Опубликованные страницы:
1-15,
15-24,
25-34,
35-43,
44-52,
53-61,
62-70,
71-85,
86-94,
95-103,
104-11 2,
113-120,
121-129,
130-138,
139-147,
148-156,
157-165,
166-174,
175-183.
184-192,
193-201,
202-210,
211-219,
220-235,
236-244,
245-253,
254-262,
263-271,
272-280,
281-289,
290-298,
299-307,
308-316,
317-325,
326-334.
Собственное здание мужской гимназии воз-
334
водилось по чертежам «строителя - Бергера», поэтому Строительная Комиссия предлагает тому же Михаилу Александровичу Бергеру, снова представить смету и чертежи уже на выполнение данных работ. В послужном списке «строителя Бергера» значатся: здание Рязанской гимназии В.П. Екимецкой, Ряжского и Спасского городских училищ; он составлял смету на ремонт 1-й гимназии г. Рязани; проект и смету на постройку, также, в г. Рязани, здания Государственного банка; производил ремонт и перестройку зданий Рязанских отделений Крестьянского и Дворянского банков...10 Михаил Александрович Бергер и жил в Рязани. За работу по возведению собственного здания Ряжской мужской гимназии он просил «2% от стоимости постройки».
Последними днями уходящего и первыми днями нового, 1918 года, датированы спектакли Ряжского кружка артистов - любителей, устроенные в собственном здании мужской гимназии. Любопытны «условия», по которым «кружок» пускают на гимназическую территорию: взнос 10 рублей на ассенизазацию, 20 рублей сторожам и 25% отчислений с чистого сбора «в пользу недостаточных учеников гимназии…». При этом, по вопросу «пользовании декорациями» необходимо «войти в соглашение с ученическим драматическим кружком».11 То есть в декабре семнадцатого года, сразу же после Октябрьского переворота, в Ряжской мужской гимназии работает «ученический драматический кружок»!
Предпоследние, гимназические «Рождественские» каникулы для шестого «макаровского» класса закончились быстро, наступил новый 1918 год… Последним днём взноса платы за вторую половину 1917 - 1918 учебного года назначается 30 января. Но не все родители могут оплатить обучение своих детей; снова появляются «выбывшие». Часть «выбывших» гимназистов продолжит обучение до тех пор, пока у родителей найдутся необходимые средства, а часть переводятся в другие гимназии - в Данковскую, Сапожковскую. В начале нового 1918-го года, преподавателям Ряжской мужской гимназии задерживаются «% добавки на дороговизну»; задерживаются больше чем на год: «…большинство служащих, в особенности получающие в месяц 25р., 50 и 70 руб. оказались сейчас в весьма бедственном положении, дальнейшему существованию которых угрожает полная нищета». +
«Полная нищета», возможно, угрожает и Илье Кирилловичу Пушкарёву, замещающему «штатного» гимназического врача Павла Васильевича Турьянского, мобилизованного на воинскую службу. Но где
335
же сам гимназический врач П.В. Турьянский? Павел Васильевич - «в оккупированной немцами местности - г. Гомеле...». Впоследствии туда переберётся и его семья. Но потом семья снова вернётся в Ряжск. Супруга П.В. Турьянского, находящегося «в оккупированной немцами местности», напишет прошение в Ряжскую мужскую гимназию, с просьбой выдать ей причитающееся жалования мужа; и получит его.
По закону, за призванными на войну врачами, оставалось не только последнее место их службы, но и выплачивалось ежемесячное «содержание». Даже, если врач - на вражеской территории ...
В это же самое время сыновья «штатного» гимназического врача Павла Васильевича Турьянского - Владимир и Борис, продолжают учиться в мужской гимназии: Владимир - в 7-м, а Борис - в 4-м. Борис Турьянский, как и его многие одноклассники, умудряется получить оценку «четыре» за поведение. Но при этом, оба сына штатного гимназического врача, входят в число освобождённых от платы «по правам родителей». Освобожден от платы и будущий писатель Иван Макаров. В его классе таких «10%», как он, теперь шестеро: Егоров Леонид, Макаров Иван, Марков Владимир, Пономарёв Николай, Осташкевич Иосиф, Сикорский Вячеслав. Освобождены «по правам родителей» ещё четверо: Виноградов Сергей, ЛаговНиколай, Смирнов Юрий, Чумин Сергей. Денежное пособие от гимназии вновь получают и Александр Быковский (40 рублей), и Иван Бозванов (20 рублей), и Владимир Хватов (20 рублей)! То есть в «макаровском» классе не платят за обучение 13-ть человек из 33-х.12
В воздухе, это видно даже по архивным документам, висит напряжение. Весной восемнадцатого в городе Ряжске уже введены «продовольственные карточки». Сохранилось следующее письмо преподавателей Ряжской мужской гимназии (март 1918г.): «Тяжелые условия при которых в настоящее время приходиться закупать продовольствие в городе не могли не отразиться на служебных обязанностях служа-
щих гимназии, каждому почти ежедневно приходиться, распознавая о месте продажи их, ходить из одного конца города в другой, чтобы во что бы то ни стало купить необходимое для себя и семейства… за отсутствием на базаре и в лавках самых необходимых продуктов… например, крупы, пшена и масла».13
Отчего так тяжелы условия жизни преподавателей мужской гимназии? Ряжская мужская гимназия, по-прежнему, не получает денег из государственной казны. Преподаватели не получают положенные
336
«прибавки на дороговизну» или получают их с большим опозданием. С начала Первой мировой войны в Ряжске всё подорожало во много раз или просто исчезло. Самой же гимназии не на что закупать топливо для отопления недавно построенного большого собственного здания. Надо отдать должное и городским ряжским властям, и ру-
ководству Рязанско - Уральской железной дороги, которые под «будущие» государственные деньги, закупают и «отпускают» топливо (нефть) Ряжской мужской гимназии, разумеется, в дол г. Но иногда положение бывает критическим. Сохранилось следующее письмо, в котором Комиссар Хозяйственной службы Р.У. ж. д. сообщает, что «в виду недостатка топлива на дороге и трудного его поступления…», не
представляется возможным выделить Ряжской мужской гимназии 3.000 пудов нефти (бумага от 1. 02. 1918г.).14
В марте 1918-го, Педагогическим советом мужской гимназии обсуждается вопрос и о предоставлении «части гимназических помещений для нужд организующейся новой армии». Педагогический совет останавливается на «гимнастическом зале». Тогда же, священник Сергей Николаевич Мишин - законоучитель Ряжской мужской гимназии, успешно сдаёт экзамены на получение звания «учителя высшего начального училища по физико-математическим предметам». И тогда же, Пётр Иванович Постников делает «заявление» «о вступлении его в исполнение обязанностей директора», с выражением благодарности Владимиру Николаевичу Яскловскому, «за безвозмездное исполнение
им обязанностей директора». Но по возвращении Петра Ивановича Постникова, обычные его уроки физики остаются за А.М. Можайским, «по нездоровью» самого П.И. Постникова.
Возвращение директора П. И. Постникова в «своё» учебное заведение совпало с неприятными инцидентами. Во время двух «вечеров», состоявшихся в здании мужской гимназии, пропали пальто и шапка. Стоимость пальто (892 рубля) взыскивается с гимназии через суд, а вот стоимость шапки... «Постановлено сообщить комиссару, что Педагогический совет, по существующим узаконениям, не обладает такой властью, чтобы привести в исполнение означенную просьбу». Почему? Потому, что именно «коммунисты города» предложили мужской гимназии уплатить сорок рублей за украденную в стенах гимназии шапку. В дальнейшем, в списке обязательных «условий», по которым Педагогический совет будет предоставлять
«своим» или другим организациям гимназические помещения, непременно будет пункт
337
что ответственность за пропажу вещей лежит «на устроителях».15
Вероятно, из-за размещения красноармейцев в собственном здании мужской гимназии, на очередном заседании Педагогического совета обсуждается вопрос «о времени прекращения занятий с учениками 8-го класса. Постановили, «в виду угнетённого нравственного состояния учеников закончить занятия на 6-й неделе В. поста». В это же время ещё одному гимназисту предоставляется «месячный отпуск» для поправки здоровья.
На этом фоне кажется удивительным, что среди «продовольственных карточек», «возвращённых учащимися, уехавшими на Пасхальные каникулы», есть и «сахарная», за № 1935 - учащегося шестого класса Ивана Макарова. В «макаровском» классе всего четыре человека возвратили их; и в остальных классах также, немногие. Но гимназист выпускного, восьмого класса Бер Кассациер возвратил (не использовал?) не только «сахарную», но и «хлебную» карточки, в связи с «Пасхальными каникулами». Бер Кассациер проживал «нахлебником» на квартире Павла Ивановича Пономарёва; его сын Николай Пономарёв (не путать с Анатолием Пономарёвым - авт.), был в последние годы обучения также, одноклассником будущего писателя. Николай Пономарёв поступил в мужскую гимназию ранее Ивана Макарова, но учился неважно, даже оставался на второй год в одном классе. Так он оказался одноклассником Ивана Макарова. Общее же количество гимназистов, сдавших неиспользованные и «сахарные», и «хлебные» карточки, около пятидесяти человек.
Вторая «треть» учебного 1917 - 1918 года закончилась 28 февраля (13 марта). А накануне, 27 февраля, Комиссариат по народному образованию при Московском Совете Рабочих и Солдатских депутатов, продлевает директору П.И. Постникову отпуск до 1 марта 1918 года. Но при этом отказывается оплатить ему три месяца (с 1 января по 1 марта - авт.), «в виду отсутствия разъяснений…». Но каковы же итоги второй «трети» 1917 - 1918 учебного года, спустя всего год после Февральской революции?
В «макаровском» классе уже двадцать восемь гимназистов, а было тридцать три, а ещё ранее - тридцать шесть. В «первом разряде» - один гимназист, но во «втором» - одиннадцать. «Неудовлетворительно» учатся пятнадцать человек. Стопроцентная успеваемость в классе по: Закону Божию, истории и географии. По русскому языку и словесно-сти - 97% (понижение - авт.). По «поведению» оценка «три» только у
338
одного гимназиста и одно замечание у другого; все остальные получают оценку «отлично».16
Каковы результаты последней, третьей «трети», в «макаровском» классе? Они - аналогичны результатам второй «трети». Количество учеников не изменилось. Награду 1-й степени получает один ученик, награду 2-й степени - также, одиннадцать и «неудовлетворительно» учатся также, пятнадцать человек. По русскому языку, который вместо Александра Сергеевича Замятина ведёт Надежда Ильинична Пушкарёва, успе-
ваемость составила 97%; снизилась до 90% успеваемость по немецкому,
французскому и латинскому языкам. А что же «проступки»?
Большинство «проступков» гимназистов в 1917 - 1918 учебном году - это «манкировки». Гимназисты уклоняются от уроков. Так, число пропущенных уроков, например, у гимназиста 5-го класса Алексея Абрамова, достигает 111-ти, причём, «по неуважительным причинам». Много пропусков и у других: есть и 42, и 18, и 24, и 51, и 22, и 90, и 44, и 20, и 52... 17 Среди особенных «проступков», за которые снижаются
баллы по поведению, значатся: «курение в классе», «некорректное поведение», «нарушение дисциплины на уроках и переменах», «плохое поведение с преподавателями», «самовольный уход с уроков» и т. д.18 Сохранились и письменные сведения о том, что во внеучебное время, особенно во время вечеров-спектаклей, проходящих в здании мужской гимназии, гимназисты старших классов часто бывают «пьяны».
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 ГАРО, ф. 593, оп. 1, д. 3072.
2 ГАРО, ф. 937, оп. 7, д. 4.
3 ГАРО, ф. 937, оп 8, д. 15, л. 3, 4.
4 Ю. Веденин. Его псевдоним - Иван Буйный. - Рязань. Узорочье, 2007, с. 34.
5 Ю. Веденин. Его псевдоним - Иван Буйный. - Рязань. Узорочье, 2007, с. 30.
6 ГАРО, ф. 937, оп. 7, д. 4, л. 64.
7 ГАРО, ф. 937, оп. 7, д. 4, л. 62 (об.), 70, 65, 65 (об.).
8 ГАРО, ф. 937, оп. 7, д. 4, л. 66-69.
9 ГАРО, ф. 937, оп. 8, д. 19, л. 1, 3, 5, 7 (об.), 11 (об.), 15 (об.), 17 (об.), 18 (об.), 19.
10 М.Н. Мухаревский. Листая страницы истории… - Рязань. Узорочье, 2015
11 ГАРО, ф. 937, оп. 7, д. 4, л. 70.
12 ГАРО, ф. 937, оп. 7, д. 4, л. 73, 73 (об.).
13 ГАРО, ф. 937, оп. 9, д. 13, л. 69.
14 ГАРО, ф. 937, оп. 9, д. 12, л. 77
15 ГАРО, ф. 937, оп. 7, д. 4, л. 78, 78 (об.), 79 (об.), 81 (об.)
16 ГАРО, ф. 937, оп. 7. д. 4, с. 77 (об.)
17 ГАРО, ф. 937, оп. 8, д. 18, л. 46
18 ГАРО, ф. 937, оп. 8, д. 6, л. 15, 21 (об.)
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
Продолжение следует - страницы
349-357.