Калининград (Кёнигсберг). Часть 14: Понарт

Mar 06, 2013 11:10



Одна из первых ассоциаций, следующих за словом "немцы" - пиво. Конечно, пивом славилась в первую очередь Бавария, располагавшаяся на другом конце Германии, но кое-что в пиве понимал и Кёнигсберг. Пролетарский город-сад Ратхоф - не единственная в Калининграде рабочая слободка: на другом конце города, южнее Южного вокзала, располагается Понарт, более известный калининградцам как Балтрайон, ансамбль которого сложился в 1870-1930-е годы вокруг крупнейшего в Пруссии пивоваренного завода. И Понарт - не чета Ратхофу, уже не город-сад, а обыкновенный рабочий посёлок, коих немало разбросано и по "материковой" России. Последний исторический район Кёнигсберга, который я покажу в этот раз.

Понарт - это уже не совсем Кёнигсберг, от ближайшего района Хаберберга он отделён двумя станциями (Южный вокзал и Калининград-Сортировочный) и кварталами советской застройки. Собственно, селение Понарт известно с 1385 году, многократно меняло владельцев, а в 1609 году стало "колонией" Лёбенихта - наименее успешного из трёх городов, объединившихся в 1724 год вокруг замка Кёнигсберг. Понарт, впрочем, хотя был и селением, а колонизации сопротивлялся, отказываясь платить налоги, игнорируя лёбенихтскую кирху и вообще всячески ставя метрополии палки в колёса - подробнее эта история рассказана здесь. Однако поворотным моментом в истории Понарта стал 1849 год, когда пивовар Иоганн Филипп Шиффердеккер развернул здесь строительство огромного пивзавода. О распрях с магистратом тут как-то внезапно забыли, и в 1905 году Понарт вошёл в состав Кёнигсберга - на 22 года раньше, чем куда менее обособленный Хуфен с Амалиенау и Ратхофом..

2.


В общем, в предрассветных сумерках мы с taiohara покинули маршрутку на Судостроительной улице, у мрачноватых домов барачного вида, вариациями которых застроен весь Понарт. Отсюда уже прекрасно виден пивзавод, перед которым Пеньковое озеро - один из двух прудов, устроенных Шиффердекером для снабжения заводских холодильников льдом.

3.


Шиффердекеры приехали в Кёнигсберг в 1804 году из Мосбаха в Баварии, где их род держал пивоварню с 12 века (!), и научили Пруссию пить баварское пиво. Шиффердеккер-старший работал в легендарном ресторане "Кровавый суд", расположенном в подвале Кёнигсбергского замка, а его племянник Иоганн Филипп в 1815 году основал свою пивоварню в Лёбенихте. Дела быстро пошли в гору - баварское пиво пруссакам пришлось по вкусу, и к 1849 гду объёмы выросли до заводского масштаба и Шиффердеккер начинает строительство завода в Понарте. 20 лет спустя Иоганн Филипп продал завод основанной им же фирме под руководством его брата Эдуарда, после чего вернулся в Баварию и основал там цементный завод. Годовые объёмы производства на понартском заводе достигали десятков тысяч тонн, слободка разрослась до 12 тысяч жителей (непосредственно на заводе трудилось до 500 человек), развозившие пиво телеги с логотипом Понарта стали частью кёнигсбергского пейзажа. Нынешние цеха построены в 1885-88 годах после пожара.
В советское время завод перепрофилировали на разлив минералки, ну а ныне он просто заброшен.

4.


И будь я один, я бы рассудил "не зная брода - не суйся в воду" и ограничился наружными видами, но смелая taiohara предложила зайти на территорию. А территория выглядела бесхозной, кроме склада непосредственно у ворот, откуда на нас безразлично глядел сторож.

5.


Не секрет, что конец 19 - начало 20 века были во всём мире расцветом промышленной архитектуры: фабрики уже стали огромны, но ещё не стали безлики и железобетонны. И даже на фоне того расцвета в авангарде промышленной эстетики были именно пивзаводы. Скорее всего, дело в том, что варили здесь потребительский товар, и завод сам по себе должен был выглядеть "вкусно". Прекрасные образцы жанра есть и в России - хотя бы Жигулёвский пивзавод в Самаре, ну а Понартский завод - пожалуй, самый впечатляющий промышленный ансамбль во всей Калининградской области.

6.


7.


8.


9.


10.


11.


Самое масштабное здание - если я не ошибаюсь, солодовня:

12.


13.


Можно заглянуть в подвал. Так как "разделка" завода началась недавно, незадолго до нас туда наведался целый десант завсегдатаев форума "Подземелья Кёнигсберга", заснявший раритетное оборудование и интерьеры. Скорее всего, значительной части сфотографированного по ссылке уже нет.

14.


Снаружи - административный корпус, где, если я правильно понял, небольшая пивоварня действует и поныне.

15.


На фронтоне - эмблема фирмы братьев Шиффердеккеров:

16.


Территорию завода мы покинули так же беспрепятственно, как и вошли на неё. Снаружи фасад завода смотрится ещё более внушительно:

17.


18.


По соседству - бывший ресторан, с советского времени - ДК "Янтарь". Судозавод с таким названием, который я уже упоминал в прошлой части, также относится к Балтрайону, был основан в 1829 году как "Унион" англичанином Чарльзом Хугесом, и выпускал паровозы, землечерпалки, и лишь после - суда. Однако в Великую депрессию "Унион" разорился, был выкуплен крупнейшей германской судостроительной фирмой "Шихау" (основана в 1837 году в Эльблонге, владела  верфями Данцига, среди прочего в 1855 году построила первый немецкий винтовой пароход), при фашистах стал военным судозаводом, коим остался и после 1945 года, снабжая кораблями Балтийский флот. На нём тоже есть старые цеха, а рядом своя рабочая слободка (т.н. Транспортный тупик) - но туда мы уже не поехали. Хотя честно говоря, не уверен, что этот ДК принадлежит именно заводу "Янтарь" - может, просто названия совпадают?

19.


Главная улица Понарта - Киевская, бывшая Бранденбургштрассе: дорога, в которую она переходила, через городок Бранденбург (ныне Ушаково) с замком и кирхой вела уже в настоящий Брандебург, где Потсдам и Берлин. На неё и выходим:

20.


У перекрёстка - такая вот стела:

21.


На другой стороне - бывшая школа имени Песталоцци (здания 1887 и 1891 годов):

22.


В парке дальше по улице - воинский мемориал:

23.


Промышленный и безработный Балтрайон в Калининграде считается одним из самых неблагополчных, и контингент тут довольно специфический - вечером здесь гулять явно не стоит. Местных алколоидов я не фотографировал, а вот такой толпы нищих у церковных ворот не видел в Калининградской области больше нигде:

24.


Сама Понартская кирха (1897), ныне церковь Рождества Богородицы - на мой взгляд, одна из самых красивых в Калининграде:

25.


26.


По соседству - ещё одна школа:

27.


28.


Ещё где-то здесь находилась небольшая баптистская кирха:

29.


А чуть дальше по улице Новикова (на углу которой и находится главная кирха) всё ещё стоит здание католической кирхи Святого Иосифа (1909-10), впрочем настолько уделанное, что я его просто не заметил и потому не заснял. Однако такое разнообразие конфессий впечатляет - рабочий народ сюда стекался с разных мест.

29а.


И это куда больше похоже на то, как это делалось в России - понаехавший люд так и не организовался в нормальный кооператив и понастроил бараков и времянок. Надо сказать, фотографий рядовой застройки Понарта кайзеровских времён я вообще не нашёл - скорее всего, их и не было. Застраивалась слободка в основном столь привычными нам жилыми бараками 1920-30-х годов - даром что не деревянными, без канализации, зато с кочегарками, а то и квартирными печками:

30.


Как я понимаю, особенно активно жильё на Понарте строилось при фашистах - во всяком случае, в ответ на вопрос, где в Кёнигсберге есть аутентичная архитектура Третьего Рейха, мне говорили про Коммунистическую улицу на Понарте . Собственно, вот она:

31.


Социальное жильё для рабочего люда - те же самые хрущобы. Слышал, что Гитлер таки обеспечил рабочих квартирами ещё в 1930-е годы - впрочем, не секрет, что сами немцы при нём жили весьма и весьма зажиточно.

32.


А по соседству - квартал новостроек, своим весёленьким видом вызывающий ассоциации скорее с Финляндией, чем с Россией.

33.


Напоследок - ещё один кадр с Киевской улицы - столь привычная русском глазу рабочая окраина:

34.


...Итак, это был последний пост о Кёнигсберге, но - предпоследний о Калининграде. Напоследок я приберёг одну из интереснейших достопримечательностей города - Музей Мирового океана.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Внутреннее кольцо. От Фридландских ворот до моста.
Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.
Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Внешнее кольцо и аэродром Девау.
Хуфен и Марауниенхоф.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия, или Земландия.
Куршская коса.
Янтарный берег. Зеленоградск (Кранц).
Янтарный берег. Светлогорск (Раушен).
Янтарный берег. Янтарный (Палмникен).
Балтийск. Город.
Балтийск. Русская гавань.
Балтийск. Западные ворота России.
Балтийская коса.
Натангия, Вармия, Бартия.
Багратионовск (Прёйсиш-Эйлау).
Дорога через Правдинск (Фридланд)
Железнодорожный (Гердауэн).
Вдоль Мазурского канала.
Надровия, или Малая Литва.
.

немецкое, "Молох", Калининград (Кёнигсберг), Пруссия, дорожное, Калининградская область, "Балтийские ветры"

Previous post Next post
Up