Ссылки на предыдущие части исследования:
Введение;
Часть 1,
Часть 2,
Часть 3,
Часть 4,
Часть 5,
Часть 6,
Часть 7,
Часть 8,
Часть 9,
Часть 10,
Часть 11,
Часть 12 Горький видел в материализме лишь "временную истину".
Слово писателю: "Что такое материя? Материя представляет собою то же самое, что и энергия. Это есть та же сила, но сила, находящаяся в состоянии устойчивого равновесия. Если человек, человеческий разум найдет способ разрядить каждый данный кусок материи, превратить его в энергию, то будет картина такая: нам не надо будет лазить глубоко в шахты, отыскивать уголь, не надо утопать в холодную пору в торфяных болотах, добывая торф, потому что мы все это можем сделать более удобно, не надо будет вообще этого каторжного труда, который просто в сущности своей глуп. Он необходим, без него не обойдемся, но это глупый труд. Но нужно извлечь из всего того, что мы называем мертвой материей, заключенную в ней живую силу".
Обоснование проявленного писателем интереса к энергетизму химика Вильгельма Оствальда и богостроителя Богданова, видится в отношении Горького к природе как разрушительному началу.
В заочной полемике с богостроителями В.И. Ленин на страницах книги «Материализм и эмпириокритицизм» опроверг тезисы о возможности исчезновения материи и превращения ее в энергию. Горькому же, сблизившемуся с богостроителями и, в частности с Богдановым, была глубоко созвучна идея превращения материи. Используя идею энергетизма, Горький также пытался снять противоречие между религией и наукой, верой и разумом.
Через призму энергетизма Горький рассматривал многие ключевые события истории:
- так, он критикует царизм за сдерживание развития мыслящего вещества, роста интеллектуальных сил страны, "длительное угашение духа";
- в цикле статей "Несвоевременные мысли" Горький таким образом оценивает Октябрьскую революцию: "... совершилось только перемещение физической силы, но это перемещение не ускоряет роста сил духовных";
Главный критерий в оценке революции Горьким - потенциал увеличения духовной энергии за счет "напряженного культурного строительства". Горький считал, что если не делается ставка на поддержание и развитие таких потенциалов, то революция "бесплодна, не имеет смысла". Революция должна способствовать развитию с опорой "на всю массу мозга страны ".
- Горький резко негативно отзывается о Первой мировой войне, которая уничтожает самое ценное - мыслительное вещество, драгоценный "творческий мозг культурных наций Европы";
"В мире очень мало вещества, способного действенно мыслить, обогащать жизнь новыми идеями в области науки и техники, улучшать и украшать ее осмысленным трудом... Из тела каждой страны, участвующей в катастрофе, война ежедневно вырывает куски лучшего, наиболее здорового мяса, выплескивает на обезображенную землю ценнейшую кровь, разбрызгивает по грязи творческое вещество мозга".
Продолжение следует