На страницах очерка «В.И. Ленин», написанного уже после смерти вождя революции, Горький вспоминал, что после покушения Владимир Ильич не раз напоминал ему о его недальновидном, ошибочном отношении к Октябрьской революции:
- Ну, а по-вашему, миллионы мужиков с винтовками в руках - не угроза культуре, нет? Вы думаете, Учредилка справилась бы с их анархизмом? Вы, который так много шумите об анархизме деревни, должны бы лучше других понять нашу работу. Русской массе надо показать нечто очень простое, очень доступное её разуму. Советы и коммунизм - просто.
- Союз рабочих с интеллигенцией, да? Это - не плохо, нет. Скажите интеллигенции, пусть она идёт к нам. Ведь, по-вашему, она искренно служит интересам справедливости? В чём же дело? Пожалуйте к нам: это именно мы взяли на себя колоссальный труд поднять народ на ноги, сказать миру всю правду о жизни, мы указываем народам прямой путь к человеческой жизни, путь из рабства, нищеты, унижения.
Он засмеялся и беззлобно сказал:
- За это мне от интеллигенции попала пуля.
А когда температура беседы приблизилась к нормальной, он проговорил с досадой и печалью:
- Разве я спорю против того, что интеллигенция необходима нам? Но вы же видите, как враждебно она настроена, как плохо понимает требования момента? И не видит, что без нас она бессильна, не дойдёт к массам. Это - её вина будет, если мы разобьём слишком много горшков.
Здесь необходимо подчеркнуть нетривиальность признания Горьким своих ошибок. И эту нетривиальность высвечивает разница между двумя изданиями очерка Горького о Ленине, которых разделило шесть лет. Первый отрывок - из свежего выпуска журнала «Русский современник» № 1, где был напечатан очерк о недавно почившем Владимире Ильиче. Второй отрывок - из изданного в 1930 году очерка «В.И. Ленин». Начало у обоих отрывков идентичное:
«С коммунистами я расхожусь по вопросу об оценке роли интеллигенции в русской революции, подготовленной именно этой интеллигенцией, в число которой входят и все «большевики», воспитавшие сотни рабочих в духе социального героизма и высокой интеллектуальности. Русская интеллигенция - научная и рабочая - была, остается и еще долго будет единственной ломовой лошадью, запряженной в тяжкий воз истории России. Несмотря на все толчки и возбуждения, испытанные им, разум народных масс все еще остается силой, требующей руководства извне».
А вот выводы в 1924 году и в 1930 году - разные:
1924 г.:
«Я знаю, что за эти мысли буду еще раз осмеян политиками революции. Я знаю также, что наиболее умные и честные из них будут смеяться неискренно».
1930 г.:
«Так думал я 13 лет тому назад и так - ошибался. Эту страницу моих воспоминаний следовало бы вычеркнуть. Но - «написано пером - не вырубишь топором». К тому же: «на ошибках - учимся» - часто повторял Владимир Ильич. Пусть же читатели знают эту мою ошибку, было бы хорошо, если б она послужила уроком для тех, кто склонен торопиться с выводами из своих наблюдений.
Разумеется, после ряда фактов подлейшего вредительства со стороны части спецов я обязан был переоценить - и переоценил - моё отношение к работникам науки и техники. Такие переоценки кое-чего стоят, особенно - на старости лет».
Вообще сам очерк и внесенные в него изменения требуют отдельного мини-исследования. Эти и другие изменения в тексте очерка были связаны с политическим подтекстом, но он лишь является, по моему мнению, продуктом мучительной духовной работы, внутренних переживаний Горького.
Изучая содержательную часть «Несвоевременных мыслей» Горького, можно констатировать, что:
1. Этот цикл - конечно, политическая ошибка Горького.
2. Абстрагируясь же от политической подоплеки цикла «Несвоевременных мыслей», отметим, что Горький очень разрозненно, очень неопределенно, буквально на уровне интуиции, затронул фундаментальные вопросы проектирования Красного проекта:
· Призывая не забывать о идеалистической составляющей социализма, Горький адресовался к смыслам коммунизма;
· Вопрос о связи народа и интеллигенции, которая должна породить нового человека и новый гуманизм.
Ссылки на предыдущие части исследования:
Введение;
Часть 1,
Часть 2,
Часть 3,
Часть 4,
Часть 5,
Часть 6,
Часть 7,
Часть 8,
Часть 9,
Часть 10,
Часть 11,
Часть 12,
Часть 13,
Часть 14,
Часть 15,
Часть 16,
Часть 17,
Часть 18,
Часть 19,
Часть 20,
Часть 21,
Часть 22,
Часть 23,
Часть 24,
Часть 25,
Часть 26,
Часть 27,
Часть 28,
Часть 29,
Часть 30,
Часть 31,
Часть 32,
Часть 33,
Часть 34