Сидзэй
Так же как сознание руководит движениями нашего тела, так и поза тела свидетельствует о внутреннем состоянии. Когда сознание неподвижно, тело очень устойчиво, и поза получается естественной и расслабленной. Сидзэй как раз и описывает такую позу, но так же относится и к внутреннему содержанию, которое как в зеркале отражает позицию тела. Т.о., во многих формах До очень большое внимание уделяется тому, как мы ведём и держим себя как физически, так и ментально. Некоторые мастера делают замечание по поводу позиции тела даже в таких, казалось бы не связанных напрямую с этим аспектом искусствах как рисование, чайная церемония, драма Кабуки или Но. Проницательный ученик поймет, что в данном случае критикуется не только его положение тела в пространстве, но также и его внутреннее состояние.
Так как в практике Пути сознание и тело представляют собой одно целое, то естественно, что положению тела уделяется такое пристальное внимание. Фудотай обозначает неподвижное тело. Физическое равновесие и устойчивость позиции, которые мы проверяли в предыдущих упражнениях, представляют собой фудотай, который в свою очередь является внешним выражением психологической устойчивости Фудосин. Фудотай как и Фудосин очень ценятся в различных формах До.
Фудотай культивируется в тесном взаимодействии с Фудосин, и больше всего ценится именно эта взаимосвязь «фудотай-фудосин». Причем это справедливо и для БИ, и для искусства танца и для других двигательных форм искусства, в которых требуются хороший баланс и равновесие при движении.
Поэтому давайте вкратце рассмотрим правильное положение тела в практике До. Однако следует учитывать то, что интерпретация правильной позиции может существенно различаться в рамках различных направлений одного искусства, и тем более в разных искусствах. Тем не менее, есть общие для всех направлений черты - хотя это и может существенно отличаться от того, какую позицию вы используете в практике своего искусства, они могут оказать неоценимую помощь для тех, кто вообще не знаком с подобными вещами.
Практически все формы До стремятся к единству с природой и поэтому прилагают все усилия для достижения естественности. Эта естественность часто характеризуется как сидзэнтай или «естественная поза». В данном случае совсем не обязательно имеется в виду какое-то конкретное положение тела, а скорее обращается внимание на определенную физическую конструкцию, естественную и гармоничную. Такое положение тела гармонирует с самим собой и с природой: в покое или в движении каждая часть тела поддерживает все остальные части. В частности хара объединяет и координирует действия верхней и нижней частей тела, которые должны работать слаженно.
Удар, нанесенный с использованием только силы рук, значительно теряет в силе, так как движение «оторвано» от тела, не задействует всю конструкцию.
Игрок в боулинг делает шаг вперед, перед тем как бросить шар, в момент броска он смещает область хара в сторону кегель. Движение той частью тела, где находится хара, позволяет спортсмену объединить движения верхней и нижней частей тела, используя, т.о., силу всего тела. До этого мы рассмотрели, как ментальная концентрация на хара позволяет объединить сознание и тело, а также как сознание ведет, а тело следует, и такое внутреннее сосредоточение поможет нам совершать все движения из хара, как бы отталкиваться от этой точки.
В шестом упражнении мы рассмотрели правильную позицию тела и ее взаимосвязь с хара. Короткий обзор самого упражнения поможет лучше понять последующее обсуждение такого понятия как Сидзэй.
Формирование правильной осанки и положения тела, характерные для практики почти всех форм Пути и японских искусств очень полезны и в повседневной жизни, так как способствуют улучшению здоровья, равновесия, координации и развитию самообладания. Естественная и устойчивая позиция подразумевает расслабленность, вертикальное положение позвоночника и выравнивание тела. Такое положение тела является просто необходимым в повседневной жизни. Сидящие в сэйдза сидят на пятках, большие пальцы ног перекрещены, а между коленями имеется небольшое расстояние. Хотя для новичка эта позиция достаточно сложна, она способствует правильному расположению тела в пространстве и смещению веса тела вперед и вниз в область хара. Представляйте эту область в нижней части живота как естественный центр - точку, в которой находится центр тяжести тела и от положения которой зависит устойчивость тела. При нахождении в сэйдза, или если вам пока трудно принять это положение, и вы сидите на стуле, вы должны сидеть мягко, как будто у вас есть какая-то рана на ягодицах и поэтому вы не можете полностью опустить свой вес, поза должна быть расслаблена и выглядеть «расширенной». Избегайте провисания вниз, вы не должны сидеть как мешок, деформирующийся под собственным весом. Когда стоите или идете не поднимайте плечи, не сутультесь и ни в коем случае, не ступайте жестко на пятку, тело не должно сотрясаться при каждом шаге.
Часто во время медитации, практики искусства или в повседневной жизни голова начинает уходить вперед, шея изгибается и в ее основании появляется горб. Вскоре все остальные отделы позвоночника тоже начинают изгибаться, принимать неестественное положение. Это можно исправить, концентрируя внимание на хара и выравнивая положение головы. Волевым импульсом расслабьте мышцы, особенно это касается мышц шеи и спины, идущих вдоль позвоночника. Представьте, что хара это своего рода якорь, слегка тяните голову вверх от этого якоря, теперь немного подберите подбородок, ваш лоб должен оказаться на одной вертикальной линии с нижней частью живота. Растяните немного позвоночник и шею, выровняйте тело. Для этого постарайтесь представить, как мышцы спины удлиняются и утолщаются. Если вы хорошо сосредоточитесь и расслабитесь, то тело начнет двигаться естественно и расслабленно, само примет правильное положение. С другой стороны, не прилагайте чрезмерные мышечные усилия, чтобы выровнять тело, оно не должно быть неестественно прямым и напряженным. Вместо этого расслабьтесь и постарайтесь представить, что грудная клетка раскрывается, спина расширяется, плечи расправляются. Уши, плечи и таз должны быть параллельны земле и образовывать правильную геометрическую фигуру - что-то вроде прямоугольника, все углы прямые, никаких перекосов.
Если вы сидите на стуле, ни в коем случае не вытягивайте вперед ноги. Это приводит к тому, что таз подается вперед, что приводит к наружному изгибу поясничного отдела позвоночника, он начинает «провисать». Ступни должны плотно стоять на полу или находиться под стулом, почти также, как вы подбираете под себя ноги, садитесь на них в сэйдза. Т.о., вы поддерживаете естественное положение таза и слегка смещаете вес тела вперед в район брюшной полости, как раз туда, где вы и хотите объединить сознание и тело.
Независимо то того, какое искусство вы практикуете или в какой позиции сидите, расслабьте глаза и мышцы лица, найдите наиболее удобное для вас положение, в котором, тем не менее, сохраняются все те принципы, о которых говорилось выше. Такая отцентровка тела помогает добиться максимально устойчивой позиции. Чтобы оставаться в этом расслабленном и свободном состоянии, старайтесь сильно не отклоняться от вертикальной линии, не наклоняться настолько далеко, чтобы потерять равновесие, основная задача сохранять такое положение, в котором перемещения веса верхней части тела будут компенсироваться областью хара.
Правильно принятая позиция Сидзэй объединяет сознание и тело, позволяет им работать как единому целому, выравнивает верхнюю и нижнюю части тела, создает условия, при которых каждая часть тела работает согласованно со всеми другими частями. Это позиция объединения, и она может быть очень полезна не только в практике Пути, но также и в повседневной жизни.
Продолжение следует...
-
H.E. Davey -
Первая часть Вторая часть Третья часть Четвёртая часть Пятая часть Шестая часть Седьмая часть Восьмая часть Девятая часть Десятая часть Одиннадцатая часть Двенадцатая часть Часть XIII Часть XIV Часть XV Часть XVI Часть XVII Часть XVIII Часть XIX Часть XX Часть XXI Часть XXII Часть XXIII Часть XXIV Часть XXV Часть XXVI Часть XXVII Часть XVIII Часть XXIX Часть XXX Часть XXXI Часть XXXII