Покча

Sep 08, 2022 21:20

    Покча расположена в 3-х километрах к северу от границы Чердыни на правом берегу Колвы. Село древнее, с богатой историей, сейчас доживает свой век на пенсии. История этого места уходит в 10-11 века, к Родановской культуре. Населяли эти земли предки коми-пермяков. Здесь формировалась Пермь Великая - по сути федерация племён с резиденцией верховного правителя - князя в Покче. Племена эти сложно назвать воинственными, долгое время находились они на положении вассалов Волжской Булгарии, но та пала под ударами татаро-монгольских войск и какое-то время Пермь Великая была бесхозной, если не считать набегов вогулов из-за Уральского хребта. Потом земли прибрал к рукам Великий Новгород, но это была дальняя провинция, добираться до которой было долго и сложно. Власть новгородцев сводилась в основном к простому сбору дани.




    В середине 15-го века сформировалось Великопермское княжество - по сути последнее удельное княжество Руси. На княжение был поставлен юный Михаил, сын князя Ермолая, правившего Пермью Малой и базировавшегося в Усть-Выми. В Перми Великой пересеклись интересы москвичей и новгородцев.
    В 1471-м году набравшее силу Московское княжество потеснило новгородцев и заявило свои права на эти земли. В качестве единственной оставшейся метрополии Москва призвала Михаила снарядить отряд для войны с Казанским ханством. После отказа Михаила, в Пермь Великую была направлена карательная экспедиция во главе со стародубским князем Фёдором Пёстрым, который и поставил на месте нынешнего села укреплённый городок.
    В 1472-м в Покчу из Чердыни была перенесена столица княжества. В столичном статусе Покча просуществовала до 1535-го года. Пермяки и русское население Перми Великой признали власть Москвы, но с эти не согласилась другая сила - воинственные племена вогулов под командованием пелымского князя Асыки. В 1481-м они штурмом взяли Покчу, убив Михаила и членов его семьи. Но Москва не могла терпеть такое унижение и в 1483-м дружина под водительством Фёдора Курбского-Чёрного и Ивана Салтыкова-Травина нанесла вогулам ответный визит, отбив у них охоту приходить в гости без приглашения.
    Великопермским князем стал единственный выживший в покчинской резне сын Михаила Матвей, но в 1505-м Москва его просто попросила с должности, назначив руководить краем своего воеводу. В 1535-м Покча сгорела и столицу перенсли обратно в Чердынь, как в более приспособленное для обороны место. На этом столичная страница истории Покчи закончилась. Чисто визуально от этой страницы ничего не осталось. Только легенда - источники мёртвой воды на окраине Покчи в месте, где был убит Михаил и члены его семьи.

2. Из-за пробелов в подготовке поездки на источник мы не заехали, поэтому фото из Сети.


3. На въезде в село стоит часовня Казанской иконы Божией матери. Она построена в 1913-м году как старообрядческая. В 1930-м передали никонианцам, затем был склад зерна. Не так давно отремонтировали и сейчас она действует.


В Покче фактически три улицы, протянувшиеся параллельно Колве: Мира (по ней проходит дорога на Ныроб), Коммунистическая и Широкшина. Между этими улицами множество безымянных переулков. Мы ориентировались по колокольне церкви и свернули в ближайший переулок. И практически сразу же получили представление о местном населении. Проезжая часть там - понятие условное, слово "тротуар" вряд ли кто знает. Пришлось разъезжаться с весёлой компании из одного мужичка и двух барышень, явно на веселе. Не знаю с какой целью, но мужичок этот попытался спровоцировать наезд на него. Но ввиду нарушенной вследствии опьянения координации у него ничего не вышло. Но нам был сигнал - быть начеку. Потом я их встретил уже в другом переулке, в пакете у них явно была выпивка. Но в полный рост я выгляжу внушительнее, чем когда сижу на пассажирском сидении, поэтому задираться он не рискнул. Половина из тех, кого я встретил в Покче, были поддатыми. Один так вообще шёл противоторпедным зигзагом, изредка прикладываясь к матушке земле. 11 утра к тому времени ещё не наступило.
    Всего-то несколько километров от Чердыни, а такой разительный контраст. В Чердыни многие прохожие с нами здоровались, а дети - так вообще все. Не сразу к этому привыкли. Если кого-то спрашивали, то получали максимально подробный ответ. Такое впечатление, что в Чердыни остались нормальные люди, а в Покчу выслали всех остальных. Но это лично моё впечатление, на самом деле всё может быть не совсем так.

4. Машину поставили у Благовещенской церкви, стоящей практически на берегу Колвы.


Деревянную церковь на этом месте поставил ещё князь Фёдор Пёстрый. Она должна была символизировать победу православия на пермским язычеством. Но церковь сгорела уже в 1481-м году. Следующая, деревянная, тоже прожила недолго. Каменную построили в 1785-м году. В 1896-м году решили её перестроить. Село было богатым, денежки у прихожан водились. Большой денежный вклад внёс владелец местной иконописной мастерской купец Федосеев. Он же в 1903-м году приобрёл благовестный колокол весом 515 пудов. Слабо себе представляю как такую махину весом более 8-ми тонн смогли водрузить на колокольню.

5. Ещё одну реконструкцию провели в 1910-м году.


6. По результатам поездки в Чердынский район у меня сложилось впечатление, что христианство не очень-то здесь победило язычество. Церквей много, но большинство из них не действует, да и у них прихожан совсем мало. Постаралась и стихия: Благовещенская церковь горела, в неё попадали молнии.


7. То, что сейчас от церкви осталось, по мнению экспертов восстановлению не подлежит. Да и для кого восстанавливать? Сколько из семисот жителей нынешней Покчи будет ходить в церковь? По всей видимости им хватает и часовни.


8. А церковь жалко, красивый храм поставили соликамские мастера.


9. Перестав быть столицей, Покча никуда не пропала. С окончанием войн она встроилась в купеческие маршруты.


И вот именно наследие купеческой этапа жизни Покчи в 19-м - начале 20-го века и делает село привлекательным для туристов. В общей обстановке разрухи и запустения здесь сохранилось несколько кирпичных купеческих особняков с торговыми зданиями. Но пожалуй интереснее кирпичных здания деревянные. У них уникальный стиль. В соседней Чердыни я видел только один подобный, а вот дальше по Ныробской дороге я таких не встречал.

10. Дом купчихи Щипуновой. Именно сюда завернула та весёлая компания. которую мы встретили на въезде.


11. Деревянная резьба крупным планом. неплохо сохранилась.


12. Рядом с домом лавка или склад. А может и то и другое вместе.


13. Особенно хорош дом, стоящий на Ныробской дороге, здесь она улица Мира.


14. Стены обшиты плашками, имитирующими кирпичный руст. причём первый этаж простой, а второй - бриллиантовый.


15.


16.


17. Хороши и ворота. Не знаю каким чудом они сохранились.


18. Дома попроще.


19.


20.


21.


Чем же жила Покча купеческая? По Колве лежал путь к верховьям Печоры, в те времена, когда реки были главными дорогами, наличие транзитной водной артерии давало большие преимущества. Местные же товары традиционны для лесного края: пушнина и сам лес. На сваях из пермской лиственницы стоит Венеция. Многие купцы поднялись на строительстве барж, в основном предназначенных для перевозки пермянки - соли, добываемой в Усолье и Соликамске. По некоторым данным именно в Покче был центр по изготовлению деревянной скульптуры. Было в Покче скорняжное производство, три раза в год устраивались ярмарки, а базары - еженедельно.

22. Усадьба Алепия Федосеева с иконописной мастерской.


Бизнес Федосеевых был в разных областях: розничная торговля, производство кирпича, оптовая торговля хлебом и бакалейными товарами. Алепий был попечителем двухклассного училища в селе и церковным старостой.

23. К сожалению здание заброшено.


24. Усадьба с лавкой купцов Сокотовых.


25. Лавка, представьте себе, до сих пор работает.


26. И шикарнейшие ворота.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34. Зарастает, разрушается история села.


35.


36. Богадельня, построенная на средства отца и сына Черных. И.В. Черных был уроженцем Покчи. Хоть он и жил в Казани, пожертвовал 40 тысяч на богадельню в родном селе: 20 тысяч непосредственно на строительство и ещё 20 - для депозита в банке, на проценты с которого богадельня содержалась.


37. Наличники богадельни повторяют наличники Благовещенской церкви.


38. Порадовали остановки в Пермском крае. Видимо какая-то программа была, по которой их привели в порядок. Интересно здание за остановкой: крыша покрыта банальным шифером, а вот часть стены лемехом, скорее всего осиновым. Может быть то, что оставалось на крыше целого просто пустили на стену. не пропадать же такому добру.


39. Хорошее предложение, только вот что и где можно купить покчинского? Но непременно надо заехать и купить.


В советское время в Покче был колхоз "Красный Октябрь", леспромхоз, рыболовная артель. Чем сейчас занимаются жители Покчи кроме пьянства, сказать затрудняюсь.

Ещё из этой поездки:

Кольцово
Ныроб
Зачердынье: Вильгорт, Камгорт
Зачердынье: Искор, Узкая улочка
Зачердынье. Покча
Пермь. Летопись одного завода
Пермь. Дом Грибушина
Пермь. Успенский монастырь
Пермь. Бахаревка
Пермь. Монастырь, храмы и кладбище
Пермь. От вокзала до ЦУМа
Оса. История и памятники
Оса. Вокруг главной площади.
Оса. Часть 3
Юго-Камский
Усолье. Часть 1
Усолье. Часть 2
Усолье. Часть 3
Соликамск. Часть 1. На дне Пермского моря
Соликамск. Часть 2, Соборная площадь
Соликамск. Часть 3. Троицкий монастырь
Соликамск. Часть 4. Иоанно-Предтеченский монастырь
Соликамск. Часть 5. Город
Чердынь. Иоанно-Богословский монастырь
Чердынь. На семи холмах
Чердынь купеческая. Часть 1
Чердынь купеческая. Часть 2
Прогулка по Чердыни
Чердынь после
Рябинино
Пермский край: Мулянка, Кузнечиха
Пермский край. Ворота
Турчевич. Обзор творчества

Пермский край, Покча, Чердынский район

Previous post Next post
Up