Наверняка каждый, кто бывал на Тургеневской площади и Сретенском бульваре обращал внимание на красивый дом с башенками и часами, расположенный к югу от бульвара. Дом настолько красив, что не обратить на него внимание просто невозможно. Но многие ли рассматривали его подробно, со всех сторон, с деталями? Вот и я только в минувшее воскресенье удосужился полазить там с двумя фотоаппаратами и рассмотреть всё как следует.
Дом страхового общества Россия на самом деле представляет из себя, как сейчас бы сказали, элитный жилой комплекс из двух зданий и хозяйственных помещений. Судите сами - квартиры от 200 до 400 кв. метров, потолки в среднем 4 метра, свои котельные, прачечная, электростанция, артезианская скважина, электрические лифты и даже система кондиционирования - очистки и увлажнения воздуха. В самом начале прошлого века это был самый технически оснащённый многоквартирный дом в Москве.
2.
Место, на котором стоит дом до этого не имело жилой застройки. Там было подворье новгородского архиерея, потом московский почтамт, переехавший впоследствии на Мясницкую. После победы в русско-турецкой войне на этом месте возвели круглое здание панорамы "Взятие Плевны", которое вскоре переделали под народный театр "Скоморох".
В 1898 году страховое общество «Россия» выкупило эту землю и начало строительство доходного дома, закончившееся в 1902. Работы велись по конкурсному проекту Николая Михайловича Проскурнина. Аренда квартир в этом доме была очень дорогая, поэтому в новом доме поселилась высокооплачиваемая элита - профессора университета, ученые, члены Государственной думы. После 1917 года их сменили деятели советской интеллигенции. Потом туда заехал Наркомат просвещения во главе с Луначарским и Главное артиллерийское управление РККА.
Впоследствии дом опять стал жилым, в него снова заселилась советская интеллигенция. Но каких-либо сильных знаменитостей, чьё имя у всех на слуху, здесь не было, на доме нет ни одной мемориальной доски в честь жильцов. Есть доска, что к артиллеристам приезжали Ленин с Горьким. Крупская работала здесь в Наркопросе, ей даже установлен памятник на Сретенском бульваре.
3. Дом интересен своей архитектурой, он очень пропорционален и имеет множество интересных деталей. Из архитектурных стилей я бы отнёс его к эклектике с преобладающими элементами готики.
4. Основная доминанта дома обращена на Тургеневскую площадь: стилизованная готическая башня с часами - рефрен Спасской башни Кремля.
На башне находится часовой колокол, отлитый на знаменитом заводе Финляндского специально для этого дома. Колокол звонил лишь однажды - в 2011 году по случаю юбилея окончательной сдачи дома.
5. Обратите внимание на химер, сидящих по краям балкона. Они миленькие.
6. А мы точно не в средневековой Европе?
7. Фактически дом - это два больших здания с внутренними дворами и с проходом между ними. Два корпуса соединены ажурными решетками (арх. О. фон Дессин).
8. Въезды во дворы тоже имеют свои ворота.
9. Вензели страхового общества встречаются в разных видах. На решётках.
10. И на воротах.
11. На стенах такие.
12. И такие.
Декор фасадов весьма разнообразен: балконы и балкончики, множество эркеров, аллегорические скульптуры, фризы со сложным орнаментом. По всему периметру здания рустованный нижний этаж подчеркивает легкость скульптурных композиций, рисунок наличников, стрельчатых арок и башенок.
13. Со стороны Боброва переулка дом тоже смотрится неплохо.
14.
15. А это уже со стороны Сретенского бульвара.
16.
17. Хороши эркеры с балконами.
18.
19. Готические чудища.
20.
21. Более мирное оформление эркера.
22. Здесь горгульи использованы в качестве кронштейнов для балконов.
Хотя в "родной" готике горгульи выполняют роль оконечностей водосточных труб, чтобы дождевая вода сливалась не на стены, а за шиворот почтенным горожанам. Кстати, я так и не выяснил как правильно - горгулья, горгулия или горгуйля. Разные варианты встречаются на просторах интернета.
22а. А вот и саламандра, которую я умудрился не заметить в первый осмотр. А она ведь прямо у входа во двор, да ещё и с красными глазами.
23. Лица на стенах.
24.
25.
26.
27. Этому лицу повезло меньше.
28. Вот интересная вещица. Выполнена в виде носовой части корабля - растра. В левой руке можно разглядеть остатки цепи или чего-то подобного. Скорее всего эта барышня держала в руках цепь, на которой был прикреплён фонарь.
29. Вместо рыцаря - скульптура подмастерья.
30. Женщина с колесом. Причём колесо не от телеги, а явно шестерёнка какого-то механизма.
31.
32.
33. Сохранились прекрасно оформленные двери.
34. Со двора дом, конечно, выглядит попроще, но и здесь ничто готическое ему не чуждо. Похоже, что именно здесь была самая высокая башня, которую видно на фото 2.
35.
Вот вроде внимательно всё рассмотрел, не торопясь, а саламандру и крокодильчиков не увидел. Так что, придётся ещё раз посмотреть - не люблю незаконченных дел. А если кто-то из читателей опередит меня и пришлёт их фотографии, я на него совершенно не обижусь.