Как и другие аспекты китайской культуры, даосские концепции попали и в древнюю Японию. Даосские учения в японском языке называются «Докё» (до означает Дао, кё - учения). Даосские учения постепенно начали оказывать влияние на японское общество и искусства. Прямое влияние осуществлялось в процессе взаимодействия с адептами Дао. Более скрытые формы влияния были представлены китайскими искусствами и практиками, в основе которых лежали даосские принципы, также этому способствовало повсеместное распространение китайского Дзэн-Буддизма, на который в свое время тоже значительное влияние оказали идеи даосов.
До - это японский вариант произношения Дао, метафизической силы, пришедшей из древней китайской религии Даосизма, представлявшей собой как ритуальную алхимию, так и философию, побуждающую «следовать течению» природы. Совместно с конфуцианскими идеями этикета, уважения и преданности религии и учению, зачатки Даосизма попали в Японию, где они превратились не столько в отдельную религию, сколько в идеалы, стандарты работы в искусствах и ремеслах, превращая их в нечто несоизмеримо большее.
Даосизм быстро «японизировался». Сеннинские практики популярного Даосизма распространились по стране и трансформировались в свои, японские аналоги.
В определенных кругах японского общества почитался Гама, один из мифических сеннинов. В японском искусстве его обычно изображают белой трехногой жабой, форму которой он может принимать.
Наряду с Гамой часто упоминается Тэккаи. Существует поверье, что Тэккаи способен покидать свое тело; способность которая однажды привела его к трагическому результату: пока дух сеннина странствовал по миру, последователи Тэккаи нашли тело своего учителя и похоронили его. Тэккаи пришлось вселиться в тело больного попрошайки. Обычно Тэккаи изображается с металлическим костылем, что символизирует его способность помогать в переселении душ.
Тёкаро, еще один сеннин, отказался служить правительству во времена коррупции. Тёкаро изображают сидящим на белом муле, который может нести своего хозяина тысячи миль. А когда необходимость в муле исчезает, Тёкаро может свернуть его как бумажный лист.
Сеннин по имени Кинко был музыкантом, восседающим на спине гигантского карпа.
Сеннин Кюм - обладал способностью летать.
Эти и другие мифические адепты Дао часто находят свое отражение в различных формах классического японского искусства от рисования до скульптуры.
В Китае сеннинами (хсиенами) называли не только мифических персонажей, но также и наиболее продвинутых адептов Дао. В Японии такого разделения никогда не существовало, тем не менее в этой стране, как в прошлом, так и сейчас есть люди, практикующие различные формы духовного развития, в основе которых лежит даосская традиция. Например, Митио Куси пишет: «Эти люди занимались практиками, ведущими к глобальному вселенскому осознанию, здоровью и долголетию. Этих людей называли «Сен-Нин», или «свободными людьми».
Имеется много записей, документов и легенд, подтверждающих их необычные способности.
В тайных кругах современной Японии духовные практики, берущие свое начала от эзотерического Даосизма, также называются Сен-до, Сен-дзюцу или Сенин-до. Связанные с этими учениями или основанные на их теории искусства врачевания часто называются Сенин Ройдзи, и хотя некоторые варианты практик близки к своим китайским аналогам, многие японские дисциплины значительно отличаются от своих даосских первоисточников.
Тем не менее, будет ошибкой думать, что любое искусство, имеющее в своем названии До, имеет даосские корни. Например, японцами До очень часто употребляется для обозначения рода, т.е. это всего лишь символ продолжения линии рода.
Продолжение следует...
-
H.E. Davey -
Первая часть Вторая часть