Опубликованные страницы:
1-15,
15-24,
25-34,
35-43,
44-52,
53-61,
62-70,
71-85,
86-94,
95-103,
104-11 2,
113-120,
121-129,
130-138,
139-147,
148-156,
157-165,
166-174,
175-183.
184-192,
193-201,
202-210,
211-219,
220-235,
236-244,
245-253,
254-262,
263-271,
272-280.
Первое его заседание назначается «в 7 часов вечера 20 сентября в помещении
280
Ряжского Казённого винного склада». Среди его членов есть хорошо знакомая ряжцам фамилия Ивана Алексеевича Гостева... В Ряжской мужской гимназии учился его сын - Иван Иванович Гостев. В 1917 - 1918 учебном году он - одноклассник будущего писателя Ивана Макарова.
Будущий гимназист Иван Гостев два раза сдавал вступительные экзамены в первый класс: весною и осенью. Второй раз успешно... По архивным данным, он сын крестьянина деревни Еголдаево, Еголдаевской волости Ряжского уезда Рязанской губернии, живущий постоянно в г. Ряжске, в собственном доме на 1-й Садовой улице. Встретится и такой адрес этого Гостева: 1-ая Садовая и Скобелевская улицы. Один из главных героев романа Макарова-писателя «Чёрная шаль» также, - Гостев! Литературный Гостев «Чёрной шали» не раз сменит свою настоящую фамилию Горянов: он будет и Петром Го-
стевым, и Петром Ефимовичем Штейерманом:
«Мода тогда уж установилась «товарищами» всех величать.
- Товарищу, - говорю, - Горянову я матерью довожусь. Он у вас тут наибольшим.
- Нет, - говорит, - у нас такого Горянова. Ошиблась ты, гражданка.
- Как так - Горянова нет?
- Так, нет. Наибольшным у нас Гостев находится, Петр Ефимович, а не Горянов.
Так у меня завертелось все перед глазами: и сторож, и жнейки, веялки, и дом, и двор. Я сразу догадалась, что Петя мой, Петруша мой, уже не Горянов, а Гостев, Гостев, а не Горянов».23
Упоминаются в романе «Чёрная шаль» и военные поставки. Разговор о них ведётся матерью Петруши Гостева - Прасковьей Горяновой с её соседом - Михайлом Кренёвым:
«Уж я сказала, что Михайло сам почувствовал, что недаром я весь день около него вертелась. Сам пришёл. Пришёл, сел на скамейку к столу. Потом достал из кармана толстую, блестящую подошву, неширокую, но довольно длинную. Пощёлкал, засмеялся иуда.
- Вот, Прасковья, какой товарец получаем. Такой, - говорит, - солдатикам не ставим. Тяжелы больно сапоги получаются из такого.
Пожаливаем солдатиков, молодёжь да старики теперь остались. Не донести им такой тяжёлый товар, Паня. Полувалец - ещё куда ни шло…».24
За эту «толстую, блестящую подошву», оставленную соседом Ми-
281
хайлом Кренёвым (нарочно?) в избе Прасковьи Горяновой, главную героиню «Чёрной шали» могли посадить в тюрьму. Её обвинили в краже подошвы, но сосед Михайло Кренёв вносит денежный задаток, который Прасковье придётся отрабатывать.
В одном из журналов Ряжской мужской гимназии, в специальных его графах, хранятся различные сведения о родителях учащихся: наличие земли, ремесло отца, количество детей … В журнальном списке за 1913 - 1914 учебный год отмечено, что у отца гимназиста второго класса Ивана Макарова, основное занятие - «сапожное ремесло». То, что к шитью сапог для армии во время Первой мировой войны привлекались и сельские сапожники, убеждает и фраза романа Макарова «Чёрная шаль»: «Он (всё тот же Михайло Кренёв - авт.) как раз тогда нанял к себе в работники всех наших сельских сапожников, хоть сам
он и не был сапожником, и подрядился на интендантство сапоги на солдатиков
поставлять».
По словам племянника писателя Павла Алексеевича Лаврова, не только отец
писателя, но и его дед по отцовской линии Иван Григорьевич Макаров (именно он значится арендатором земель княгини Е. Э. Трубецкой в 1895 - 1897 годах - авт.), сапожничал. Причём, шил обувь не только для своей семьи. Вероятно, и писатель Иван Макаров, это
ремесло частично освоил: во многих его произведениях присутствуют «сапожники». В том числе и в рассказе «Машина дочка», наиболее личном для писателя. В этом рассказе командированный в уезды партийный «инструктор», возит с собой и вторую - лучшую пару сапог; в них он и пляшет в сельском клубе с чужою женою Машей.
Читатель, вероятно, обратил внимание на частые ссылки на роман «Чёрная шаль»? Разгадка проста: также как и современные И. Макарову писатели-классики: Е. Замятин, А. Весёлый, К. Федин, Б. Пильняк и многие другие, рязанец Иван Макаров исторически точно вос-производит в своих произведениях реально происходившие события, в частности, в Рязанской губернии. По роману «Чёрная шаль» можно изучать историю установления советской власти в городах Ряжске, Раненбурге и даже в их уездах. Любопытен и следующий факт… В 1917 году при ряжской, пока ещё остающейся частной женской гим-
назии М. А. Карчагиной, создаётся «Кооператив «Семья и Школа», продающий сукно и кожу. Кооператив начинает свою деятельность с ноября 1917-го, а в 1918-м, его оборот составляет уже 37. 000 рублей.25 И сегодня отношение к деятельности Военно-промышленного ко-
282
митета, и к его членам - неоднозначное. Их и сейчас называют «барыгами», во главе с миллионером Александром Гучковым из «Центрального Военно - промышленного комитета», нажившихся на военных поставках. 26 Из одного только частично приведённого литературного эпизода с Михайлом Кренёвым, ясно отношение к нему писателя Ивана Макарова.
Каков же «военный» 1914 год в уездном городе Ряжске? В город постоянно прибывают «беженцы» из западных губерний России: из мест «военных действий». Как правило, это женщины с детьми. По закону, учащиеся - «беженцы» принимались в учебные заведения «сверх нормы». По этой причине в 1914 - 1915 учебном году в третьем, «макаровском» классе - сорок учеников. Откуда же новые учащиеся? Из Двинского уезда Витебской губернии, из Таврии (из Карасубазарской прогимназии), из Усманского реального училища,
из Гельсингфорского высшего реального училища. Беженцы, чтобы выжить на новом месте, пробуют взять к себе на квартиру «нахлебников» - гимназистов. Среди них и прибывшая в город Ряжск в январе 1914-го, конторщица Компании Зингер Мария Францевна Вильдтруб.
Общую атмосферу ряжских военных лет передаст следующий примечательный поступок гимназиста Ряжской мужской гимназии Бориса Соллерса. В начале сентября 1914 года Борис отправится… на фронт: «на деньги, «собранными ему товарищами пред отправлением на войну»! Борис Соллерс ничего не сказал матери о своём отъезде, но попросил своего товарища-гимназиста передать ей следующую записку: «Дорогая мама. Я уехал на фронт добровольцем. Ты меня не ищи пожалуйста. Война закончится и я снова приеду, тогда меня переведут в 6-й класс без экзамена… Любящий Вас Борис
Соллерс». При дознании, которое проводил сам директор гимназии Пётр Иванович Постников, мать ученика сообщила, что «сын не раз выражал желание уйти добровольцем в действующую армию, а читая газеты, восторгался подвигами русских героев…». Но накануне побега он «усердно готовил уроки, а ночью прекрасно спал».
Ряжский гимназист Борис Соллерс воинским поездом доедет до г. Ровно, а дальше строгие военные не пропустят его «на театр воен-ных действий» … Они же посоветуют Борису самому вернуться домой, так как в противном случае, его могут «выслать по этапу». Гим-назист вынужден был вернуться домой, в г. Ряжск. Но вернувшись
283
в Ряжск, он не сможет вернуться в мужскую гимназию «в смутном предубеждении, оскорбляющего и унижающего по его словам отношения к нему со стороны некоторых педагогов…» Так напишет его отец - Николай Александрович Соллерс в письме директору Ряжской мужской гимназии и добавит: «К независимости мы все стремимся, но всякий идёт к этому своим путём. Сын мой кажется выбрал наиболее прямой путь».27
Но директору гимназии - П. И. Постникову придётся написать «Донесение об исчезновении ученика 5-го класса Соллерса Бориса» вышестоящему начальству в Москву.28 Ещё несколько слов о гимназисте, совершившим поступок, вызывающий уважение к нему и сто лет спустя. Борис Соллерс появится в Ряжской мужской гимна-
зии с осени 1912 года: одновременно с будущим писателем Иваном Макаровым. Но поступит сразу в третий класс; ранее он обучался в Тамбовской мужской гимназии, но его отца - Николая Александровича Соллерса, перевели на новое место службы в г. Ряжск. Николай Александрович назначается помощником окружного надзирателя Сапожковского и Ряжского уездов Рязанской губернии. Соллерс-отец постоянно находился «в разъездах», и его сын Борис жил в г. Ряжске вместе с матерью (на улице Дворянской в доме Ильинского - авт.).
В феврале 1915 года Николай Александрович Соллерс попросит директора мужской гимназии дать последнюю возможность закончить сыну четвёртый класс: его жена «должна уехать в Крым, к больной туберкулёзом дочери», а у него - «разъездная служба». Но без-
результатно...
Что же стало с гимназистом, желавшим воевать? После своего вынужденного возвращения, Борис Соллерс не станет жить с матерью. По какой-то причине он будет проживать «в доме кровельщика Фадеева» на 2-й Садовой. По словам его отца, у Бориса - «склонность к мастерам» и родители советуют ему поступать в «техническое
училище». В Ряжскую мужскую гимназию он больше не вернётся. Но в её архивном деле до сих пор хранится ученический билет Бориса Соллерса за № 184: чёрная коленкоровая книжка, отобранная ряжским полицейским надзирателем по его приезде в Ряжск. На нём
рукою директора гимназии написано: «билет уничтожить», но билет сохранился!
Но ещё за два года до поступка гимназиста Бориса Соллерса и до начала империалистической войны, в 1912 году, в учебных заведени-
284
ях Российской империи вводится новый предмет - гимнастика, включавший в себя «военную подготовку». Как обязательный предмет он значится в каждом классе мужской гимназии г. Ряжска: по часу в неделю. При этом проходятся: военный строй, вольные упражнения без снарядов и упражнения на снарядах». В Ряжской мужской гимназии
гимнастику начнёт вести знакомый читателю преподаватель матема-тики - Виктор Дмитриевич Воскресенский, как прапорщик запаса.
В том же 1912-м, преподаватель математики и гимнастики В.Д. Воскресенский успешно занимается гимнастикой и в ряжском спортивном обществе «Сокол». Наиболее успешные ученики «общества «Сокол» собираются «в воскресные дни для особых сокольских упражнений». Эти воскресные дни получат название «сокольские утра» или «гимнастические утра»: «ученики в лёгких костюмах изучали несколько сокольских сложных движений, составляли группы, пирамиды…». Но с началом империалистической войны, «по мобилизации» 1914 года, Виктор Дмитриевич Воскресенский временно покинет стены мужской гимназии г. Ряжска, одним из первых.
За семь лет, которые будущий писатель Иван Макаров проведёт в стенах Ряжской мужской гимназии, его учебное заведение переживёт не только годы своего становления, расцвета, но и… «переформатирования». Несомненно, мужская гимназия была лучшим средним учеб-ным заведением не только города Ряжска, но и всего Ряжского уезда.
Рязанский потомственный дворянин Пётр Иванович Постников (первый и последний директор Ряжской мужской гимназии - авт.) сумел с чистого листа сформировать высокопрофессиональный коллектив: практически все преподаватели имели высшее университетское об-разование: окончили Московский, Санкт-Петербургский, Харьков-
ский и Варшавский университеты. Трое из них (А.М. Можайский, Н.С. Фидрус и Г.С. Филиппов - авт.) имели дополнительное - музыкальное образование, позволившее создать в гимназии ученические: хор, духовой оркестр, оркестр балалаечников. 29 Из музыкальных инструментов в этом учебном заведении имелись: рояль, скрипки, валторны, флейты, кларнеты, виолончель, трубы, контрабас, балалайки, барабаны, бубен; были и музыкальные издания с нотами различных произведений. В феврале 1919 года - в последние месяцы обучения будущего писателя Ивана Макарова, в ней значились: 12 скрипок, 2 альта, 1 виолончель, 1 контрабас, 1 гобой, 1 флейта плюс 20 инструментов балалаечного хора и два рояля: один из них - белого цвета.
285
Преподаватели Ряжской мужской гимназии были молоды, трудолюбивы, старались работать с самоотдачей. В воскресные дни - не в учебные, ещё во временном здании (Народного Дома - авт.), постоянно устраивались «Чтения со световыми картинками». Дирекция гимназии оплачивала сеансы кинематографа для гимназистов. Весною устраивались игры на свежем воздухе: перетягивание канатов, лапта, чехарда, стенка на стенку, бег без препятствий в перегонки … Играли в футбол, бесплатно (!) катались на лодках. Незадолго до Первой мировой войны, в учебном заведении появляются лыжи
(семь пар - авт.), закупленные специально для гимназистов; в одном только 1915 году было совершено четырнадцать «загородных прогулок на лыжах»! В зимнее время гимназистами расчищался каток «на протекающей около города реке» Хупта, а накануне Рождественских
каникул на нём устраивались фейерверки. Разрешение на эти фейерверки давало полицейское управление, указав при этом, что запрещается взрывать «фугасы» и «шумихи».30
В гимназии были две библиотеки; они начали формироваться со дня её открытия, с 1910 года. В «фундаментальную» (для учащих - авт.) и в ученическую (для гимназистов - авт.) регулярно закупались и выписывались книги из издательств г. г. Москвы, Санкт-Петербурга,
Рязани. На момент поступления в неё Ивана Макарова (осенью 1912 года - авт.), для двух своих библиотек Ряжская мужская гимназия приобретает следующие книги: по Закону Божию (наиболее успешному для будущего писателя - авт.) - «Священная История», «Курс основания Богословия», «Библейская география». Уже знакомый чи-
тателю преподаватель истории и латинского языка гимназии Илья Ильич Онисифоров, будучи в Москве, тратит на покупку книг («Цицерон», «Цезарь. Записки», «Овидий», «Латинский словарь» и т. д. - авт.) свои личные средства, и дирекция оплачивает ему эти расходы. Закупаются в 1912 - 1913 учебном году и «картины для волшебного
фонаря», и словари (русско-немецкие, русско-французские), и книги («История искусств», «История культуры», «Римские писатели» и «Римские поэты», «Образование миров») плюс классическая художественная литература и современная беллетристика.31 Выписка книг, газет продолжится и в самых трудных годах не только для Ряжской мужской гимназии, но и для всей страны - в 1917 - 1918-х.
Читателю покажется невероятным, но тот же преподаватель истории и латинского языка Илья Ильич Онисифоров, в 1913 году, «в
286
летнее свободное от учебных занятий время посетит Италию», с сохранением содержания за июнь и июль месяцы! «Цель поездки - знакомство с историческими и культурными сокровищами Италии». Илья Ильич пробудет там до 1 августа 1913-го … Этот преподаватель вообще был лёгким на подъём: постоянно брал «дорожные» документы для различных поездок: в Москву, в Санкт-Петербург «и другие города Российской Империи».
Поощряла дирекция Ряжской мужской гимназии и желание учащихся потанцевать. В январе 1914-го, ещё до начала «германской» войны, дирекция даёт согласие на проведении платных танцевальных курсов П.Я. Бломэ. Курсы Петра Яковлевича Бломэ были двух типов: для начинающих и для тех, кто уже умел танцевать. Они включали
разучивание следующих танцев: чардаш, полька, лезгинка, венгерка, вальс, краковяк, миньон, франко-русский казачок, гопак. На их обучение записалось тридцать семь гимназистов, включая, кстати, и знакомого читателю Бориса Соллерса. Как говорится в архивных документах, руководитель курсов Пётр Яковлевич Бломэ, «показал отличные знания хореографического искусства, которому обучал учащихся толково и умело, благодаря чему достиг прекрасных ре-зультатов».32
Несомненно одно: семилетие учёбы Ивана Макарова в Ряжской мужской гимназии сформировало его как писателя. Подтверждение тому - его произведения. Во многих из них есть литературные ге-рои - «гимназисты». В том же романе «Чёрная шаль» есть «гимна-
зистик», которого убивает разгневанный крестьянин; но это всего лишь страшный эпизод. В повести «Рейд Чёрного Жука», датированной писателем 1931-м годом, есть очень важный литературный герой: «гимназист-поэт» или «харбинский гимназист-поэт» или «поэт-
гимназист Харбинской гимназии», который не имеет имени.
Читатель знает, что действие этой повести начинается в Китае, в русско-китайском городе Харбине, где бывший «белый офицер» Игнатий Багровский формирует отряд для «особого рейда» по советской территории. В отряд «Чёрного Жука» просится и «гимназист-поэт», который даже пишет заметки в газеты: таким образом он «осведомляет» иностранную прессу о действиях «Чёрного Жука». «Гимназист-поэт» появляется на первых страницах повести и… начинает рассуждать о религии: «Пусть Бога нет, но без религии душа
костенеет. Как люди могут управляться без религии?» Он же, «хар
287
бинский гимназист - поэт», почувствует настроение самого Игнатия Багровского перед опасным выступлением его отряда в «особый рейд», продекламировав строчки стихотворения: «А в дали чуть слышно молится река»...
Каково отношение Макарова-писателя к «гимназисту-поэту»? Неоднозначное. «Гимназист-поэт» не смог убить человека: «корчась в нервной судороге», он бормочет: «Боженька, боженька, вот и моя жизнь», но позже, при иных обстоятельствах, всё-таки убивает. Но ещё не убивший никого литературный «гимназист-поэт», снова де-
кламирует членам отряда «Чёрного Жука» - отъявленным, казалось бы, убийцам - стихи Василия Жуковского «Лебедь умирающий»:
«- Гимназист стоял без шапки, запрокинув голову и слегка встряхивая волосами. Он не окрепшим ещё, но спокойным баском читал «Лебедь умирающий». И здесь со мной (с Игнатием Багровским - авт.) случился страшный припадок. Не слова «Лебедя умирающего», а волнующий голос гимназиста подействовал на меня…».33
Любопытно, что не только «гимназист Харбинской гимназии», но и главный герой этой же повести - белый офицер Игнатий Багровский, часто цитирует стихи. «Чёрный Жук» боится, что у него атрофированы чувства и пытается прочесть слова, «которые всегда ранят меня в самое сердце. Я произношу их: «С плачем деревья качаются голые…». На-верняка эти, чуть искаженные строчки стихов Николая Минского, знал и возможно, читал про себя, писатель Иван Макаров.
И последнее … По словам племянника писателя Павла Алексеевича Лаврова,
салтыковское прозвище Вани Макарова - «гимназист».
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 ГАРО, ф. 937, оп. 3, д. 12
2 О.В. Сидорова (Ершова). Первые выпускники Ряжской мужской гимназии (1918 г.).
Материалы 13 - 14-х краеведческих чтений памяти В. И. Гаретовского. - Рязань, 2020.
3 ГАРО, ф. 397, оп. 3, д. 10.
4 ГАРО, ф. 937, оп. 3, д. 12.
5 ГАРО, ф. 937, оп. 2, д. 13.
6 О.В. Сидорова (Ершова). Как воспитать патриотов? Исторический опыт прошлого… Материалы 12-х краеведческих чтений памяти В.И. Гаретовского. - Рязань, 2018.
7 ГАРО, ф. 937, оп.4, д. 16.
8 ГАРО, ф. 937, оп. 3, д. 3. Журнал заседаний Хозяйственного комитета Ряжской мужской гимназии за 1912 год (октябрь-ноябрь месяцы).
9 ГАРО, ф. 937, оп. 3, д. 3. Журнал заседаний Хозяйственного комитета Ряжской мужской гимназии за 1912 год (декабрь месяц).
10 ГАРО, ф. 937, оп. 5, д. 2, л. 12 - 13.
288
11 ГАРО, ф. 937, оп. 3, д. 3. Журнал заседаний Хозяйственного комитета Ряжской мужской гимназии за 1913 год (4 марта).
12 ГАРО, ф. 937, оп. 3, д. 2. Заседания Педагогического Совета. 1913 год.
13 ГАРО, ф. 937, оп. 4, д. 3.
14 ГАРО, ф. 937, оп. 2. д. 3.
15 О.Г. Букреева. Материалы 11-х краеведческих чтений памяти В.И. Гаретовского. - Рязань, 2016, с. 7, 8; ГАРО, ф. 937, оп. 2, д. 4.
16 ГАРО, ф. 937, оп. 3, д. 2. Журнал заседаний педагогического Совета за 1913г. (май).
17 О.В. Сидорова (Ершова). Сергей Есенин: Личность, творчество, эпоха, Сборник научных трудов. Часть 2- Москва-Константиново-Рязань. - 2017, с.736.
18 ГАРО, ф. 937, оп. 3, д. 7.
19 ГАРО, ф. 937, оп. 5, д. 6, л. 25.
20 С. В. Филимонов, Исторические записки о Ряжской мужской гимназии (1910 - 1918) - Рязань. Контраст. 2017, с. 92.
21 О.В. Сидорова (Ершова). Сергей Есенин: Личность, творчество, эпоха, Сборник научных трудов. Часть 2 - Москва - Константиново - Рязань. - 2017, с. 730.
22 ГАРО, ф. 937, оп. 5, д. 44, л. 21.
23 И. Макаров. Чёрная шаль. - М. Московский рабочий, 1970, с. 100.
24 И. Макаров. Чёрная шаль. - М. Московский рабочий, 1970, с. 77.
25 ГАРО, ф. 937, оп. 9, д. 13, л. 150.
26 Стоит ли сажать за фальсификацию истории. - Литературная газета, 2020, № 24, 17 июня 2020 года.
27 ГАРО, ф. 937, оп.5, д. 16, л. 22 - 57.
28 ГАРО, ф. 937, оп. 5, д. 8, л. 98.
29 С.В. Филимонов. Исторические записки о Ряжской мужской гимназии (1910 - 1918). - Рязань. Контраст, 2017, с. 129.
30 ГАРО, ф. 937, оп. 5, д . 45, л. 66.
31 ГАРО, ф. 937, оп. 3, д. 3. Журнал заседаний Хозяйственного комитета Ряжской
мужской гимназии за 1912 год (октябрь, ноябрь, декабрь месяцы).
32 С. В. Филимонов, Исторические записки о Ряжской мужской гимназии (1910 - 1918.) - Рязань. Контраст, 2017, с. 128.
33 И. Макаров. Рейд Чёрного Жука. Советский детектив. Том 1. - Москва. Из-во МПИ, 1990, с. 80.
Глава сороковая
НАКАНУНЕ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ 1917 ГОДА.
«542-й ОБОЗНЫЙ ТРАНСПОРТ»
Весною 1914 года гимназист Иван Макаров заканчивает второй класс Ряжской мужской гимназии, далее переводится в третий. Совсем немного времени остаётся до рождения его младшего брата Григория. Ряжский уезд Рязанской губернии, в числе многих уездов Российской империи, почувствовал перемены в жизни, начиная с лета 1914-го...
289
Продолжение следует - страницы
290-298.