В начале 1918 года, заканчивая цикл «Несвоевременные мысли» Горький, несмотря на неприятие «средств» революции, высказывался о большевиках уже как об упорядочивающей силе: «Лучшие из них - превосходные люди, которыми со временем будет гордиться история. Но в наше время история перевернута с ног на голову, вся «исправлена», вся искорежена».
Газета «Новая жизнь» в июле 1918 года была закрыта. Принимая решение о закрытии газеты и понимая важность Горького для дела революции, Ленин говорил: «А Горький - наш человек… Он, безусловно, к нам вернется… Случаются с ним такие политические зигзаги…».
Именно политические ошибки Горького в «Новой Жизни» не раз критиковала газета «Правда» и В.И.Ленин, понимающий важность идейной миссии писателя: «Слишком дорог Горький социальной революции нашей, чтобы не верить, что он скоро станет в ряды её идейных вождей».
В конце концов, Горький сам признает свои ошибки:
«Надоела мне бессильная, академическая позиция «Новой жизни»; «Если бы закрыли «Новую жизнь» на полгода раньше - и для меня и для революции было бы лучше»…
А после покушения на Ленина 30 августа 1918 года Горький в корне пересматривает свое отношение к Октябрю:
«Октябрь я не понял и не понимал до дня покушения на жизнь Владимира Ильича, - вспоминает Горький. - Всеобщее возмущение рабочих этим гнусным актом показало мне, что идея Ленина глубоко вошла в сознание рабочей массы… со дня гнусного покушения на жизнь Владимира Ильича я снова почувствовал себя «большевиком».
Ссылки на предыдущие части исследования:
Введение;
Часть 1,
Часть 2,
Часть 3,
Часть 4,
Часть 5,
Часть 6,
Часть 7,
Часть 8,
Часть 9,
Часть 10,
Часть 11,
Часть 12,
Часть 13,
Часть 14,
Часть 15,
Часть 16,
Часть 17,
Часть 18,
Часть 19,
Часть 20,
Часть 21,
Часть 22,
Часть 23,
Часть 24,
Часть 25,
Часть 26,
Часть 27,
Часть 28,
Часть 29,
Часть 30,
Часть 31,
Часть 32,
Часть 33