Что такое Путь? Дао и До: японская интерпретация Пути. XIX

Jul 22, 2018 12:22

Пять признаков Пути

1. Гармония

Гармония является очень важной составляющей Пути. Например, в кадо нужно уметь понимать характер и типы растений, с которыми приходится работать. Тем не менее, простого понимания темперамента определенного цветка не достаточно, чтобы достичь Ва, или гармонии в искусстве икэбана.




Спокойствие и прямота цветка должны найти свое отражение в человеке, с ним работающем. Если из окна виден зубчатый силуэт гор, лежащих вдали, то он должен гармонировать с расположением цветов, находящихся в доме. При составлении икэбана нужно брать в расчет время года, тогда Ки и творческий потенциал художника сливаются в одно целое и образуют гармоничный союз. Структура и цвет, цветы и ветки, бутоны и листья сливаются воедино с вазой, домом, временем года и Ки практикующего это искусство человека. Гармония в кадо достигается за счет искусной смеси понимания и почтения. И это гармоничное состояние практикующего кадо отражается в его расслабленной манере, с которой он обрабатывает цветы, даже в тот момент когда он обрезает стебли.

То же самое мы видим и в японских Боевых Искусствах (БИ) - с ростом мастерства человек становится способен распознавать и предугадывать намерения противника. Через правильную, хотя и очень изнурительную практику своего искусства адепт приобретает непоколебимое спокойствие, которое позволяет ему практически буквально читать мысли партнера. Тем не менее, эта повышенная чувствительность, способность предугадывать намерения противника практически ничего не стоит, если не сопровождается внутренним уважением к намерениям своего оппонента. Применение силы по отношению к человеку в будо или к цветку в кадо означает, что человек еще не достиг того уровня, когда он может эффективно и практично использовать Ки. Когда же понимание и уважение сливаются воедино, в будо приходит гармония, и в этом состоянии гармонии человек способен вести и контролировать действия своего противника.

В сёдо гармония выражается в динамическом балансе. Этот баланс асимметричен, что приводит к чувству действия в самом иероглифе. Это в какой-то мере похоже на фотоснимок спринтера, положение его тела с наклоненным вперед корпусом. Такой снимок дает чувство движения, чего нельзя увидеть на фотографии человека, спокойно стоящего перед объективом. Чувство движения есть и на снимке бегуна, который только что споткнулся и пытается удержаться на ногах, он просто двигается вперед, пытаясь найти опору, но это уже не то движение, которое мы видим на первом снимке спринтера. Да, на обеих фотографиях запечатлен человек в движении, но то, что делает данные снимки такими непохожими друг на друга, это баланс.

В сёдо динамический баланс достигается через изменение давления на кисть, что приводит к изменению толщины нарисованных линий, чередованию толстых и тонких. Одинаковые мазки кистью создают впечатление неуклюжести, искусственности и отсутствия жизни в работе.

Хотя в кадо, сёдо и будо гармония выражается по-разному, принцип гармонии является обязательным элементом в практике любой формы Пути.

Продолжение следует...
- H.E. Davey -

Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвёртая часть
Пятая часть
Шестая часть
Седьмая часть
Восьмая часть
Девятая часть
Десятая часть
Одиннадцатая часть
Двенадцатая часть
Часть XIII
Часть XIV
Часть XV
Часть XVI
Часть XVII
Часть XVIII

ваби, Дао, буддизм, философия, дзен, Япония

Previous post Next post
Up