Западные ворота России. Часть 2: Балтийский пролив

Mar 14, 2013 23:42



Итак, осмотрев обе стороны Балтийского пролива, этих Западных ворот России, поглядим и на сам пролив. В прошлой части - переправа на Балтийскую косу и прогулка по руинам фашистской авиабазы "Нойтиф"; далее - прусский форт на входе в пролив, набережные с обеих сторон и обратная переправа. Последний в этой серии пост с морем, солнцем и почти без снега.

Итак, прошлую часть я закончил видом вдоль Балтийской косы на юг, в сторону крайней западной точки России. Теперь с того же места посмотрим на север... обратите внимание, как деревья под непрестанным ветром растут "от моря". Ветер гонит балтийские волны. На снегу и песке наши тени - varandej и soullaway:

2.


Видны два мола, построенных в 1887 году. Северный вдвое короче южного - 520 и 1100 метров соответственно, и его начало украшает новая доминанта западных ворот - памятник Елизавете Петровне. Ведь это при ней была Семилетняя война, это при ней Иманнуил Кант принял русское подданство, и кабы не безответственность сменившего её Петра III... Едва ли не крупнейший в Европе женский конный памятник поставлен в 2007 году, и к нему мы ещё подойдём:

3.


Пока же по берегу отправимся к форту - его "родного брата" я уже показывал в посте про Балтийск: форт в городском парке назывался Восточным, а этот соответственно Западным, и оба они были построены в 1870-е годы:

4.


Форт стоит прямо на берегу... а если верить стенду у корпуса АтлантНИРО в посёлке, берег Балтийской косы отступает с катастрофической скоростью от 1 до 4 метров в год. Море уже захлёстывает в казематы:

5.


Таким темпами через несколько лет оно размоет весь форт:

6.


Мы забрались наверх. Форт имеет форму полукольца с изолированным от внешнего мира двориком:

7.


Тут обратите внимание на человека с оранжевом плаще - он собирает янтарь, и таких вокруг форта мы видели несколько. Это самый древний способ добычи "солнечного камня" - после штормов приходить на берег и искать его крупинки. В этом смысле мне повезло - сильный шторм, сменившийся ясной погодой. Немного нашёл и я - но об этом в посте про янтарь. Сейчас же важнее то, что на заднем плане - вот они, Западые ворота, во всей красе!

8.


А вот в них выходит контейнеровоз - разного размера посудины тут проходят в среднем каждые 20-30 минут, что в общем-то немного:

9.


За контейнеровозом спешит катер - видимо, лоцман. На заднем плане пристань и краешек нашего парома, а вот что за башня слева, я так и не разобрался:

10.


Контейнеровоз уходит в море. Даже интересно, что он везёт:

11.


Мы с Соловьём же, провожая его взглядом, решили забраться на вышку:

12..


Она заброшена, проржавела и вряд ли простоит долго:

13.


Тут когда-то стоял часовой, следил, наверное, чтобы кто не высадился на берег у авиабазы:

14.


Вид в контровом свете на форт, косу, уходящую к крайней западной точке страны, и места, показанные в прошлой части:

15.


Ещё один вид на ворота - во всей красе:

16.


Бетонные штуковины навалены вдоль берега для защиты от волн. Как я понимаю, их назначение - чтобы волна не била в "тело" мола, но и не наносила при этом песок. По данным Сергея Болашенко, их в 2006-2008 завозили на мол при помощи временной узкоколейки, которую он фотографировал с этой же вышки: мол был слишком узким для работы грузового автомобиля, а зимой ещё и обледенелым от перехлёстов, и в период своей работы узкоколейка была самой западной железной дорогой России. Один из волноломов положили наверх, судя по всему, чтобы никто не пытался заехать сюда на машине, но выглядит уж очень биоморфно... Как будто живые существа, гигантские беспозвоночные, облепившие мол и начинающие понемногу переползать на ту его сторону:

17.


Другая сторона ворот с портом и молами. Удивительно, но этот пролив в основном рукотворный - при том, что его ширина 400 метров, а глубина около 12 метров. Более того, донный канал от него тянется до самого Калининграда... но для современных судов мелковат. О его углублении и расширении (а это тоже надо делать по уму, иначе море окончательно размоет косу) говорят уже давно.

18.


"Нида" крупным планом. Пора уже идти на пристань...

19.


Морскую набережную (или Малую набережную - на домах пишут то так, то этак) образует три немецких "барака":

20.


21.


Интересно, это действительно следы войны? Даже если и нет - здесь очень легко в это поверить.

22.


Город за проливом:

23.


Рыбаки ждут парома. на фоне судоремонтного завода Сюда многие приезжают отдыхать - по сравнению с Куршской Балтийская коса гораздо более дикая и без заповедного режима. Польская её часть - и вовсе ривьера с едва ли не лучшими на всей Балтике пляжами. Впрочем, кому что ближе - где-то должен быть и дикий уголок для отдыха:

24.


У пристани - единственный на косе бедноватый магазинчик, в холле которого стоит скамейка, и это было очень кстати - купили соку и булочек и перекусывали в ожидании парома. Разговор на самом интересном месте прервали двое персонажей, более всего похожих на беглых уголовников из какого-нибудь второсортного отечественного сериала. Нет, никакой агрессии - пока один затаривался, другой с нами за жизнь разговаривал. Сказал, что сам-то он с области, приехал как-то на косу отдохнуть-порыбачить, познакомился с девицей, да так и живёт у неё уже шестой год. Потом вышел его товарищ, и ребята ушли. Островитяне...
Между тем, нагруженная людьми и машинами "Нида" пересекает пролив:

25.


26.


Пока мы утоляли голод - на пристани собрался народ:

27.


Опускается аппарель, люди и машины стремительно покидают судно. Эту собаку, кстати, Соловей тут видит уже не первый раз - она знает, как пользоваться паромом и разве что за билеты не платит.

28.


Виды с парома на гавани Балтийска я уже показывал в прошлой части, по дороге сюда. Так что сразу подходим к пристани - вот как она выглядит в отсутствии парома. На заднем плане башенка Матросского клуба, рядом музей Балтфлота, во дворе которого лодка сомалийских пиратов - всё это я показывал в прошлых частях.

29.


Флотилия лебедей вышла из гавани в пролив на радость прогуливающимся по набережной:

30.


Чайка на пушке - аллегорично:

31.


Причаливаем:

32.


Последний взгляд на Нойтиф и пристань косы:

33.


Через несколько минут на их фоне прошло очередное судно, теперь кажется сухогруз "Бешикташ", судя по названию турецкий:

34.


...К северном молу и памятнику Елизавете мы ходили вечером, через городской парк и Немецкое кладбище. Но опять же, поставлю географический порядок выше хронологического - ведь кратчайший путь туда по набережной, которой я закончил первую часть.

35.


36.


Место у памятника популярно и действительно красиво, тем более на закате:

37.


В общем-то, и памятник мне понравился, кроме хвоста лошади. Образ Елизаветы, сформированный школьной программой и литературой, вполне передаёт - экзальтированная и капризная девчонка, эстет и романтик, которой выпало вершить судьбы мира, и внезапно оказалось, что она вершила их мудро. Она ни разу в жизни не надела одного и того же платья второй раз - но при ней русские впервые брали Берлин. И ещё неизвестно, как бы сложилась судьба человечества, если бы Пруссия - "оплот германского милитаризма" - 250 лет назад осталась российской губернией.

38.


Берег Балтийска. Тут, между прочим, отличный пляж, причём не загрязнённый портом, так как порт на заливе, а тут открытое море:

39.


Мы у самого края России:

40.


И вслед за грузовыми судами в Западные ворота выходит Солнце:

41.


Ну а мы до конца серии прощаемся с Балтийским морем, и почти до конца - с солнечной погодой. Метель, обрушившуюся день спустя на Восточную Пруссию, я уже показывал в посте о Светлогорске. И всё же самое интересное тут - не на побережье, а в глубине области - обветшалые немецкие городки, остроконечные кирхи, развалины рыцарских замков, мельницы, шлюзы, кривые дороги...
В следующей части - Багратионовск, известный из школьных учебников как Прёйсиш-Эйлау.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Внутреннее кольцо. От Фридландских ворот до моста.
Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.
Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Внешнее кольцо и аэродром Девау.
Хуфен и Марауниенхоф.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия, или Земландия.
Янтарный берег. Зеленоградск (Кранц).
Куршская коса.
Янтарный берег. Светлогорск (Раушен).
Янтарный берег. Янтарный.
Балтийск (Пиллау). Город.
Балтийск (Пиллау). Гавань у Русской набережной.
Западные ворота России. На Балтийскую косу и обратно.
Натангия, Вармия, Бартия.
Багратионовск (Прёйсиш-Эйлау).
Дорога через Правдинск (Фридланд)
Железнодорожный (Гердауэн).
Вдоль Мазурского канала.
Надровия, или Малая Литва.
Дорога на Черняховск.
Черняховск. Инстербург и Георгенбург.
Черняховск (Инстербург). Центр.
Черняховск (Инстербург). Предместья и Веселовка.
Озёрск (Даркемен).
Гусев (Гумбинен).
Советск (Тильзит). Центр.
Советск (Тильзит). Предместья.
Неман от замка Рагнит до моста королевы Луизы.

немецкое, Пруссия, дорожное, переправы, Балтийск, "Балтийские ветры", транспорт, суда и корабли, рыбацкое, Калининградская область

Previous post Next post
Up