В сентябре этого года неожиданно для себя попали в Исландию.
Ну, как неожиданно? Про Исландию мы, конечно, иногда думали. Но, так как большая часть информация об этой необычной стране поступает в основном от организованных автобусных путешественников, катающихся исключительно по кольцевой и чуток рядом, то почему-то думалось, что проехаться по кольцевой и поглядеть по сторонам мы соберемся очень не скоро, а пока ноги носят нужно путешествовать активно - ездить в далекие страны, где кроме всего прочего есть интересные треки...
На самом деле, оказалось, что Исландия - это страна, как раз таки, для очень активного туризма. И кроме отличных треков, имеющихся там, практически к любому красивому месту, даже рядом с кольцевой, нужно идти не меньше километра, чаще всего отнюдь не по ровной дорожке.
Вот так, пасмурным утром 4 сентября мы сели в машину и отправились вглубь острова по высокогорной дороге Кьялвегур (Кьёлур) в Керлингарфьёдль. Так началось наше путешествие по Исландии.
2020 год сорвал планы многим путешественникам. Вот и у нас отменились две поездки из трех запланированных: уже полностью заказанное и расписанное буквально по часам третье путешествие в
Чили и ставшая уже традиционной поездка в
Болгарию для катания на лошадках.
Турция с Ликийской тропой, по счастью, удалась - и даже с улучшениями.
На 2021 год в планах "далеко и надолго" до всего этого балагана маячила ЮАР... Но, уже весной стало ясно, что ситуация ни в Чили, ни в ЮАР не исправится быстро, и уже тогда, когда начали потихоньку открываться некоторые страны, мною было высказано предположение: "Похоже, в этом году нужно будет в Исландию ехать".
А 19 марта там совсем недалеко от аэропорта на горе Фаградальсфьяль родился новый вулкан Гелдингадалир и стал активно периодически извергаться, причем, совсем не опасно. Идея Исландии возникала все чаще.
Во второй половине июня мы вернулись из Болгарии (в этом году мы, наконец-то, снова добрались до любимых лошадок), и где-то через неделю я случайно села смотреть на Netflix исландский сериал "Катла". После чего открыла компьютер и купила билеты в Исландию - Люфтганзой на начало сентября.
1
Почему на начало сентября, а не в самый сезон июль-август?
Я вообще не люблю путешествовать в самый пик туристического сезона - слишком много народа, и, соответственно, выше цены на всё. Начало сентября - это уже конец сезона.
Хотелось путешествовать с нормальным световым днем, а не в белые ночи. Мы имеем опыт путешествия в белые ночи по Норвегии - не скажу, что это здорово. С одной стороны, ты, конечно, можешь ездить где-то и смотреть что-то хоть до полуночи, зато приезжаешь на ночлег уже среди ночи, готовишь и ешь что-то посреди ночи - в результате встаешь в районе полудня. Странный какой-то "выигрыш" во времени, и весь день наперекосяк. К тому же, в белые ночи нельзя увидеть северное сияние.
А кроме того, на начало сентября в этом году попадало много осенних израильских праздников - значит, надо брать меньше отпускных дней. И даже возникшая вдруг, но потом благополучно исчезнувшая, неприятная перспектива сидеть в карантине неделю после обратного возвращения - тоже попадала на несколько праздничных дней.
А самое главное, мне нужно было время, чтобы собрать подробную информацию об Исландии и спланировать СВОЁ путешествие, а не ездить чужими маршрутами.
В общем, 2 месяца, оставшиеся до поездки, время я проводила просто отлично - не читала ни новостей, ни соцсетей, которые в последнее время несут сплошной негатив, а полностью погрузилась в Исландию. Просто праздник какой-то! Готовить самой путешествие - это как будто путешествовать в первый раз виртуально. Днем и ночью я копала - выискивала как можно больше ценной информации про Исландию. Причем, на любых языках.
Самые нужные ссылки, которыми пользовались практически ежедневно, я уже выставила отдельным постом. Остальными буду делиться по ходу повествования.
И когда на подлете к Исландии нам показали в иллюминаторе северную Аврору, я восприняла это как обещание, что наше путешествие удастся на славу.
2
Прилетели мы в Кеблавик в 23.30. Получили багаж, закупили в их дьюти-фри пива (к литру крепкого спиртного на человека - его мы взяли из дома, можно добавить до 6 литров пива на человека). Валик опрометчиво решил, что столько за 2 недели нам не выпить, поэтому разрешенную норму не добрали. Потом пришлось пару раз покупать пиво гораздо дороже в их местном алкогольном магазине
Vínbúðin. Выбор там больше, чем в дьюти-фри, зато и цены в 1.5-2 раза выше. А попасть в его немногочисленные филиалы - вообще квест. Их очень мало по стране,
они открыты только пару часов в день, а в воскресенье не работают вообще.
На выходе из аэропорта от прокатной конторы нас встречал ... таксист, нанятый прокатным агентством. Он раза три прошел мимо нас с табличкой "Валентина", пока Валик не сообразил, что Валентина - это он. Отвез нас к уже закрытому в это время офису нашего ренталкара и не уезжал, пока не убедился, что мы нашли ключ (на мейл в день прилета мне прислали подробную инструкцию, где он находится), открыли и завели машину.
3
Первые километры дороги F35 (Kjalvegur Highland Road или Kjölur highland road) ещё асфальтированные. За горным хребтом Ярлхеттур прячется ледник Лангьёкюдль.
Немного о машине.
Мы собирались довольно много путешествовать по внутренним районам Исландии по дорогам F, где проехать можно только на машинах 4х4, поэтому сразу искали прокатную фирму именно с таким типом машин.
Внимательно изучив все по этому вопросу на форму Винского, я поняла, что нет смысла связываться с агрегаторами и крупными фирмами-прокатчиками, проверять варианты нужно именно на сайтах прокатных агентств самой Исландии.
То же самое насчет страховки машины. WWI уже давно не страхует прокат авто в Исландии (видно, много было выплат по угробленным машинам), те покрытия "личного участия", которые вам предлагают как добавку к страхованию поездки, не покрывают и трети того, что может произойти с вашей машиной на дорогах F (да и не только на них). А депозиты при аренде там какие-то непропорциональные - 3500 евро на Дачу Дастер (на другие машины - ещё дороже). Изучив внимательно вопрос и совсем не воодушевившись историями о том, как людям не возвращали весь этот депозит из-за погнутой ветром двери (или двери, стукнутой дверкой другой машины - в Исландии это происходит сплошь и рядом, местные на это даже не обращают внимания). В общем, стало ясно, что брать страховку нужно у той фирмы, где берешь машину. И желательно, самую полную, которая покрывает всё.
Проверила несколько исландских компаний прокатчиков - цены, выбор машин, условия страхования, отзывы о компании. Не все ответили сразу. Из тех, что отвечали оперативно и по делу, остановилась на компании
Lotus Car Rental. Их платиновая страховка покрывала всё! (Резиденты Исландии сильно сомневались, что может быть страховка, покрывающая утопление машины на броде в реке. Я спросила открытым текстом в переписке с компанией: - Могу ли я утопить машину? - Да. Но за буксировку придется заплатить личное участие.)
Кроме обычных страховок (Страхование гражданской ответственности, Отказ от повреждений при супер столкновении и защита от кражи) в пакете страхования был следующий набор:
Защита от гравия
Защита от песка и пепла
Страхование шин
Защита переходов через реки
Страхование дороги F
Ущерб, причиненный животными
Стоимость буксировки - Личное участие: 35 000 исландских крон (это в случае, если что-то произошло с машиной по вине арендатора, а не техническая неисправность самой машины)
Бесплатный автомобильный Wi-Fi.
4
По мосту переезжаем реку Эльфюса, вытекающую из ледникового озера Сендватн, потом она впадает в реку Хвита.
Так как я делала бронирование больше, чем за месяц до нашей поездки и на 15 дней, на аренду и на страховку была хорошая скидка, а в дополнение, порывшись на сайте компании, я нашла ещё и скидочный код, давший ещё 7% скидки. В результате, аренда Дачи Дастер 4х4 с Wi-Fi и платиновой страховкой на 15 дней обошлась нам в 1600 евро.
В свете современных реалий не было никакой предоплаты за аренду. Я до конца не могла понять - каким образом мы получим машину ночью, когда офис закрыт, а я так и не заплатила ни копейки. В общем, следуя полученной инструкции, на крыльце офиса компании обнаружили ящик сейф с нескольким ячейками, нашли свой номер, набрали код - и оп-па! - ключи у нас в руках. Машина открыта, заведена, все работает - успокоенный таксист уехал. А что оплатой за прокат?
На переднем сиденье лежит листок (с копией) договора об аренде и ручка - там нужно только занести данные кредитки и паспорта и бросить в ящик для сдачи ключей. Вот это доверие!
Правда, мы обнаружили, что у нас не горит одна фара (как потом оказалось, после бродов половина машин ездят "одноглазыми"), поэтому наутро по пути заскочили в агентство, лампочку нам тут же поменяли, а мы тем временем заскочили в офис и уже нормальным образом провели кредитку и оплатили аренду.
При сдаче никто даже не вышел смотреть на нашу машину: - А, у вас платина! Вы сами пригнали машину обратно - вот и отлично!
5
Здесь хорошо видно, насколько неустойчивы вулканические породы.
Прилетали мы ночью, поэтому на первую ночь заранее забронировали ночлег недалеко от аэропорта
в Hotel Berg by Keflavik Airport всего за 94 евро. Где-то в час ночи уже были там. Отель оказался в тихом месте на берегу залива. Тихо накрапывал дождик, пахло дождем и морем.
Как ни странно, проснулись рано, быстро перепаковали сумки и рюкзаки (наученная интересным опытом, когда нам
не пришел вообще ВЕСЬ багаж - 4 больших сумки-рюкзака на 4 человек для конного похода по Алтаю, я теперь в рюкзак-ручную кладь запихиваю всё самое необходимое, с чем можно путешествовать, если вдруг багаж не придет, а наши вещи в багаже распределяю так, чтобы в каждой сумке были вещи всех путешественников) и запаковали машину - шмотки в салон на заднее сиденье, продукты, горелки, посуда, вся одежда от дождя, болотная обувь - в багажник.
По пути, как уже писала, заехали сменили перегоревшую лампочку и оплатили аренду машины.
Сегодня едем в Керлингарфьёдль.
6
Даже в эту хмурую погоду изумрудно-зеленые исландские мхи на черном пепле поражают.
Планировать путешествие по Исландии жестко с четко расписанным графиком - гиблое дело. Можно глухо завязнуть на все две недели путешествия в непогоду. Поэтому у меня были заготовки по отдельным дням в определенном районе, но перемещение по острову предполагалось в зависимости от погоды.
Так на первый день у меня было 5(!) разных вариантов начала нашего путешествия. И зависели они от того извергается или нет в этот момент вулкан (для этого есть видеокамера на вулкане и график его активности), какая погода на вулкане (если он извергается), какая погода в радиусе 3-4 часов езды от Кеблавика, и какой прогноз погоды в перспективе на следующие дни.
Вулкан не извергался. И видимость на нем была нулевая + дождь.
Дождь сегодня обещали везде (кроме севера и востока острова - но только на дорогу туда нужно потратить целый день), а на полуострове Снайфедльнесс ещё и штормовой ветер. А вот в районе Керлингарфьёдль обещали пасмурную и холодную погоду, зато без дождя, но предупреждали, что после 18.00 там будет штормовой ветер 20-25 м/с. (А что нам там после шести вечера делать-то? В это время мы собираемся уже к точке ночлега приближаться.)
А вот через три дня все без исключения погодные сайты прочили отличную погоду на юге, как минимум подряд на 4 дня. И этот шанс нужно было обязательно использовать. 4 дня подряд хорошей погоды на юге - это что-то почти нереальное.
Отлично, выбор сделан. Путешествовать будем против часовой стрелки.
Сегодня едем в Керлингарфьёдль, три ночи проводим в районе треугольника 35-1-26 дорог - на случай, если вдруг вулкан начнет извергаться, а дальше перемещаемся на юг (и восток) в сторону Вик.
7
Река Хвита вытекает из озера из ледникового озера Хвитарватн - расположенный на ней ниже знаменитый водопад Золотого кольца Гюдльфосс мы посетим на обратном пути. Видны языки ледника Лангьёкюдль - второго по величине в Исландии.
Выбрали маршрут с заездом в город Сельфосс на 1 дороге. Магазины в Исландии открываются поздно и закрываются рано, а нам нужно купить продукты хотя бы на три ближайших дня - так как совершенно непонятно, во сколько и куда мы будем возвращаться из своих вылазок.
От Кеблавик, через Рейкьявик до Сельфосс лил дождь, а некоторых местах на перевале облака лежали прямо на дороге.
Приехали в Сельфосс в 10.00 - как раз в это время все магазины открылись. Да и дождь прекратился.
Купили продукты, загрузили машину. Уходим с 1 трассы на 35. По пути останавливаемся на паркинге в каком-то лесу, завтракаем.
Обнаружили, что забыли купить газ. Хорошо, набрали в гостинице в термосы кипятка.
Не останавливаясь, проезжаем Долину Гейзеров и Гюдльфосс - к ним мы заедем на обратном пути. А пока нам надо успеть в Керлингарфьёдль до начала штормовых ветров.
После Гюдльфосс дорога 35 ещё несколько километров асфальтовая, но потом становится грунтовой.
Вот мы и на Кьялвегур или Кьёлур (
Kjalvegur or Kjölur Highland road).
Дорога F35 одна из двух дорог (вторая F26),пересекающих Исландию через середину острова по высокогорью. Обе они пересекают огромные пустынные вулканические пустыни и открыты только несколько месяцев в году.
Кьялвегур, пожалуй, это та дорога, с которой стоит начинать свое знакомство с дорогами F. Бродов на ней нет. А вот выбоин хватает. Я даже сомневалась при планировании, ехать ли вообще в эту сторону, прочитав отчет одного англичанина, ездившего по ней в 2020. Но, оказалось, дорога вполне сносная (не ужас-ужас, как он расписал. Похоже, просто, что из-за закрытия всех стран и отсутствия туристов в 2020 году эту дорогу вообще не ровняли грейдером). На большинстве участков мы со скоростью 80 км/ч, максимальной разрешенной на грунтовых дорогах, и ехали.
8
Тучи немного поднялись, и над ледниковым озером Хвитарватн стали видны синие языки ледника Лангьёкудль.
А вскоре мы свернули направо на восток на дорогу F347, ведущую к Керлингарфьёлль.
Кстати, если после Керлингарфьёдль продолжать ехать дальше на север по F35 в сторону Блёндоус, то где-то через час езды будет ещё одна геотермальная зона - Хверавеллир с ванной для купания.
Черная вулканическая пустыня. Зато какая яркая зелень в руслах рек!
9
Не останавливаясь, проезжаем кемпинг в Ásgarður (
Kerlingarfjöll Mountain Resort 64.683547, -19.300586). Кроме площадки для палаток и душа с туалетами здесь также есть несколько домиков на съем.
Только учтите, что холодно здесь всегда. Это высокогорье и Исландия, кемпинг расположен на высоте 760 метров, а горы Керлингарфьёдль - ещё выше и расположены между двумя ледниками. А, значит, ночью ещё холоднее, даже летом. А постоянный ветер снижает восприятие температуры ещё градусов на 5-7.
К 2022 году здесь собираются выстроить огромный термальный курорт. Только вот почему такой серый? Нет, чтоб что-то яркое веселенькое построить в окружающем пейзаже.
А пока от кемпинга до термальных источников, где можно купаться, нужно идти вверх по ущелью в сторону геотермальной зоны пешком вдоль реки 1.5 км - 30-45 минут.
10
Для тех, кто интересуется, как сюда добраться без машины 4х4.
Четыре раза в неделю по Kjölur Route ходит атобус из Рейкьявика в Акурейри и обратно. С остановками:
Долина гейзеров, геотермальная зона (30 мин)
Водопад Гюдльфосс (30 мин)
Керлингарфьёдль (15 мин)
Хверавеллир (60 мин)
11
Реки здесь в вулканических пустынях постоянно меняют русло, растекаются на множество рукавов, потом сливаются снова.
Их полноводность и мощь зависят от множества факторов: таяния снега весной, температуры воздуха и солнечности (при ярком солнце и высокой температуре ледники тают сильней), от дождя и от того... насколько глубоко находится магма под ледником.
12
После кемпинга оставшиеся 5 км до геотермальной зоны Хверадалир и риолитовых гор Керлингарфьёдль - дорога совсем разбитая и крутая. По тропе в каньоне вдоль реки идти пешком 7 км.
13
Едем медленно и аккуратно. Дорога все время ползет вверх. Геотермальная долина Хверадалир расположена ещё выше - на высоте 1020 метров.
14
Дорога поднимается по краю очень красивого каньона, начинающегося от кемпинга. Плато Kjolur находится между ледниками Langjökull и Hofsjökull. Само плато расположено на уровне 600-700 метров, а горный массив Керлингарфьёдль возвышается над плато ещё на 500-800 метров.
15
Водителю не до каньона, поэтому я выскакиваю из машины, чтобы сделать несколько снимков.
16
А вот впереди уже видны рыжие риолитовые горы Кердингарфьёдль и ледник Хофсйёкюдль над ними.
17
Доезжаем до паркинга геотермальной зоны (4x4 Parking Geothermal area 64.646887, -19.278484), стараемся поставить машину носом к ветру, чтобы дверки не оторвало, когда выходить будем.
Под ногами - геотермальная зона Хверадалир среди риолитовых гор Керлингарфьёдль.
18
Ну что, отправимся в нашу первую вылазку?
Продолжение следует...
Все отчеты о путешествии
"Исландия - в стороне от кольцевой" Исландия - в стороне от кольцевой. Анонс - часть 1 Исландия - в стороне от кольцевой. Анонс - часть 2 Исландия - в стороне от кольцевой. Невредные советы и нужные ссылки По высокогорной дороге Кьялвегур в Керлингарфьёдль Керлингарфьёдль-Хверадалир - риолитовые горы и серные реки Кусочки Золотого кольца - водопад Гюдльфосс и гейзер Строккюр. По дороге Ландманналейд (F225) к Красному водопаду (Rauðfoss) Красные водопады (Rauðufossar) и их исток Красный глаз (Rauðauga) Маары Ljótipollur и Bláhylur и каньон Долина Слез(Sigöldugljufur) Тьёрсардалур (Þjórsárdalur) - жилища древних викингов и грибы Тьёрсардалур. Гяуин (Gjáin) - в гостях у эльфийской сказки Тьёрсардалур. Водопады Хайфосс, Гранни, Тьофафосс и Глюггафосс Katla Geopark. Дорога в Тхакгил (Þakgil) Katla Geopark. Тхакгил, Austurafréttur range - наверх, к Катле! Katla Geopark. Тхакгил, Austurafréttur range . Ледники Катлы Katla Geopark. Тролли Тхакгила - стражи Катлы. Katla Geopark. Черный пляж Рейнисфьяра Katla Geopark. Закат на мысе Дирхолай Katla Geopark. По черным равнинам Мирдальссандур к пещере Катла Katla Geopark. Ледниковая пещера Катла - глаз Дракона Katla Geopark. Водопады Квернуфосс, Скоугафосс, Сельяландсфосс Katla Geopark. Торсмёрк. Мистическое ущелье Нойтусагил Katla Geopark. Неприступный Торсмёрк (Þórsmör) - по дороге F249 Katla Geopark. Ледник Солхеймайёкюдль - самый удобный для визита Katla Geopark. По дороге F206 к Лаки Katla Geopark. Лакагигар - потрясающий ряд вулканических кратеров Katla Geopark. Внутри конусов-кратеров Лакагигар Katla Geopark. По дороге F207 через Скафтарельдархрёйн Katla Geopark. Закат и рассвет с видом на Ватнайёкюдль F210 - Фьяллабакслейд сюдри. Мимо Акслафосс к Красному кратеру F210 - Фьяллабакслейд сюдри. Красный Кратер, созданный Рагнарёком F210 - Фьяллабакслейд сюдри. Через Мэйлифельсандур к горе Мэйлифель F210 Фьяллабакслейд сюдри - самая неземная дорога Исландии Вдоль южных выходных ледников ледовой шапки Ватнайёкюдля Каньон Мулаглюфур - скрытая жемчужина южного побережья Фантастические айсберги ледниковой лагуны Йёкюльсарлон. Часть 1 Фантастические айсберги ледниковой лагуны Йёкюльсарлон. Часть 2 Феллсфьяра - Алмазный пляж Хмурый вечер на полуострове Стоккснес От Хоффель до фьорда Беруфьордур - лагуны и риолитовые горы Через перевал Окси к озеру Лагарфльот и лесу Халлормсстааскогур Поход к водопадам Хенгифосс и Литланесфосс и водопад Рюканди Студлагил - потрясающий каньон базальтовых колонн! Jokulsargljufur. Мощь Деттифосса - восточная сторона Jokulsargljufur. Водопад Хафрагилсфосс и низина Хафрагил Полуостров Ройданесс - в стороне от всего... Jokulsargljufur. Асбирги - след копыта Слейпнира, коня Одина Jokulsargljufur. Хлёдаклеттар (Скалы-Эхо) долины Вестурдалур Jokulsargljufur. 4 водопада Ледниковой реки Krafla. Геотермальная энергетика и кратер-маар Стора-Вити Krafla. Лейрхньюкур - красочная вулканическая зона в кальдере Krafla-Myvatn. Геотермальное поле Намаскард Хверир Myvatn. "Пещера Любви" Грётагья и кратер-стадион Кверфьятль Myvatn. Темные Крепости Диммуборгир Myvatn. Прекрасный полуостров Хёфди Myvatn. Класарские столбы озера Миватн Myvatn. От псевдократеров Скутустадигар к водопаду Богов Водопад Альдейярфосс - самый впечатляющий водопад Исландии Водопад Храфнабьяргафосс, а "на десерт" дня - Аврора бореалис! Kálfshamarsvík - бухта базальтовых колонн на полуострове Скаги Из бухты базальтовых колонн к Хвитсеркюру Хвитсеркюр - тролль, пьющий воду из фьорда Каньон Колуглюфур - водопады Колуфоссар Fagradalsfjall. Извержение. Огненные вены Земли Fagradalsfjall. Извержение. Такие разные свежие лавовые поля Fagradalsfjall. Извержение. Танцы подземных огненных эльфов Fagradalsfjall. Извержение, изменившее представления о вулканах Fagradalsfjall. Извержение. Ночная трансляция Яркая палитра лавового туннеля Raufarhólshellir Тингветлир (Þingvellir) - сердце Исландии, разрываемое надвое Фото-оглавление Второе путешествие в Исландию -
Другая Исландия