Дзансин
Во время практики ката ученики обнаруживают, что неподвижность настолько же важна, как и движение, неделание равно деланию, и что момент, следующий за действием, определяет успех самого действия, а также успех всех последующих действий. Этот момент называется Дзансин.
Дзан значит «задержка», «сохранение в определенном состоянии», т.е. подразумевает продолженность чего-либо, син значит «сознание». Дзансин хорошо виден в движениях практикующего суми-э - кисть продолжает свое движение даже после того, как она оторвалась от бумаги, потеряла контакт с ней. В БИ примером Дзансин является момент, когда боец на мгновение застыл после последнего удара мечем или выполнения броска в дзюдзюцу, - т.о., он позволяет течению Ки реализоваться в технике, после того как само действие уже было выполнено.
Не важно, чем мы занимаемся, - изобразительными искусствами, БИ или драмой Кабуки, Дзансин присутствует в любом из этих искусств. Это неподвижность, полная наблюдения, неподвижность, порождающая движение. Это не неподвижность трупа, а неподвижность кота, замершего перед прыжком. Дзансин присутствует в объединении сознания и тела, выраженном в форме физического присутствия.
В западном образе жизни тоже можно найти элементы Дзансин. Например, в движении руки игрока в боулинг - шар уже выпущен, но рука продолжает движение вниз, направляя Ки вниз и по линии движения шара, нацеливая его на кегли. То же самое можно видеть и в проносном движении игрока в гольф или бейсбол. Во всех этих примерах мы видим, что момент, следующий за действием, так же важен, как и само действие, именно таким образом действие и недействие, покой и движение сливаются в одно целое.
Есть очень интересное наблюдение - часто мы терпим неудачу в каком-либо действии за долю секунды до его завершения, в тот момент, когда мы думаем, что вот оно, мы сделали это. В этот момент мы нарушаем концентрацию, наша осознанность падает, мы «выпадаем» из настоящего момента и соответственно нарушаем координацию сознания и тела.
Однажды я был на соревнованиях по дзюдо. В дзюдо убедительный бросок приносит полную победу. Не доведенный до конца бросок приносит только полпобеды и, следовательно, схватка продолжается. На этих соревнованиях один подросток бросил своего оппонента, что привело зрителей в восторг, они начали кричать. Возможно, из-за шума он не услышал голоса судьи, или, может, он был полностью уверен в своей победе, одним словом, он отвернулся от противника, поднял руки и стал приветствовать зрителей. Не говоря уже о нарушении кодекса поведения, принятого в традиционном будо, само действие было далеко не самой блестящей идеей этого парня. Дело в том, что рефери дал только пол-очка за бросок, поэтому схватка еще не окончилась. Второй участник боя поднялся на ноги, схватил «победителя» мертвой хваткой и, завалив его на татами, начал душить, пока он не сдался. Когда шум толпы утих, я услышал, как старый сэнсэй из Японии, сидящий недалеко от меня, сказал: «Так ему и надо! Никакой этики и полнейшее отсутствие Дзансин».
По этому поводу мой учитель дзюдо сказал, что если дзюдоист начал что-то делать, он продолжает - если нужно, то до смертельного исхода - невзирая на любые препятствия, даже если есть другой вариант действий. И если дзюдоист погибает, его тело падает в том направлении, куда он двигался. Вот это настоящий Дзансин!
Сила Дзансин красноречиво выражается в японском танце и драматическом искусстве. За движением или жестом следует краткая пауза, во время которой вся красота, сила и драма проникают в сердце зрителя. Действие не доводится до точки, но его эффект несколько замедляется, достигая глубин души зрителя. Представьте себе огромный колокол в храме, его мощный удар. Громкие звуки растворяются, уходят, но что-то остается, воздух как будто наэлектризован после удара.
Дзансин это не просто концентрация, следующая за действием, это не прерываемая осознанность момента и неукротимого духа, это высочайшая проба всего Пути.
Продолжение следует...
-
H.E. Davey -
Первая часть Вторая часть Третья часть Четвёртая часть Пятая часть Шестая часть Седьмая часть Восьмая часть Девятая часть Десятая часть Одиннадцатая часть Двенадцатая часть Часть XIII Часть XIV Часть XV Часть XVI Часть XVII Часть XVIII Часть XIX Часть XX Часть XXI Часть XXII Часть XXIII Часть XXIV Часть XXV Часть XXVI Часть XXVII Часть XVIII Часть XXIX Часть XXX Часть XXXI Часть XXXII Часть XXXIII Часть XXXIV Часть XXXV Часть XXXVI Часть XXXVII Часть XXXVIII Часть XXXIX Часть XL