Размышления на газовую тему

Sep 05, 2022 19:30

    Непонятная какая-то возня происходит вокруг ремонта турбин компрессорной станции (КС) Портовая, от которой по дну Балтийского моря идут две длиннющие трубы аж до самой Германии. Исходные данные у нас такие: проектная производительность Северного потока составляет 150 млн кубов газа в сутки, на Портовой два цеха, в которых установлены по 4 газоперекачивающих агрегата (ГПА), из них по 3 мощностью 52 МВт и производительностью 27,9 млн кубов и по 1 мощностью 27 МВт и производительностью  13 млн кубов в сутки. В сумме получается производительность 193 млн кубов в сутки, т.е. 43 млн кубов в сутки - это резерв. Резерв соответствует 1 "большому" ГПА + 1 "маленькому". И это правильно, резерв и нужен для того, чтобы по одному ГПА можно было выводить в ремонт при достижении определённой наработки.

КС Портовая (фото с Викимапии)



    На максимальную производительность, превышающую проектную номинальную Северный поток вышел в 2018-м году, она составила 162 млн кубов в сутки. При такой работе получалось, что в резерве находился всего 1 "большой" ГПА или 2 "маленьких". Получается, что в стремлении "дать больше газа" Европе, был нарушен газпромовский норматив по резервированию, и не получилось распределить наработку турбин так, чтобы они достигали регламентной наработки поочерёдно. Судя по информации в СМИ первую турбину всё-таки успели отправить в ремонт чуть раньше остальных, вокруг её возврата с завода в Канаде и была политическая возня.
    Теперь разговор идёт уже о пяти остальных турбинах, которые опять же отправили на ремонт в Канаду. Похоже, что они достигли регламентной наработки одновременно, что является форменным безобразием. В то же время подписан контракт на ремонт двух "маленьких" турбин в Великобритании. А что же тогда оставалось на Портовой? Получается, что ничего, хотя по сведениям журнала "Нефтегаз" в работе остаётся 3 ГПА, но не указано какие именно. Но и у них межремонтный интервал выработан, плюс к этому на одном из агрегатов выявлена неисправность.
    Теперь об особенностях КС Портовая. Проектное давление в трубе Северо-Европейского газопровода (СЕГ) до Портовой - 100 атм. На Портовую газ приходит с давлением около 75 атм и дожимается до 220 атм, т.е. давление повышается в 3 раза. Такое большое давление нужно для того, чтобы протолкнуть газ на длину 1220 км до Германии. На берег в Грайсвальде уже выходит 100 атм и поступает в газотранспортную систему Германии. Кроме того, на Портовой газ проходит очистку и осушку, чтобы в подводной части в трубе не выпадал конденсат и другая влага и мехпримеси.  Предыдущая перед Портовой КС - Елизаветинская с отечественными турбинами на базе двигателя ПС-90. Производительность её почти в два раза выше, чем у Портовой, но после неё идёт отбор газа многим потребителям Ленинградской области, Санкт-Петербурга и на заводы СПГ.
    Получается, что при отсутствии работающих ГПА на Портовой весь транспорт газа по Северному потоку будет обеспечивать Елизаветинская и давление на входе в подводную часть уже не 220 атм, а около 70. Это означает, что и расход газа по трубе снижен в три раза, а с каким давлением газ выходит на немецком берегу - и подумать страшно. Тем более, что в Грайсвальде компрессорной станции нет.

А что же за турбины такие сложные, что их надо везти на заводы за тысячи вёрст? Сделаны они на базе авиационных двигателей Роллс-Ройс, на которых летают Аэрбасы. Но в нашем случае они адаптированы для наземного использования, к газогенератору добавлена силовая турбина. "Маленькая" турбина - это двигатель RB-211, базовый для всей линейки. "Большая" - это Trent-60.


Выбраны они были из-за большой мощности, которая была необходима для обеспечения высокой степени сжатия при больших расходах. У нас к тому времени самые мощные ГПА были на 32 МВт, там есть импортная составляющая, но не такая большая, как здесь. Сами понимаете, что обслуживание Роллс Ройса дешёвым быть не может, здесь же оно безумно дорогое. Думаю, что после выработки ресурса руководство Газпрома задумается о замене на что-нибудь попроще. Если, конечно, к тому времени европейские потребители совсем не откажутся от поставок по Северному потоку. А здесь, как говорится, есть варианты.
    Какой же вывод я для себя сделал? А такой, что на самом деле политики в сокращении поставок по Северному потоку оказывается меньше, чем может показаться на первый взгляд. Во многом это стало следствием желания продать как можно больше газа и связанная с этим нещадная эксплуатация оборудования. Что же, посмотрим, как будут развиваться события дальше.

Все сведения взяты из открытых источников в интернете, мои только размышления.

газ

Previous post Next post
Up