Тверской бульвар, нечётная сторона

Apr 10, 2022 19:34

    Как Тверская улица имеет особый статус среди улиц Москвы, так и Тверской бульвар - он самый длинный и самый старый из бульваров кольца. Начинается бульвар от площади Никитских ворот, заканчивается у Пушкинской площади. Длина бульвара 870 метров. бульвар быстро стал престижным местом и застраивался преимущественно дворянскими усадьбами. Засаженный берёзами, он стал любимым местом прогулок для москвичей. В 1812-м на бульваре после пожара стоял лагерь французских войск. все деревья были вырублены на дрова.
    В 1917-м Тверской бульвар стал полем боя между большевиками и юнкерами. Причём всё был серьёзно, с применением артиллерии. В результате артобстрелов пострадало несколько домов. В советское время бульвар подрос в высоту, некоторые здания были надстроены дополнительными этажами, часть старых построек была снесена, и на их месте стоят новые здания.

Сталинка, оформляющая угол бульвара и Малой Никитской улицы была построена после войны для военных.



2. До этого здесь было двухэтажное здание со столовой.


3. Дом № 3 построен в 1986-м году.


4. До него на этом месте стояли два дореволюционных трёхэтажных дома.


5. Дом № 7/2. У него есть своё имя - Романовка.


В середине XVIII века земля на этом участке - за стеной Белого города, в Бронной слободе, принадлежала полковнику Василию Владимировичу Грушецкому, участнику присоединения Крыма к России, деятелю екатерининской эпохи, позднее ставшему генерал-поручиком и сенатором. От Грушецкого он перешел в 1771 году к Голицыным, один из которых строит в 1770-х годах большой дом с двумя боковыми, выходившими к стене Белого города флигелями. Автором проекта был известный русский зодчий Матвей Казаков. Около ста лет казаковский ансамбль сохранялся без изменений, хотя его и пришлось восстанавливать после пожара 1812 года. В 1880-х годах трехэтажные флигели были соединены между собой и надстроены, образовав вытянувшееся вдоль Тверского бульвара четырёхэтажное здание, получившее по имени владельца название Романовка.

6.


В доме были дешевые меблированные комнаты, в которых селились ученики консерватории и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В конце 1890-х годов в Романовке открылся музыкальный салон. У поселившегося в её номерах известного музыкального деятеля С.Н. Кругликова собирается вся труппа Русской Частной оперы С.И. Мамонтова. Часто бывают Римский-Корсаков, Константин Коровин и Михаил Врубель с женой, знаменитой певицей Надеждой Забелой-Врубель, которую Римский-Корсаков считал непревзойденной исполнительницей своих произведений. Любит петь у Кругликова и сам Фёдор Шаляпин. В непринужденной обстановке здесь проходили первые репетиции опер для мамонтовского театра.
    В те же годы к основному зданию, протянувшемуся по бульвару, пристраивается по Малой Бронной так называемая Романовская зала - для концертов и театральных представлений, которую сегодня занимает Театр на Малой Бронной. Именно здесь зарождался Художественный театр. До появления своего собственного здания в Камергерском переулке труппа театра использовала Романовскую залу для репетиций. Ещё спустя несколько лет в номерах Романовки впервые прочёл свои стихи Владимир Маяковский (тогда ещё ученик Московского училища живописи). Встречались здесь Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Алексей Кручёных.

7. Дом № 9. Доходный дом И.М. Коровина.


Построен в 1906 году по заказу известного московского домовладельца, купца Ивана Михайловича Коровина архитектором И.Г. Кондратенко - одним из плодовитейших московских зодчих периода строительного бума начала XX века. Это был не первый заказ, полученный архитектором от богатого домовладельца, ранее Кондратенко уже строил несколько доходных домов в стиле эклектики, и личный особняк Коровина во Власьевском переулке. К 1906 году Кондратенко имел звание классного художника архитектуры 1-й степени. Был удостоен двух золотых и одной серебряной медалей и являлся сверхштатным сотрудником Строительного отделения Московского Губернского правления. Его заказчиками были уважаемые представители купеческих фамилий.
    Доходный дом Коровина на Тверском бульваре выглядит не совсем «кондратенковским», лёгкие балконы, изящные линии окон, эркеры напоминают о сотрудничестве Кондратенко и Вильяма Валькота. В 1903 году архитектор строил по проекту Валькота дом Московского Торгово-Строительного Акционерного общества. Позднее, после 1910 года Кондратенко уйдёт от стилистики модерна, его дома приобретут форму неорусского и неоклассического стилей. Но дом на Тверском бульваре совсем другой.
    Пятиэтажное здание располагается на полуподвале. Старожилы вспоминают, как в конце 1970-х - начале 1980-х в полуподвале располагалась мастерская «никому тогда неведомого скульптора Церетели». Внутрь дома ведут два высоких подъезда, расположенных в боковых крыльях здания, средний фасад прерывается высокой аркой, ведущей во внутренний двор и закрытой ажурными воротами. Подняться наверх можно по широкой лестнице, подъезды украшены лепниной, квартиры здесь имеют высокие потолки. По всей длине фасада идут изящные балконы с кованными лёгкими решётками. Позднее длинные общие балконы станут «визитной карточкой» конструктивизма.
    Зимой 1914-1915 года в сравнительно дешёвой квартире верхнего этажа (№ 9) у певицы Зинаиды Михайловны Синяковой (Мамоновой) поселились её младшие сестры, приехавшие в Москву из Харькова - Мария, Надежда, Вера и Ксения. Они стали собирать в своей квартире московскую художественную молодёжь. В своей автобиографической повести «Охранная грамота» Б. Пастернак пишет: «Зимой на Тверском бульваре поселилась одна из сестер С-х - З.М.М-ва. Её посещали. К ней заходил замечательный музыкант (я дружил с ним) И.Добровейн. У ней бывал Маяковский. <…> Маяковский редко являлся один. Обыкновенно его свиту составляли футуристы, люди движенья. В хозяйстве М-вой я увидал тогда первый в моей жизни примус. Изобретенье не издавало ещё вони, и кому думалось, что оно так изгадит жизнь и найдёт себе в ней такое широкое распространенье».
    О Синяковых выразительно вспоминала Л.Ю. Брик: «Синяковых пять сестёр. Каждая из них по-своему красива. Жили они раньше в Харькове, отец у них был черносотенец, а мать человек передовой и безбожница. Дочери бродили по лесу в хитонах, с распущенными волосами и своей независимостью и эксцентричностью смущали всю округу. В их доме родился футуризм. Во всех них поочерёдно был влюблен Хлебников, в Надю - Пастернак, в Марию - Бурлюк, на Оксане женился Асеев».
    Артистическая богема Синяковых не нравилась родителям Пастернака. Они были против участия сына в этих сборищах. «Леонид Осипович, - писала Е.Б. Пастернак, - открыто протестовал, когда Борис уходил в эту, как он отечески выражался, “клоаку”». Роман между Н.М. Синяковой и Борисом тоже не вызывал у родителей никакого энтузиазма. Весной 1915 г. Надежда Михайловна заболела и уехала в Харьков, в начале лета Пастернак отправился к ней и провёл три недели в селе Красная поляна под Харьковом. Роман с Н.М. Синяковой длился затем ещё почти год, преимущественно в письмах.
    В советское время дом был отдан под коммунальные квартиры, комнат в каждой квартире было не меньше десяти, две из них выходили на бульвар и имели балкон, остальные шли перпендикулярно ему, и окнами смотрели во двор. Сейчас это элитный дом в центре города, он до сих пор является украшением бульвара и привлекает к себе любопытные взгляды прохожих. Здесь по-прежнему обитает скульптор Церетели, об этом сообщает вывеска на доме о Московском музее современного искусства.

8. Дом № 11. Дом-музей Ермоловой.


Этот особняк был построен в 1773 году, и он чудом пережил пожар 1812 года. Не нашёл информации о том, для кого дом был построен. В 1889-м году его купил известный адвокат Николай Шубинский для жены Марии Ермоловой - великой актрисы. Здесь она прожила до конца жизни, Шубинские были потомственными дворянами. На первом этаже располагались хозяйственные комнаты, две отдельные - для конюха и его семьи. Шубинский не только входил в десятку лучших адвокатов, но и разводил элитных лошадей для скачек в двух имениях в Тверской губернии. Мария Ермолова, наоборот, родилась в бедной семь, её: дед был крепостным, а отец Николай так и не реализовал мечту стать драматическим актером и всю жизнь работал суфлером Малого театра.

9. Память о себе Шубинский оставил на картуше особняка.


Побывать в гостях у Ермоловой считалось престижным. Здесь пел Федор Шаляпин, сюда приходил Константин Станиславский. Однажды в дом на Тверском бульваре заглядывал Антон Чехов. Он говорил: "Пообедав у звезды, два дня потом чувствовал вокруг головы своей сияние". Гостей провожали на второй этаж, где парадные комнаты располагались анфиладой по кругу: Белый зал, Желтая гостиная, рабочие кабинеты Ермоловой, Шубинского и его помощника.

10. Зеленая гостиная и спальня - эти две комнаты занимала актриса, когда дом национализировали. В остальных помещениях сделали коммуналки.


Николай Шубинский эмигрировал: ему, как правому активисту, угрожала опасность. А Мария Ермолова осталась: она называла себя "истинной дочью Москвы" и не могла бросить театр. В 1920 году на 50-летний творческий юбилей Марии Ермоловой советское правительство подарило ей национализированный особняк. Но это было формальностью: там по-прежнему оставались коммуналки. Ермолова умерла в своих двух комнатах в 1928 году. Ей тогда было 74 года. В 1970 году в доме открыли мемориальную квартиру: посетители туда ходили через коммуналки. И только в 1986 году дом окончательно расселили и превратили в музей.

11. Дом 13, стр. 1. В 1985-м году здание было перестроено для Стройбанка СССР.


12. До перестройки оно выглядело так.


13. Фасады "старых четырёх этажей облицевали плиткой и надстроили ещё два этажа.


14. Дом 15, стр. 2. Одно время в этом здании работал ресторан "Недальний Восток" Аркадия Новикова.


15. Дом 15, стр. 1. Сейчас здание принадлежит золотодобывающей компании "Полюс". Бывшее реальное училище Л.Н. Полякова.


16. Дом 17 стр. 1. Бывший доходный дом в три этажа. В 1880-м надстроен ещё одним этажом. В 1930-х надстроили ещё 4. Хороший запас прочности был у трёхэтажки.


17. В основе этого здания бывший дом князей Святополк-Мирских начала 19-го века, затем было персидское посольство, потом доходный дом. В 1930-е надстроили ещё 4 этажа, а затем ещё и чердачный. Здесь одно время жил хирург Склифосовский.


18. Так дом был украшен во время коронации Николая II в 1896-м году.


19. Напротив здания памятник Сергею Есенину. Памятник открыт в 1995 году. Скульптор А.А. Бичуков, архитектор А.В. Климочкин


20. В композицию вместе с памятником входит оригинальная скульптура "Рождение Пегаса", которую под снегом я не заметил. Пришлось в сети найти.


Во времена серебряного века, в этих местах находилось популярное у творческой публики кафе «Стойло Пегаса», где любили собираться поэты, прозаики и сценическая молодёжь.
Сейчас многие считают, что эта деталь скульптурного ансамбля Есенину, здесь не уместна. И все же если вспомнить, довольно-таки жесткое стихотворение Есенина «Кипение Красного Пегаса», то присутствие этой небольшой скульптуры близ памятника вполне объяснимо:
«…Много нас,
Но, не личностей, а масс...
В "Целине" погряз Пегас,
Верный долгу чести»…

21. В Богословском переулке можно увидеть церковь Апостола Иоанна Богослова. Ныне существующий храм построен на месте более старого в 1652-1665 годах. Здесь крестили Герцена.


22.


23. Дом 23, стр. 1. Московский драматический театр им. Пушкина


Бывший генеральский дом Мамонова, Поливанова, потом Вырубовых. Комплекс состоит из разновременных построек. Парадный вход, выходящий на бульвар, размещается в бывшем жилом доме XVIII-XIX вв. Комплекс перестроен в стиле модерн в начале XX в. под камерный театр. .В 1914-1949 гг. театр возглавлял Александр Таиров, а примой была Алиса Коонен. В здании театра им была выделена квартира.
    С 1950 г. театр стал называться Московским драматическим театром им. А.С. Пушкина. В разное время театром руководили народные артисты СССР Василий Ванин, Борис Бабочкин, Иосиф Туманов, Борис Равенских, народный артист РСФСР Борис Толмазов и народный артист России Борис Морозов. Главным режиссёром театра в 1988-2000 гг. был народный артист России Юрий Ерёмин. С 17 апреля 2001 г. по 27 мая 2010 г. художественным руководителем театра являлся ученик Олега Ефремова Роман Козак. 4 июня 2010 г. после скоропостижной смерти Романа Козака художественным руководителем театра стал заслуженный артист России Евгений Писарев.

24.


25. Дом 25, стр. 1


Западный флигель городской усадьбы А. А. Яковлева. Построен в начале XIX в. Капитально перестроен в стиле эклектики в 1881-1882 гг. по проекту архитектора А.С. Каминского для размещения Нижегородского поземельного банка.
    В 1920 г. усадебный комплекс, за которым к этому времени закрепилось название «Дом Герцена», решением Совнаркома был передан писательским организациям, а в 1933 г. здесь был открыт Литературный институт им. Максима Горького. В этом здании разместилось писательское общежитие. В начале 1920-х гг. в левом флигеле в небольшой комнате жил О. Э. Мандельштам со своей женой. Сейчас на этом доме установлена мемориальная доска. В писательском общежитии в разное время жили В.В. Иванов, Б. Л. Пастернак, Д. Л. Андреев. Более двадцати лет здесь прожил крупнейший писатель XX в. А. П. Платонов.

26. Дом 25, стр. 7. Восточный флигель городской усадьбы А.А. Яковлева.


27. Дальше была усадьба А.С. Салтыковой, но она снесена. Заканчивается нечётная сторона бульвара Новопушкинским сквером. Прославился этот сквер в начале 1990-х, когда открылся первый в стране Макдоналдс..


Всё Бульварное кольцо в моём журнале:

Соймоновский проезд и площадь Пречистенских ворот
Гоголевский бульвар (чётная сторона)
Гоголевский бульвар (нечётная сторона)
Гоголевский бульвар (дом-коммуна)
Фонари у памятника Гоголю
Арбатская площадь
Никитский бульвар, часть 1
Никитский бульвар, часть 2
Тверской бульвар, часть 1
Тверской бульвар, часть 2
Пушкинская площадь
Страстной бульвар
Петровский бульвар
Трубная площадь
Рождественский бульвар
Дом страхового общества "Россия"
Сретенский бульвар и Тургеневская площадь
Чистопрудный бульвар, часть 1
Чистопрудный бульвар, часть 2
Покровский бульвар
Яузский бульвар
Устьинский проезд

Бульварное кольцо, Пресненский район, Москва

Previous post Next post
Up