Чистопрудный бульвар, часть 1

Mar 02, 2021 21:07

    Чистопрудный бульвар находится между улицами Мясницкой и Покровкой. Бульвар достаточно длинный - 822 м, поэтому прогулку придётся разбить на 2 части. Когда-то в здесь протекала речушка под названием Рачка. Начиналась она в Поганой луже, протекала по Колпачному и Подкопаевскому переулкам, пересекала Подколокольный переулок, улицу Солянка и впадала в Москву-реку рядом с Яузой. В Переписи дворов патриаршей слободы 1630 г. "лужа" упоминается как Поганый пруд: слободская церковь именовалась, как церковь "Гавриила Великого, что на Поганом пруду". После того, как в 1703 г. по приказу Меньшикова пруд привели в порядок, его стали называть Чистым. В таком виде пруд и дал название бульвару - Чистопрудный.
    Почему же пруд назвали Поганым? Местность, занимаемая бульваром, известна с XVI века, когда здесь обосновались скотобойни - «Животинный двор», позже «Государев боевой двор». Мясная торговля дала имя прилегающей Мясницкой улице, а её отходы, сбрасываемые в ближайшее болото - «Поганому пруду». А существующий сейчас Костянский переулок получил своё название потому, что мясники туда сваливали кости.




2. Здесь, в начале бульвара, заканчиваются трамвайные пути, которые раньше шли по всему Бульварному кольцу.


3. Открывает зелёную часть бульвара памятник Грибоедову. Памятник открыт в 1959-м году к 130-летней годовщине гибели. Скульптор - А.А. Мануйлов, архитектор - А.А. Заварзин. Александр Сергеевич жил неподалёку, на Мясницкой.


В 1918-м году по плану монументальной пропаганды на месте, где сейчас расположен памятник Грибоедову, был установлен памятник идеологу русского анархизма Михаилу Бакунину, построенный по проекту скульптора М. Ковалева. Памятник был исполнен в абстрактно-футуристической манере, но вышел крайне неудачным. Говорят, что когда с памятника сняли только часть лесов, от него уже начали шарахаться лошади московских извозчиков. Анархисты устроили акцию протеста с требованием убрать памятник, а рабочие написали в газету гневную статью с заголовком «Уберите чучело!». В результате памятник очень быстро убрали.

4. На постаменте с полуоткрытым занавесом - вереница персонажей «Горя от ума».


5. Гуляя по бульварам, стоит обращать внимание на фонари.


6. Первый дом по нечётной стороне - доходный дом 19-го века, включивший объем палат 2-й половины века 18-го. Здесь располагался продуктовый магазин купца Гусятникова.


7. Дом 1 с орнаментом, стилизованным под резьбу по камню построили в 1886 г. по проекту Б.В. Фрейденберга.  Бывший приют для престаревших медиков. своего рода богадельня.


8. В 1914 г. им владела купеческая вдова А.И. Виноградова. Ей же принадлежали дома-соседи: ул. Мясницкая, 30 и Гусятников пер., 4. В подвале дома находилась пекарня, принадлежавшая её мужу Петру Гордеевичу Виноградову. Пекарня работала еще в 1950-х гг. Её обнаруживал запах свежеиспеченых булочек, а сквозь запыленные окна подвала было видно, как на конвейере медленно проплывали заготовки из теста.


9. Дом 1А. Построен в 1908-12 гг. по проекту архитектора И.А. Германа. Здесь располагались приют и зал для общественных собраний Медико-филантропического общества. Реконструировано 1940 г.


10. Дом 3, стр. 1.


11. Дом 3, стр. 2. Посольство Казахстана. Здание построено в 1979-м году по проекту архитекторов Ю. Соколова и Ю. Милаева в качестве гостиницы при представительстве Казахской ССР.


12. Дом 3А, стр. 7. Построен в 1887 году по проекту архитектора Павла Гаудринга.


В 1914-м году здание перешло в собственность Медико-филантропического общества. С 1917 по 1925 годы здесь проживала русская актриса Гликерия Федотова, которую называли лучшей исполнительницей женских ролей в комедиях Шекспира и Островского. Она служила в Императорском театре и входила в состав драматической труппы. Ее квартира с балконом, расположенным над парадным входом, находилась на втором этаже здания. Впоследствии здание передали Постоянному представительству Казахской ССР при Совете Министров СССР. После распада СССР Представительство трансформировалось в посольство.

13.


14. Так выглядела нечётная сторона в начале прошлого века.


15.


16. Дом 3А, стр. 1.


Особняк - объект культурного наследия. Формы здания, казалось бы, типичны для московского классицизма, однако эта постройка относится к эпохе эклектики. Плоский двухэтажный фасад раскрепован плоским ризалитом под фронтоном. Декор, использующий отдельные мотивы ампира, по-видимому, дополнен в 1910-х годах. С левой стороны к зданию пристроен вход, акцентированный массивным чугунным козырьком, также использующим классические формы.

17. Дом купца Сергея Ивановича Никитина. Дом построен в 1837-м году, Никитин приобрёл его в в 1889-м.


18. В доме находился ресторан "Прогресс". На первом этаже были общие залы, на втором - отдельные кабинеты.


19. Дом перестроен и капитально отремонтирован в 2004-м году На месте ворот в Гусятниковом переулке, появилось крыльцо с крылышками Меркурия. Замуровали вход с бульвара.


20. Дом 7/2 совершенно выпадает из ряда даже несколько перестроенных домов. Год постройки - 1960-й, как раз когда была убита архитектура.


Долгое время на этом месте стоял одноэтажный деревянный дом, выходивший главным фасадом в переулок. Типичный дворянский особняк в классическом стиле. Этот дом снимал Сергей Львович Пушкин, отец будущего поэта. Вместе с ним приехало 6 человек дворовых - "свита" более, чем скромная. Дом был небольшой 35 кв. саженей. Это примерно 166 м². К 1960-му от дома остались одни развалины, восстанавливать их не стали, не смотря на то, что они были связаны с Пушкиным. В начале XIX в. владельцем дома был поручик П.М. Волков. В 1894-1914 гг. дом принадлежал Марии Алексеевне Елагиной, имевшей звание "Потомственный почётный гражданин".

21. Дом 9, стр. 1. Дом хоть и кажется цельным, на самом деле составной. Центральная часть построена в 1938-40 гг. по проекту архитектора М.С. Шарфетдинова. А вот в основе крыльев трёхэтажные дореволюционные доходные дома.


22. Надо сказать, что архитектор достаточно хорошо стилистически объединил все три дома, надстроив ещё двумя этажами боковые крылья.


23. Использована для объединения и декоративная отделка, выполненная на всех частях дома.


Раньше здесь стоял дом Кабанова, принадлежавший ему в 1892-1916 гг. До него владелицей была дочь коллежского советника П.П. Яковлева. В 1868 г. она продала дом с участком крестьянину Д. Баклашеву. Потомственный почётный гражданин, член Мясницкого городского попечительства о бедных Дмитрий Иванович Кабанов занимался изготовлением памятников и жерновов, выполнял работы по камню, граниту, мрамору. Чистопрудный, 9 - один из семи домов Кабанова. Здесь у него был склад.
    Ещё на бульваре ему принадлежали дома 2 и 3. Один дом Кабанова стоял на месте метро "Чистые пруды". Другой - напротив, рядом с церковью Флора и Лавра. Соответственно, у них были номера 28 и 25 по Мясницкой улице. Ни один дом Кабанова не сохранился.

24. Дом 11, стр. 1. Доходный дом вдовы гвардии-ротмистра Анны Ивановны Балашовой 1900-го года постройки. Какой-то слишком унылый фасад.


Дом середины XIX в. надстроили до четырёх этажей, которые занимали квартиры, сдававшиеся в аренду. Осенью 1940 г. бывший дом Балашовой начали надстраивать для Наркомата вооружения СССР. Возвели леса, заскрипели лебёдки с кирпичом, со двора пристроили лифтовую шахту. Жильцы дома уже ждали момента, когда вместо печного отопления будет центральное: заготовка и колка дров всем надоела. Строители уже установили батареи и пробили в квартирах полы для труб. С началом войны стройка остановилась. Хорошо, что строители не засыпали дымоход, который очень пригодился, когда в войну топили буржуйки.
    Достроили три этажа в 1944 г. для того же Наркомата вооружения. Тогда справа от ворот появился необычный подъезд. Это не парадный подъезд, а "генеральский". К нему подъезжали машины наркома Устинова и генералов Наркомата. Старых жильцов они не беспокоили. Не было спецсигналов, машин сопровождения: никаких аналогов мигалок и джипов с охраной. Генералы быстро проходили в подъезд, при встрече вежливо здоровались с жильцами и поднимались на лифте, который останавливался только на верхних этажах.
    В 1970-х гг. жильцов переселили в новые квартиры, а дом передали под гостиницу Министерства черной металлургии. В 2000-х гг. жилье в доме приватизировали и отремонтировали. Теперь оно принадлежит к разряду элитного. Здесь есть 2-х, 3-х и даже 8-ми комнатные двухуровневые квартиры общей площадью 260 м² с тремя балконами и высотой потолков 3,5 м.

25. По нижним , "старым" этажам как будто рубанком прошлись, содрав весь декор и балконы. Осталась только проездная арка по центру фасада.


26. Дом 13, стр. 1. Дореволюционный доходный дом, надстроен в 1960-е. Рядом с ним четырёхэтажный дом № 15. Похоже, что и ему хоть один этаж, да надстроили.


Дом 13 принадлежал в 1867-1890 гг. Юлии Карловне Мейнгард. После смерти мужа, действительного статского советника А.А. Мейнгарда, она переехала в дом Дерожинской. Кстати, память об Александре Адольфовиче Мейнгарде хранит деревянный дом по адресу Огородная слобода, 9. В 1900-1914 гг. дом принадлежал М.П. Черкасовой. Если учесть, что сосед слева был четырёхэтажным, и принять во внимание декор фасада, то можно предположить, что первоначально дом был пятиэтажным. Позже собственником дома был провизор Павел Григорьевич Поллак. Вместе с ним здесь жили жена Наталья Эрнестовна и дочь Елена. Бывший дом Черкасовой надстроен, видимо, в 1930-е гг.

27. Дом 17, стр. 1. Особняк 1820-х годов постройки. Отреставрирован в 1980-х.


В 1899-1904 гг. дом принадлежал Данилову, который сдавал его 3-му городскому училищу. В 1911 г. владелицей дома стала вдова действительного статского советника Зинаида Ивановна Данилова. В 2000-х здание занимал Торговый дом "Шефер Шоп", предлагавший мебель и предметы интерьера. Просуществовал он здесь недолго. Уже в 2011 г. в доме расположился Культурный центр посольства республики Корея. Сейчас в нём бизнес-центр "Бульварное кольцо".

28. Самое известное здание нечётной стороны бульвара - театр Современник.


29. В молодости театр Современник был кинотеатром Колизей. По заказу купца Александра Гуськова в 1913-м году его построил Роман Клейн. Здесь мы видим и неоклассицизм, и элементы античной архитектуры.


30. В фойе был устроен зимний сад.


В 1924-1932-х годах здесь шли спектакли Первого рабочего театра Пролеткульта, а в 1932-1936-х работал Московский драматический театр ВЦСПС во главе с режиссером Алексеем Диким. В 1970-м году «Колизей» был закрыт. А еще через четыре года в здание переехал театр «Современник». С тех пор ремонтно-реставрационные работы не проводились.
    В результате к 2016 году физический износ отдельных конструктивных элементов здания достиг 60%, а инженерных систем - до 80%. Чтобы спасти театр от разрушения и приспособить его к современному использованию, в сентябре 2016 года была начата масштабная реставрация. Укрепили фундамент здания и плиты зрительного зала, восстановили кирпичную кладку, заменили перекрытия сценической коробки, сделали гидроизоляцию подвалов и новую кровлю, сцену оснастили современным оборудованием. В помещениях установили новые кондиционеры и инженерные системы.
Реставраторы вернули зданию исторический облик. Были восстановлены лепнина и элементы карнизов и входная группа. В вечернее время театр подсвечивается.

31.


32. Дань античности.


33. Фонари намного моложе здания.


34. Рядом находится шестиэтажный (до 1930-го года четырёхэтажный) доходный дом всё того же Гуськова. Построен в 1901-м году, архитектор А.В. Иванов.


35. На старых этажах много лепнины, два новых - попроще.


36. Угол дома, выходящий на пересечение бульвара с улицей Макаренко, срезан.


37. Дом 21/2. Здание оформлено в стиле неоампир построено в 1897 г. по проекту А.Э. Эрихсона. Четыре этажа дома занимали роскошные квартиры, сдававшиеся в аренду. Заказчиком был М.Н. Терентьев. Память о нём сохранил вензель на балконной решетке "МТ".


38. В 1914-м году дом принадлежал Александре Ивановне Ясюнинской, члену торгового дома "В.А. Ясюнинский и Н.И. Тихомиров". Совладелец торгового дома потомственный почётный гражданин Василий Арсеньевич Ясюнинский был её мужем. По купеческой традиции дом был записан на жену.


39. Построен в 1907-м году по проекту архитектора В.В. Баркова. Фасад этого здания не прямой, а вогнутый вслед за поворотом бульвара.


40. Первоначально дом был четырехэтажным, а в 1945-47 гг. надстроены еще три этажа.


Владельцем дома был писатель Н.Д. Телешов, организатор знаменитых "телешовских сред". Он сам же и жил в одной из квартир этого дома с 1909 по 1913 год.В 1907-м г. в нижнем этаже дома была открыта частная «Современная библиотека». В 1918 г. она была национализированная, а в 1921 г. переименованная в библиотеку им. Ф.М. Достоевского. В 1920-34 гг. в квартире № 2 жил выдающийся советский кинорежиссер, один из основоположников советской кинематографии С.М. Эйзенштейн. Имеется мемориальная доска.

41. Старые четыре этажа украшены богатой лепниной.


42.


43. Если получше приглядеться, то в казалось бы чисто растительной фигуре можно увидеть морду зверя.


44. Ну а здесь и приглядываться не надо. Царь зверей собственной персоной.


45.


46. Калуцей (жезл Меркурия) - жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров


47. А эта лепнина уже на новом этаже. Она попроще.


48. Дом 25


49. Дом cо сложным номером 21-23/25 стр. 1 на углу с Покровкой.


50. Построен в 1901-м году, архитектор П.А. Дриттенпрейс. С 1869-го года владельцем дома был купец 2-й гильдии И.М. Алексеев (1830-1894). Он организовал в доме пекарню, открыл булочную и кондитерскую.Булочная работала на одном месте почти 150 лет, потом на смену ей пришли разные кафе.


51. Перед пересечением с Покровкой нечётная сторона  раздваивается на две проезжие части, между ними стоит красивой здание.


Здание построено в 1899-1902 гг. по проекту архитектора Петра Александровича (Петера-Йозефа) Дриттенпрейса для хлеботорговца Фёдора Семёновича Рахманова, представителя крупного старообрядческого купеческого рода, семья которого проживала здесь же. Остальные квартиры сдавались в аренду. Здесь же дил сын хозяина скульптор Иван Фёдорович Рахманов - ученик Сергея Тимофеевича Конёнкова. Иван Фёдорович являлся активным участником осуществления ленинского плана монументальной пропаганды поэтому больше известен своими работами советского периода. Среди его работ скульптурный фриз поликлиники Наркомтяжпрома им. Ф. Э. Дзержинского (Китайгородский пр., 7). Предположительно он является автором скульптурного оформления и этого дома.

52. Расположение дома предъявляет высокие требования к его внешнему виду.


53.


54.


55.


Всё Бульварное кольцо в моём журнале:

Соймоновский проезд и площадь Пречистенских ворот
Гоголевский бульвар (чётная сторона)
Гоголевский бульвар (нечётная сторона)
Гоголевский бульвар (дом-коммуна)
Фонари у памятника Гоголю
Арбатская площадь
Никитский бульвар, часть 1
Никитский бульвар, часть 2
Тверской бульвар, часть 1
Тверской бульвар, часть 2
Пушкинская площадь
Страстной бульвар
Петровский бульвар
Трубная площадь
Рождественский бульвар
Дом страхового общества "Россия"
Сретенский бульвар и Тургеневская площадь
Чистопрудный бульвар, часть 1
Чистопрудный бульвар, часть 2
Покровский бульвар
Яузский бульвар
Устьинский проезд

Клейн, Бульварное кольцо, Басманный район, Москва

Previous post Next post
Up