Богатырская земля или малая родина писателя Ивана Макарова. Страницы 272-280.

Dec 13, 2020 10:11

Опубликованные страницы: 1-15, 15-24, 25-34, 35-43, 44-52, 53-61, 62-70, 71-85, 86-94, 95-103, 104-11 2, 113-120, 121-129, 130-138, 139-147, 148-156, 157-165, 166-174, 175-183. 184-192, 193-201, 202-210, 211-219, 220-235, 236-244, 245-253, 254-262, 263-271.

На долю первых гимназистов Ряжской мужской гимназии, всего «макаровского» поколения, выпадет не одна война, а целых три! Первая мировая, гражданская, Великая Отечественная. Все - беспощадные, кровавые и трагические. Как неизбежный рок, они осторожно намекнут о себе гимназистам первых её «наборов»: 1910-го, 1911-го и 1912-го годов, в самом начале их жизненного пути. Одноклассник Ивана Макарова с первого класса, один из лучших учеников мужской гимназии - Александр Быковский, тому пример. Участниками перечисленных войн - гражданской и Великой Отечественной, станут не
только  бывшие  гимназисты,  но  их  близкие  или  дальние  родственники; даже их дети. Среди последних - знакомые «гимназические» фамилии: Фёдор Степанович Березин - командир миномётного батальона 84 ОМСБ, Николай Николаевич Вознесенский - старшина 2-й статьи 84 ОМСБ на 1941 год, Иван Андреевич Вышегородцев, Максим Алексеевич Бирюков, Алексей Степанович Кузин ... Сам писатель  Иван  Иванович  Макаров  до  Великой  Отечественной  войны не доживёт. Он попадёт под красное колесо репрессивной машины и погибнет в печально известном 1937-м. Воевать за отца будет его
единственный сын Январь Иванович Макаров. По словам исследователей, Январь добровольно, в неполные семнадцать лет, пойдёт на фронт и погибнет в последние дни войны: 7 мая 1945 года, в немецком городе Кёнигсбер г. Лейтенант Январь Иванович Макаров погиб в неполные девятнадцать лет; он, также, как и одноклассник его отца
Александр Александрович Быковский, был артиллеристом ...
Но пока гимназист Иван Макаров - будущий отец мальчика Января, учится в первом классе Ряжской мужской гимназии. И там надвигается новый «юбилей» - 300-летие дома Романовых». В циркуляре министерства  народного  просвещения  о  300-летии  говорится:  «Он переносит нашу мысль к самому критическому моменту нашей истории, когда, в силу многих неблагоприятных обстоятельств русское государство находилось на краю гибели, когда и прочно установившемуся в России государственному порядку, и самому русскому народу… угрожала страшная опасность».

В  связи  с  предстоящим  юбилеем,  по  всем  учебным  заведениям Российской империи проводилась «подписка» на «светло-бронзовую медаль» для ношения на груди. «Подписка» являлась платной: стоимость «светло-бронзовой медали» вычиталась из жалования, в том числе и у работающих в учебных заведениях. В мужской гимназии
272

г.  Ряжска  на  неё  подпишутся  почти  все  преподаватели,  включая  и письмоводителя Д. А. Горлова. И все подписавшиеся её получат: в архивных делах сохранились росписи в получении. 10  «Юбилейные» свидетельства об окончании учебных заведений в том же 1913 году, получат  и  все  учащиеся,  даже  «выходящие  из  названных  училищ до  окончания  курса»,  а  также,  «посторонние  лица»,  выдержавшие испытания экстерном. Причём, по распоряжению министерства народного  просвещения  Российской  империи,  выданные  «аттестаты обычного типа», требовалось заменить на «юбилейные», а прежние - «уничтожить».
К предстоящему грандиозному событию учебным заведениям России, причём, из собственных «специальных средств», рекомендовалось закупить и «юбилейные» брошюры: «Русь и Дом Романовых» Мияневича, ценою 40 копеек; «Державный Дом Романовых» Елчанинова,  ценою  30  копеек;  «Три  века  на  Руси»  Дучинского,  ценою
10 копеек, «Под скипетром Державного Дома Романовых», ценою 5 копеек того же Дучинского, для бесплатной раздачи учащимся. Само же министерство народного просвещения России заготавливает для учебных заведений портреты «действующего императора» и Михаила Фёдоровича Романова: большие - на паспарту, в раме под красное дерево с бронзовой короной, и маленькие, попроще: для раздачи уча-
щимся.
Ряжская  мужская  гимназия  к  юбилею  выписывает  из  г.  СанктПетербурга, из издательства В. Р. Белокурова «брошюры-памятки»  в красках «300-летие Царствования Дома Романовых» - 115 экземпляров, 6 портретов монархов и «картину избрания принятия на царство  Михаилом  Фёдоровичем».11  В  соответствии  с  предложениями
министерства  народного  просвещения,  педагогический  Совет  Ряжской мужской гимназии снова разрабатывает собственную программу празднования. Какова она?
«После торжественного Богослужения в местном Соборном храме учащиеся под наблюдением всего Педагогического Персонала Гимназии соберутся к 1 часу дня в здании гимназии, в стенах которой будет устроено литературно - вокальное утро».
Что включало в себя «литературно - вокальное утро»?
«1. Слово о. Законоучителя,
2. речь преподавателя истории «История политического и культурного развития России за 300 лет Царствования Династии Романовых»,
273

3. рефераты ученика 3- го класса Петрова «Великая разруха» и ученика 3- го класса Шалимова «Царствование Михаила Фёдоровича»,
4. чтение учениками литературных отрывков и стихотворений, соответствующих дню празднования,
5.  световые  картины  «Воцарение  Михаила  Фёдоровича»,  а  в  заключение  хором  будет  исполнен  «народный  гимн  «Славься»  и  отрывки из оперы Глинки «Жизнь за Царя».12
После проведения 300-летия, а, может, и во время его, за чтение своих «рефератов» ученики 3-го класса Петров и Шалимов, получат по  книге  «Россия  под  скипетром  Дома  Романовых».  Как  сложится дальнейшая судьба этих гимназистов первого «набора» Ряжской мужской гимназии? Александр Петров успешно окончит полный гимназический курс в 1918 году. А гимназист Шалимов? Буквально за два месяца до окончания 1914 - 1915 учебного года, в апреле 1915-го, Николай Шалимов, «обучавшийся в 5-м классе Ряжской гимназии», «по своему личному желанию», подаст «прошение» о выходе из неё для поступления в военное училище. Горько сознавать, что он мог оказаться в стане «врагов» будущего писателя Ивана Макарова!
Позднее, в «Отчёте» о праздновании 300-летия Дома Романовых, директор  Ряжской  мужской  гимназии  Пётр  Иванович  Постников  более подробно опишет, как прошли гимназические юбилейные торжества:
«Накануне дня 21 февраля учащиеся в сопровождении Директора и педагогического персонала были на всенощном бдении в Соборной г. Ряжска церкви», а 21 февраля присутствовали и на торжественном богослужении и молебствии «в Соборной г. Ряжска церкви». Далее, после литургии, «участвовали в крестном ходу и присутствовали на
благодарственном молебне, бывшем на городской площади». Это - первая часть празднования. Во второй части: в стенах мужской гимназии «к 1 часу дня» состоялось «литературно - вокальное утро», в котором были произнесены «Слово о. Законоучителя» и «речь преподавателя  истории  И.  И.  Онисифорова  на  тему:  «Обзор  истории России  за  истекшие  300  лет».13  То  есть,  Илья  Ильич  Онисифоров снова  подготовил  и произнёс  (прочитал?)  «юбилейную»  речь;  значит, предыдущая - к «100-летию Отечественной войны 1812 года», начальству понравилось и его выступление прошло хорошо.
Но к 300-летию Дома Романовых готовились не только гимназисты первого «набора» Александр Петров и Николай Шалимов. Готовились и остальные учащиеся: «в 1 и 2 классах изучали ряд наме-
274

ченных преподавателями русского языка стихотворений, а в 3 классе предложено было написать рефераты на темы «Великая разруха земли русской» и «Царствование Михаила Фёдоровича». Причём, в первом  классе,  где  учится  будущий  писатель  Иван  Макаров,  «как  раз проходилось Смутное время», и преподаватели гимназии подчёрки-
вали «подъём нашей родины для спасения отечества…».
Сохранилась  версия,  что  мужская  гимназия  г.  Ряжска  получила почётное  звание  Романовской.  Даже  активный  член  РКСМ  Рязанской губернии Иван Макаров в своей «Автобиографии» указывает, правда, не уверенно, что учился в «Романовской» гимназии. Но это не так. Начиная с 1911 года ряжские городские власти хлопотали о переименовании её в «Гимназию Дома Романовых» и, конечно же, запрашивалось мнение действующего её директора, - Пётра Ивановича Постникова. Пётр Иванович не побоялся письменно сформулировать  своё  личное  мнение,  идущее  вразрез с намерениями городской  власти:  «устройство  гимназии  ещё  не  вполне  обеспечено  для такого названия», да и «Ряжское Городское Управление не содержит вполне гимназию, а лишь участвует в содержании гимназии ежегодным взносом в 2 тыс. рублей, что будет составлять около 10% всего содержания при полном составе».14 Несмотря на вполне определенное  мнение  директора,  хлопоты  городских  властей  продолжились. Однако они не увенчались успехом. По каким причинам?
В 1910 году в Ряжском уезде Рязанской губернии имелось восемнадцать библиотек - читален, созданных Ряжским Комитетом попечительства  о  народной  трезвости.  В  двенадцати  из  них  книги  выдавались  только  на  дом,  в  шести  -  имелись  и  читальни.  Услугами библиотек пользовалось 3.247 человек, живущих не только в г. Ряжске, но в Ряжском уезде.15 Библиотека в Ряжске размещалась в Народном Доме, созданным тем же Комитетом Попечительства о народной трезвости. Но осенью 1910 года в здании Народного Дома спешно размещается первый класс только что открытой мужской гимназии, а для Народного Дома городскими властями арендуется другое помещение: там даже проводится мелкий ремонт. На следующий, 1911 -  1912  учебный  год,  в  Народном  Доме  разместится  и  второй,  далее - третий классы Ряжской мужской гимназии, на тот момент, не имеющей собственного здания. И на 1912 - 1913 учебный год, в год
поступления в неё «салтычка» Ивана Макарова, все три её класса, по-прежнему,
оставались в Народном Доме.
275

Бытовые  условия  Народного  Дома  оставляли  желать  лучшего… «Временное  помещение  Ряжской  мужской  гимназии  в  первый  год своего существования далеко не удовлетворяло своему назначению. Вследствие плохого устройства стен и недостатка печей во всём здании был невозможный холод; утром в сильные морозы температура
в классах доходила до 2 градусов. Вентиляция в классах была также недостаточна, так как форточки могли дать только приток свежего воздуха, но не освобождали его от присутствия углекислоты и пыли … От большого движения учеников в воздухе было всегда огромное
количество пыли. Клозет был устроен непромывной, почему сильно портился воздух в коридоре и классах …». По свидетельству архивных документов, за один только 1910 - 1911 учебный год, каждый ученик Ряжской мужской гимназии потерял «вес тела» на 15 фунтов! Эта ситуация изменится лишь к маю 1913-го, и в протоколе майского заседания  Педагогического  совета  булет  записано:  «ученики  как  1 класса, так и двух других прибавили в весе не менее двух фунтов… Полагаем, что причина такой разницы кроется только в помещении, приведённом в должный порядок».16
Много  позднее  Иван  Иванович  Макаров  напишет,  что  окончил «Романовскую»  гимназию,  разумеется,  ошибочно.  Но  события  вокруг 300-летия, торжества, связанные с этой датой, настолько прочно войдут в его память, что он готов поверить в это. По архивным  документам, громкое имя «Романовская» в 1913 году получат другие
учебные  заведения  и  библиотеки  Рязанской  губернии.  Например, церковно - приходские училища г. Рязани: № 7 и № 9; начальное училище и бесплатная народная библиотека - читальня в г. Егорьевске.
Но и в самые обычные, не «юбилейные» годы, в мужской гимназии г. Ряжска шла насыщенная жизнь. Так, в сентябре 1912-го, (Ваня Макаров едва начал учиться в 1-м классе), состоялась общеобразовательная лекция со световыми картинами путешественника М. А. Бернова.  Путешественнику  заплатили  за  лекцию  немалую  по  тем временам сумму - 15 рублей! А чуть позже, в декабре того же года, гимназия снова оплатит не только посещение гимназистами «Ряжского электро-театра», но и «спектаклей в Ряжском городском Общественном Собрании». В том же 1912-м, гимназией приобретается, за 255 рублей и пишущая машинка «Ремингтон» для канцелярии.
Сколько  же  в  городе  Ряжске  было  гимназистов  -  мальчиков?  К весне  1912  года,  ещё  до  поступления  будущего  писателя  в  гим-
276

назию,  в  двух  её  классах,  размещавшихся  в  Народном  Доме,  обучалось  70 учеников;  47  из  них  проживали  дома:  у  родителей  или родственников, и только 23 - «на съёмных квартирах». Из 47 учени-ков, живущих в самом городе, один жил на станции Ряжск-1 и семь
учеников - на станции Ряжск-2. Читатель знает, что именно весною 1912-го  Ваня  Макаров  выдержал  гимназические  «вступительные испытания». В архивных делах, к сожалению, не нашлись его экзаменационные листы, и нет сведений о его успехах на «испытаниях».
Но  по  существующим  правилам,  они  проводились  по  следующим предметам: Закон Божий, русский язык (письменно и устно), арифметика (письменно и устно). Сохранились тексты разных диктантов и арифметических задач для поступающих в мужскую гимназию в
1910-м, 1911-м, и даже в 1912-м … Например, текст задачи по арифметике:
«Помещик купил несколько лошадей по 98 р. за лошадь и 67 коров по 86 р. за корову. Вскоре он продал всех лошадей и коров за 1 800р., причём получил 1 850 р. прибыли. Узнать, сколько было лошадей?»
Такая задача по арифметике предлагалась на осенних вступительных  испытаниях  в  1910  году.  Её  не  сумел  решить  поступающий  в гимназию  Борис  Безменщиков.  Сохранился  и  следующий  образец диктанта по русскому языку; вполне возможно, он выпал будущему гимназисту Ивану Макарову:
«Рыбаки тянули из воды тяжёлые сети. Ужи часто заползают в хижины.  Мы  часто  катаемся  на  лодке  по  нашей  реке.  Корабль  ушёл в море, а в море поднялась страшная буря. Сторож, который караулил рожь, на ночь уносит ключ с собою. Приятно подышать чистым воздухом в чистом поле. Нынче лёд на реке был тоненький и слабенький.  Весною  солнечные  лучи  ярче  и  прямее.  Стало  солнышко садиться пора домой торопиться. Летом дома сидеть, зимой хлеба не иметь».17
За этот диктант Дмитрий Абрамов, поступающий в Ряжскую мужскую гимназию в 1912 году, одновременно с будущим писателем, получил  две  пятёрки.  Гимназист  Дмитрий  Абрамов  некоторое  время будет  одноклассником  Ивана  Макарова;  но  его  нет  в  списках  «макаровского» класса в последние годы обучения будущего писателя в  Ряжской  мужской  гимназии.  Кто  же  преподавал  в  мужской  гимназии  русский  язык?  С  этим  предметом  будущему  писателю  и  его одноклассникам не повезло. Не повезло потому, что с началом 1912
277

- 1913 учебного года преподавателя русского языка в ней просто нет! Лишь с 1-го ноября появляется Николай Васильевич Гринев, который проработает недолго. Николай Васильевич, впрочем, как и практически все преподаватели Ряжской мужской гимназии, имел очень хорошее образование: окончил Московский императорский университет, историко-филологическое отделение.
Каковы же первые оценки будущего писателя? Удовлетворим своё любопытство. Первыми оценками гимназиста Ивана Макарова были отнюдь не пятёрки. По арифметике - «двойки» (две - за сентябрь) и только позднее появилась одна «тройка», затем «четвёрки». По русскому языку - похожая картина: в третьей четверти - три «тройки» подряд, диктант - «три», затем диктант - «пять»; за четверть - «тройка». По географии - в третьей четверти у И. Макарова - «пять», по немецкому - общая «четыре», по рисованию общая «четыре». Но Закон Божий - «пять»! Даже по этим оценкам заметно, что будущий писатель учится неровно, но приоритеты явно намечены: арифметика, география, немецкий язык, рисование, Закон Божий. Важная деталь: во второй половине 1912 - 1913 учебного года гимназист Иван Макаров - в числе учеников «2-го разряда»; то есть сильных. 18  Но, в
последствии, он покинет этот «разряд».
С  началом  «империалистической»  войны  -  с  1914  года,  в  преподавательском  составе  мужской  гимназии  произойдут  перемены. Осенью 1914-го, по всеобщей мобилизации призовут преподавателя математики и гимнастики - двадцатисемилетнего Виктора Дмитриевича Воскресенского. Его заменит «временный» учитель математики
- Николай Степанович Фидрус, приехавший из Гродненской губернии, «с театра военных действий». В Гродненской губернии, в Белостокской частной женской гимназии Николай Степанович преподавал математику и физику, а физико-математическое образование он
получил в Императорском Петербургском Университете.19 Николай Степанович значится среди преподавателей физики и математики и в  «макаровском»  классе.  Этот
преподаватель  останется  служить  в гимназии и по возвращении «штатного» преподавателя математики -  В.Д.  Воскресенского;  количество  учащихся  в  ней  постоянно  растёт. Н.С. Фидрус продолжит служить и после революций 1917 года, когда мужская гимназия не раз поменяет свои названия - Ряжская 1 гимназия, Советская Единая Трудовая Школа 2 ступени № 2, Ряжская школа 2 ступени № 2. В 1950 году учитель Н. С. Фидрус «за
278

безупречную» педагогическую работу получит одну из самых высоких наград Советского Союза - Орден Ленина. 20
Любопытно, что осенью 1914-го, на вступительных испытаниях в Ряжскую мужскую гимназию, даже текст задачи по арифметике соответствует «военному» времени:
«Армия солдат была отправлена на поле сражения на 80 поездах, в каждом поезде по 25 вагонов, в каждом вагоне по 50 солдат. В бою выбыло из строя убитых 4 095 солдат, раненых в 5 раз более, чем убитых. Из оставшихся в строю солдат было образовано 37 полков. Сколько солдат входило в каждый полк?».21
Приоритет  точных  наук  с  первых  гимназических  классов  сохранится у будущего писателя и далее. В 1916 - 1917 учебном году у гимназиста пятого класса Ивана Макарова «четыре» по алгебре, геометрии, латинскому языку, а по русскому языку - твёрдое «три». На протяжении  почти  всех  семи  лет  обучения  в  гимназии,  гимназист Иван  Макаров  -  «вне  разряда»,  то  есть  «успевающий»  гимназист, без двоек, как и большинство его одноклассников. Только в 1915-м, возможно из-за мобилизации отца на войну, будущий писатель на короткий срок попадёт в разряд «неуспевающих» учеников, но к концу учебного года выправится. Его гимназический товарищ по Ряжску - Анатолий Пономарёв (на квартире у Пономарёвых некоторое время жил будущий писатель - авт.), учится гораздо лучше, хотя Анатолий младше Ивана Макарова на два года! Одновременно с ним, другой
одноклассник будущего писателя - Николай Некрасов, награждается первым томом сочинений своего именитого тёзки - русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Пройдёт почти пятнадцать лет и в 1928 году «начинающий» писатель Иван Макаров опубликует в рязанской губернской газете «Рабочий клич» свою заметку «Всенарод-
ный»: о народном поэте - Николае Алексеевиче Некрасове!
Летом 1914-го гимназист Иван Макаров переведён в третий класс Ряжской мужской гимназии. С первого месяца начавшейся «германской» войны, преподаватели гимназии отчисляли по 2% своего жалования на её «нужды». В сентябре того же года, 26-го числа, в г. Ряжске пройдёт и общегородской «однодневный сбор» Российского общества Красного Креста, в котором помимо «учащих» гимназии, примут  участие  и  восемнадцать  гимназистов.  Сохранился  следующий  текст  объявления  для  участников  этого  «городского  сбора»: «Кружки для сбора и флажки Кр. (асного) Креста можно будет полу-
279

чать от Правления Комитета (Казённый винный склад) в 5 час. вечера 25 сент.(ября)». А 13 октября того же 1914-го, «служащие гимназии» отправят «малой скоростью» посылку «для воинов действующей армии»: 37 пар шерстяных чулок, 37 пар перчаток; на сумму 35 рублей 15 копеек. Плюс соберут «денежное пожертвование» в 79 рублей 75 копеек!
А гимназисты? По «подписным листам» «Всероссийского Земского Союза помощи больным и раненым воинам» гимназисты Ряжской мужской  гимназии,  всех  пяти  (на  1914  -  1915  учебный  год  -  авт.) классов,  соберут  «денежное  пожертвование».  Больше  всего  «пожертвований» собрал старший пятый класс: 17 рублей 20 копеек. Но гимназист Иван Макаров - ученик третьего класса, неожиданно отличился в этом сборе. В числе только двух своих одноклассников, он пожертвовал «больным и раненым воинам» 25 копеек! Остальные - по 5, 10 копеек... Всего же «макаровский» класс собрал осенью 1914
года 7 рублей и 41 копейку. 22  Для сравнения: преподаватели Ряжской мужской гимназии, в среднем, жертвовали по 1 - 3 рубля, директор П. И. Постников - 5 рублей.
Начавшаяся мировая война способствовала созданию общественной  организации  -  Военно-промышленного  комитета.  Военно-промышленный  комитет  должен  был  помогать  Российскому  государству обеспечить своевременное выполнение «военных заказов». Среди пожеланий «комитету» были и такие: «в целях более успешного и своевременного выполнения военных заказов, необходимо приме-нение РЕКВИЗИЦИИ сырья и МИЛИТАРИЗАЦИЯ труда (выделено авт.). Причём, право реквизиции желательно предоставить органам ближе  всего  стоящим  к  заготовкам».  На  Рязанском  губернском  заседании, на котором создавался Рязанский Военно - промышленный комитет, присутствовали председатели уездных управ Раненбургского, Ряжского уездов: Н.В. Ракитин и А.Д. Большаков. Секретарём же губернского Военно - промышленного комитета выбирается Семён Пафнутьевич Середа - в недалёком будущем один из самых известных революционных деятелей Рязанской губернии. Его именем на-звана одна из центральных улиц Рязани. В городе Ряжске, в состав местного Военно - промышленного комитета, войдут представители Городской управы и Городской думы: восемнадцать человек - «гласные»  от  Городской  думы  и  семнадцать  -  «от  города».  Первое  его
заседание назначается «в 7 часов вечера 20 сентября в помещении
280
Ряжского Казённого винного склада».

Продолжение следует - страницы 281-289.

1919, Рязанская губерния, 1900-е, О.В.Сидорова (Ершова), История, И.И.Макаров., Российская империя, Россия, 1930-е, 1920, 1918, 1920-е, 1917, Ряжск, Гражданская война, 1910-е, Ряжский уезд

Previous post Next post
Up