Опубликованные страницы:
1-15,
15-24,
25-34,
35-43,
44-52,
53-61,
62-70,
71-85,
86-94,
95-103,
104-11 2,
113-120,
121-129,
130-138,
139-147,
148-156,
157-165,
166-174,
175-183.
184-192,
193-201,
202-210,
211-219,
220-235,
236-244,
245-253,
254-262,
263-271,
272-280,
281-289,
290-298,
299-307,
308-316,
317-325.
Но одновременно с братьями Грацинскими, причём, в одном классе с будущим писателем Иваном Макаровым, учился и сын священни-
325
ка села Большая Алешня - гимназист Василий Виноградов. Его отец - Александр Виноградов, в 1913 году состоял законоучителем Ратмановского начального училища Ряжского уезда. 6 В селе же Малая Алешня, на тот же 1913 год, проживал ещё один отец гимназиста Ряжской мужской гимназии - Дмитрия Шафранова; того самого, который писал свою фамилию Шаф-Ранов, как будто она - от речки Ранова.
Что же стало с Больше-Алешинским имением после двух революций семнадцатого года? После Октябрьской революции в постройках бывшего имения А.С. Ермолова расположилась Больше-Алешинская сельскохозяйственная школа. В ней училось более ста учеников, тридцать из них жили при школе, в интернате. Пути Господни неисповедимы, и судьба приведёт в Больше-Алешинскую сельскохо-
зяйственную школу выпускника бывшей Ряжской мужской гимназии Ивана Макарова, ещё не ставшего писателем. Каким образом? Будучи заведующим «подотдела» профессионального образования в систе-ме губернского народного образования («ЗавГубПрофОбром» - авт.), двадцатипятилетний Иван Макаров приедет сюда с инспекторской проверкой: дела в Больше-Алешинской сельскохозяйственной школе
в 1925 году были не хороши.
Не хороши они были и весной 1927-го… Об этом свидетельствует сам заведующий (на 1929 г. - авт.) Больше-Алешинской сельскохозяйственной школой, Иван Ильич Холодков. Он хочет уйти с работы. Почему? В своём развёрнутом заявлении начальству Иван Ильич излагает причины своего ухода: в 1923 - 1924 учебном году преподавателям школы не было заплачено за пять месяцев работы … «нечем было платить» и за последние месяцы 1924 - 1925 учебного года … Здания школы совершенно не пригодны для занятий, т. к. спальни учащихся одновременно служили и классами, и теперь пришли в негодность … К началу 1925 - 1926 учебного года «классной мебели хватало только на 30% учащихся, если принять во внимание её качество, то можно сказать, что она отсутствовала» … Принятие школы на госбюджет позволило улучшить лишь выплату зарплаты преподавателям, но денег на ремонт не выделялось … «При наступлении зимы 25/26 года затруднения дошли до предела. Школа не имела помещения для занятий и денег для ремонта». Когда же, наконец, выделили 300 рублей на ремонт, то его пришлось проводить в зимние каникулы … Но учебные занятия при этом шли «бесперебойно»!
Рассказывает Иван Ильич Холодков и о Больше-Алешинском Уч-
326
совхозе, вероятно, бывшем «опытном поле» А.С. Ермолова. Его постройки уже были «в своем большинстве… негодны… Живого и мёртвого инвентаря не доставало, и последний был к тому же так ветх, что выполнять им работы технически правильно, не представ-лялось возможным». При этом земля сдавалась крестьянам, а «сады были сданы УОНО (уездному отделу народного образования - авт.) в аренду за незначительную сумму, а арендаторы оказались несостоятельными и внести вовремя арендной платы не смогли». Поэтому урожая 1925 года хватило только на покрытие долгов. Вся надежда была на арендные деньги «за сады», но до лета, до нового урожая нечем было платить рабочим и ремонтировать здания. Рабочие Учсовхоза не получали жалования по 3 месяца … Замучили «кредиторы» и «инспектора» … Докладывали и в Губпрофобр, который прислал в помощь своего бухгалтера, который не смог «справиться с возложенными на него обязанностями».
Всего этого могло и не быть... Но в апреле 1927 года, в ходе повсеместной «проверки» и чистки советских служащих, в том числе и в системе рязанского ГубОНО, из Больше-Алешинской сельскохозйственной школы» увольняются: делопроизводитель К. Ф. Фиников, секретарь школьного совета И. И. Шумахер. Практически одновременно с заведующим подаст заявление об уходе и «вр. и. об. Зав. Б. - Алеш. училищем» Д. Селиванов. Именно Д. Селиванов напишет заведующему ГубПрофОбром т. Широнину, телеграмму из семи слов: «Ответственность снимаю положение серьезно просим приехать Селиванов». Остаётся добавить, что судя по развёрнутому заявлению об уходе заведующего И.И. Холодкова, до лета 1927-го во владении
Больше-Алешинского Учсовхоза ещё находились: 154 десятины земли (из них - 30 десятин под сад), 9 лошадей и 17 коров.7
По современным данным, среди первых владельцев ряжской Алешни - князь Никита Петрович Дулов... 8 Читатель помнит, что исследователь Николай Фёдорович Серовский также, упоминает князя Дулова, владевшего в семнадцатом веке землями Дикого поля. По его данным, Дулов - потомок ярославских князей. «Рязанская украйна» в давнем семнадцатом веке заселялась не только казаками, но и надёжными государственными людьми: они получали земельные наделы за свою службу государю. Так что же, князь Дулов - из Большой Алешни? Откуда писатель Иван Макаров узнал о Дуловском кургане, о князе Дулове? От кого впервые услышал легенду о семи золотых
327
ключах? Эта легенда приведена в первом и самом известном романе писателя «Стальные рёбра». Какова же суть этой легенды?
Дула Единоборный спасает некий «город от нечисти», но становится не нужным «знатным людям». «Знатные люди» заперли перед ним ворота семью золотыми ключами. Тогда он вынул «галюпень-траву» из раны. Богатырская кровь хлынула рекой и стала затоплять тот славный город. Горожане от велика до мала принялись закапывать Дулу Единоборного в землю … «С той поры и стоит Дуловский курган на Анюткинских степях, тая в себе неисчислимые богатства и семь золотых ключей».
Остаётся добавить, что упоминание князя Дульского встречается и в часто цитируемой книге «Чёрная шаль» писателя Ивана Макарова. Главная героиня Прасковья Горянова называет так, иронически, большевика Николая, спасённого ею. Какие немыслимые земные параллели, не правда ли?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 ГАРО, ф. 150, оп. 10, д. 448, л. 91, 92, 94, 95, 99, 100.
2 ГАРО, ф. 937, оп.7, д.9, л. 70; О.В. Сидорова (Ершова). Серия Есенин в 21 век.
Международный научный симпозиум: Личность. Творчество, Эпоха. -
Москва-Константиново-Рязань, 2015.
3 ГАРО, ф. 150, оп.10, д. 448, л. 106 (об.).
4 ГАРО, ф. 150, оп. 10, д. 448, л. 109, 110
5 ГАРО, ф. 937, оп. 1, д. 2, л. 3, там же, оп. 6, д. 26, л. 87, 97, 117.
6 ГАРО, ф. 937, оп. 4, д. 16.
7 ГАРО, ф. Р. - 132, оп. 2, д. 895, л. 206 - 213.
8 Интернет ресурс: Лобготт пипзам - ЖК. Большая Алешня.
Глава сорок шестая
1917 - 1918 УЧЕБНЫЙ ГОД:
ПРЕДПОСЛЕДНИЙ ГИМНАЗИЧЕСКИЙ
ГОД ИВАНА МАКАРОВА
Дважды революционный семнадцатый год переиначил жизнь всей Российской империи. Одной из важнейших примет того революционного времени можно назвать продолжение реформы в народном образовании. И Временное правительство, и пришедшие к власти большевики продолжили их, официально начатые царским прави-
328
тельством с 1-го января 1913 года. Благодаря сверхчеловеческим усилиям учительского состава (и дореволюционного и послереволюционного), население огромной страны в короткий срок стало почти полностью грамотным. Советское правительство чутко угадало, почувствовало нутром, чего недостаёт молодой республике Советов. Будущий советский писатель Иван Иванович Макаров по основному своему образованию - учитель. Пройдёт десятилетие, другое, и он
напишет литературные произведения, которые поставят его в один ряд с писателями-классиками. Романы и повести рязанца Ивана Макарова: «Стальные рёбра», «На земле мир. Записки тюремного надзирателя», «Рейд Чёрного Жука», «Казачий хутор», «Чёрная шаль», «Миша Курбатов», «Гофмалер Никитка» войдут в золотой фонд русской литературы.
Находясь после окончания Ряжской мужской гимназии на видных комсомольских, а затем и партийных советских должностях, И. И. Макаров вплоть до 1929 года включительно, активно участвовал в ликвидации неграмотности в Рязанской губернии; на короткий срок ставшей одним из округов Московской области. Начинающий писатель активно участвовал и в становлении губернского профессионального
образования: в том числе и в создании и укреплении школ крестьянской молодёжи (ШКМ), и школ Фабзавуча, так востребованных сегодня. Даже последний пост партийца и одновременно начинающего писателя И.И. Макарова в городе Рязани, связан с профессиональным образованием: заведующий Рязанским землеустроительным техникумом. Но пока - на дворе 1917 год…
В сентябре революционного 1917 года заведующая Ухоловским женским двухклассным министерским училищем М. Иванова просит начальство ввести в штат «своего» училища дополнительного учи-теля, т.к. «в текущем учебном году наблюдается громадный наплыв учащихся, …пришлось довести число учениц до 259 человек, между тем, как по штату полагается 150 человек». Заведующая хлопочет об
открытии в Ухоловском женском двухклассном министерском училище параллельного класса. Но из министерства народного образования отвечают, что ввиду напряжённого состояния средств Государственного Казначейства, открытие параллельного класса возможно только «на местные средства». Сохранилось и второе письмо той же М. Ивановой (от 23 декабря 1917г.): оно касается дров для «её» же училища: «… разграбление дров крестьянами из всех рощ. Теперь же
329
крестьяне, увезшие от владельцев этих рощ дрова, везут их на базары, чтобы продать дрова к празднику баснословно дорого».1 К какому же празднику? К наступающему Рождеству, к новому 1918 году!
В 1917 - 1918 учебном году в учебных заведениях Ряжска катастрофически не хватает дров. В уже упоминаемом выше Кораблинском
министерском начальном училище, из-за их нехватки разрешается «производить учебные занятия только с 3 и 5 отделениями в две смены в одной классной комнате». Две учительницы этого училища вынуждены переселиться в одну квартиру; а «у заведующего Борисова (приходиться - авт.) топить вместо двух печей одну». Чтобы облегчить положение, министерство народного просвещения даже сокращает
учебный урок до 40 минут. Но самой важной деталью 1917 - 1918 учебного года станет переполненность учебных заведений. Учащиеся хлынут в училища - начальные, в высшие; пойдут и в гимназии.
Педагогический совет Ряжской мужской гимназии обсуждает вопрос о делении 1917 - 1918 учебного года на «трети»: «позднее начало занятий не даёт возможности преподавателям хорошо выяснить познания учащихся при многолюдстве классов в текущем учебном году». Это «многолюдство» усугубляется тем, что на начало занятий нет преподавателей Закона Божьего, русского языка, математики: имеют вызовы на новые места службы знакомые читателю, А.С. Замятин - учитель рус-
ского языка в Кунцевское коммерческое училище, А. М. Можайский - в Смоленский учительский институт, а С.А. Розанов - в мужскую гимназию г. Переяславля - Залесского. На место А.С. Замятина придёт Надежда Ильинична Пушкарёва, на место С.А Розанова - В.В. Беневоленский, будущий муж Е.Н. Синеоковой - Андреевской. В.В. Беневоленский станет вести в мужской гимназии: историю, географию, русский язык и словесность, и даже «законоведение» в восьмом классе. В шестом, «макаровском» классе, у него часы истории и географии.
Осенью того же семнадцатого года, гимназисты обращаются с просьбой к Педагогическому совету: открыть ученическую столовую в «помещении гимназии». Столовая откроется, но самое начало 1917 - 1918 учебного года ознаменовалось конфликтом в её стенах. По каким-то причинам, ученики выпускного восьмого класса (в
октябре 1917 г. он ещё есть - авт.) «неоднократно» и «повторяюще» уходят с уроков французского: с уроков Евгении Николаевны Синеоковой - Андреевской! Большинство преподавателей гимназии даже предлагает временно прекратить эти уроки, но у исполняющего дела
330
директора Владимира Николаевича Яскловского «особое мнение»: преподавание прекращать нельзя, так как оно «нарушает правильное течение учебной жизни». 2
В 1917 - 1918 учебном году в мужской гимназии г. Ряжска нет привычных«четвертей»; есть три «трети». Первая «треть» закончится 30 ноября. Будущий писатель данный учебный год начинает с троек: по русскому языку (1-я и 2-я «трети»), но в третьей «трети» получает «четыре»; годовая оценка - «четыре». По физике - ровно наоборот: начинает с «четвёрок», затем скатится до годовой «тройки». У гимназиста Ивана Макарова было «пять» по географии, но он сходит на «три». По истории: в последней «трети» - «четыре», но так как в первых двух - «три», годовая оценка - «три». По латинскому языку - «три»; по французскому: за первую «треть» - «два», за вторую «треть» - «четыре». По немецкому: «три», «четыре», «четыре»; годовая «четыре». По алгебре, обычно успешной для него, будущий писатель балансирует между «двойкой» и «тройкой», но годовая оценка «три».
По каким-то причинам, в шестом классе гимназии Иван Макаров пропустит много уроков, чего ранее практически у него не случалось. Так, «по уважительным причинам» пропущены: в первой «трети» 15 уроков; во второй - 27, в третьей - 31 урок.3 Но не будем забывать, что именно в этот период в его родном селе Салтыки устанавливается советская власть, делится «княжеская» земля.
Одним из поводов создания по всей советской стране в 1918 году комитетов бедноты явились выступления недовольных новой властью крестьян. Для прекращения этих выступлений новая революционная власть, по предложению В. И. Ленина, начинает создавать не только комитеты бедноты, но и «немедленно» берёт на учёт население сёл и деревень «от 18 до 50 лет включительно». Её представителям «на местах» предстоит также, «установить лиц, присоединившихся к контрреволюционным бандам. Виновных в укрытии лиц, присоединившихся к контрреволюции, расстреливать на месте, а имущество их конфисковывать».4
В своих самых первых партийных анкетах «активработник» РКСМ Иван Макаров, на вопрос «Подвергался ли репрессиям?» ответит: «В 1918 г. за политагитацию во время кулацкого восстания…». В других партийных анкетах, разных годов, упоминания о «репрессиях» не будет. Но они найдут Ивана Ивановича Макарова в печально известном, 37-м: он станет не нужным горячо любимой им партии. А в 1918-м,
331
будущий писатель войдёт в состав Салтыковского волостного комитета бедноты, являясь ещё учащимся Ряжской мужской гимназии.
По словам Ю. Веденина, почти весь 1918 год в Рязанской губернии вспыхивали восстания недовольных крестьян. Усугубило положение и то, что выполняя просьбу В. И. Ленина помочь Москве и Петрограду с хлебом, в Рязанской губернии, в южных её уездах, весною того же года, начался сбор зерна. И уже 11 мая, по словам того же Ю. Веденина, «воспользовавшись отсутствием партактива, почти целиком
разъехавшегося в хлебные волости», ряжцы - члены эсеровской и других партий, подняли мятеж в самом городе, собрав жителей на центральной, Соборной площади. Эсеровский мятеж в городе Ряжске был подавлен ряжским же красноармейским конным отрядом! Этот отряд участвовал и в подавлении крестьянских выступлений и в самих Салтыках, и в г. Сапожке, и на станции Богоявленск. И уже осенью - в селе Шереметьево... Но Рязанская губерния выполнила тогда просьбу В.И. Ленина и советского правительства: только из Ряжска было отправлено 50 вагонов зерна.5 К осени того же 1918 года, комбеды стали реорганизовываться в Советы.
Но осенью семнадцатого года, уже после Октябрьского переворота, учебная жизнь в Ряжской мужской гимназии - продолжается... Происходит очередное освобождение учеников от платы за обучение за первое полугодие 1917 - 1918 учебного года. Среди одноклассников будущего писателя, «по правам родителей» освобождены: Виноградов Сергей, Лагов Николай, Смирнов Юрий, Чумин Сергей, а
по «бедности» (или «10%»): Егоров Леонид, Макаров Иван, Марков Владимир, Пономарёв Николай, Сикорский Вячеслав и Хватов Владимир. При этом отказано в освобождении Александру Быковскому, Ивану Бозванову и Леониду Ярову.6
В октябре семнадцатого, в мужской гимназии происходит новое распределение уроков. В «макаровском» классе - следующие преподаватели: возвратившийся ненадолго директор Пётр Иванович Постников (физика), по каким-то причинам, Пётр Иванович вскоре снова отправится «в отпуск», и его часы физики в ноябре месяце передаются А.М. Можайскому. А остальные предметы? Г.С. Филиппов - латинский язык, В.В. Беневоленский - история и география, А.С. Замятин - русский язык (в середине ноября 1917-го его сменит Н.И. Пушкарёва - авт.), он же - классный наставник, видимо, затем, и Н.И. Пушкарева; Н.С. Фидрус - математика, З.П. Грязева - немецкий
332
язык, Е.Н. Синеокова - Андреевская - французский язык, М.А. Храпов - гимнастика. Должность гимназического библиотекаря, вместо С.А. Розанова, исполняет теперь В.М. Лагов; в «макаровском» классе учится Николай Лагов.
В это политически сложное время городские власти и отдельные жители г. Ряжска стараются материально поддержать мужскую гимназию и её учеников. Так, председатель Ряжской уездной земельной управы А.Д. Большаков назначает собственную стипендию. Стипендия формируется из процентов с капитала самого А.Д. Большакова: с облигации военного займа (выпуск 2-й 1916 г. - авт.), с «купонами
каждая» в 50, 100 и 1. 000 рублей. Сорок рублей с этих облигаций мужская гимназия выплачивает гимназисту Ивану Серёгину во второй половине 1917 - 1918 учебного года, а остальные - выдаёт его «родителям или опекунам» «на расходы по воспитанию».
Ряжская Городская дума учреждает (в октябре - авт.) также, свою стипендию - «имени Хренова и Денисова», размером в 80 рублей. Мужская гимназия употребит её в качестве годового взноса за обучение ученика 2-го класса Дмитрия Парамонова. Жертвует триста рублей «в пользу недостаточных учеников» - и гражданин г. Ряжска «Д.И. Петров». Деньги Д. И. Петрова, в качестве денежного пособия, Педагогический совет мужской гимназии распределит по многим своим учащимся, причём, разных классов. В «макаровском» классе это пособие получат те ученики, которым ранее было отказано в освобождении от платы: Александр Быковский (40 рублей) и Иван Бозванов (20 рублей).7
Политическая нестабильность и прочие жизненные проблемы приводят к тому, что многие родители не могут оплачивать обучение своих сыновей в гимназии. Они или переводят их ближе к дому, или прекращают обучение детей. В шестом «макаровском» классе, количество всех учащихся, теперь уменьшилось, стало 33. Каковы же успехи «макаровского» класса? За первую «треть» 1917 - 1918 учебного года: двое - в 1- м разряде, восемь - во 2- м разряде, не успевают, также, восемь. Стопроцентная успеваемость: по Закону Божию, по русскому языку и словесности, по физике, истории и географии. Почти стопроцентная (97%) - по алгебре. По всем предметам успевает 75% учеников, но многие пропустили уроки. А «поведение»?
«Поведение», совершенно неожиданно, у всего «макаровского» класса отличное: на «пять»! Но в классных журналах написано, что
333
гимназисты старших классов «часто манкируют» уроками.
Есть одна особенность первого революционного учебного года (1917 - 1918) в Ряжской мужской гимназии. Как ни покажется странным, но в этот учебный год по «поведению» в младших классах (5, 4, 3, 2, и даже в 1-м классе - авт.), значится много учеников с низкими оценками. Именно гимназисты младших классов часто «самовольно» уходят с уроков, дерутся (двоих предупредили об исключении!) или
«некорректно» обращаются с преподавателями. Таких учеников особенно много в 4-м и 5-м классах мужской гимназии. В пятом классе - одиннадцати (!) ученикам снизили баллы «по поведению»; есть и до «трех»! Родительский комитет Ряжской мужской гимназии даже просит обратить особое внимание «на плохую успешность» этих классов.8 У старших гимназистов - картина иная. Оценки по поведению у них гораздо выше!
Что же «проходят» гимназисты шестого «макаровского» класса, в первом, революционном 1917 - 1918 учебном году? По русскому языку и словесности в первой «трети»: «Очерк литературных произведений 16 в. Домострой. Сочинения Иоанна Грозного и Князя Курбского. Очерк литературных произведений 17 в., Очерк литературной деятельности первой половины 17 в. Эпоха Петра». Во второй «трети»: «Произведения 18 в., «Стефан Яворский». Феофан Прокопович. Кантемир. Ломоносов. Фонвизин. Тредьяковский». А по истории, тогда их было две: «Русская История» и «Новая История»? На вторую половину 1917 - 1918 учебного года по Русской истории изучается: Секуляризация, межевание земель… Результат работ Комиссии Губернского учрежде-ния… Советский суд… Грамоты городам и дворянству…». По Новой истории? Протекторат Кромвеля… Возвышение Пруссии… Фридрих Великий… Парламентаризм в Англии» … По латинскому языку - «Овидий. Биография», чтение стихотворения «Четыре века», Цицерон (биография).9
Уже во время учебного процесса, в только что построенном здании Ряжской мужской гимназии, продолжаются строительные работы. Декабрём семнадцатого года датировано очередное заседание её Строительной Комиссии, на котором обсуждается вопрос «об усадке» двух «построек» здания гимназии. Оказалось, что в той его части, которая выходила на улицу Пушкина (в местах соединения построек 1914-го и 1915-го годов - авт.), «образовались снова трещины, как внутри, так и снаружи». Собственное здание мужской гимназии воз-
334
водилось по чертежам «строителя - Бергера», поэтому Строительная Комиссия предлагает тому же Михаилу Александровичу Бергеру, снова представить смету и чертежи уже на выполнение данных работ.
Продолжение следует - страницы
335-348.