Пять признаков Пути
5. Единство с мирозданием
Все упомянутые выше принципы объединяются одной важной идеей - пониманием нашего внутреннего, врожденного единства с мирозданием, или природой. Человек настолько же сильно связан с природой, насколько и отдельно взятая волна с морем. Каждая волна уникальна, существует какое-то мгновение, поднимается, берет свое рождение в море и туда же возвращается. Море и его волны это одно целое.
Точно так же человек представляет собой единое целое с природой, вселенной. Внутри у нас находится сама суть мироздания - Ки, каждый отдельно взятый человек это вселенная в миниатюре. Но чтобы действительно понять это, надо не просто услышать или прочитать об этом. Вы не можете почувствовать ветер, прочитав о нем. Теоретическое понимание, не подкрепленное практическим опытом только усиливает разрыв между сознанием и телом, это конфликт, когда сознание узнаёт как, а тело не может сделать. Это приводит к обману вместо достижения гармонии с абсолютом мироздания, который безграничен и вечен. В этом состоянии гармонии мы напрямую познаем безграничность и вечность природы. Как и в случае с волной и морем, гармония с вселенной означает состояние, в котором нет ни начала, ни конца, ни боли, ни страданий. Это всего лишь непрекращающийся момент, лежащий вне границ времени и вне дуальности мира.
Например, в кадо подобная гармония достигается, когда мастер начинает понимать рисунок развития цветка и характеристики растений. Но в данном случае это не просто понимание характера определенного растения, применяемого в работе, но более глубокий уровень понимания духа, Ки, самой природы.
В бонсай, суйсэки и обустройстве традиционного сада японец старается понять внутреннюю природу дерева, камня, ландшафта и создать, т.о., работу, которая бы отражала саму суть вещей, а в конечном итоге - суть самой природы. Его работа начинается с попытки понять фундаментальный характер предмета, с которым он работает, а затем он переходит к «лепке» материала, пытаясь интенсифицировать эти внутренние черты, как можно полнее выразить характер объекта своей работы. Японский садовник работает «с песчинками», но постепенно в процессе того, как он что-то убирает или подрезает, придает форму, он открывает все новые грани прекрасного - то, что изначально присуще природе, но что было скрыто под множеством форм.
Цель японского искусства разглядеть, а потом высвободить то, что всегда присутствовало в изучаемом объекте. Но кто мы такие, чтобы считать, что освобождение столь необходимо? Человек - часть природы. Мы, как цветы в икэбана или кусты в традиционном саду нива являемся частью бесконечного многообразия форм вселенной. Мы преходящи и в то же время неподвластны времени, мы существуем в бесконечном настоящем, точно так же, как и другие природные формы, живущие рядом с нами. Постигая и освобождая какие-то природные проявления, которые всегда существовали, мы тем самым вглядываемся в нашу собственную природу.
В Японии искусства принижают и в то же время возвеличивают, облагораживают тех, кто ими занимается. Человека заставляют понять его смертность и непостоянство. Но познав нашу ничтожность во вселенной, мы тем самым открываем для себя нашу связь с чем-то бесконечно большим, вечным и удивительным.
Подобные идеи в японском обществе редко высказываются напрямую, но они всегда присутствуют в большинстве японских искусств и практик Пути. Это живые знания, передаваемые из поколения в поколение имеют много вариантов трактовки, выражения и даже понимания.
Как выражение неразделимой взаимозависимости человека и вселенной, принципы, описанные здесь, представляют собой эстетические идеалы, независимые от стилей и тенденций развития, характерных для определенных исторических периодов. Они отражают неизменную природу вещей. Чтобы полностью понять смысл гармонии, безыскусности и непостоянства, не хватит никакого времени, этот процесс может быть таким же бесконечным, как сама вселенная, настоящее понимание приходит, только если мы сами искренне пытаемся понять и осмыслить все происходящее вокруг.
Продолжение следует...
-
H.E. Davey -
Первая часть Вторая часть Третья часть Четвёртая часть Пятая часть Шестая часть Седьмая часть Восьмая часть Девятая часть Десятая часть Одиннадцатая часть Двенадцатая часть Часть XIII Часть XIV Часть XV Часть XVI Часть XVII Часть XVIII Часть XIX Часть XX Часть XXI Часть XXII