Богатырская земля или малая родина писателя Ивана Макарова. Страницы 299-307.

Dec 15, 2020 18:44

Опубликованные страницы: 1-15, 15-24, 25-34, 35-43, 44-52, 53-61, 62-70, 71-85, 86-94, 95-103, 104-11 2, 113-120, 121-129, 130-138, 139-147, 148-156, 157-165, 166-174, 175-183. 184-192, 193-201, 202-210, 211-219, 220-235, 236-244, 245-253, 254-262, 263-271, 272-280, 281-289, 290-298.

Как много могут сказать заметки газет!
Атмосферу  первых  дней  «Первого  переворота»  передаёт  даже протокол  заседания  Педагогического  совета  Ряжской  мужской  гимназии  (от  3  марта  1917  г.  -  авт.):  «Постановлено  ввиду  возбужденного состояния учащихся временно прекратить занятия в гимназии». А к телеграмме-циркуляру, полученной тогда же дирекцией мужской гимназии,  приложен  и  текст  ещё  прежнего  попечителя  Московского учебного округа А.Тихомирова: «Совершился великий перелом в судьбе России. Ярко осознаны недочёты прежнего государственного порядка. Бодро должны мы идти по пути коренного переустройства
нашей родины». И ещё: «Педагогические советы и родительские собрания должны пойти навстречу патриотическим порывам учащихся, давая должное направление их умственным и физическим силам … Пусть же школа в сознании великих задач временного Правительства является не только исполнительницей его предначертания, но и его
верной сотрудницей».
И  самое  главное:  «Попечительский  Совет  Московского  Учебного Округа (Рязанская губерния пока ещё входит в Московский учебный округ - авт.), сообразуясь с официальными актами последнего времени, постановил: всем должностным лицам учебных заведений… продолжать  исполнение  своих  обязанностей  в  совершенном  согласии  и полном подчинении распоряжениям временного Правительства».6 Выполняя распоряжение министерства народного просвещения пока ещё прежней России, руководители учебных заведений Ряжского уезда, отправили своих учащихся сначала «на каникулы», а вскоре и досрочно завершили 1916 - 1917 учебный год.

Но  как  же  мотивировалось  досрочное  прекращение  1916  -  1917 учебного  года?  Очень  нейтрально:  «принимая  во  внимание:  1)  что большей частью учеников - детей сельских жителей, занимающихся земледелием  и  что  за  отсутствием  рабочих  рук  помощь  этих  учеников является весьма существенною; 2) что вследствие экономических
условий жителей сёл весьма трудно в материальном отношении лишнее время содержать своих детей в городе на квартирах и 3) что переживаемое тревожное время не позволяет продуктивно вести классные занятия, …постановил окончить занятия…1 мая 1917 г.». В более расширенном варианте «мотивов» сказано следующее: «мотивируя свое
ходатайство теми соображениями, что политические события текущего  момента  сильно  нервируют  учащихся,  мешая  сосредоточиться  на
299

прохождении курса…». Или: «крайне затруднительное приобретение продовольственных  предметов  первой  необходимости…  как  самих учащихся, так и их родителей, напрягая бедность последних до крайних пределов»
Но о досрочном роспуске на летние каникулы просят и сами ученики, в частности, старших классов. Они напишут «ходатайство» перед Педагогическим советом Ряжской мужской гимназии, и дирекция решает  действовать  последовательно.  Педагогический  совет  передаёт решение данного вопроса на рассмотрение Родительского комитета, и
уже общее собрание родителей гимназистов, решает прекратить учебные занятия 13 / 26 апреля 1917 года.
В марте 1917-го, будущий писатель Иван Макаров учится в пятом классе Ряжской мужской гимназии. Именно в марте 1917-го он совершит свой первый «революционный» поступок. Какой именно? Узнав о свершившейся «Февральской» революции, салтыковские крестьяне собрались на сельский сход. Гимназист пятого класса Иван Макаров участвовал в этом сходе, и по его же словам, «первое своё революционное выступление, (если его так можно назвать), я сделал в марте 1917 года, выразившееся в том, что я сорвал и растоптал портреты царей в волости у себя, выступал на сходке, одним словом, принял
активное участие в сельской революции (конечно, об определённом моём к той или иной партии отношении не могло быть и речи, т.к. мне казалось, что все партии идут заодно, в сущность партий я не был посвящён, делал это потому, что стражник, урядник и др. вечно висели надо мной и это было нечто вроде мести, полусознательной мести)».7 
Первый «революционный» поступок гимназист Иван Макаров совершит в полные шестнадцать лет во время краткосрочных «каникул», начавшихся в связи с свершившейся  «Февральской»  революцией.  В мартовские дни все гимназисты мужской гимназии были отпущены (на несколько дней!), на краткосрочные «каникулы». Занятия возобновятся уже с шестого марта.8 При этом, небольшая их часть (старшеклассников - авт.) оставалась в городе; они дежурили «милиционерами», следили за порядком. Именно в эти «мартовские каникулы» Иван Макаров мог принять «активнейшее участие в сельской революции…» в родных Салтыках.
Но буквально за месяц до этого, в феврале, неприятная история произошла  с  учеником  пятого  класса  Кораблинского  министерского  начального училища Андреем Кочетковым. Кораблинское училище нахо-
300

дилось тогда на территории Ряжского уезда Рязанской губернии. После утренней молитвы, когда читалась Речь Государя Императора Николая Второго Георгиевским кавалерам, а после неё учащиеся подходили к учителю, чтобы посмотреть «собственноручно написанные слова Государя с его подписью», ученик Кораблинского министерского начально-го училища Андрей Кочетков имел несчастье произнести следующие слова: «Ну-ка, пойдем посмотрим, как N пишет». В учительской, ученик Андрей Кочетков в своё оправдание скажет, что «уничижительная и уменьшительная форма имени Николай была произнесена им в обращении к своему товарищу Николаю Жукову, который стоял в это время с ним рядом». Но по решению Педагогического совета ученика уволят из учебного заведения! Из архивных документов становится ясно, что напуганные учителя сами стараются смягчить произошедшее.9
Архивные  документы  свидетельствуют,  что  созданное  после  Февральской  революции  Временное  правительство  принимает  ряд  важных решений в народном образовании. С 15 марта 1917-го, место попечителя  Московского  учебного  округа  А.  Тихомирова  занимает  С. Чаплыгин,  который  требует  от  всех  директоров  учебных  заведений
Российского государства сообщать телеграфом «о всяких нарушениях учебного процесса», так как господин министр просвещения требует ежедневного доклада о ходе занятий. Перемены коснутся и самого хода занятий: ещё ранее отменяются переводные и вступительные экзамены в учебных заведениях; летние каникулы, как выше говорилось, также, должны начаться в другое время, «но никак не ранее 24 марта».
Определена и дата начала нового 1917 - 1918 учебного года - с 1 сентября. 10  По распоряжению Временного правительства устраняются и препятствия, мешающие получать образование лицам еврейской национальности. Ранее существовали квоты, регулировавшие количество еврейских детей, обучающихся в каждом учебном заведении Российской империи. А для преподавателей отменялось и «ограничение выбора учебников и учебных руководств».11
Весной 1917-го, учебными заведениями г. Ряжска выписываются и новые газеты. Так, Ряжская мужская гимназия подписалась на «Русские Ведомости» и «Власть народа». Через год, в мае 1918- го, «для надлежащего руководства», она же выписывает и «Известия Всероссийского  Центрального  Исполнительного  Комитета  Советов  Крестьянских,
Рабочих, Солдатских и Казачих депутатов», а чуть позже, продлевает подписку на газету «Свобода России». 12  Летом 1917-го года министер-
301

ство земледелия Временного Правительства проводит Всероссийскую
сельскохозяйственную  земельную  и  городскую  переписи,  в  которой участвуют многие учителя и учащиеся Ряжского уезда Рязанской губернии, в том числе и гимназисты мужской гимназии. Летом (с 1-го июля 1917 г. - авт.) переводится «на час вперёд» «передвижение часовой стрелки»: занятия, например, в мужской гимназии г. Ряжска, станут начинаться не с 9 часов утра, а с 10-и. Отныне в бумагах или объявлениях, или просто в обычных записках, указывается двойное время; и также, как и при недавнем нашем переводе «на час вперёд» или «на час назад», происходят немало опозданий и нелепиц.
В  августе  1917-го,  в  учебных  заведениях  России  вводится  «новая орфография».  За  реформу  правописания  высказался  Всероссийский съезд преподавателей русского языка и словесности, проходивший в г. Москве ещё в декабре 1916 года. По новой орфографии из русского правописания убирались четыре буквы, в том числе и знаменитая буква «ять». Инспектор, учитель русского языка и даже временно исполняющий должность директора Ряжской мужской гимназии Владимир Николаевич Яскловский, участвовал в этом съезде. Новые правила правописания вводятся тотчас же, начиная с действующего 1917 - 1918
учебного года; но их ввод рекомендуется осуществлять постепенно: в старших классах - это только «рекомендация», в младших - «обязательно». И осенью того же 1917 - 1918 учебного года, в учебных заведениях новой России появляется и новый праздник - в «память исторического значения манифеста 17- го октября 1905 года». Школьных занятий в этот день не было.13
Уже после «Октябрьского переворота», в декабре, инспектор Раненбургского высшего начального училища Иван Иванович Шашкин, запрашивает дирекцию народных училищ Рязанской губернии: «…в чьё введенье переходят высшие начальные училища: Губернского ли Земства или Дирекции народных училищ»? Кто будет платить «учащим»
зарплату? Ведь ещё ранее, по распоряжению министерства народного просвещения (впоследствии - «народного образования» - авт.), все кредиты государственной казны должны перейти к губернскому земству, а местная учебная администрация - упраздняется. Согласно распоряжению Временного правительства, начальные училища, высшие
начальные училища переходят в ведение местных земств или, с их согласия, в местные городские органы самоуправления. Вот выдержки из распоряжения директора народных училищ Рязанской губернии (от 17
302

октября 1917 г.) - всем руководителям учебных заведений губернии: «…предлагаю Вам немедленно сдать все дела, документы, денежные суммы и школьное имущество… уездной земской управе или городскому общественному управлению по принадлежности». 14 
Конечно,  проводимые  реформы  и  политическая  борьба  за  власть, мешали учебным занятиям. Но, не только они. В марте 1917-го в Ряжском уезде «свирепствует сыпной тиф». Прекратились занятия в Ново - Еголдаевском министерском училище; там он «свирепствует» ещё с декабря 1916-го. В самом же г. Ряжске, начиная с января 1917-го, «установлена болезнь дифтерит», и ряжский уездный исправник, сообщая об этом директору мужской гимназии, просит принять меры. Одновременно с дифтеритом, в Ряжске «свирепствуют» и другие страшные болезни: скарлатина, оспа. Эти болезни есть и в доме Реброва на Хлебной улице, и в доме Морозова на Астраханской улице, и в доме Николаева на Подгорной улице, и в доме Григоровой на 2-й Садовой, и в доме Королькова на улице Малиновой …
В 1917 году «в доме Королькова» проживали «нахлебниками» гимназисты Ряжской мужской гимназии - братья Павел и Сергей Чумины. Читатель помнит, что братья Чумины - сыновья учителя Пустотинского министерского начального училища Игнатия Максимовича Чумина. А гимназист Сергей Чумин - одноклассник Ивана Макарова с самого первого класса. Гимназический врач Н. Д. Добкин, обследовав «съёмную квартиру» братьев Чуминых в «доме Королькова», напишет: так как гимназисты «пользовались отдельным от семьи больного помещением», то им, по его мнению, стоит лишь поменять квартиру или их
надо подвергнуть «изоляции» на две недели.
Дифтерит,  скарлатина,  сыпной  тиф  продолжат  «свирепствовать»  в Ряжске и в следующем 1918 - 1919 учебном году: в год окончания будущим писателем мужской гимназии. Для того, чтобы не прерывать занятий  хотя  бы  в  «выпускном  классе»,  дирекции  пришлось  срочно устраивать  в  учебном  здании  «общежитие»,  «при  условии,  что  учащиеся  должны  будут  жить  в  общежитии  в  здании  школы,  в  полной изоляции от населения и под особым наблюдением врачей». Ученики должны были к 12 марта, «к среде», «захватить с собою белье, кровати и постельные принадлежности, а равно и пищевые продукты». Объявление об этом решении сделано даже в местной ряжской газете «Наш путь».
Для чего же мужской гимназии потребовалось «общежитие»? Уже
303

говорилось  о  том,  что  мирная  жизнь  города  Ряжска  и  Ряжского  уезда, как и во всей России, в годы мировой войны резко изменилась. Не хватало многого: дров, продуктов питания, одежды (всё перечисленное резко подорожает или исчезнет - авт.); не хватало и съёмных квартир. Из-за жилищного кризиса в эти годы, специальным циркуляром ми-
нистерства  народного  просвещения,  учебным  заведениям  всей  страны рекомендуется устройство «временных интернатов для учащихся, оставшихся без крова».15
Учащихся  мужской  гимназии,  «оставшихся  без  крова»,  на  август 1918 - го «около 200 человек»; включая и «выпускника» Ивана Макарова! Но при этом, читатель помнит, что одна из «съёмных квартир» будущего писателя в ряжские годы - «казённая квартира» при станции Ряжск. Это квартира почтово-телеграфного чиновника Василия Ивановича Пономарёва, отца его одноклассника Анатолия Пономарёва.
Сохранилось следующее письменное свидетельство тех сложнейших «ряжских» времён: докладная записка директору Ряжской мужской гимназии «от лиц Педагогического персонала»; то есть от преподавателей гимназии. «В данный момент стоимость продуктов и предметов первой необходимости в Ряжске возросла уже на 100 и выше процентов, при-
чем это вздорожание не прекращается. Мы вынуждены ограничить себя даже в самом насущном. Мы вынуждены искать себе каких-либо посторонних занятий - а это, понятно, очень ослабляет наши силы». «Докладная записка» подписана практически всеми преподавателями мужской гимназии.16 В рязанских архивах сохранилось и следующее эмоциональное  письмо  учителя  Василевского  одноклассного  училища  Ф.Н.  Фи-
липпова. Ноябрь 1917 года. Учитель Ф.Н. Филиппов пишет в дирекцию народных училищ Рязанской губернии о том, что он тратит 2/3 своего жалованья на нужды училища: на свет, сам сторожит училище:
«Вот уже прошло три года со дня войны, как мне уже приходилось дополнять  отпускаемый  кредит  в  20  рублей  из  своего  жалования  … Никому не нужно знать, в каком положении находится школа; при ней нет даже школьного комитета. Все граждане заботятся о себе, на школу мало обращают внимания … Тяжёлое время переживаем мы вместе с своей многострадальной Родиной, но выхода пока не находим».
Учитель Ф.Н. Филиппов заплатил и за «книги и пособия» для «своего» Василевского одноклассного училища, заказанные в г. Рязани, в «книжном магазине Серебрякова». Он надеялся, что Ряжская земская управа вернёт ему потраченные деньги.17
304

Любопытно,  что  уже  знакомый  читателю  главный  герой  повести Ивана  Макарова  «Рейд  Чёрного  Жука»,  Игнатий  Багровский,  также, вспоминает Василевку:
«Мы расположились в разрушенной и покинутой экономии с большим  парком,  наполовину  вырубленным.  Парк  прилегает  к  высокой железнодорожной насыпи. Поток, через который перекинут бетонный мост, вытекает из большого пруда в парке. Огромные дуплистые деревья окружают пруд сплошной стеной. Некоторые из них подгнили и
рухнули прямо в воду.
От этого пруд кажется ещё более мрачным и безжизненным. Издали слышится запах гнилой воды. Листья свернулись от холода, упали и чуть слышно шипят на аллеях. Кажется, что деревья парка обняли друг друга чёрными лапами и ждут последней стужи.
Мне чудится, что по ночам в парке по заросшим крапивой дорожкам бродит кто-то бледный в белом. Всё это - мистика, чушь, но мне так кажется. В этом самообмане я нахожу великий и тайный смысл. Жизнь, как голая женщина, - её всегда надо закрывать дымкой.
Мне вспоминается мой родной парк в Васильковском. И там бродит ночью бледная тень моей тоски».18
Горестную  улыбку  вызывает  сегодня  и  заявление  «законоучителя» Раненбургского высшего начального училища священника Василия Богданова: «1 июля, сего 1917 года окончился срок мой службы в должности Законоучителя … Силы мои и здоровье в настоящее время настолько крепки, что я могу с успехом продолжать должность Зако-
ноучителя, посему я осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Превосходительство оставить меня Законоучителем … ещё на пять лет. Февраля 20 дня 1917 г.» *СНОСКА: ГАРО. Ф. 593. Оп. 1. Д. 2956.* Но уже с осени 1917- го упраздняется сам школьный предмет - Закон Божий. Очень скоро священникам и бывшим «законоучителям» не позволят служить не только преподавателями других предметов или классными наставниками, но даже библиотекарям. Они вынуждены будут навсегда покинуть советскую школу.
Один из последних «законоучителей» Ряжской мужской гимназии - священник Сергей Мишин сумел вовремя «перестроиться». Он загодя сдал экзамены, получив право преподавать математику в высших начальных училищах. В апреле 1918-го Сергей Николаевич Мишин - «классный наставник» первых классов той же Ряжской мужской гим-
назии.  Далее  -  председатель  Родительского  комитета.  На  сентябрь
305

1920-го, он - даже Председатель школьного совета школы 2-й ступени № 2. Но выбывает и с должности «секретаря Школьного Совета», продолжая работать в этой школе. Он преподаёт в ней не только математику,  но  и  психологию,  столь  любимую  будущим  писателем Иваном Макаровым. 19  А в 1923- м, учитель С. Н. Мишин откомандировывается из г. Ряжска в Воронежскую губернию: в губернский отдел народного образования (ГубОНО - авт.); то есть продолжит работать в сфере народного образования. 20  Но, возможно, только пока… Почему?
В 1929 году в системе советского народного образования продолжаются «чистки» учителей. Продолжаются они и в Рязанской губернии, ставшей на короткий срок одним из округов Московской области. В 1929-м, заведующим Белоомутской школы 2-й ступени (в другом месте - Белоомутский техникум - авт.) значится Владимир Николаевич Яскловский. Читатель помнит, что инспектор и преподаватель русского языка Ряжской мужской гимназии Владимир Николаевич Яскловский был участником Всероссийского съезда преподавателей русского языка и словесности, проходивший в г. Москве в декабре 1916 года. Позднее, в самое трудное для гимназии время, Владимир Николаевич возглавил её, взамен долго отсутствующего директора Петра Ивановича Постникова.
Сохранилась даже следующая, письменно зафиксированная благодарность Владимиру Николаевичу Яскловскому восемнадцатого года: «Констатируя  наличность  самых  тяжелых  условий,  в  которых  протекала  учебная  и  экономическая  жизнь  гимназии  оценивая  по  всей справедливости  громадную  затрату  физической  и  духовной  энергии
со стороны руководителей учебного заведения вверенного им дела до благополучного конца, выразить одушевляющее родителей чувство самой искренней и глубокой благодарности стоявшему весь учебный год во главе гимназии Владимиру Николаевичу Яскловскому, отдававшему себя безраздельно служению интересов наших детей». И ещё: «Для родителей до очевидности ясен тот факт, что если гимназия могла просуществовать до настоящего времени при самых плачевных финансовых средствах…  то  исключительно  благодаря  неусыпной  бдительности, энергии, распорядительности и хозяйственности опытности Владимира Николаевича».
В 1928 году В. Н. Яскловский покинет г. Ряжск ... В 1929-м - он директор или заведующий Белоомутской школой 2-й ступени (технику-
306

мом) Рязанского Округа Московской области. Но в том же 1929-м - дворянин, выпускник историко-филологического факультета Московского университета, инспектор, учитель русского языка, «и. о. д. директора» Ряжской мужской гимназии, член Рязанского Губисполкома, член Ряжского Горсовета и «лектор Ряжской партийной школы, уволен со своего поста, по «классовому признаку»!21
Бывший священник Сергей Николаевич Мишин, также, «классово» - неподходящий. Он получил образование в Воронежской Духовной семинарии, долгое время служил священником в г. Ряжске. Но, возможно,  он  снова  «перестроится»?  В  связи  с  этим  вызывает  удивление  и некоторое замешательство действия учителя пения и гимнастики Ряжской мужской гимназии Михаила Михайловича Дроздова, служившего в разных учебных заведениях г. Ряжска. В том числе и в мужской гимназии во все годы обучения в ней будущего писателя Ивана Макарова.
Михаил Михайлович Дроздов в мужской гимназии начинал с «помощника классных наставников». Был учителем пения, чуть позже вёл и гимнастику... Он служил в гимназии-школе и во время двух революций семнадцатого, и после них… Но неожиданно, в 1921-м, возвращается в своё родное село Малая Алешня Ряжского уезда Рязанской губернии, где родился, и станет священником местной Богородицкой церкви! Михаил Михайлович Дроздов окончил в 1899 году Раненбургское Духовное училище.
Путь этого обычного и в отдельных случаях не всегда мужественного человека, оказался мужественным. Он трижды арестовывался представителями  советской  власти:  в  1929-м,  в  1937-м  и  даже  в  1951-м! Но  освобождаясь,  он  упорно  продолжал  работать  для  Православной Церкви. В 1954 - 1963 годах М.М. Дроздов жил уже в Рязани, и служил
протоиереем в кафедральном Борисоглебском соборе. Он и похоронен в Рязани, на Скорбященском кладбище.22 Будущий же писатель - пока гимназист пятого класса Иван Макаров, продолжает учиться в Ряжской мужской гимназии.
 ------------------------------------------------------------------------------------------------------
1   С. Колесников в сб. Красная быль. - Изд. Испарта Рязанского губкома ВКП (б). -
Рязань, 1923.
2   Н. Ионов в сб. Красная быль. - Изд. Испарта Рязанского губкома ВКП (б). - Рязань,  1923.
3   С. Мицкевич в сб. Красная быль. - Изд. Испарта Рязанского губкома ВКП (б). - Рязань, 1923.
4   ГАРО, ф. Р. - 4429, оп. 1, д. 350, л. 1. Плакат выборы гласных в Рязанскую городскую думу…
5   Газета «Искра». Рязань. № 14 (24 ноября), 1917.
6   ГАРО, ф. 937, оп. 8, д. 1. л. 35, 36; оп. 7, д. 4. л. 29.
307
Продолжение следует - страницы 308-316.

Российская империя, И.И.Макаров., История, Россия, Рязанская губерния, Раненбургский уезд, имена, О.В.Сидорова (Ершова), Ряжск, Раненбург, Ряжский уезд

Previous post Next post
Up