Пермский край. Посёлок Мулянка и село Кузнечиха

Feb 06, 2023 19:35

    Посёлок Мулянка возник в 1909-м году при строительстве железной дороги Пермь - Екатеринбург. Через посёлок протекает речка Верхняя Мулянка. левый приток Камы. От неё посёлок и получил своё имя. В отличие от большинства рек Пермского края, топонимика которых считается пермско-финно-угорской, название рек Верхняя Мулянка и Нижняя Мулянка происходит от персидского слова «мулла». Исследователи истории Пермского края связывают это с татарским князем Маметкулом, который поселился в этой местности до или во время царствования Ивана Грозного и был имамом или муллой. Его старший сын, Урак-бей Маметкулов, жил на Верхней Мулянке, а младший, Ирак-бей Сюндюк-бей Маметкулов - на Нижней Мулянке. Отсюда и произошли названия этих рек, а также расположенных на них сёл Верхние Муллы и Нижние Муллы, соответственно. В памятниках письменности XVII века (в писцовой книге 1623 года) эти реки назывались Мулловками (Муловками). Более древние, дотюркские, названия этих рек не сохранились
    Поначалу всё работоспособное население было занято на железной дороге, затем было организовано подсобное хозяйство пермского завода им. Сталина с теплицами. Позднее в районе посёлка появились обеспечивающие подразделения 52-й дивизии РВСН, в частности. топливный склад. к которому были построены подъездные пути. Сейчас дивизия, штаб которой был расположен в Бершети (ЗАТО Звёздный) не существует, равно как и склад и пути. Всё что могли, сдали в металлолом.
    Сейчас население посёлка составляет чуть более 2000 человек, работает сельхозпредприятие, фабрика мягкой мебели, тяговая подстанция, лесопилка, лесничество, есть школа, дом культуры, амбулатория. По сути посёлок стал пригородом Перми, многие жители ездят туда на работу, в свою очередь пермяки покупают здесь участки и строят коттеджи.




2. Вместе с железной дорогой был построен и вокзал в стиле модерн, архитектор - Ф.Е. Вольсов  Похожие вокзалы на участке Пермь - Кунгур были построены на станциях Бахаревка, Кукуштан, Ергач. На станции Юг немного попроще. В Кукуштане и Бахаревке здания сохранились в первоначальном виде, а в Кукуштане обшили плиткой.


3. К сожалению в феврале 2019-го года здание вокзала сгорело.


4. Но кое-какие здания того периода на станции сохранились. Это скорее всего багажное отделение.


5.


6.


7.


8.


9. А здесь под сайдингом и не определишь возраст здания.


10. Главная сохранившаяся достопримечательность - это водонапорная башня 1909-го года постройки, обслуживавшая железную дорогу.


11. Кое-какие элементы от модерна присутствуют.


12. Но и она пострадала от сайдинга.


13. В посёлке есть ещё одна водонапорка. Скорее всего обслуживает сам посёлок и сельхозпредприятие. Башня относительно свежая, 1986-го года постройки.


14. Рядом с железнодорожными путями стоит обелиск, посвящённый памяти 28-ми красноармейцам, взятым в плен в Кояново и впоследствии убитым в Мулянке. Рядом с обелиском две могилы, одна из них начальника станции Михаила Прокопьевича Бояршинова


15. Пока ждал свою электричку. в полной мере оценил трафик на Транссибе. Товарняки идут медленно, периодически останавливаются. Не хватает пропускной способности. Пока этот не уехал, электричка не приходила.


16. А этот состав с угольком уже стоял ждал. пропускал электричку.


17. А вот и моя электричка до Перми. как-то я уже отвык, что электрички опаздывают на 25 минут.


18. Впечатлил размер штрафа. неужели и в Подмосковье такие же? Билеты продают непосредственно в электричке.


19. Самое няшное название остановки.


20. В Кузнечихе сделали короткую остановку, когда ехали в Осу. Это село в 11 км от райцентра с населением около 300-ти человек. Основано в 1813-м году Иваном Десятковым.


21. Церковь святого блаженного Прокопия Устюжского построена в 1907-м году на пожертвования прихожан. Из-за неё мы и остановились, ну и заодно ноги размяли.


22. В 1939-м году была закрыта, в здании разместили школу. После закрытия школы здание стояло бесхозным.


23. В 2012-м вернули РПЦ.


24. В 2014-м году у церкви была открыта Аллея лавочек. Я заприметил эту.


25. Есть воинский мемориал.


26. Монумент Скорбящая. Автор - Константин Собакин.


27. Торговый центр.


28. Можно доехать прямым автобусом хоть до Перми, хоть до Осы, хоть до Юго-Камска.


29. Есть и внутрисельский общественный транспорт системы "мотоблок с прицепом.


30. Это южная часть Пермского края, тайги здесь уже нет, местность холмистая, народ живёт в основном сельским хозяйством и нефтянкой.


Ещё из этой поездки:

Кольцово
Ныроб
Зачердынье: Вильгорт, Камгорт
Зачердынье: Искор, Узкая улочка
Зачердынье. Покча
Пермь. Летопись одного завода
Пермь. Дом Грибушина
Пермь. Успенский монастырь
Пермь. Бахаревка
Пермь. Монастырь, храмы и кладбище
Пермь. От вокзала до ЦУМа
Оса. История и памятники
Оса. Вокруг главной площади.
Оса. Часть 3
Юго-Камский
Усолье. Часть 1
Усолье. Часть 2
Усолье. Часть 3
Соликамск. Часть 1. На дне Пермского моря
Соликамск. Часть 2, Соборная площадь
Соликамск. Часть 3. Троицкий монастырь
Соликамск. Часть 4. Иоанно-Предтеченский монастырь
Соликамск. Часть 5. Город
Чердынь. Иоанно-Богословский монастырь
Чердынь. На семи холмах
Чердынь купеческая. Часть 1
Чердынь купеческая. Часть 2
Прогулка по Чердыни
Чердынь после
Рябинино
Пермский край: Мулянка, Кузнечиха
Пермский край. Ворота
Турчевич. Обзор творчества Обзор творчества

Пермский край, Пермский район

Previous post Next post
Up