Недалеко от золотых приисков Садо добывают и красную глину мумёи, из которой издавна делают местную керамику. Мастер Ито Сэкисуй в пятом поколении занимается этой традиционной керамикой, он был удостоен титула Национального достояния. Используя старинную технику, он создаёт оригинальные произведения, в которых ярко выражает собственный стиль. Мы поговорили с ним о философии его произведений и о его родине, острове Садо.
Ито Сэкисуй V, в 2003 году получивший звание Национального достояния
«Говоря в двух словах - они очень важны для меня» - говорит о своей родине, острове Садо, и о гончарном искусстве человек-национальное достояние Ито Сэкисуй, в пятом поколении мастер керамики мумёи-яки.
В 1640 году предок семьи Ито, Ихэй, переехал на Садо из земли Кага. Тогда здесь бушевала «золотая лихорадка», связанная с открытием золотых и серебряных рудников Аикава. Второй глава семьи, Дзимбэй, построил печь и занимался производством воздуховодных труб (хагути) для мехов, которые использовали, например, при очистке золота, а также делал различную бытовую утварь, из-за чего его часто называли хагутия Дзимбэй. Через поколения семья стала делать и чашки для чайной церемонии, тарелки и другую посуду, а с открытием в окрестностях рудников глины мумёи в первой половине XIX века они стали добавлять её в сырьё и делать керамику в стиле раку. Потом девятый (начиная с Ихэя) глава семьи Томитаро стал обжигать мумёи при высокой температуре и основал стиль мумёияки. С начала периода Мэйдзи (1868-1912) он стал пользоваться творческим именем Сэкисуй. Нынешний Ито Сэкисуй - пятый в ряду мастеров этого направления.
Шахта «Мумёи», расположенная недалеко от входа на территорию исторического памятника «Золотая гора Садо»
Таким образом, Сэкисуй всю свою жизнь связан с островом Садо, и его предки долгое время работали с глиной.
Сам он говорит: «Я считаю, что это дело, продолжавшееся столько поколений, не должно закончиться на мне, тринадцатом по счёту. Мумёияки и остров Садо для меня очень важны».
Выставочный зал Ито Сэкисуй. В глубине выставлены работы мастеров прошлого - от первого до четвёртого
Оттенки красного и чёрного
Мумёи - это богатая окислами железа глина, которую добывают неподалёку от залежей металлов. В Китае такую глину использовали в традиционной медицине - считалось, что она помогает останавливать кровь. В Японии она встречается только в окрестностях золотых копей Садо и является побочным продуктом добычи полезных ископаемых. Помимо того, что мумёи содержит много железа, её обжигают при высокой температуре, из-за чего глина становится очень твёрдой, и если по ней постучать, слышится глубокий, почти металлический звон.
Сэкисуй говорит, что содержание железа очень ценилось в традиционной китайской фармакологии, а в глине мумёи его очень много. Наощупь в ней как будто ощущается песок, и геолог мог бы назвать её «рудной породой». При использовании в керамике её иногда смешивают с минералом, содержащим радий. По его словам, мумёияки начали делать, возможно, в ожидании терапевтического эффекта.
Работы мумёияки первого мастера Сэкисуй
Когда Сэкисуй собирался поступать в университет, у него умер отец, четвёртый мастер мумёияки. Из-за этого искусство мумёияки пришлось перенимать у престарелого деда, третьего мастера Сэкисуй. В этот эмоционально непростой период нынешнему мастеру пришлось всего себя посвятить семейному делу. По-настоящему к изготовлению керамики он приступил в 1966 году. Японская экономика тогда переживала период бурного роста, это был благоприятный период для туристической отрасли Садо, и работы мумёияки, выставлявшиеся в магазинах сувениров, неплохо продавались. Однако Сэкисуй не удовлетворялся достигнутым и хотел повысить уровень своего мастерства.
Основная особенность керамики мумёияки, пожалуй, заключается в её красивом красном цвете. Изначально нынешний мастер ориентировался на китайскую красную глину, определяя, насколько красивого красного цвета удаётся добиться. Однако глина мумёи, очень богатая железом, в печи чернеет в тех местах, которых касается пламя. Раньше в традиции мумёияки это считали неудачей, но нынешний мастер взглянул на это по-новому, увидев в этом чёрном цвете возможность оттенить красный и лучше показать его красоту. Этот контраст чёрного и красного, достигаемый без использования глазури, и лёг в основу впечатляющей серии «Ёхэн», несущей отпечаток почерка пятого мастера Ито Сэкисуй.
Серия «Ёхэн», основанная на контрасте красного и чёрного цветов
Ито Сэкисуй рассказывает: «Керамист обычно примерно представляет, какие изменения произойдут с керамикой в печи в зависимости от места, где её разместят. Однако в точности это узнать невозможно до окончания обжига. В этом и заключается интересная особенность керамики. Я могу сказать, что с началом использования изменений при обжиге диапазон моих работ стал шире».
Путь к настоящему мастерству
Создающий свои оригинальные произведения с использованием потемнения при обжиге Сэкисуй в 1972 году был впервые выбран для участия в Выставке японского прикладного искусства. Это сразу повысило его статус, и в 1977 году он принял имя «Ито Сэкисуй V». Однако он стремился покорять новые высоты, и решил попытать силы в способе нэриагэ, при котором рисунок на изделии создаётся за счёт компоновки разных сортов глины. На Выставке японской керамики, проходившей в 8-й раз, его «Горшок мумёи нэриагэ» получил главный приз - чашку для сакэ принца Титибу.
Сэкисуй рассказывает о своём творчестве
Вначале техникой нэриагэ он создавал простые узоры, состоящие из линий, а сейчас он в своих умениях достиг таких высот, что скручивает из разных видов глины что-то похожее на роллы, с которых делает поперечные срезы, при помощи которых делает изображения цветов, рыб и птиц.
Керамическая шкатулка с изображением цветов в технике нэриагэ
И после того, как в 2003 году Сэкисуй был удостоен почётного звания «живого национального достояния», он продолжает экспериментировать. В 2009 году он представил серию работ «Садогасима», в которой использовал характерные для вулканического острова Садо минералы - риолит, гранит. Использование природных камней в керамике мумёияки позволило привнести в неё ощущение грубой и скромной природной силы.
Большая ваза «Садогасима» с использованием изменения цвета при обжиге
Несмотря на всю важность для него родного острова Садо и семейной традиции мумёияки, Сэкисуй с необычайной свободой и лёгкостью обращается со своими произведениями. Он не скован традицией и не стремится непременно угодить зрителям.
Он говорит: «Может, это прозвучит как-то пафосно, но мы, творцы, должны доверять своему художественному чувству и делать то, что мы хотим сделать. Неплохо, если в конечном счёте это понравится зрителю, но главная идея в том, что творишь ты сам. Если не производишь, а именно творишь, тогда и рождаются вещи, непохожие на произведения других людей. Наша семья уже пять поколений делает мумёияки, но в этом жанре важно проявить и собственную оригинальность».
Стремление показать культурные традиции Садо
Работы мастера высоко оценивают не только в Японии, но и на мировом уровне. Его произведения показывали на международных выставках, некоторые из них хранятся в музее Метрополитен и в Смитсоновском музее искусств в США, в Музее Виктории и Альберта в Великобритании. Несмотря на возраст, Сэкисуй полон сил, и в 2017 году, когда ему исполнилось 77 лет, он провёл персональную выставку RED SOIL в Манхэттенской галерее в Нью-Йорке. К этой выставке он готовился семь лет.
С образованием города Садо люди всё чаще просто говорят «Садо», но Сэкисуй видит особое очарование в названии «Садогасима», «остров Садо»
Ито Сэкисуй придаёт большое значение традициям мумёияки и острова Садо, используя их как трамплин, продолжая создавать свои произведения, исполненные энергии и чувства свободы. Напоследок мы вновь затронули тему красоты Садо, и он сказал: «Что же может предложить остров Садо остальному миру? Когда я думаю об этом, то приходит в голову именно культура. В старину Садо был местом дальней ссылки, куда отправляли людей, противостоявших центральному правительству. Таковы император Дзюнтоку, Нитирэн, Дзэами. Что при этом делает остров особенным - здесь требовалась экономическая самостоятельность. Дозволено было многое - можно было жениться, свободно открывать свою торговлю, полагаясь на свои способности, если не покидаешь остров. В результате сюда доходили веяния из центра страны, взросла и укоренилась очень свободная культура. Если благодаря моим работам у кого-то появится интерес к Садо, то мне хотелось бы через них показать, что за однодневную поездку Садо не понять».
Сбор материала и текст: Аоки Ясухиро
Фотографии: Мива Нориаки
(Статья на японском языке опубликована 2 февраля 2018 г.)
Источник:
https://www.nippon.com/