Гоголевский бульвар, часть 2

Dec 07, 2020 22:00

    Во второй части прогулки осмотрим чётную сторону и прогуляемся по зелёной части бульвара, там тоже есть что посмотреть. Начнём с павильона станции метрополитена Кропоткинская. Это одна из моих любимых станций - лаконичная, не обременённая излишней пафосной лепниной, с отблесками недавно закончившейся эпохи конструктивизма. И павильон ей под стать. Станция открыта в 1935-м году в составе первой линии Московского метрополитена. Архитектор С.М. Кравец. Станция предназначалась в основном для доставки пассажиров в так и не построенный Дворец Советов и первоначально была названа в его честь.



2. Павильон построен на месте снесённой церкви Сошествия Святого Духа.


3.


4. Дом № 2. Главное здание парадным фасадом смотрит на Волхонку, на бульвар выходит лишь флигель.


Главный дом усадьбы президента юстиц-коллегии и главного члена московской Монетной экспедиции Алексея Александровича Яковлева, деда революционера и писателя Александра Ивановича Герцена, был построен в 1772 году. Впоследствии многократно перестраивался и достраивался. Первоначально он был одноэтажным. Позднее он принадлежал двум известным русским фамилиям - князю Николаю Федоровичу Лодыженскому, генерал-лейтенанту и участнику взятия Парижа, и семье дворян Столыпиных. Во время пожара 1812-го года дом выгорел полностью и был восстановлен сразу после войны. Он был надстроен еще одним этажом. Его портик с колоннами был заменен на пилястровый. Фронтон убрали.
    В 1831-м году казна выкупила здание для нужд Первой мужской градской гимназии, которая в то время уже размещалась по соседству, на Волхонке, 16. Здесь учились выдающиеся русские историки Сергей Соловьев и Михаил Погодин, драматург Александр Островский, писатель и теоретик анархизма Пётр Кропоткин, врач В.П. Сербский.
В новых помещениях разместили гимназические классы и канцелярию. В 1852-м году некоторую часть помещений отдали управлению учебного округа города Москвы. В 1872-м году в здании открылись женские курсы профессора Владимира Ивановича Герье - первое в городе высшее учебное заведение такого рода.
    В 1918 г. в зданиях по Волхонке, 18 разместили президиум Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН) и шесть научных заведений, находящихся под его эгидой, в т. ч. и Институт языка и литературы, который возглавлял Владимир Максимович Фриче. Ассоциацию упразднили в 1929 г., все институты перевели под крыло Коммунистической академии, которая и сама просуществовала лишь до 1936-го года. В том же году здание передали на баланс АН СССР. В настоящее время выходящее фасадом на Волхонку главное здание бывшей усадьбы занимает Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Боковой флигель по Гоголевскому бульвару занят различными арендаторами.

5. Бывшая городская усадьба И.М. Оболенского - И.И. Некрасова - А.А. Катуар-де-Бионкур.


Главный дом с палатами выходит на Гоголевский бульвар, а хозяйственные постройки на Большой Знаменский переулок. Усадьба построена в 1783-м году. Многократно перестраивалась, в том числе в 1890-х (архитекторы Р. И. Клейн, Л. Н. Кекушев) и 1903-м г. (балкон по проекту И. П. Залесского).

6. Дом № 6. Усадьба Замятиных-Львовых-Третьяковых-Рябушинского.


Усадьба была построена в середине 18-го века, но уже в начале 19-го была полностью перестроена. Сергей Михайлович Третьяков - известный предприниматель, коллекционер, меценат и общественный деятель, брат основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова приобрел усадьбу в 1870 году. В 1871-м году он заказал своему зятю - зодчему Александру Степановичу Каминскому - проект переустройства владений под размещение в этих стенах своей личной коллекции предметов западноевропейского искусства, которая со временем тоже пополнила экспозицию Третьяковки.

7.


Дом был переделан в русско-византийском стиле. После смерти Третьякова усадьбу купил банкир и промышленник Павел Павлович Рябушинский. В этом доме в период с 1916 по 1917 годы собирались богатейшие российские промышленники и обсуждали планы предотвращения в империи разного рода революций. По иронии судьбы после прихода к власти большевиков в 1917 году именно в этом доме разместился Революционный трибунал, который стал карать врагов советского государства, в том числе сподвижников и коллег Рябушинского.

8.


9.


10. Особенно хорошо чугунное литьё.


11. Даже язык не поворачивается назвать это просто козырьком.


12. Ограда тоже великолепна.


В 1987-м году здание передали Советскому фонду культуры, первым председателем правления которого стал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. В настоящее время здесь расположен уже «Российский фонд культуры». Последняя реставрация здания была проведена в 1994-м году.

13. Дом № 8 - Экспериментальный жилой комплекс Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества (РЖСКТ) «Показательное строительство». Я про него подробно рассказывал, повторяться не буду.


14. Дом № 10, стр. 1. По всей видимости это флигель стоящего рядом главного усадебного дома.


15. Сейчас в здании музей современного искусства.


16. Кое-что удалось подглядеть во дворе. Древо жизни.


17.


18. Главное здание было построено на территории усадьбы Нарышкиных в конце восемнадцатого столетия. Проект здания приписывают Матвею Казакову, но современный вид фасад получил лишь после 1812 года, уже после смерти зодчего. Вероятно, речь идет о бывших палатах, которые и стали основой главного дома.


19. Главным украшением фасада является шестиколонный портик, выполненный в коринфском стиле. На фронтоне надпись «1830 года». Оконные проемы прямоугольные и арочные по форме.


20. Во дворе здания стоит "Хрустальная" часовня. Не пойму, объект это культа или современного искусства. (Фото из Викимапии)


21. Некоторое время эта городская усадьба находилась в собственности семьи Нарышкиных - подполковника Михаила Петровича и Варвары Алексеевны, в девичестве - Волконской, сын которых - Михаил - стал декабристом. В доме часто собирались представители этого тайного общества, а Кондратий Федорович Рылеев даже читал свое произведение «Думы». Январским днем 1826 года Михаила Нарышкина и Ивана Пущина арестовали прямо тут.


22. Во дворе есть памятник декабристским жёнам и памятная стела в форме ворот острога с именами декабристов.


23. Дом № 12, к сожалению, затянут строительной сеткой, идёт ремонт.


Дом построен на основании каменных сводчатых палат 17-го века. К концу 18-го здесь появилась усадьба дворян Цуриковых. В первой трети 19-го века имение принадлежало Михаилу Петровичу Нарышкину - отцу декабриста Михаила Нарышкина и основательницы Спасо-Бородинского монастыря Маргариты Тучковой. В 1830-м усадьбу продали Московскому удельному ведомству, которое в 1797-1917 годах управляло имуществом императорской семьи. В 1880-м здание перестроили: фасад украсили декоративными поясками и карнизом, а угловые выступы стилизовали под древнерусские прясла северных храмов.
    Нарядные фасады особняка оформлены в неорусском стиле с использованием разнообразных кирпичных тяг и карнизов, основными мотивами которых являются "кирпичный зубчик", "сухарь", "ступенчатый модульон". В основном, сохранилась первоначальная объемно-планировочная структура здания. Внутри здание частично перестроено, но сохранились первоначальные элементы архитектурного декора интерьеров: фигурные металлические лестничные ограждения, арки, сводчатые перекрытия полуподвала, фрагменты штукатурного декора стен.

24. Так дом выглядел до ремонта. (Фото из Викимапии)


25. Дом № 14.


В 1822 году участок был куплен А.И. Васильчиковым. Вскоре после этого здесь были построены два дома. Сын владельца усадьбы - Н.А. Васильчиков - принимал участие в тайных обществах. После восстания декабристов он был отправлен на Кавказ и вернулся в Москву только в 1831-м году. В начале 1830-х годов усадьба была продана графине Зубовой. При Зубовых усадебные здания перестраивались снаружи и внутри. В 1860-х годах оба здания были объединены в одно. С 1865 года усадьба принадлежала богатой купеческой семье Алексеевых. В 1885-м году ее приобрел В.К. фон Мекк - сын известной меценатки Н.Ф. фон Мекк. Он тяжело болел и скончался в 1892-м году.

26. В 1895-м году усадьба перешла к представителям известной семьи предпринимателей немецкого происхождения Фальц-Фейнов. В это время к дому был пристроен балкон, а также проведено отопление и электричество.


27. В 1899-м году владелицей усадьбы стала сестра известного мецената и создателя частного оперного театра С.И. Зимина. Она была замужем за известным в то время оперным певцом Н.Г. Райским.


После революции дом национализировали и переделали под квартиры. Над хозяевами смилостивились, позволив занять одну из них. Но в 1923-м году всех выселили, здание занял Верховный суд РСФСР. С конца 1930-х годов здесь жили политические эмигранты. В конце 1940-х годов дом был занят строительной организацией «Дальстрой».

28. С 1956 года в здании разместился Центральный шахматный клуб СССР. При нем в 1980 году был создан единственный в мире музей шахмат. Сейчас в главном здании и флигеле находятся Российская шахматная федерация и Центральный дом шахматиста имени М.М. Ботвинника.


29. Дом № 16.


Желающих иметь усадьбу в центре Москвы было больше, чем свободных участков, поэтому под давлением спроса владельцы больших участков делили их и частично продавали. Так случилось и с обширной городской усадьбы дворян Васильчиковых, полностью обустроенной к 1822-му году. В начале 1830-х участок перешел в собственность графини Зубовой.
Семья представителя московского купечества Александра Владимировича Алексеева поселилась в усадьбе в 1865-м году, но после смерти хозяина вдова - Елизавета Михаиловна Алексеева (Бостанджогло) - поделила владение на два участка и больший из них, вместе с главным домом (сегодня - Гоголевский бульвар, 14), переуступила В.К. фон Мекку в 1885-м году.
    На оставшемся в собственности участке Елизавета Михайловна решила построить небольшой двухэтажный особнячок на углу бульвара и Колымажного переулка. Для работы над новым домом был приглашен зодчий Дмитрий Николаевич Чичагов. Помимо особняка, построенного в эклектической стилистике, торец которого украшает причудливый орнамент с хозяйским вензелем, здесь появились жилые флигели и хозпостройки. Все строения выстроены в своеобразное каре, периметр которого «разрывают» лишь проездные ворота, выходящие на Гоголевский бульвар.
    В 1908-м году Алексеева умирает и владение по наследству переходит к ее младшей дочери Елизавете Руперти. Последняя решает провести в особняке переделку внутренних помещений, для чего пригласила известного архитектора Адольфа Эрнестовича Эрихсона. После прихода к власти большевиков особняк Алексеевых национализировали, и с 1918 года здесь разместилось одно из подразделений Наркомзема.

30. С 1943 по 1946 годы в этих стена размещалось Главное управление контрразведки СМЕРШ, которое возглавлял Виктор Семенович Абакумов.


31. В узком Колымажном переулке прячется один из самых главных в Москве шедевров советского ар-деко.


Издалека со многих ракурсов просматривается только высокая угловая башня. Почему же здание с такой эффектной архитектурой прячется в глубине переулков? Во-первых, то, что построено в Колымажном, - это лишь 1/7 часть запроектированного в 1930-е гг. огромного комплекса Наркомата обороны, который главным фасадом должен был выходить аж на Арбатскую площадь и иметь длинные крылья со стороны улицы Фрунзе (ныне - Знаменка) и Гоголевского бульвара. Во время проектирования заказчиком являлся Народный комиссариат по военным и морским делам (Наркомвоенмор), к моменту строительства он был преобразован в Народный комиссариат обороны.
    Автор проекта всего комплекса - архитектор Л. Руднев, который двумя годами ранее в соавторстве с В.О. Мунцем спроектировал здание Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ на Девичьем поле. 1932-1934-е гг. - это время перехода от конструктивизма к освоению классического наследия. Такой поворот в архитектуре - следствие изменения политики Сталина, линия, данная его инициативой. Авангардисты оказались в опале, и фасады домов снова покрылись декором в стилистике классицизма и ренессанса. И лишь немногие зодчие экспериментировали со стилем ар-деко. В отличие от Европы и Америки, в Советском Союзе такая архитектура не прижилась.
    Тем не менее здание Наркомата обороны - это и есть самое настоящее ар-деко. В декоре фасада нет мелких деталей, прямых цитат из классических архитектурных стилей. Ордерная структура предельно упрощена, колонны не имеют капителей, карнизы простые и минималистичные. Декор намеренно геометризирован.

32. Два симметричных восьмиэтажных блока объединены по центру выступающим вперед объемом входной группой с портиком, над которым расположен зал заседаний, не имеющий окон. Источник света в зале заседания - стеклянный световой фонарь в крыше. Внешняя стена этого зала украшена четырьмя рельефными изображениями танков, выложенными белым известняком. Между двумя верхними танками по центру в камне вырезана пятиконечная звезда.


Танки, пожалуй, одна из самых впечатляющих и близких стилю ар-деко деталей здания. Колонны входной группы отделаны светлым гранитом. Из гранита более темного серого цвета выполнен бриллиантовый руст, которым отделаны полностью первые два этажа здания. Окна по всему фасаду здания почти квадратные, утопленные в нишах такой же формы, что характерно для архитектуры 1930-х гг. Этот же прием Руднев использовал ранее в здании Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ на Плющихе.

33. К корпусу первой очереди справа пристроена башня высотой 60 м. Башня имеет декор только сверху, что рассчитано на обзор издалека. Верхний ярус украшен пятиконечными звездами, в нишах под которыми можно увидеть по пять самолетов, выстроенных в ряд. В ярусе под самолетиками серп и молот со снопом пшеницы.


Сейчас кажется странным, что башня выходит не на Гоголевский бульвар, а куда-то вглубь переулков. На самом деле здание - рудимент сталинского генплана реконструкции Москвы, принятого в 1935-м году. Башня должна была стоять на углу Малого (Кузнецкого) полукольца расширенных переулков и площади, обращенной к Дворцу Советов. Но после войны проект изменился: линию проектируемого полукольца чуть сдвинули, и справа от башни построили новый корпус министерства обороны. Таким образом, обзор на башню со стороны Знаменки был закрыт.

34.


В настоящее время здание принадлежит Генштабу Вооруженных Сил РФ.

35. Весь квартал между Знаменкой, Колымяжным, Большим Знаменским переулками и Гоголевским бульваром занят зданиями военного ведомства.



36. До самой Арбатской площади тянется забор, за которым стоит дворец Степана Апраксина. В 1849-м году в здании разместилочь сиротское кадетское училище. После революции училище было ликвидировано, но здание осталось за военными, в нём размещался Реввоенсовет, затем Наркомат обороны.


37. А поскольку Русское географическое общество патронируется министром обороны, на заборе размещены граффити с известными российскими мореплавателями-первооткрывателями. Беллинсгаузен.


38. Лазарев.


39. Крузенштерн.


40. Бульвар заканчивается Арбатской площадью. Здесь мы развернёмся и пройдём обратно к метро Кропоткинская по зелёной его части. Здесь мы видим Гоголя.


41. Памятник Гоголю на этом месте был установлен в 1909-м году, но это был другой Гоголь. Над постаментом работал Шехтель, а над самом Гоголем - Андреев.


Существует легенда, что лучший друг советских скульпторов, проезжая мимо памятника спросил: "А что это Гоголь такой грустный? Ему что. не нравится наша социалистическая действительность?". Грустного Гоголя быстренько переставили в Донской монастырь, а потом во двор усадьбы графа А.П. Толстого на Никитском бульваре, а на это место в 1952-м году поставили другого Гоголя, который уже с удовлетворением со своей высоты взирал на достижения страны Советов. Слепил этого Гоголя Н. Томский, который сам потом признавался, что ему этот памятник не нравится, но обстоятельства были сильнее.

42.


43. Но от композиции 1909-го года остались эти замечательные львы, держащие фонарные столбы.


44. Ещё один интересный памятник на бульваре - памятник Шолохову расположен возле дома, в котором жил Тургенев. Такой поворот сюжета - один пишет "Муму", другому памятник ставят.


45. Роль Муму здесь исполняют лошади. Если бы это был памятник Некрасову, то вместо лошадей могли бы быть зайцы.


Идея памятника принадлежит Рукавишникову старшему. "Памятник представляет собой бронзовую статую Шолохова, сидящего в донской лодке на реке. Шолохов одет в телогрейку, он бросил вёсла и смотрит вдаль. Позади лодки находятся плывущие в противоположном направлении лошади, выполненные из гранита. Лошади расходятся клином в разные стороны, которые символизируют раскол России на два лагеря - красных и белых - во время Гражданской войны. И лодка, и плита с лошадиными головами сильно наклонены в сторону центра бульвара к пешеходной зоне. Памятник оборудован фонтаном, который подаёт воду на плиту с лошадиными головами, добавляя памятнику реализма."
    С этой идеей он выиграл конкурс, но тогда что-то не сложилось, и реализовывать её пришлось уже Александру Иулиановичу, что он успешно сделал в 2007-м году, правда в отличие от первоначального замысла установили памятник не на Зубовском бульваре, а на Гоголевском.

46.


47. Есть на бульваре скульптурки и попроще, посвящённые сказочным персонажам. Я думаю, что вот эта - про курочку Рябу.


48. Когда Арбат ещё не был пешеходным, на бульваре выставлялись художники. Картины показать, да и продать что-нибудь по случаю.


49. И напоследок ещё раз полюбуемся павильоном станции Кропоткинская.


Использована историческая информация с сайтов https://um.mos.ru/ и https://progulkipomoskve.ru/

Всё Бульварное кольцо в моём журнале:

Соймоновский проезд и площадь Пречистенских ворот
Гоголевский бульвар (чётная сторона)
Гоголевский бульвар (нечётная сторона)
Гоголевский бульвар (дом-коммуна)
Фонари у памятника Гоголю
Арбатская площадь
Никитский бульвар, часть 1
Никитский бульвар, часть 2
Тверской бульвар, часть 1
Тверской бульвар, часть 2
Пушкинская площадь
Страстной бульвар
Петровский бульвар
Трубная площадь
Рождественский бульвар
Дом страхового общества "Россия"
Сретенский бульвар и Тургеневская площадь
Чистопрудный бульвар, часть 1
Чистопрудный бульвар, часть 2
Покровский бульвар
Яузский бульвар
Устьинский проезд

Хамовники, Кекушев, Бульварное кольцо, велопрогулки, Арбат (район), Москва

Previous post Next post
Up