей, сиречь для зрелищ.

Жили себе кампанцы, не тужили, развлекались, в амфитеатр ходили, на гладиаторов посмотреть. Пока не случился тот самый «выездной матч», вошедший в историю. Ну, то есть, на самом деле никакой не выездной, и не матч, просто очередные гладиаторские игры.

В 59 году уже вполне себе нашей эры, в Помпеях, в амфитеатре, во время гладиаторских игр, по оставшейся неизвестной причине, вспыхнула драка. Перекинувшаяся из амфитеатра в окружающую местность. Между местными жителями и прибывшей на выезд группой фанатов из близлежащего города Нуцерия (сейчас зовётся Ночера, двадцать километров на восток от Помпей). Кто за кого болел, кто в чьих цветах был, и кто первый начал - доподлинно установить уже невозможно. (Отмечу, что те самые «партии ипподрома» с их «цветами» примерно в то время и зарождаются). Результатом драки стали множество убитых и раненых. В основном со стороны жителей Нуцерии (ну понятно, помпейцев-то было больше, вот они, с криком «наших бьют!» и взяли противника зерг-рашем). Спартак оценил бы иронию - пока гладиаторы на арене стоят и смотрят, разинув рот, свободные римские жители крошат друг друга на трибунах и за ними.



Та самая драка между помпейцами и нуцерийцами, запечатлённая на фреске. (Картинка широко известная, правда, не все знают, что за событие здесь изображено. Взято из интернета).
Помпеи, перистиль дома вольноотпущенника Акция Аникета. Размер немаленький, 188 на 172 см. Найдена в 1863 г. Как и большинство обнаруженных в те времена фресок, безжалостно выковыряна из стены и перенесена в Национальный археологический музей в Неаполь. В итоге, после такой деятельности, в самих Помпеях среди более-менее сохранившихся раскрашенных стен постоянно зияют здоровенные дыры.
Прямо по центру фрески - амфитеатр (изображённый, правда, жутко высоким), справа от него - Большая палестра. А вокруг, сами видите, мордобой-с.

Казалось бы, драка и драка. Но её масштабы и количество пострадавших так потрясли современников, что дело дошло до императора и римского Сената. Императором в то время был Нерон, вот он и поручил сенаторам разобраться, а также покарать невиновных и наградить непричастных. Устроителя игр и человека, якобы спровоцировавшего побоище, изгнали из города. А Помпеям было запрещено в течение десяти лет проводить гладиаторские игры. Сам помпейский амфитеатр указано было закрыть, а местные «болельщицкие организации» (те самые «партии») - распустить.



Амфитеатр в Помпеях. Вот да, тот самый, с фрески. Арки и лестница очень даже узнаваемы. Другое дело, что помпейский амфитеатр не высокий, скорее даже приземистый.



Опять-таки, на фреске он какой-то круглый, в реальности - вполне себе овал. И лестниц там несколько. Вот эта сторона, с дальней лестницей, как раз выходит на Большую палестру.

Но, как известно, в Древнем Риме строгость законов компенсировалась необязательностью их исполнения. Точнее - произволом императоров.

Императором, если вы помните, в то время был Нерон. Неординарная личность. (Да, до неординарности императора Коммода, который сам в гладиатора наряжался и даже на арене выступал, Нерону далеко. Но надо же было императорам с чего-то начинать?).



Стенка Большой палестры, выходящая на амфитеатр. Вон видите, слева ступеньки? Сейчас по ним не ходят, а во времена оны именно по этим лестницам поднимались зрители. Проходы в стенах амфитеатра - для обслуги и гладиаторов. А что за палестра? Ну, такое общественное заведение для занятий спортом. Но не стадион.



Территория Большой палестры. В Греции в палестрах учили и тренировали молодёжь, а тут в Помпеях, в палестре тусили гладиаторы (и на стенах всякие граффити неприличные рисовали, современным учёным на радость). А что, воздух свежий, деревья, травка-муравка, вон, видите, бассейн посередине. Амфитеатр рядом (во, слева торчит), то, есть на работу далеко ходить не надо. Да и новые казармы гладиаторские недалеко. Что характерно, после землетрясения, казармы перенесли на территорию квадрипортика - парка с колоннадой при театре. Рядом с театром большим и Одеоном - малым, музыкальным театром. Ну, понимаете, что актёр, что певец, что гладиатор - одного поля ягоды.

В общем, была у императора Нерона жена. На момент эпической драки одна, на рассматриваемый момент - уже другая. Звали эту, вторую жену, Поппея Сабина. И, по стечению обстоятельств, родом она была как раз из славного города Помпеи. Поппея из Помпей. Нарочно и не придумаешь.



Как пафосно придумал Светоний - ave, caesar, morituri te salutant! А мы гладиаторы простые, без затей, мы сюда не помирать, мы сюда на жизнь зарабатывать идём.

А дальше схема простая - жители Помпей запретом на развлечения недовольны, местные олигархические круги потерей источника дохода недовольны, местные магистранты недовольством местных жителей недовольны… О! А наша землячка-то вона куда взгромоздилась! А не попросить ли её?.. Короче говоря, Поппея «заступилась» за наказанный родной город перед Нероном, и срок «дисквалификации» помпейского амфитеатра был значительно сокращён. С 62 года он снова заработал. А уж кто, кому и сколько «занёс» за заступничество, о том «Анналы» Тацита скромно умалчивают.

(Кстати, в современном городке Торре-Анунциата, что построен поверх античного Ополнтиса, из везувианского пепла откопали богатую виллу принадлежавшую, как считается, Поппее Сабине. Впрочем, к моменту как виллу пеплом засыпало, Поппея уже полтора десятка лет, как умерла).



Изнутри помпейский амфитеатр уже не кажется таким сплющенным и приземистым - он построен в эдаком котловане, проходы на арену идут под углом вниз. Как и у младшего коллеги - Колизея - здесь есть проходы под трибунами, сохранились остатки устройств для натягивания над публикой тента. Вместимость оценивают в двадцать тысяч человек, то, есть сюда могли поместится практически все жители Помпей разом.



Скамьи первых пяти рядов предназначались для почётных граждан, места второго яруса в двадцать рядов были платными, а третьего, в восемнадцать рядов - бесплатными. Находится амфитеатр практически «в углу города» - две его стороны стоят рядом с городскими стенами, это и на фреске видно.

И кстати, о 62 годе. В этом году не только сняли запрет на игры в Помпеях. В этом году случилось землетрясение, разрушившее и повредившее многие постройки в Помпеях и окрестностях (в том числе и прежнюю казарму гладиаторов). Мягкий такой намёк со стороны Везувия.

Но намёка никто не понял. И через семнадцать лет, в 79 году, Везувий показал себя во всей красе. Помпеи, Геркуланум, Стабии, Оплонтис, окрестные виллы и домишки были уничтожены и засыпаны пеплом.




А мы благодаря этим событиям можем сейчас не только рассматривать хорошо сохранившийся древний амфитеатр, но даже и картинку про древнюю эпичную драку в древнем амфитеатре.

италия, история, очерки, архитектура, сказки об италии, рим, помпеи, видел сам, поездки

Previous post Next post
Up