1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10,
11,
12,
13,
14,
15,
16,
17,
18,
19,
20,
21,
22,
23,
24, 25,
26,
27,
28,
29,
30 Далее делали упражнение на поиск конкретного применения техники оборотничества в нашей жизни. Точная формулировка вопроса звучала так: в какой ситуации мы можем оборачиваться в наших животных силы. Такая формулировка сбила с толку треть группы - они поняли это как в какое время дня и обстановке вставать в позу и начинать процесс. При обсуждении после упражнения двое человек решили, что утром у зеркала - самое подходящее для этого время. Ещё несколько человек сказали нечто в том же духе.
На мой взгляд, такая трактовка не имеет большого смысла, т.к. важны не шашечки, а ехать. А если быть точнее - место, куда едешь. Не важно, где стоят стрелки твоих часов, в чём ты одет, и сколько притопов и прихлопов ты сделаешь для достижения нужного состояния. Важно вспомнить об этом в той ситуации, где ты рискуешь потерять себя под нахлынувшими эмоциями - в точности, как я писала в
одном из прошлых постингов.
В путешествии сначала надо было обернуться нашим животным и затем в его облике отправиться в мире духов к нашему духу-учителю оборотничества, которого мы встретили в самом начале первого семинара.
С моим гусём я общалась в основном только на тему функций разных животных и природных объектов, резонирующих по смыслу с функциями того, что делаю я в повседневной жизни. Типа хищники - для защиты и усиления нюха, пауки - для внушения страха и интуиции, озеро - для баланса в доме, река - для добавления динамики в тело, для очистки, дятел - для нахождения ответов на вопросы, енот-полоскун - для мыть посуды.
Это не значит, что без енота не помоешь посуду, а без паука кирдык интуиции. Это значит, что чем чаще мы практикуем выход из своего тела и становление Другим - не важно кем, - тем шире у нас канал с уровнем божественного и тем чаще мы будем вспоминать о том, что нет безвыходных ситуаций, и что никакая катастрофа - не конец жизни. Даже смерть - не конец жизни.
***
Далее было упражнение по становлению Океаном. У автора части программы этого семинара, Клода Понселé, данный опыт был очень глубоким и он к нему готовился довольно долго. Его духи ему говорили, что к этому упражнению надо подходить, будучи готовым умереть. Учителя нам сказали, что мы можем не делать его с группой, если считаем себя не готовыми. Когда в группе не нашлось желающих устраниться от практики, они предложили нам взять, отбросить свое эго и довериться духу Океана. Вот так просто. Хотела бы я посмотреть на человека, даже после 20 лет занятий шаманизмом, способного за 5 минут отбросить своё эго. Нельзя просто так взять и войти в Мордор.
В идеале это путешествие надо делать на берегу океана, где никто не потревожит. Для начала мы сделали короткое стандартное путешествие в Срединном мире, чтобы найти образ того океанского побережья, где мы выйдем на связь с Океаном. Спросить у Океана его священное имя и разрешение на работу с ним. Попросить показать связанного с Океаном духа, который в конце путешествия вернёт нас на землю, в реальность. Это может быть дух морского или земного животного, духа острова, континента и т.п.
У Понселе кстати священное имя его океана - Ямаха, что с определёнными лингвистическими натяжками созвучно бразильской богине моря Иеманже. А мне пришло слово Кенисса, что на мой взгляд, созвучно с греческим "таласса", море. Я сейчас ещё погуглила и нашла, что "к(е)нисса" на иврите значит "вход", что тоже довольно символично.
В путешествии я себя сначала увидела на абстрактном пляже, потом на скале, о которую разбивались мощные волны, а затем - на лодке посреди океана, качающейся на волнах, почти как в мультфильме "Моана". Дух, который меня вернёт - рыбак, который был со мной в лодке.
Процедура самого становления Океаном следующая:
- Активизировать все мои чакры, чтобы энергия везде была максимально активной
- Призвать дух Океана, держа в голове намерение обернуться в него. Когда дух океана придёт, он накроет меня всю, как накрывает землю волна, и погасит все мои чакры так, что моё энергополе исчезнет. Энергополе не должно сливаться с Океаном, оно должно просто исчезнуть, как оно исчезает при смерти. Необходимо добиться полного исчезновения моего энергополя, чтобы от меня ничего не осталось, лишь один Океан.
- На этом этапе ритм бубна прекратится (я не уверена, были ли мы в тишине или ведущие поставили какую-то музыку). Когда наступит время возвращаться, ритм бубна возобновится на тихих тонах
- Призвать того духа, который должен помочь мне вернуться.
- Если повторять это путешествие, то только под присмотром кого-то, кто сможет сыграть ритм возврата
Как и в остальных путешествиях, в этом не было ничего впечатляющего, только несколько инсайтов о сущности Океана.
Так, я увидела, что у Океана есть только 2 стороны - там, куда двигаться нельзя (дно, скалы), и там, куда можно (поверхность). Но одновременно там, где свободы для движения больше, - на границе воды и воздуха, - производить изменения труднее из-за силы гравитации, которая тянет туда, где движения меньше и где вода переходит в землю.
Я увидела, что поверхность океана - это граница Ян (воздух) и Инь (вода). Я также увидела, что и дно - это граница Ян (вода) и Инь (земля). А значит, тяжесть, которую испытывает Океан, а вместе с ним и мы во всех случаях физической и информационной гравитации, - это не что-то негативное, это лишь естественное влияние силы тяготения между Ян и Инь, когда наша точка сознания находится на стороне Инь.
Океан раскачивается, двигается, только за счёт потоков, которые создаются о его границы - неровности дна, от потоков воздуха над поверхностью и других внутриокеанских потоков. Движение - это волна, разделяющая Инь и Ян, а также мириады волн, отходящих от каждой точки этой первоначальной волны. К слову о ценности границ, блоков и узких мест нашей жизни.
Эмоции океана - это тёплые и холодные потоки. Шторма, высыхание или обледенение - это уже внешний результат эмоций.
Точка восприятия Океана может быть обращённой вниз ко дну или вверх к небу. Как люди обращены к активности или апатии, прошлому или будущему, оптимизму или унынию. И все эти пары оказываются равно ценными и нужными, если смотреть на них с их общего знаменателя - Ян и Инь.
Я также увидела, что если в процессе подобного упражнения по оборачиванию в Океан ты что-то видишь, слышишь или чувствуешь, как человек, или имеешь точечный фокус восприятия "из головы", значит, ты еще не Океан, но лишь человек, выполняющий это упражнение.
Я подумала, что, наверное, смысл упражнения был в том, чтобы прочувствовать своё поле именно на уровне концепций преграды и свободы, а также бесформенности. Мне казалось тогда, что не должно телом ощущаться никакой формы. Океан должен чувствовать каждую каплю в себе, все свои внутренние потоки и никакую форму в частности. Хотя вот отмеченное мной наличие у Океана дна, скал и воздуха - вполне себе форма.
Переписывая и дополняя эти мои записи, я постоянно балансировала умом между желанием прочувствовать истинный Океан и восприятием своего тела как Океана, тем самым оставаясь скорее в рамках моего тела, хотя и находя при этом интересные параллели. Восприятие границы моей кожи и воздуха как границы воды и камня - несомненно любопытно и несёт много тем для размышлений о том, что в нашем теле, психике и энергетике в целом соответствует морским растениям, рыбам, китам, акулам, круизным лайнерам, сомалийским пиратам и китайским контейнеровозам. Однако это пока не выход из себя, не устранение Океана в себе, чтобы познать его в Другом.
После возвращения из этого путешествия половина участников группы стонали, как им трудно и тяжко вернуться, но никто не поделился переживанием того самого "океанического чувства" Фрейда или "Мировой души" Торо и Эмерсона.
Когда я спросила у Викки, что вообще надо делать для достижения эффекта, она ответила, что на поверхностных уровнях транса, как у меня, и речи не может идти о каких бы то ни было эффектах, и здесь я с ней полностью согласна. Однако данное упражнение в том виде, в каком оно предложено, я подозреваю, будет неэффективным практически для всех участников шаманских семинаров. Медитирующие по восточным методикам, которые таки выходят из образа своего физического тела и достигают слияния с Мировой Душой, делают это после достаточно долгого периода продолжительных медитаций, а не за 5 минут визуализаций океана под бубен. Даже наши стандартные 10-12-минутные путешествия все проходят на самых лёгких уровнях транса и очень редко у кого доходят до узнаваемых слоёв коллективного бессознательного. На мой взгляд, десяти минут недостаточно, даже если этим заниматься каждый день. Те буддисты, кто медитирует часами на протяжении месяцев и лет, и то не все до такого домедитируются, т.к. энергетически отсоединиться от образа своего тела - это как реально добровольно умереть. Нам не дают это сделать глубокие подсознательные механизмы самосохранения, на которые мы сознательно почти не можем повлиять. Мы остаёмся в своём образе, даже когда видим сны.
Погружение в глубокий транс за считанные минуты - это штука, которая тренируется не бубном. У очень небольшого количества людей такая способность бывает врождённой, и чаще всего они не знают, что с этим делать, и пытаются заблокировать в себе эти странные ощущения. Я также читала о похожих ощущениях у человека с активным приступом шизофрении и во время инсульта при разрушении левого полушария мозга. В шаманских кружках таких людей, как правило, нет.
Если такое когда-то практиковалось в реальных шаманских "поисках видений" (vision quest), то человек обязан был пройти через долгую процедуру отсоединения от тела за счёт голодания и нахождения в низких температурах. Если в таких условиях снимать важность с тела, сохраняя при этом постоянную концентрацию сознания, то вся энергия соберётся в точке сознания, и потом теоретически её можно намерением облечь в нужную форму. То есть человек реально должен подойти к порогу смерти и принять её неизбежность не на словах, а фактически, через глубинные ощущения прекращения существования себя как инедивидуального Я. Только при столкновении с неизбежностью смерти становится возможным перестать быть тем, кем привык. Сама идея смерти, заполнившая собой всё сознание, изгонит тебя из тела.