"В марте 1929 года этапом уходил отсюда Варлам Шаламов. Писатель разделил судьбу народа и обители, обращённой в застенок, прошёл тюрьмы и лагеря от Бутырки, Соликамска и Вишеры до Колымы, открыл миру правду ГУЛАГа."
Монастырь был основан в конце 16-го века века на средства посадских людей В. Онуфриева и П. Моисеева как Вознесенский. В 17-м веке он быстро рос, превращаясь в крупный духовный центр, тогда здесь построили, в частности, каменный собор. Однако в следующем столетии город начал приходить в упадок, и в 1764 году, в рамках екатерининской секуляризационной реформы, монастырь упразднили. Однако уже спустя десять лет в оставшиеся пустовать здания перенесли с противоположного берега Камы старинный Пыскорский монастырь. Через двадцать лет этот монастырь снова переехал, "отправившись" в Пермь, а во вновь освободившиеся помещения перевели монахов из закрытой обители в вятском селе Истобенском, который был освящён во имя Святой Троицы. Так монастырь получил имя Свято-Троицкий Истобенский. Монастырь имел большие владения. Ему принадлежали соляные варницы, более 500 десятин земли. Сохранившиеся документы свидетельствуют о наличии в монастыре крупной библиотеки, художественной мастерской и местного летописания. В монастыре в разные времена проживало немало известных деятелей. В конце 18-го века здесь находился составитель русско-мансийского словаря Семион Черкалов, а в начале 19-го настоятелем был игумен Иннокентий, впоследствии архиепископ Волынский. В 1920-х годах настоятеля монастыря Хрисанфа назначили епископом Пермским и Соликамским. Известно о существовании в монастыре художественной мастерской.
2.
3. Монастырь расположен в двух кварталах к юго-западу от Соборной площади. Когда мы ехали к монастырю, светило солнце.
Вознесенская церковь (бывшая Михаила Малеина) построена на средства промышленника Михаила Турчанинова в 1731 - 1734 гг. Имеет два придела: нижний - теплый, зимний, престол которого первоначально был освящен во имя преподобного Михаила Малеина, и верхний - холодный, летний, престол которого по первому освящению - во имя апостолов Петра и Павла. После переведения в Соликамск братии Истобенского Свято-Троицкого монастыря отремонтированный храм Михаила Малеина был переосвящен в память прежнего именования монастыря Вознесенским, а престолы приделов - нижнего - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости», верхний - в честь Вознесения Господня. Храм разделил участь обители, использовался Калийтрестом и Усольлагом в качестве СИЗО.
4. Особенностью церкви является устройство колокольни над основным храмом. Верхние ярусы колокольни были разобраны в советские времена.
5. Храм во времена Усольлага, 1937-й год.
6. Богослужения в нем в зимнем приделе возобновились в 2005 году. В настоящее время по благословению епископа Пермского и Соликамского Иринарха нижний придел церкви освящен в честь священномученика Феофана, епископа Соликамского. Внешнее убранство храма довольно скромное.
7. А вот у Троицкой церкви, второго храма монастыря, узорочья побольше.
Свято-Троицкая церковь (бывшая Вознесенская) Вознесенского мужского монастыря построена в 1698 - 1704 гг. на средства солепромышленников Суровцевых как летняя церковь. Имеет зимний придел. Престол летнего храма первоначально был освящен в честь Вознесения Господня, придельного - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. После переведения в Соликамск братии Истобенского Свято-Троицкого монастыря престол главного монастырского храма был освящен в честь Святой Троицы. Высокая двусветная храмовая часть перекрыта сомкнутым сводом и увенчана одной главой. К ней примыкает низкая апсида, трапезная с притвором, а с южной стороны - теплый Благовещенский придел.
8. После закрытия монастыря храм стал приходским, закрыт в 1926 году и передан Калийтресту. С 1938 г. - в ведомстве НКВД.
С 1999 г. началось возрождение монастыря, в храме совершаются богослужения.
9. Церковь отличается богатством своих декоративных форм. Храм украшен крупными волютами, закомарами, зубчатыми поясами. Оконные наличники из лекального кирпича все разные.
10. Специально отснял побольше, чтобы потом поискать повторяющиеся. Не нашёл. Правда и отснял я их не все.
11. Всё-таки хорошо смотрятся белые храмы, подсвеченные солнцем на фоне тёмного неба.
12.
13. Восстанавливается братский корпус. Будет ли кем его заселить?
14. Когда мы вышли из монастыря, пошёл дождь. Это был единственный дождь за 9 дней моей поездки в пермский край, а над Камой была гроза.
15. Рядом с монастырём есть дом с красивой деревянной резьбой.
16.
17.
18.
Использована информация и 3 фотографии с сайта sobory.ru
Путеводитель по монастырям в моём журнале Ещё из этой поездки:
Кольцово Ныроб Зачердынье: Вильгорт, Камгорт Зачердынье: Искор, Узкая улочка Зачердынье. Покча Пермь. Летопись одного завода Пермь. Дом Грибушина Пермь. Успенский монастырь Пермь. Бахаревка Пермь. Монастырь, храмы и кладбище Пермь. От вокзала до ЦУМа Оса. История и памятники Оса. Вокруг главной площади. Оса. Часть 3 Юго-Камский Усолье. Часть 1 Усолье. Часть 2 Усолье. Часть 3 Соликамск. Часть 1. На дне Пермского моря Соликамск. Часть 2, Соборная площадь Соликамск. Часть 3. Троицкий монастырь Соликамск. Часть 4. Иоанно-Предтеченский монастырь Соликамск. Часть 5. Город Чердынь. Иоанно-Богословский монастырь Чердынь. На семи холмах Чердынь купеческая. Часть 1 Чердынь купеческая. Часть 2 Прогулка по Чердыни Чердынь после Рябинино Пермский край: Мулянка, Кузнечиха Пермский край. Ворота Турчевич. Обзор творчества