Хороша Москва своими переулками. Теми, которые вроде как и в самом центре, но туристы туда забредают редко. Даже когда готовишь маршрут, намечаешь основные достопримечательности для осмотра, вдруг неожиданно попадаются такие изюминки... Там тихо и спокойно, особенно в воскресное утро. Не зря в таких переулках селились члены Политбюро. народные артисты и простые маршалы. Но не будем забегать вперёд. В этот раз приглашаю прогуляться по Леонтьевскому переулку, который расположен между Тверской и Большой Никитской и проходит практически параллельно Тверскому бульвару. От шумной и суетной Тверской переулок защищён монументальными сталинками, стоит в него свернуть, и ты попадаешь в другой мир.
Название переулка возникло в 1720-х годах по фамилии домовладельца - кавалерийского бригадира (впоследствии генерал-аншефа) Михаила Ивановича Леонтьева. До этого переулок назывался Шереметевский (под этим именем показан на планах конца XVII в.) - также по домовладельцу. В 1938-1994 годах назывался улицей Станиславского, в честь режиссера Константина Сергеевича Станиславского, жившего на этой улице.
Я немного промахнулся и свернул с Тверской чуть раньше, попал в Малый Гнездниковский переулок. Он совсем коротенький, и пока я выбирался Леонтьевский, мне попалась пара примечательных зданий.
2. Дом Спиридонова 1895-го года постройки.
3. Бывшая городская усадьба Кондиковых - Орловых - Г. М. Лианозова.
В 1917 году особняк арендовал некий Чибрарио де Годен, представитель кинофирмы «Транс-Атлантик», и с того времени судьба здания тесно связано с кинематографией. В 1918 году тут находились кинофотоотдел при Наркомпросе, а затем Совкино, министерство кинематографии. В 1925 году старый особняк был надстроен ещё двумя этажами, но сохранил эклектический фасад. Наверху, вероятно, тогда же появилась фигура рабочего с молотом в правой руке и катушкой кинопленки в левой. То есть, кино ты можешь снимать, но молот из рук не выпускай. В 1925-1932 годы здесь размещалось Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Совкино» (с 1972 года - Госкино СССР), где работали В. В. Маяковский, В. Я. Брюсов, А. С. Серафимович и др. Сейчас здесь министерство культуры.
Пока я выяснял у местного жителя как лучше пройти на Леонтьевский, его собака умудрилась вылизать мне ладонь левой руки, так что дальше я пошёл с чистыми руками.
4. Этот дом мог бы быть типичным образцом послепожарной застройки Москвы, если бы не одно но.
В 2005 году по распоряжению Лужкова здание было снесено под строительство «многоэтажного офисного центра класса „A“ общей площадью 6 650 м² с трехуровневой подземной парковкой». Фасад восстановлен в 2008 году.
5. А вот так это выглядит "в комплексе". Как говорится, могло быть и хуже, к примеру бетонно-стеклянная коробка. А этот хоть и сильно загромождает пространство, но общий стиль портит не очень сильно.
6. Угол Большого Гнездниковского и Леонтьевского украшает бывший доходный дом Лутковского.
Построен в 1905-06 гг., архитектор И.П. Машков. Здесь в 1882 году, случилось необыкновенное событие - первая трансляция из Большого театра. Газета «Московский листок» сообщала, что общество спасения на водах решило улучшить свое шаткое финансовое положение тем, что установило несколько платных телефонных наушников на квартире одного из своих членов в Леонтьевском переулке, а в Большом театре - два микрофона: «Открывая станцию в Москве, подобно тому, как это сделано в Париже и Петербурге, Общество имело в виду познакомить публику с замечательным открытием нашего времени, а именно: с возможностью по проволокам, при помощи электричества и соответствующих аппаратов, слышать на расстоянии музыку, пение и разговор почти с одинаковой отчетливостью, как на месте их происхождения». Плата за прослушивание была установлена рубль за 10 мин. Первой транслировалась опера Верди «Риголетто», потом «Фауст», «Ромео и Джульетта», «Демон», «Жизнь за царя». Новинка имела успех, скопление экипажей слушателей было таким большим, что полиции пришлось устанавливать порядок в переулке. Всего тогда сделали 12 трансляций, но в дальнейшем они уже не повторялись - качество все-таки было далеко от идеала.
Напротив дома Лутковского в в здании начала 19-го века находится посольство Украины. Здание расположено в глубине за забором и деревьями. но в отсутствии листвы на деревьях его нормально видно. Но вдоль забора. с пристрастием рассматривая меня, прогуливался полицейский, и фотографировать я постеснялся.
7. Здание городского училища заложено в 1892-м году по проекту Д.Н. Чичагова. Оно называлось Капцовским (по фамилии купца А.С. Капцова, пожертвовавшего 190 тыс. руб. в память своего отца на его постройку)
8. Но увы и ах, от этой красоты мало что осталось.
В 1952-м году бывшее училище улучшилось на два этажа и приобрело новый фасад. Позади него сохранилось здание женского училища имени А.М. Капцовой архитектора М.К. Геппенера (1897 г.) в характерной для него обработке фасада кирпичом белого и красного цветов. Сейчас в здании школа № 1520 имени Капцовых.
9. А кто в этом виноват? А виноваты в этом шведы, кто же ещё? Всё, тупик, приехали.
10. В этом относительно небольшом переулке находятся целых 4 посольства. Вот в этом интересном здании сейчас размещается посольство Азербайджана.
Изначально это были два дома - двухэтажный дом майора Челищева и дом вдовы профессора университета Давыдовой. В 1905-м году из двух домов сделали дом меблированных комнат с романтическим названием "Малый Париж".
11. Фасад был оформлен в стиле модерн.
12. Обильная лепнина, затейливо извилистые балконные решётки.
13.
14. К посольству примыкает уютный скверик с двумя памятниками и беседкой в восточном стиле.
15. Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (1141-1209) - персидский поэт, крупнейший поэт-романтик и мистик, который привнес в средневековую персидскую эпическую поэзию разговорную речь и реалистический стиль и создал новый стандарт литературного произведения.
Думаю, что известен он только узким специалистам.
16. Ну а кто этот красивый азербайджанец, думаю, никому объяснять не надо.
17. Самая моя любимая в его исполнении.
18. Так получилось, что памятник великому певцу установлен между домом, где он жил и посольством Азербайджана.
19. Это вообще был дом народных артистов. Кроме Магомаева здесь жили Светланов, Шмыга, Федосеев, Синявская и др.
В основе дома постройка 1820-го года, но после он ещё пять! раз перестраивался.
20. "Культурный характер" дома подчёркивают фигуры у центрального подъезда.
21. Бубен что ли в руках?
22. Сатир?
23. Напротив "дома народных артистов" стоит такой на первый взгляд непримечательный домик.
Но, если внимательнее присмотреться, видно, что между окнами большие расстояния, значит комнаты в нём большие. Потолки тоже высокие. У дома три крыла, одна квартира занимает весь этаж крыла. Учитывая его расположение в тихом переулочке в центре и явно советскую "архитектуру", понимаешь, что это дом для слуг народа. Но не для простых членов ЦК КПСС. Первый этаж дома практически весь увешан мемориальными досками. Судя по датам жизни, дом построен в 1966-м году.
24. Вот, к примеру, товарищ Романов - член Политбюро, один из претендентов на партийный престол после смерти Брежнева.
Поговаривали, что только фамилия помешала ему занять вакантное место генсека. "Россией опять правит Романов".
25. Или вот уроженец деревни Старые Громыки знаменитый "Мистер Нет", возглавлявший МИД рекордные 28 лет. Именно он выдвинул в 1985-м году на пленуме ЦК Горбачёва на пост генсека.
26. А это вообще рекордсмен всех времён и народов, проработавший на должности министра с 1941-го по 1984-й год. Правда, сменил он три министерства - вооружений, оборонной промышленности и обороны. Обладатель 11-ти!!! орденов Ленина.
Здесь же жил Черненко, министр финансов Гарбузов, предсовмина РСФСР Соломенцев, председатель Моссовета Промыслов, племянница Ленина Ольга Ульянова, маршал Еременко и ещё один коммунистический генсек, но только уже испанский - пламенная Долорес Ибаррури.
27. Следующий дом с лепниной, имитирующей резьбу по дереву.
28. Напротив располагается самый длинный дом переулка.
А почему он такой длинный? А потому, что построен он совсем недавно, в 2006-м году. На этом месте находились владения предка Л.Н. Толстого князя П.И. Горчакова. На первом этаже размещался популярный антикварный магазин А.Н. Ерыкалова. Дом № 11 снесён в 2003 году для строительства элитного жилого дома. Находившийся на этом месте дом № 13 принадлежал родителям Н.С. Мартынова, друга и будущего убийцы М.Ю. Лермонтова. До ссоры Лермонтов часто бывал в этом доме. В середине 19 века здесь жили декабрист З.Г. Чернышёв, знаменитый инженер, спроектировавший московский водопровод, А.А. Дельвиг, известный скрипач и педагог И.В. Гржимали, оперная певица Е.А. Лавровская. Перед разрушением в 2003 году здание было исключено из списка «вновь выявленных объектов культурного наследия» в связи «с полной физической утратой».
29. Особняк Ивана Викуловича Морозова - памятник творчеству трех знаменитых архитекторов: Каминского, Шехтеля и Эрихсона
Небольшая усадьба в стиле эклектики в середине Леонтьевского переулка - особняк директора правления Товарищества мануфактур «Викулы Морозова с сыновьями».
Он стоит на большом участке, который ранее занимала усадьба генерал-аншефа М. Леонтьева, того самого, по фамилии которого и был назван переулок. На одной части владения архитектор А. Каминский в 1884 году выстроил в стиле эклектики красивый особнячок для купчихи Каратаевой. В начале 1890-х годов дом купил Викула Елисеевич Морозов для своих сыновей Ивана и Елисея. В 1895 году Иван Викулович женился на Варваре Вороновой, артистке балета Большого театра, одной из самых красивых женщин Москвы.
30.
Обновлять и приспосабливать интерьеры для новой семейной жизни пригласили молодого, но уже знаменитого архитектора Федора Шехтеля. Он оставил внешний эклектичный декор особняка, сделанный Каминским. Акцентом центральной композиции фасада является маскарон бородатого античного божества, степенного старца, которого за усы тянут игривые путти. От Каминского в особняке еще осталась парадная лестница. Шехтель отделал заново все парадные помещения в разных архитектурных стилях, как тогда было принято: деревянная столовая, классический большой белоколонный бальный зал, рокайльная гостиная. Кабинет хозяина украшали картины Шишкина и множество бронзовых лошадей. Иван Морозов увлекался бегами и держал хорошую конюшню. Справа Шехтель сделал небольшую приватную зону - садик для гуляния детей в саду. Сзади особняка была сделана пристройка. В 1905 году архитектор А. Эрихсон заново отделал лестницу особняка в стиле модерн.
После революции и до войны больше 20 лет тут было посольство Германии. Во время Великой Отечественной войны - Совинформбюро. Отсюда предавались сводки боев и побед. После войны сюда въехало посольство ГДР. В перестроечные годы тут было посольство Кубы и банк. Потом - ВАО «Интурист» и магазин путешествий.
Дом не утратил своих чудесных интерьеров, созданных тремя великими архитекторами: А. Каминским, Ф. Шехтелем и А. Эрихсоном.
31. Бывший доходный дом 1986-го года постройки. Архитектор Каминский. В 1912-м надстроили ещё 3 этажа, что, несомненно сильно попортило внешний вид дома.
32. Дом, в котором Станиславский прожил свои последние 17 лет.
33. Этот дом надо рассмотреть подробнее. Дело в том, что в его основе лежат палаты 17-го века. Они уже достаточно сильно вросли в культурный слой, но угадываются по форме окон.
34. Во дворе палаты откопаны сильнее.
35. Здесь, судя по всему, был арочный вход в палаты.
С начала 18-го века до его середины палаты принадлежали графу И.П. Толстому, затем капитан-поручику Измайловского полка П. Хлопову. Скорее всего, он и предпринял коренную перестройку палат в начале 19-го века, при которой они приняли нынешний вид. Протяженный по переулку фасад имеет центральный ризалит с тремя овальными окнами посередине, фланкированный боковыми ризалитами с пилястровыми ионическими портиками. Парадная анфилада комнат получила прекрасную темперную роспись потолков, сохранившуюся до сих пор. От Хлоповых дом перешел к генерал-майору Н. Ермолову, дяде знаменитого полководца А. Ермолова.
Прославил дом его последний жилец. Сюда был вынужден переехать со своей семьей и мебелью в 1921 году известный режиссер К. Станиславский, выселенный из своего дома на Большой Каретной. Последние 17 лет жизни, до 1938 года, он жил и работал в этом доме. В то время он часто болел, почти никуда не выходил. Но летом в хорошую погоду иногда во двор под деревья выносили ему стол, где он мог работать над рукописями и встречать гостей. Кабинет Станиславского находился на втором этаже за массивной дубовой дверью, заказанной еще для родительского дома у Красных ворот. Рядом - переделанный из бальной залы белоколонный зал с небольшой сценой, где часто проводились репетиции МХАТа и его музыкальной студии, бывали многочисленные ученики и почитатели режиссера. В 1948 г. стараниями дочери Станиславского Киры в доме был создан мемориальный музей. Экспозиция включает жилые комнаты Станиславского и его жены, артистки МХАТ М. Лилиной, "Онегинский зал", "Синее фойе" и другие помещения. Постоянно экспонируется выставка историко-театральных коллекций Станиславского: предметы старины, мебель, книги, сценические костюмы, театральные реликвии, фотоснимки.
Серьёзная реставрация была проведена в 2011-14 годах. В 2015 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За лучший проект реставрации объекта культурного наследия".
36. Напротив особняк ещё одного Алексеева. (думаю, что моим читателям не надо напоминать настоящую фамилию Станиславского)
Красивый голубенький особняк с дамами, смотрящими на прохожих с сандриков окон, построен в начале 1880-х годов архитектором Д. Чичаговым для одного из самых известных в роду Алексеевых, Николая Александровича, московского городского головы. Особенно хороши металлические решетки ворот, входа и ограды. Н. Алексеев приходился двоюродным братом Станиславскому, но жили они напротив друг друга в разные времена.
В 30 лет Николай Александрович был уже главой правления Торгового и промышленного товарищества «Владимир Алексеев». Управлял крупными предприятиями в Пушкине, Харькове и Подмосковье. С 1881 Н. Алексеев выбран гласным Московской городской думы. В ноябре 1885, в 33 года, избран городским головой Москвы и был, пожалуй, самым популярным руководителем на этом посту. Он обладал большим организаторским талантом. До него бюджет старой столицы всегда был дефицитным и покрывался из «центра». Благодаря ему Москва получила водопровод и канализацию. Две знаменитейшие водонапорные башни у Крестовской заставы были оплачены Алексеевым лично. По его инициативе все скотобойни были выведены из города и сконцентрированы в Калитниках? (нынешний Микояновский мясокомбинат)?. Завершена постройка Исторического музея и построено здание Городской думы (впоследствии музей Ленина).
37.
Николай Александрович был попечителем нескольких начальных учебных заведений, при нем было выстроено 30 городских училищ. Именно при Н. Алексееве (1892) П. Третьяков (его родственник) передал в дар городу свою галерею. Он был инициатором и создателем одной из самых известных психиатрических больниц. Деньги собирались по подписке с московских благотворителей. По иронии судьбы, именно душевнобольной застрелил Алексеева 9 марта 1893 в его думском кабинете. Умирая, он завещал 300000 рублей на содержание больницы. Две первые очереди Алексеевской больницы открылись после его гибели - в 1894 и 1896. Алексеев был похоронен в Новоспасском монастыре; в советские времена его могилу, как и все монастырское кладбище, уничтожили.
После смерти Николая Александровича домом продолжала владеть его вдова Александра Владимировна. Она также выделяла средства на благотворительность, входила в попечительские советы московских школ и больниц. Всего супруги Алексеевы передали на благотворительность свыше двух миллионов рублей. После ее смерти особняк купил Иван Миндовский, а потом Шамси Асадуллаев и его наследники.
Сейчас в особняке располагается представительство ООН в России, по сути посольство, третье в переулке.
38. Четвёртое посольство, греческое, занимает дом Мещерских.
Светло-желтый особняк в стиле ампир с лепными медальонами и барельефами кажется чуть ли не самым новым домом в этой части Леонтьевского переулка. Однако внешность обманчива - здесь в основе настоящий XVIII век. В 1812 году жительница этого дома составляла записки о днях оккупации Москвы французами.
С 1737 по 1745 год участком владел князь Мещерский. При нём уже существовал стоящий торцом к переулку дом в стиле барокко, со сводами в первом этаже. Дом был построен в начале XVIII века.
В 1812 году здание обгорело снаружи. Его восстановили новый хозяин, полковник Н. А. Волков. Заново были отделаны интерьеры, фасады дома стали классическими. Между старых ризалитов поместили колоннаду портика из спаренных колонн, фланкированных квадратными пилонами. Эффектным фоном для неё стала затенённая лоджия. В композицию парадного двора усадьбы входила находившаяся к югу от него, на соседнем участке церковь Николы в Хлынове (Снесена в 1930-х годах). Небольшой ансамбль из храма с куполом на широком барабане и дома с мощным портиком производил сильное впечатление. Во владении Волковых дом оставался до 1848 года.
В 1858 году дом купила Аграфена Фёдоровна Закревская (1800-1879). Она была дружна с поэтами А.С. Пушкиным, Е.А. Баратынским, П.А. Вяземским и отличалась своевольным характером, экстравагантностью и желанием помогать людям. Полной противоположностью был её муж, граф Арсений Андреевич Закревский, московский генерал-губернатор. Он страдал мелочной регламентацией всего в городе, даже не подвластного ему по закону и был известен как выдающийся самодур. Дом был куплен А.Ф. Закревской на собственные деньги в ожидании отставки мужа и переезда из резиденции генерал-губернатора (Тверская, 14). Закревские оборудовали в 1862 году в дальнем ризалите домовую церковь. После смерти супруга в 1865 году А.Ф. Закревская предпочитала жить в Италии. После её смерти наследники быстро продали дом.
Владение сразу же купил купец - меховщик Пётр Павлович Сорокоумовский (1842-1922). Он заново отделал интерьеры дома. В залах повесили специально изготовленные в Венеции люстры и разместили коллекцию живописи Айвазовского, Тропинина, Левитана. Новый хозяин не имел права содержать в своём доме церковь и её упразднили. Иконостас был подарен новому храму при комплексе зданий Вспомогательного Общества купеческих приказчиков (Большая Серпуховская, 44). П.П. Сорокоумовский скончался и был похоронен в Ницце. После 1917 года в здание въехал Центральный Дом работников просвещения.
39. А вообще-то посетить Леонтьевский переулок меня сподвигло вот это здание в русском стиле. Архитектор С.У. Соловьёв, правая часть - Эрихсон.
40. Причём, если на кадре выше можно видеть русский стиль начала 20-го века, то это здание - хоть и переделанные, но настоящие двухэтажные каменные палаты сподвижника императора Петра I, стольника Автонома Головина.
В 1871 году старинное здание приобрёл Анатолий Иванович Мамонтов, брат известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. При нём здесь были открыты издательство и типография, где, в частности, печатались детские книжки с иллюстрациями известнейших художников - В. Васнецова, В. Серова, С. Малютина. Здание типографии - современный дом № 5 по Леонтьевскому переулку - было построено по проекту архитектора В. А. Гартмана.
41. Только вот я не удосужился сфотографировать здание типографии, поэтому поставлю фото из Викимапии.
В самом начале ХХ столетия одно большое владение было поделено два, и правая его часть (дом № 7) перешла к известному промышленнику, коллекционеру, Сергею Тимофеевичу Морозову. Морозов был большим ценителем народного промысла, что на столетия предопределило историю этого дома. Именно благодаря ему здание приобрело тот облик, который нам известен сегодня. По проекту архитектора С.У. Соловьева старинные палаты были перестроены на манер древнерусских теремов, и подарены Морозовым Кустарному музею, который был основан в 1885 году и находился в то время на Большой Никитской улице. Сюда поступало множество произведений искусства, среди которых резные прялки, коромысла, скульптуры птиц и животных. Так началась длинная история коллекционирования резных изделий. Кстати, именно в Кустарном музее в 1898 году появилась на свет первая русская красавица матрёшка, над которой работал художник Сергей Малютин.
К началу 1910-х годов Кустарный музей возглавил работу по сохранению и развитию художественных промыслов по всей России, участвовал в организации выставок и ярмарок. Сегодня в здании Музей народного промысла. Его фонд насчитывает около пятидесяти тысяч экспонатов, здесь представлена крестьянская резьба, роспись по металлу, дереву, камню и кости. Каждый может познакомиться с народной одеждой, расшитой кружевом, изделиями городского и промышленного искусства, коллекцией современных отечественных художественных промыслов и многим другим.
42. В 1911 году по инициативе Сергея Тимофеевича архитекторами Эрихсоном и Башкировым к зданию был пристроен дополнительный объём с «древнерусским» крыльцом, где был открыт магазин, торговавший изделиями народных промыслов.
Интересны архитектурные особенности постройки: вход представляет собой необычное крылечко с колонками-бочонками, а крышу здания венчает флюгер с игрушечным изображением. Визитной карточкой музея является вестибюль, украшенный керамическим камином, выполненный по эскизам М.А. Врубеля.
43. Заканчивается Леонтьевский переулок зданием ТАСС, построенным в 1970-е годы.
На мой взгляд, достаточно удачное архитектурное решение. Здание кажется 4-5 этажным, а по факту в нём 8-10 этажей. Здание как будто состоит из поставленных друг на друга телевизоров, каждый такой "экран" объединяет окна двух этажей.
44. Эмблема конторы.
На этом прогулка по Леонтьевскому переулку завершена. Гуляйте по Москве и заходите в переулки!
Использована историческая информация с сайта "Узнай Москву".