Что такое Путь? Дао и До: японская интерпретация Пути. VII

Feb 21, 2018 12:32

Благодаря тому, что все японские искусства имеют одинаковые требования к эстетике, изучение одного До может существенно увеличить понимание других его форм. Для создания букета требуется такое же чувство внутреннего баланса, как и при написании иероглифов. В одори, классическом японском танце, так же, как и при практике БИ, необходимо научиться сохранять динамический баланс, в чем-то схожий с тем балансом, который является неотъемлемой частью мастерства в японском искусстве каллиграфии.




Единство с природой, которое играет важную роль в искусстве создания букета, представляет собой один из основополагающих принципов таких видов БИ как айкидо и айки-дзюцу.

Сёдо требует от практикующего такого сосредоточения и внимания к деталям письма и форме кисти, которое сравнимо с точностью движений, которой добиваются ученики, занимающиеся искусством икэбаны.

Тя-но-ю, или чайная церемония, основывается на ва-кэй-сэй-гаку («гармония - уважение - простота - уединенность»), а японские искусства каллиграфии и создания букета приводят к достижению такого же внутреннего состояния. Ваби и саби представляют собой особую форму выражения философских принципов в чайной церемонии, в то же время они являются универсальными художественными и духовными характеристиками, присущими всем видам японских искусств.

Другими словами, тщательное изучение и практика определенного Пути позволяют нам усвоить общие принципы и характеристики и применить их в практике другого искусства. Многие западные ученики, изучающие различные виды японских искусств, часто упускают из виду значимость этих идей, и в итоге их занятия превращаются в имитацию истинного искусства.

Япония всегда славилась способностью «одухотворять» такие виды деятельности как рисование кистью, танец, драматическое искусство и составление букетов. Главная цель практики этих форм До в том, чтобы через занятие конкретным видом деятельности, через собственные переживания самого процесса разглядеть целостность жизни во всех ее проявлениях.

Ямаока Тэсу, мастер каллиграфии, практик Дзэн и основатель школы фехтования Муто-рю, говорил, что одним из важнейших направлений его учения была «практика объединения общего и частного». Д.Т. Судзуки, автор многочисленных книг, посвященных Дзэн, высказывал эту же мысль в следующей форме: «Одно во многом и многое в одном».

Определенный ритуал или его часть, а также упражнения, когда практикующий копирует что-либо, могут рассматриваться как «частное». В суми-э, рисовании чернилами, копирование изображения, сделанного учителем, имеет своей целью не только создание безошибочного дубликата, но скорее познание сути самого урока, данного учителем, или определенной техники рисования, которая потом откроет секрет использования всех техник. Мы копируем и изучаем определенную модель, для того чтобы понять общие принципы, которые позволяют технике выполнять свою функцию и которые дадут нам возможность подняться над формой и познать бесформенное.

На более глубоком уровне человек, занимающийся икэбана, говорит о понимании действительных характеристик цветка, с которым он работает. Он сливается с природой в одно целое, частное (практика икэбаны) соединяется с общим (природой). Занимающийся БИ говорит о необходимости войти в контакт, стать одним целым с противником, объединиться с ним.

Важнейшая эстетическая составляющая любого классического японского искусства Пути - это непринужденность, естественность, когда различия между общим и частным сглаживаются и две противоположности становятся одним целым.

Продолжение следует...
- H.E. Davey -

Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвёртая часть
Пятая часть
Шестая часть

ваби, Дао, буддизм, философия, дзен, Япония, Китай

Previous post Next post
Up