Рабочие клубы Москвы, часть 3

Dec 10, 2020 19:03

    На третью, заключительную часть обзора рабочих клубов Москвы я оставил наиболее значимые, самые мои любимые. Конечно, это все пять клубов Константина Мельникова, клуб завода Компрессор, ДК ЗиЛ. Мельников, несомненно, был величайшим мастером. На мой взгляд сравниться с его творениями может только один клуб - это клуб союза коммунальников имени товарища Зуева Ильи Голосова. С него и начну.

Расположен клуб на Лесной улице, недалеко от Белорусского вокзала.


   Илья Голосов спроектировал клуб в 1926 году. Начало строительства приурочили к юбилею революции и уже в августе 1929 года работы были завершены. Своё первое название «Клуб союза коммунальников имени товарища Зуева» здание получило в честь казнённого участника революции 1905 года, слесаря соседнего трамвайного парка Сергея Зуева. В то время коммунальниками звались и работники городского транспорта. Клуб построен на основе ассиметрично расположенных правильных геометрических форм. Композиционным центром является вертикальный стеклянный цилиндр, на который как будто «надет» весь корпус.
    Участок был выделен небольшой, причём вытянутой формы, что усложняло задачу архитектору. Для увеличения полезной площади здания Голосов консольно вынес часть помещений верхних этажей за красную линию первого этажа - вертикальные и горизонтальные выступы в виде балконов, эркеров, террас и галерей. Главный вход расположен с торцевого фасада, в средней части которого над входом на высоту всех этажей выполнен вертикальный выступ с открытыми лоджиями в верхней части.
    Клуб имеет два зала: большой, рассчитанный на 950 мест, и малый на 285 мест. Несмотря на то что при строительстве возникали сложности, связанные с пропорциями участка, внутренние помещения здания спроектированы свободно, грамотно связаны между собой и не производят впечатления стеснённости. Основные несущие конструкции и стены здания изготовлены из железобетона и кирпича

2. Как видно, изначально здание имело намного больше остеклённых поверхностей. К сожалению, клуб оказался весьма холодным, технологии того времени не позволяли сделать остекление энергоэффективным.


3. В результате последующих перестроек стеклянная галерея была снесена, лоджии заложены для увеличения площади, многие окна тоже заложили кирпичом для сохранения тепла. Здание сразу поблекло, потеряло свою энергетику. Но авангардная суть его не пропала.


Голосов при проектировании зданий создавал сложные объёмные построения, главный акцент во внешнем облике здания он всегда переносил на один из объёмных элементов композиции, решая именного его крупно и предельно лаконично, а все остальные элементы нарочито усложняя и измельчая, чтобы зрительно подчинить их этой крупной форме (или как он его называл, субъективной массе). Для подчеркивания главенствующей роли крупно решённого элемента в общей композиции (обычно, асимметричной) он использовал приёмы динамического построения, контрасты стекла и глухой стены. (С.О. Хан-Магомедов) Здесь таким элементом стал стеклянный цилиндр, объединивший фойе трёх этажей оригинальной винтовой лестницей.

4. Вот это тот самый стеклянный цилиндр.


5. А так выглядит цилиндр изнутри. Фойе второго этажа. Интересно выполнено межэтажное перекрытие. (фото с сайта ДК).


6. Фойе третьего этажа. Очень много света.


7. Приём с цилиндром используется и в наше время - современное здание на улице Маши Порываевой.


Сейчас в ДК Зуева ставит спектакли Квартет И.

Дальше будут клубы, о которых я уже достаточно подробно писал, по ним я ограничусь парой-тройкой фотографий и кратким описанием. Подробности можно посмотреть по ссылкам.

Клуб коммунальников имени Русакова

Клуб коммунальников им. Русакова - любимое детище Константина Мельникова и, пожалуй, самое заметное. Дело даже не в том, что он, в отличие от большинства других его клубов, стоит на оживлённой улице и хорошо виден издалека. Форма здания клуба просто притягивает взгляд, его просто невозможно не заметить. Заказчиком строительства выступал союз коммунальников, и, как в случае с клубом Зуева, это были "трамвайщики" - депо имени Русакова и вагоноремонтный завод, который ныне называется СВАРЗ
    Так получилось, что практически одновременно Мельников строил в Москве 5 рабочих клубов. И ни один из них не был похож на другой. Идей у маэстро было море, и именно в этом проекте ему удалось реализовать большинство своих задумок.
    Под клуб был отведён достаточно маленький участок и здание пришлось строить с учётом формы этого участка. Но даже не форма сегмента является отличительной особенностью здания, а три больших выступа, нависающих в северо-западном направлении. Выступы эти формируют образ шестерёнки - символа машиностроения и индустриализации.
Мельников в соответствии с требованиями заказчика разместил зрительный зал на втором этаже, а первый был отдан под служебные помещения. В консольных же выступах, зубьях шестерёнки, разместились три части амфитеатра зрительного зала.
    Почему он сделал не один цельный амфитеатр, а разбил его на три части? Мы уже видели, что Мельников был большим мастером трансформации помещений. Но трансформация нужна была не от хорошей жизни, приходилось на имеющейся площади разместить помещения различного назначения и на разное количество участников. Для увеличения количества вариантов использования помещения Мельников разработал проект движущихся перегородок.

8.


9. Здесь тоже в целях экономии тепла были заложены некоторые окна, но в ходе реконструкции 2015-17 годов их раскрыли.


Клуб фабрики Буревестник

В 1927-м году профсоюз кожевенников заказал архитектору Константину Мельникову проект клуба. Землю под строительство клуба выделили прямо напротив фабрики. Здесь уже включился в действие второй фактор, кроме формы и размера участка. Напротив выделенной земли стоял особняк Динга, построенный в стиле модерн. У него есть замечательная башенка. Таким образом, Мельникову предстояло ещё и архитектурное соперничество за доминирование на этом участке Огородной улицы (ныне 3-й Рыбинской).
    Здание клуба состоит в плане из нескольких объёмов разного размера, ступенчато убывающих по высоте, начиная с фасада. Такое понижение высоты задано функциональным назначением разных частей здания. Для более рационального использования клубных помещений Мельников разработал несколько приемов их трансформации. Так, зрительный зал на втором этаже имел партер и боковые трибуны, которые использовали при проведении спортивных мероприятий. В этих случаях стулья из партера убирали, а зрительный зал при помощи раздвижной перегородки объединяли с примыкавшим к нему спортивным залом. На первом этаже предполагался бассейн, а на втором этаже спортзал. Соединяться они должны были люком, чтобы прямо из спортзала можно было попасть в воду. Но реализовать задуманное не получилось из-за сущих мелочей - в районе не было ни водопровода, ни канализации.

10.


11. Эту четырёхэтажная пятилепестковую башню с огромными окнами, соперницу башни особняка, предназначенную для размещения кружков, впоследствии прозвали "клетка попугая". Уже в ходе строительства подрядчик предложил отменить возведение сложной пятилепестковой башни у главного фасада как неэкономную и неудобную для устройства кружковых комнат, но Мельникову удалось её отстоять. Без башни здание не получилось бы таким интересным.


Позже к зданию были пристроены новые объёмы, но со стороны улицы они практически незаметны. Примерно в 1990-х фойе клуба было разделено перегородками, лёгкая каркасная конструкция цилиндрической части клуба была отделана гипсокартонными плитами, а изящная центральная колонна превращена в неуклюжий квадратный столб. Были закрыты от глаз публики и элегантные железобетонные балки лестниц. В 1997-м здание было разрешено приватизировать. В результате 2002-м году здание было передано спортивной компании "Татами клаб", которая заменила оригинальные рамы на металлические.
    С весны 2007 года в здании располагается штаб Фонда содействия сохранению русского наследия «Русский авангард», В 2017 году фонд сообщил о планах открыть в здании музей русского абстрактного искусства. В экспозицию должны войти работы Владислава Зубарева, Люциана Грибкова, Анатолия Сафохина, Веры Преображенской и других художников. На базе клуба фонд планировал создать Международный центр архитектуры, который объединил бы выставочное пространство, лекционную аудиторию, библиотеку и кафе. Этот фонд и провёл последнюю реконструкцию здания. Внешне выглядит вполне прилично, вот ещё бы надпись названия клуба на фасаде восстановить. Не знаю, как сейчас выглядят интерьеры, но есть надежда, что люди, ценящие русский авангард, сделали всё как надо. Надеюсь, что внутрь доступ будет открыт.

Клуб Дорхимзавода

Клуб Дорогомиловского химического завода закрыт от Бережковской набережной двумя модернистскими советскими зданиями, с проезжей части его можно увидеть только если знаешь куда смотреть. Чтобы подробнее рассмотреть этот образец авангарда конца 1920-х годов, надо зайти во двор. Клуб по заказу Союза химиков построил в 1927-28 годы Константин Мельников.
    Участок для постройки клуба выделили поблизости от завода. Внешний вид здания решён в виде нескольких совмещенных прямоугольных объёмов. Цокольный этаж выдается вперёд, образуя террасу. Фасады покрыты сплошным остеклением, но на них оставлено место для вывески с названием клуба и для афиш. Главный зрительный зал был рассчитан на 370 человек. Он делился на три яруса, нижний из которых мог трансформироваться в фойе. Мельников, как известно, был большим любителей трансформаций помещений.
    Четырехуровневое пространство главного зала получило трехчастную структуру с партером и двумя балконами, один из которых нависает над другим. Особые ширмы-затворы зала позволяли создавать 3 обособленных помещения с отдельным входом для каждого. Кроме этого, в фойе, размещенным под нижним балконом, также можно было устроить посадочные места в случае необходимости, т.к. его стена, обращенная к залу, также могла «сворачиваться», открывая полный обзор на расположенный над сценой экран.
    Понижение зрительного зала идет со стороны главной фасадной плоскости вглубь дворовой территории, где, собственно, и спроектировано сценическое пространство. Продольные стены расположены строго параллельно по отношению друг к другу, а завершение строения служат 2 односкатные крыши.

12.


13.


Позже к основному объёму была пристроена фабрика-кухня. С 1994-го года в здании располагался рок-клуб «Tabula Rasa», а также работали несколько досуговых кружков - библиотека, гитарная школа и театр. В 2004-м году произошел пожар. В течение следующих трёх лет собственники проводили ремонт помещений. Были обновлены инженерные сети, построена новая наружная лестница и реконструирован актовый зал - впоследствии там разместился операционный зал банка. Другие части здания сдавались под офисы. В 2009-м году завершилась научная реставрация клуба. Был восстановлен исторический облик главного зала, внешний вид здания, обновлена осветительная система.

Клуб завода Каучук

14. Наиболее плодотворные отношения у Мельникова сложились с Союзом химиков. Клуб для работников завода "Каучук" на пересечении Плющихи и  2-го переулка Тружеников строился с 1927-го по 1929-й год и в честь года начала строительства сначала носил имя "Клуб имени 10-летия Октября". Здесь в борьбе цилиндра с призмой явно победил цилиндр.


Главный цилиндр занят зрительным залом на 720 мест. Полукруглый в плане трёхъярусный зал клуба предлагалось делить по вертикали, используя горизонтальный щит, который из партера должен был подниматься на высоту первого или второго балкона, отделяя верхнюю часть зала от нижней. Это дало бы возможность использовать дополнительные аудитории, причем довольно внушительных, «зальных» размеров, в отличие от традиционных небольших комнат для клубной работы.
    К сожалению, развитие техники не позволило реализовать интересную идею. Горизонтальный щит, который должен был трансформировать пространство, так и не был построен. Также, вопреки проекту, кружковый корпус выстроили двухэтажным.

15. Мельников применил оригинальную систему лестниц: центральная открытая, которая начинается с парадных лестниц вокруг круглого вестибюля, и две внутри здания. Это привело к автономному функционированию всех помещений, а также к возможности быстрой и безопасной эвакуации в случае пожара. Здесь же, в круглом вестибюле расположены кассы и гардероб.


16. Вид со стороны переулка.


Клуб фабрики Свобода

17. Клуб построен рядом с самой фабрикой в Финляндском саду на месте сгоревшей амбулатории всё в те же 1927-29 годы. Это третий "химический" клуб Мельникова. построенный в Москве.


За основу проекта Мельниковым была взята приплюснутая цилиндрическая форма, напоминающая собой символизирующую химическую промышленность цистерну, помещенная на корпусе 1-го этажа. Цилиндр разрезался на две равные части падающей стеной. Одна часть была оборудована сценой, вторая - кинематографической будкой и экраном. В случае необходимости стена поднималась и помещения театра и кинематографа объединялись в одно целое, образуя зрительный зал вместимостью 1000 человек. В нижней части должен был расположиться плавательный бассейн с трибунами. Над входами предполагались ажурные башни, а на опускной стене - крупные надписи с названием клуба.     Центральная эллипсоидная часть могла ассоциироваться с настоящим фонтаном: внизу был расположен бассейн, стены которого полностью застеклялись, а от него разбегались пандусы-водопады. Но эллипсоидный цилиндр не состоялся ввиду технологических проблем с создание железобетонного каркаса, опускная стена - из-за того, что не смогли сделать для неё надёжный подъёмник, а бассейн - из-за банального отсутствия достаточного количества воды в районе, как и в случае с клубом "Буревестник". Неразвитые технологии и коммунальные сети не могли обеспечить воплощение идей великого архитектора, а это уже общая беда для всех его проектов.

18.


19. Фирменные мельниковские вынесенные парадные лестницы.


20.


Клуб Пролетарий

21. Здание клуба построено архитектором Владимиром Владимировым в 1927-29 годы по заказу профсоюза металлистов для рабочих завода «Котлоаппарат» на шоссе Энтузиастов. Завод был основан здесь в 1869 году А. Дангауэром, в 1918-м году национализирован, а в 1931-м переименован в завод «Компрессор». С 1929 по 1931 год клуб известен как рабочий клуб «Пролетарий», а с 1932 по 2007 - ДК «Компрессор». Здание очень функциональное. Два основных объёма - зрительный зал и кружковая часть соединены переходом-галереей. Выразительность зданию придают правильно подобранные по размеру и расположению окна.


Расписана была не только внешняя стена, Внутренние стены были расписаны фресками (художники Цирельсон, Коннов, Вязьменский, Немов, Мирлас, Гапоненко, Иванов, Невежин). К сожалению, от фресок не осталось ровным счётом ничего.

22. В клубной части размещалась библиотека, читальный зал и 9 комнат для занятий в различных кружках. Был и физкультурный зал. Радиокружок занимал верхний этаж и имел свою антенну. На первом этаже была столовая, ибо не одной только духовной пищей должен был сыт пролетариат.
Зрительный зал с балконом был рассчитан на 834 человека, летом задняя стенка раздвигалась, таким образом устраивался летний театр под открытым небом.


23. Надписи на фасаде утеряны. А балконы всё-таки очень хорошо акцентировали угол здания.


В 2008-м году был проведён капитальный ремонт здания, и теперь оно используется как офис и магазин.

ДК ЗиЛ

24. Дворец культуры ЗИЛ - один из интереснейших памятников конструктивизма. И это не удивительно, ведь авторами проекта были классики - братья Веснины. ДК строился с 1931-го по 1937-й год. Раньше на его месте был Симонов монастырь с большим Успенским собором и высокими толстыми стенами. Сейчас от монастыря осталась примерно одна треть.


25. Строился ДК поэтапно, благо проект состоял из функциональных блоков, не сильно зависящих друг от друга. В 1933 был завершен малый театр, а в 1937 - примыкающий к нему клубный корпус. Архитектурный комплекс изначально предполагал отдельное здание театра на 4000 тысячи зрителей, а также развитие обширной парковой зоны. Однако амбициозный проект был свернут.


Здание состоит из простых геометрических форм, присущих конструктивизму - параллелепипедов и включенных в них цилиндров полуротонды, балконов, эркеров. Лёгкость зданию придают большие застекленные поверхности. На крыше расположен раздвижной металлический купол обсерватории, ведет к ней крутая винтовая лестница. Крыши, как и принято в конструктивизме, плоские. Раньше на плоских крышах-террасах дворца в теплое время года проходили различные мероприятия. Под открытым небом работала читальня и кафе. Но плоские кровли из-за некачественных материалов протекали, и мероприятия на них прекратили.
    ДК находился рядом с важными заводами - ЗИЛ и Динамо - целями для немецких бомбардировщиков. Досталось и самому ДК, в здании при бомбежке были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция была выполнена в ампирном стиле и нарушила первоначальный замысел архитекторов. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов: отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, связи фойе с помещениями за сценой, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и пр. вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения.
    Вторая реконструкция проводилась с 1966 по 1976 год. Перед авторами проекта реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу восстановления ДК в первоначальном виде, но здание внутри должно было отвечать современным требованиям. Авторы справились с этой задачей, максимально стараясь восстановить и сохранить дух веснинской постройки, используя, например, применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей и пр. На их архитектурные решения повлияла и утрата строителями имевшейся когда-то квалификации. Они отказались, например, выполнить бывшие ранее наливные мозаичные полы и подоконники, и главное - веснинский штукатурный потолок из концентрических кругов в зрительном зале. Поэтому авторам реконструкции пришлось в значительных масштабах применять природный камень и алюминий.

26.



27.


До 2008 года Дворец культуры принадлежал АМО «Завод имени И.А. Лихачева». Но потом завода не стало и в феврале 2012 года ДК был передан Департаменту культуры Москвы. Теперь он называется Культурный центр ЗИЛ.

Во второй половине 1930-х стало уже не до строительства клубов, все силы были брошены на индустриализацию. Нет, конечно есть клубы и 1937 и 1938 годов постройки, но их буквально единицы. Остаётся только подвести итоги. Всего получается 37 довоенных клубов, из них большинство построено в стиле конструктивизм.

Часть 1 - 10
Часть 2. - 19
Часть 3 - 8

обзоры, авангард, клубы, Мельников, Голосов, конструктивизм, Москва

Previous post Next post
Up