Чистопрудный бульвар, часть 2

Mar 03, 2021 22:00

    Первую часть прогулки по Чистопрудному бульвару мы закончили на пересечении с Покровкой. В этот раз мы пойдём в обратном направлении, но уже по чётной стороне. Если сравнивать чётную и нечётную стороны бульвара, то можно увидеть, что на чётной чуть меньше было усадебных домов, но больше доходных. Так же, как и на нечётной, доходные дома были надстроены в советское время дополнительными этажами.

Ну а начнём с места, которое дало название всему бульвару - с Чистых прудов. А если точнее, то с Чистого пруда, он здесь всего один.


2. Раньше в конце пруда стояло безобразное здание на колоннах типа стекляшка. На моей памяти там был индийский ресторан "Джалтаранг". Сам там не был, но посетившие его были не в восторге, слишком уж специфическая она - индийская еда. Не для нашего климата и желудка.


3. До ресторана вроде было деревянное одноэтажное здание. В новом же в здании фитнес-клуб. Вполне приличная архитектура на мой вкус.


4. На пруду расчищена площадка для катания на коньках. Но выход на лёд запрещён. Кабы чего не вышло. Очень по-нашему.


5. Недалеко от пруда установлен памятник казахскому поэту Абаю (Ибрагиму) Кунанбаеву. Памятник поставлен в 2006-м году на казахстанские деньги. Почему здесь? Просто посольство рядом. На открытии присутствовали главы двух государств.


6. Абай Кунанбаев (1845-1904) - казахский поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.


7. В состав композиции входят и два каменных истукана в половецком (или печенегском) стиле.


8. "Стасовская" гостиница. Фасад, выходящий на Покровку, выглядит прилично.


Гостиницы у ворот Белого города, на месте снесённых в 1760-1770 гг. стен, намечено было строить указом Павла I в 1798 г., хотя ещё в начале 1770-х гг. купчиха Андронова построила у Покровских ворот первый каменный постоялый двор с кузницей, навесами для экипажей - в настоящее время это северная часть дома № 16 по Покровке. В 1797 г. у снесённых Покровских ворот по приказу Павла I Василием Стасовым была построена двухэтажная гостиница (дом № 17), в перестроенном виде сохранившаяся до наших дней. По первоначальному проекту со стороны Покровки она имела шестиколонный портик, придававший постройке строгость и торжественность; впоследствии, однако, портик был уничтожен.
Автором проекта гостиниц на Покровке (дом 17 и 16-18) являлся архитектор В.П. Стасов, поэтому здания также называют «стасовскими» гостиницами. Здания являются наиболее поздними из ряда подобных гостиниц, другие, возведённые у Сретенских, Никитских и Пречистенских ворот до настоящего времени не сохранились.
    Строительство дома № 17 велось в 1805-1825 гг. на средства купчихи Гусевой, которая скупила весь квартал между Чистопрудным бульваром и улицей Покровка. Первый этаж занимали лавки и магазины, на втором этаже располагались гостиничные номера.
    В 1868 г. проведена очередная реконструкция здания, когда владельцем стал Сергей Андреевич Крашенинников. В этот период выдано разрешение от властей города Москвы на возведение галереи с частичной перестройкой строения.

9. Фасад со стороны пруда украшен восьмипилястровым портиком тосканского ордера и небольшим треугольным фронтоном.


10. Со стороны бульвара фасад уже несколько потрёпанный.


11. Ну а уж если заглянуть во двор...


12. На углу бульвара и Покровки стоит доходный дом Храма Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот. (1878-1882; 1908, архитектор Л.Л. Кравецкий - разработка плана; 1908-1909,  Первый этаж был отдан под торговые помещения.


13. Изначально дом был трёхэтажным в 1955 году надстроили еще два этажа. До надстройки он был куда симпатичнее.


14.


15. Вторым по счёту стоит знаменитый "Дом со зверями". Он построен в 1908-1909 гг. по проекту архитектора Л. Кравецкого и инженера-строителя П.К. Микини."Зверинец" занимает поверхность стен третьего и четвёртого этажей.


16. Барельефы сказочных животных, птиц и растений, выполнены художественной артелью «Мурава» по эскизам художника С.И. Вашкова - ученика Васнецова. Образцами послужили барельефы Дмитриевского собора во Владимире, который С.И. Вашков считал вершиной владимирского зодчества.


17. Однако это не копии знаменитых средневековых барельефов, а их образное прочтение с позиций эстетики начала XX века в нарочито укрупнённом масштабе и гротескной прорисовке.


18. Дом строился как доходный при храме Святой Троицы на Грязех, часть квартир предполагалось передать под временное проживание нуждающимся прихожанам, а другую часть использовать для получения прибыли - сдавать в аренду.


19. Первоначально дом был четырехэтажным с шатровыми башенками по краям. В 1945-м году по проекту архитектора Б.Л. Топаза дом был надстроен еще двумя этажами. При этом пропал ряд верхних барельефов (над окнами четвертого этажа), были уничтожены балконы второго этажа. Но все же надстройка была проведена достаточно умело, и верхние этажи особо не выделяются на фоне старого объема дома.


20. Спасли льва на верхней части четвёртого этажа.


21. Появились и балкончики с лепниной.


22. Несколько лет назад на первом этаже была произведена реконструкция, в результате которой вместо окна сделали дверь, а к дому была пристроена лестница с совами и непонятными зверушками в стиле модерн. Так что эта деталь не имеет никакого отношения к первоначальному архитектурному решению.


23. На стене есть знак ОСОАВМАХИМа "Крепим оборону СССР"


24. Дом 12а, Дом Кожсиндиката построен в 1925-1927 годы.


25. Построен для нужд Всесоюзного кожевенного синдиката по проекту тогда ещё студента ВХУТЕМАСа А. П. Голубева и инженера Е. Израиловича. Здание Кожсиндиката примечательно тем, что является одной из немногих воплощённых авангардистских построек ВХУТЕМАСа.


26. На этом месте раньше находилось деревянное здание панорамы Бородинской битвы.


Его построили по проекту военного инженера П.А. Воронцова-Вельяминова к столетию сражения. Сама панорама, написанная Ф.А. Рубо (1856-1928) в 1912-м году по заказу Николая II, имела длину 113 м, а ширину - 15 м. Помогали Францу Алексеевичу художник И.Г. Мясоедов и консультант Б.М. Колюбакин. В 1918-м павильон обветшал, и панораму демонтировали. Панорама была вновь открыта в 1962-м в доме 38 на Кутузовском проспекте. Основу музея составила отреставрированная художником П.Д. Кориным панорама "Бородинская битва" Рубо.

27. Проект разрабатывался при участии специалистов треста Госстрой, специализировавшихся на строительстве железнодорожных сооружений. Поэтому характерной чертой здания становится железобетонный каркас, выведенный на фасады, ставший важным элементом внешнего оформления и определяющий ритм членений. Корпус из железобетонных конструкций был очень прогрессивным сооружением для СССР в 1920-х годов. В результате такая конструкция с внешним каркасом придала зданию вид, не совсем типичный для конструктивизма, придала ему оттенки ар-деко.


Здание отдельно стоящее, семиэтажное (последний этаж был надстроен в 1948 г.). Решение главного фасада с двумя сильно выступающими ризалитами и общий пропорциональный строй здания напоминают приёмы рационального модерна 1910-х гг.
    Первоначально три первых этажа занимало административное помещение, а на более высоких этажах размещались квартиры сотрудников. После Кожсиндиката в этом здании последовательно размещались: Наркомат лёгкой промышленности, потом Министерство хлебопродуктов и Министерство заготовок, а с 1989 г. - Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества, которому впоследствии присвоено имя выдающегося актера и режиссера Ролана Быкова.

28.


29. Дом 12, корп. 4. Конструктивизм. Построен в 1929-1931 годы, архитекторы К.В. Аполлонов, Н. Якобсон. Дом кооператива "Военный строитель", созданного для обеспечения жильем сотрудников Военстроя - специального строительного управления, в обязанности которого входило строительство бомбоубежищ, бункеров и прочих объектов гражданской обороны.


30. Дом 12, корп. 4. Постконструктивизм. Ещё один жилой дом для кооператива «Военный строитель».


31. Здание, построенное А. Волхонским в 1936 году, простое по декору и не перегруженное деталями. Основное внимание архитектора сконцентрировалось на входной части, оформленной в виде плоского портала с четырьмя пилястрами, «наложенного» на фасад. Любопытны капители пилястр, не имеющие прямых прототипов в классической архитектуре. В верхнем аттиковом этаже центральной части мотив пилястр повторяется.


32. Над окнами верхнего этажа есть интересный значок.


33. Дом 10, стр. 1. Шестиэтажный трёхподъездный кирпичный жилой дом. Бывшее доходное владение Тупицыных (кон. XVIII в.), жилой флигель городской усадьбы Козлова (1871-74 гг.) перестроен архитектором А. Вебером. Три этажа надстроены в 1939-1940-х гг. От конструктивизма ему достались протяжённые угловые балконы.


34. Дом 10, стр. 2


Построен в 1782-94 гг., перестроен в 1817 г., 1859 г. и 1875 г., архитектором А.Е. Вебером. Тогда же появились пышные лепные украшения, дошедшие до наших дней. Первоначальный объём относится к концу ХVIII в. На плане владения купца С.С. Овчинникова 1802 г. показан двухэтажный Г-образный в плане жилой дом. К его северному торцу примыкала одноэтажная каменная лавка прямоугольной формы. К 1817 г. лавка приобрела квадратную форму плана.
    В 1859 г. при купце А.С. Целибееве главный фасад здания получил облик в формах эклектики с криволинейным разорванным аттиком. Со стороны двора было пристроено второе крыло (северо-западное) в три этажа и двухэтажная вставка между ними. В результате главный дом приобрёл П-образную форму в плане. К северному его торцу по-прежнему примыкала одноэтажная лавка, а к южному - двухэтажная жилая пристройка 1863 года, в которой был устроен парадный вход, оформленный металлическим козырьком на колонках, и зимний сад (оранжерея) на 2-м этаже.
    В 1875-м при К.Е. Тупицыне по проекту известного архитектора А.Е. Вебера была увеличена высота северного крыла жилого дома, а каменная одноэтажная лавка надстроена 2-м этажом и приспособлена под жильё, став неотъемлемой частью жилого дома. Уличные фасады этих строений также получили единообразное решение в духе неоренессанса с рустовкой в уровне нижнего этажа и многочисленным скульптурным и лепным декором бельэтажа. Здание тогда использовалось в доходных целях - в нём размещалось несколько квартир и конторское помещение, сдаваемые внаём.

35.


36. Имеет смысл получше рассмотреть лепнину, она здесь богатая.


37.


38.


39.


40. Дом 8. Выглядит как административное сталинское здание.


История дома берет свое начало в 18 веке. Выстроен в 1782-94 гг., после сноса стены Белого города. Предполагается, что автором проекта был Казаков. Дом в стиле раннего классицизма был построен с использованием стоявших здесь палат. C 1785 года это дом наместника Екатерины II в Перми и Тобольске, а позже Ярославского губернатора - Евгения Петровича Кашкина. Евгений Петрович слыл бессребреником и его семья, после смерти генерал-поручика, попала в нелегкое материальное положение. В 1803 году следующей владелицей стала Аграфена Дурасова, жена М.З. Дурасова, бывшего в чине генерал-лейтенанта. Происходила она из богатой семьи, владевшей, ко всему прочему, и великолепным дворцом, расположенным на Покровском бульваре. Тяжелое финансовое положение А.А. Дурасовой привело в 1833 году к продаже усадьбы казне. В дальнейшем, во владениях усадьбы располагались уже казенные и государственные заведения. С 1870 года здесь разместили главный дом московской типографии, а после 1917 года в этих стенах начали работать сотрудники издательства «Рабочая Москва», а с 1922 года и «Московского рабочего».
    В ходе реконструкции двухэтажный дом усадьбы надстроили четырьмя этажами и заново облицевали , здание стало шестиэтажным. Здесь разместились «Московская правда», «Московский комсомолец» и «Вечерняя Москва». В результате последней перестройки в 2014 году здание «подросло» еще на один мансардный этаж и было переделано под офисные нужды.

41. Дом 8, стр. 1. Угловое двухэтажное каменное здание. Один из флигелей большой усадьбы Кашкина. Первоначально здание было одноэтажным, второй этаж появился в начале XIX в.


Дом 6, стр. 1. Бывшее здание правления Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, перестроенное в 1890-1891 гг. по проекту Соколова и Д.Н. Чичагова. В 1910 г. его вновь перестроили. На этот раз по проекту И.И. Рерберга. Тогда и появился третий этаж, сохранивший архитектуру фасада. В основе дома - городская усадьба Мусиных-Пушкиных, 1810-1890 гг.

42.


43. В 1925-1939 гг. - дом Наркомпроса.


44.


45. Как-то получается, что Крупская одновременно работала в двух зданиях - здесь и в бывшем доме страхового общества "Россия".


Здание реконструировано в середине 2000-х гг.

46. Дом 4, стр. 3. Бывший Дом для престарелых чинов почтово-телеграфного ведомства, построенный в неорусском стиле в 1898-м году по проекту А.П. Попова. Дом был собственностью расположенного поблизости Московского Почтамта.


47.


48.


49.


50. Дом 2. Нижние три этажа построены в 1900-м для нужд центрального почтамта, а верхние - в 1952-м.


51. Редкий случай, когда надстроенные этажи имеют больше лепнины, чем старые.


52.


53. Боковое крыло здания почтамта. С 1783-го года здание много раз перестраивалось. В основе здания дворец Александра Меньшикова.


54. Наземный вестибюль станции метро "Чистые пруды", бывшей "Кировской". Что интересно, если бы Кирова в 1934-м не убили, она бы называлась "Мясницкие ворота". Открыта в мае 1935-го года вместе с первой веткой московского метро. Именно первые наземные вестибюли мне нравятся больше всех.


Всё Бульварное кольцо в моём журнале:

Соймоновский проезд и площадь Пречистенских ворот
Гоголевский бульвар (чётная сторона)
Гоголевский бульвар (нечётная сторона)
Гоголевский бульвар (дом-коммуна)
Фонари у памятника Гоголю
Арбатская площадь
Никитский бульвар, часть 1
Никитский бульвар, часть 2
Тверской бульвар, часть 1
Тверской бульвар, часть 2
Пушкинская площадь
Страстной бульвар
Петровский бульвар
Трубная площадь
Рождественский бульвар
Дом страхового общества "Россия"
Сретенский бульвар и Тургеневская площадь
Чистопрудный бульвар, часть 1
Чистопрудный бульвар, часть 2
Покровский бульвар
Яузский бульвар
Устьинский проезд

Бульварное кольцо, Басманный район, Москва

Previous post Next post
Up