Опубликованные страницы:
1-15,
15-24,
25-34,
35-43,
44-52,
53-61,
62-70,
71-85,
86-94,
95-103,
104-11 2,
113-120,
121-129,
130-138,
139-147,
148-156,
157-165,
166-174,
175-183.
184-192,
193-201,
202-210,
211-219,
220-235,
236-244.
Возможно, «салтыковцы» не считали учение важным для своих детей? А вот при Старо - Кленском ми-
244
нистерском начальном училище им. Полубояринова в 1911 году появляется «народная библиотека». В её основу легли личные пожертвования «дарителя» Полубояринова. В остальных же ученических библиотеках Раненбургского уезда к 1913 году, в основном, «остатки книг из библиотек», которые «когда-то высылались от Губернского
Училищного Совета». Но при Раненбургской Земской Управе имеется библиотека для учителей и служащих.13
О детстве «салтычка» Ивана Макарова, учившегося в Салтыковской начальной школе, расскажет и следующая информация Н.Н. Крыловой, долгие годы собирающей исторические сведения не только о своём земляке - писателе Иване Макарове, но и о родных салтыковских местах; в том числе и этнографические:
«Как только на салтыковских лугах появлялись первые проталины, собирались все, от малого до великого, играть в лапту. Взрослые по праву старшинства выбирали более сухие места, малышне доставались полусырые, не совсем освободившиеся от снега места на лугу. Но это не огорчало их. Самым главным для них было найти хорошую биту (лапту) и мяч, который делали из линьки коров, попасть в команду ловких и быстрых. Делились на две команды. Один из команды бил лаптой мяч, который подавал представитель другой команды и пока летел мяч, добежать до кона, а при втором ударе вернуться назад. Входящие в это время ловят летящий мяч и стараются «посалить» бегущего. Если попадут в него, то команды меняются местами. Того, кого «посалили», ругают, а бывало, выгоняли. В игре в лапту Ване Макарову равных не было. Быстрее всех бегал, бил сильно мяч, тот летел далеко и члены команды успевали добежать до кона и вернуться назад».
Позднее, в годы учёбы будущего писателя в Ряжской мужской гим-назии, к игре в лапту на салтыковских лугах добавятся и следующие: пятнашки, бондарь, кошки-мышки, гуси-лебеди, жгут, зевака, перекидывание мяча, колокол, бой петухов, мяч кверху, второй и третий лишние, разрывание цепи, рыбная ловля, медведь, круговая лапта, бег эстафетный, бег взапуски, наездник, русская лапта, швейцарская лапта, крокет, чехарда, барры, переездной конь, в загонку, кегли, футбол и др.».14
А теперь - о литературе. Конечно же, в литературных произведениях Макарова-писателя встречаются учителя. И пусть они - не главные герои, но учитель Василий Ипполитович из повести «Казачий
245
хутор» первым «забьёт тревогу» в связи с исчезновением Марсааги, приехавшей создавать первый колхоз в селе Казачий хутор. Именно к учителю Василию Ипполитовичу придёт за советом кузнец Петран, задумавший ехать в Москву: кузнец видит, что созданный Марсаагой колхоз, разваливается. Учитель Василий Ипполитович и возглавит после смерти Марсааги первый колхоз в селе Казачий хутор:
«Колхозники спешили посадить свёклу и тыкву. Вода уже приелась им и не возбуждала их. Они изнурились, работали теперь напряжённо, молча и зло. Чаще всего Андрюша слышал голос учителя: Василий Ипполитович то и дело поправлял колхозников, браня их за частый посев.
- Сортированные же, - разъяснял он, - девяносто три процента всхожести. Чего вы их рассыпаете. Опять … Опять …
Он торопился и торопил других, убеждая окончить посадку, и уверял, что дождь непременно хлынет. Потом по земле быстро проплыла тень облака и совсем закрыла солнце. Потянуло прохладой. Андрюша внезапно решил, что дождь непременно и скоро пойдёт, и колхозники не успеют окончить посадку. Он встревожено поднялся и сказал не-
громко, как будто учитель стоит рядом и всё слышит:
- Василий Ипполитович, душевного присутствия нет у них. Устали день-деньской…».15
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 О.В. Сидорова (Ершова). Как воспитать патриотов? Материалы 12-х краеведческих чтений памяти В.И. Гаретовского. - Рязань. 2018.
2 ГАРО, ф. 937, о.1, д. 192, л. 255
3 ГАРО, ф. 593, оп. 1, д. 2686
4 ГАРО, ф. 593, оп. 1, д. 1713; ф. 593, оп. 1. Д. 2686.
5 С.В. Филимонов Истрические записки о Ряжской мужской гимназии (1910-1918). -
Рязань. Контраст, 2017, с. 157
6 ГАРО, ф. 593, оп. 1, д. 2686
7 ГАРО, ф. 937, оп. 3, д. 12
8 ГАРО, ф. 593, оп. 1, д. 2686
9 Там же. ГАРО, ф. 593, оп. 1, д. 2686
10 О.В. Сидорова (Ершова). Диктант и сочинение в учебных заведениях в 1910 - 1917 годах… Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. Москва - Константиново. - Рязань, 2017.
11 ГАРО, ф. 937, оп. 1, д. 2686.
12 ГАРО, ф. 593, оп. 1, д. 2686.
13 ГАРО, ф. 593, оп. 1, д. 2686.
14 ГАРО, Ф. 937, оп. 6, д. 6, л. 23 (об.).
15 И. Макаров. Чёрная шаль. - М. Московский рабочий, 1970, с. 256.
246
Глава тридцать пятая
РЯЗАНСКИЙ ГУБЕРНАТОР
КНЯЗЬ А.Н. ОБОЛЕНСКИЙ
И 50-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ
ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЕСТЬЯН
ОТ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
В рязанских архивах сохранилось следующее письмо инспектора народного просвещения по Пронскому уезду Рязанской губернии В. Богданова (от 7 февраля 1911 г. - авт.): «Сегодня же мне передал Г. Уездный предводитель дворянства П.П. Фон Дервиз словесное предложение Г. Рязанского Губернатора о том, чтобы никаких чтений в школах в этот день не было». На февраль 1911 года «салтычок» Ваня Макаров учится в одном из «отделений» Салтыковского начального училища. Так что же это за «день»?
Девятнадцатого февраля 1911-го, исполнялось пятьдесят лет со дня исторического события для всей России: освобождение русских крестьян от крепостного права. Но… События первой русской революции (1905 - 1906 гг.) напугали царское правительство, и оно стало более осторожным. Действующий рязанский губернатор Александр
Николаевич Оболенский, буквально накануне, 15-го февраля, пишет следующее распоряжение: «…До сведения моего дошло, что в предстоящее 19-е сего февраля во многих начальных училищах Рязанской губернии будут устроены школьные торжества в память 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости, на которых пред-
полагается бесплатная раздача учащимся книжки Марии Лукашевич «Школьный праздник в память 19 февраля» изд. Тов. Сытина…». Но эта книжка Марии Лукашевич «тенденциозно-односторонне» трактует и крепостное право, и освобождение от него. Поэтому, по мнению
рязанского губернатора, её не следует раздавать учащимся начальных училищ Рязанской губернии.1 «И. Д. Губернатора - Кн. Оболенский» пока просит сделать только «распоряжение», чтобы эта брошюра и другие брошюры учащимся не раздавались: ведь они «могут возбудить неприязненные чувства… к привилегированным сословиям, что
весьма нежелательно...». Князь и губернатор А.Н. Оболенский разрешает раздавать только брошюры, «рекомендованные властью».
247
Но так как время упущено, и невозможно быстро разобраться во всех брошюрах, выпущенных и закупленных к этой дате, то Александр Николаевич спешно пишет другое письмо: бесплатно раздаваемые брошюры «могут быть прочитаны ими (учениками - авт.) и
в учебные дни, во время самих уроков, когда дети отнесутся к ним несомненно с большим вниманием». Но это указание рязанского губернатора противоречило министерской программе празднования, уже полученной и подготовленной на местах. Например, Ряжское городское четырёхклассное училище уже завершило «устройство для
учащихся литературного вечера в память 50-летия». Что же в программе «ряжцев»?
«1) Пение гимна;
2) Биография Императора Александра II;
3) «Манифест 19 февраля»;
4) Стих. «Накануне освобождения» Аксакова;
5) Отрывок из рассказа Тургенева «Контора»;
6) «Эй, Иван!» стих. Некрасова;
7) «Ах, воля!» пение;
8) «Детство Обломова» соч. Гончарова;
9) «Слава Царю - Освободителю».
Не забыли ряжцы и о брошюрах, которые необходимо раздать учащимся, в «память к этому событию». Тем более, что министерство народного просвещения уже выделило деньги на покупку таких брошюр, и «ряжцы» их не только получили, но и, видимо, потратили.Но и это не всё. Принимаются и следующие предосторожности
… По распоряжению губернских властей «ученики народных школ должны непременно присутствовать 19 февраля с.г. при богослужении в церкви, но затем никаких собраний учеников для чтения ими брошюр, относящихся к освобождению крестьян, в тот же день на-
значать не следует». А после богослужения их следует отпустить домой, тем более, что 19 февраля приходится на масленицу. «Все брошюры, какие будут присланы для прочтения ученикам народных школ, могут быть прочтены ими в свободное время» - это фраза из письма уже «Г. Инспектора» народных училищ учителям Егорьевского уезда Рязанской губернии.
«Г. Инспектор» народных училищ по Егорьевскому уезду лишь выполняет указание рязанского губернатора князя А.Н. Оболенского: брошюры «могут быть прочитаны ими в учебные дни во время
248
самих уроков, когда дети отнесутся к ним несомненно с большим вниманием». Но, видимо, письма, подобные осторожному письму князя А.Н. Оболенского, дошли и до министерства народного просвещения. Министерство спешно вносит коррективы в первоначальную программу празднования пятидесятилетия освобождения крестьян: оно разрешает провести юбилейные вечера «в удобное для учебного заведения время», но не 19 февраля 1911 года!
До революций 1917-го - всего шесть лет. До пятидесятилетнего юбилея - несколько дней ... По служебной цепочке спешно вносятся коррективы и в празднование по всему Московскому учебному округу (Рязанская губерния входила тогда в Московский округ - авт.). Рязанский губернатор вносит изменения и в юбилейную программу празднования в самой Рязани: «…во избежание крайнего переутомления детей и чрезмерного скопления публики необходимо было бы: 1/ ограничить речи только соответствующим торжеству словом священника, речью представителя города, двумя-тремя стихотворениями учащихся и 2/ ограничить число детей из каждого училища по усмотрению их педагогических советов и местного инспектора народных училищ».2
Любопытно, судя по документам, эти распоряжения не повредили репутации самой Марии Лукашевич. Два года спустя, другая её брошюра «Жизнь за Царя», выпущенная к 300-летию Дома Романовых, предлагалась для выписки в учебные заведения Российской
империи! Именно по ней два рязанских высших начальных училища (1-е и 2-е) в 1913 году подготовили ученические спектакли, предварительно выписав книгу в издательстве. Рязанское 1-е училище заложило в «юбилейную» смету выписку «нот и принадлежностей для декораций к пьесе «Жизнь за Царя», (исполненной учениками) -
15 р.», а Рязанское 2-е - устройство сцены для постановки учениками «Жизни за Царя» Лукашевич - 23 р.». Не отстали от них и другие начальные училища уездов Рязанской губернии.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 ГАРО, ф. 593, оп. 1, д. 2530
2 ГАРО, ф. 593, оп. 1, д. 2530
249
Глава тридцать шестая
ВСЕОБЩЕЕ, БЕСПЛАТНОЕ
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В ГОДЫ УЧЕНИЧЕСТВА
ИВАНА МАКАРОВА
Читатель уже понял, что начальное образование будущего писателя-рязанца совпало с государственными реформами в народном образовании. К 1913 году России стали нужны грамотные люди, и государство выделяет значительные средства, как на открытие но-
вых учебных заведений, так и на улучшение уже существующих. С 1 января 1913 года начальное образование в Рязанской губернии становится «всеобщим» и «бесплатным»1 Рязанская губерния входила тогда в Московский учебный округ, а именно с Московского округа и началась данная реформа. Но в каждом уезде Рязанской губернии она началась гораздо ранее официального 1913-го...
Так, в Раненбургском уезде в течение трёх лет (с 1911-го по 1913-й гг. - авт.), земство выполняло «строительную программу» по открытию новых начальных училищ. Вместе с государством, «с пособием от Казны», земство, «в осуществление строительной программы», выстроило восемь новых училищных зданий с одиннадцатью классными комнатами. А именно: в Горлове, в Колыбельском, в Разсошине - все «двухкомлектные» и все - «каменные». Плюс два деревянных здания для «однокомплектных» училищ в селе Пителино.
К 1 января 1913-го, в Раненбургском уезде работало уже 81 начальное училище «разных наименований»: приходских - 2, (одноклассное мужское и двухклассное женское); двухклассных министерских - 3; двухклассных земских - 1; одноклассных сельских - 75. К сентябрю того же 1913-го, когда будущий писатель Иван Макаров - гимназист
второго класса Ряжской мужской гимназии, Раненбургским земством дополнительно «открыто 16 школьных комплектов, при которых одни образовали новые училища, другие открыты при существующих». Через год, к 1 января 1914-го, в уезде значится уже 134 одноклассных сельских школ (сравнить с 75 - авт.)! Увеличивается и число при-
ходских училищ: мужских стало 4, женских - 5 (а было по одному - авт.)! Прибавится и количество «министерских» - государственных
250
начальных училищ: теперь 8, вместо 3. Именно в документах 1914 года встретится название Салтыковское 2-е (1 и 2 отд.).
«По примеру предыдущих лет» Земство и в 1913 году продолжает улучшать училищные здания и классную мебель. Наиболее значи-тельный ремонт был в 1-м Салтыковском отделении и в Аннинском училище: «Главнейшее он состоял в штукатурке стен снаружи и внутри, обивке их тёсом, исправление полов, печей, потолков, ремонт и замена мебели».2 Но несмотря на то, что по всей Рязанской губернии теперь каждый год открываются новые школы, «число отказов в приёме не уменьшается», а наоборот, увеличивается! В том числе и в уездах. Так, в том же 1913-м году, в Раненбургском уезде отказано в приёме в министерские начальные училища 78 детям, а в начальные
сельские - 381 мальчику и 237 девочкам. То есть с возможностью обучать детей бесплатно, резко возрастает число желающих учиться; особенно - девочек.
Пройдёт несколько лет и средние учебные заведения Рязанской губернии переполнятся учащимися. В Ряжской мужской гимназии, где продолжит обучение будущий писатель Иван Макаров, такой наплыв произойдёт к 1916 году, и дирекция гимназии станет срочно «ходатайствовать» перед министерством народного просвещения об открытии «одного параллельного отделения при основном 1-м классе с начала 1917 - 1918 учебного года».3
В том же 1916-м, и Раненбургская Городская управа ходатайствует об открытии при высшем начальном училище второго комплекта классов, «причём, второй комплект классов должен быть смешанным, т.е. для мальчиков и девочек», так как оно не вмещает уже всех мальчиков, окончивших приходское училище: «было отказано в приёме
25 - 30 мальчикам». Задолго до 1916 года, местное Раненбургское земство, наравне с государством, вкладывало деньги, причём, немалые, в образование «своих» детей. Ещё в сентябре 1909-го, в г. Раненбурге открываются два младших класса «прогимназии». В первом полугодии 1913-го, на содержание народных (начальных) училищ Ра-ненбургского уезда из государственной казны поступает «55. 285 р. 12 к.», а из Раненбургского Земства - «44.753 р.»!4 Но в качестве основных или дополнительных доходов в начальные училища не только Раненбургского уезда, но и всей Рязанской губернии, поступали средства и от «процентов» от сумм, завещанных благотворителями.
Так, в 1911 году Раненбургскому четырёхклассному училищу «ожи-
251
дается 500 рублей» от Раненбургской Городской Думы, а Ряжскому городскому четырёхклассному училищу - «от Почётного Смотрителя училища прапорщика запаса Полякова - 100 рублей». В том же 1913-м, «Попечитель Свинушкинского училища г. Шумахер всецело содержит училище на свои средства». А это в год - 275 рублей; не-
малые по тем временам суммы.5
С 1 января 1913-го и соседний с Раненбургом уездный город Данков (или Донков) переходит на всеобщее бесплатное начальное обучение. Этому уездному, тогда рязанскому городу, государством «отпущено» 1.170 рублей «казённых средств» на три комплекта женского начального городского училища «в дополнение к существующим 2 комплек-
там приходского мужского училища…». В этих «комплектах» обуча-лось 238 учеников: 113 мальчиков и 125 девочек. Тогда же, в 1913-м, в Данковском уезде получили свидетельства об окончании начального образования 119 мальчиков и 31 девочка (всего 150 человек)! «В
виду ежегодного роста школьного дела…», в Данковском уезде тем же Земством даже вводится должность «школьного агента»: агенту поручено вести «школьный стол» и исполнять мелкие «школьные» поручения.
И в Скопинском уезде Рязанской губернии за один только 1912 год увеличивается на семь число начальных училищ. Всего их становится 125, причём, многие из них переходят на попечение земства, то есть на более благополучное финансовое положение. Количество учителей в Скопинском уезде, также возрастает: с 208 до 219 человек.
Такая же картина - и в Михайловском уезде Рязанской губернии: с 1913 года в городе Михайлове отменяется плата за обучение в мужском приходском училище «ввиду введения в г. Михайлове всеобщего обучения».6
Итак, Рязанская губерния в числе первых в России переходит на всеобщее и бесплатное начальное образование. Увеличивается количество и начальных училищ, и учеников. Именно в эти годы (1913 - 1914 г.г.) во 2-м Салтыковском начальном училище значатся уже первое и второе отделения. Иван Фёдорович Королёв - инспектор Ра-
ненбургского уезда, в своём отчёте за 1913 год констатирует, что в Салтыковской второй - четырёхлетний курс обучения. И. Ф. Королёв, из отчёта которого приведены многие приведённые данные, делает такой же замечательный вывод: «С введением всеобщего обучения, народное образование стало распространяться быстро и планомерно
252
Но про внутреннюю, качественную его сторону это сказать нельзя. Почти все училища продолжают быть с трёхгодичным курсом; они перестали удовлетворять население и наблюдается общее стремление к получению более повышенной грамотности».7
А вот слова И.Ф. Королёва о новых учителях: «Они почти все без специальной подготовки к учительскому делу; незнакомые с самыми элементарными началами ведения обучения, особенно при нескольких отделениях в классе. Недостаток учебно-воспитательных средств
и другие неблагоприятные условия задерживают у них развитие и приобретение надлежащих знаний … А принимая во внимание, что ежегодно приходится допускать вновь не менее 25 учащих, то с такими начинающими учителями, трудно поставить дело обучения на надлежащую высоту». И ещё: «Забота о подготовлении учительского персонала должна быть первейшей при осуществлении всеобщего обучения. Иначе крупные ассигнования на дело народного образования не дадут желанных результатов». Насколько эти мысли актуаль-ны и в современной школе!
На 1913 год в учебную программу начальных училищ Рязанской губернии, как правило, не входят ручной труд, пение, гимнастика. Эти предметы не преподаются и в большинстве раненбургских начальных училищах. Они появятся в учебных программах лишь после революций семнадцатого года: в 1918 - 1919 учебных годах. Но в
1913-м, занятия по садоводству и огородничеству проводятся, например, в Истобенском министерском начальном училище. Они ведутся лишь с учениками второго класса: весной и осенью «практически» - в саду и огороде, зимою - «теоретически»: на уроках естествове-
дения. Каковы результаты? «Результаты удовлетворительны. Две десятины отличной училищной земли, при хорошей реке, с плодовым и ягодным садом, питомником плодовых и декоративных растений представляют хорошие условия для ведения этой отрасли сельского хозяйства. Занятия ведет Г. Ремезов за вознаграждение из средств
казны в размере 30 руб. в год; кроме этого он пользуется продуктами и доходами сада и огорода». 8
Классное пение, как предмет, преподаётся в 1913 году только в немногих училищах Раненбургского уезда. В частности, в мужском приходском училище (видимо, городском - г. Раненбурга - авт.), а также, в «министерских»: Старо-Кленском, Зенкинском и в «немногих сельских начальных». Причина банальная: в отсутствии средств на опла-
253
ту учителя.
Продолжение следует - страницы
254-262.