Горький начинает цикл «Несвоевременные мысли» с логичной констатации (без Февраля не было бы и Октября), что после Февральской революции Россия обвенчалась со свободой. Однако, по мнению Горького, это лишь внешняя свобода, внутренне же народ не свободен и скован чувством рабства. Позже тезис о «внутреннем рабстве» народа пройдет красной нитью по всему циклу статей.
В 1924 году в очерке «В.И. Ленин» Горький напишет:«Когда в 17-м году Ленин, приехав в Россию, опубликовал свои «тезисы», я подумал, что этими тезисами коммуны он приносит всю ничтожную количественно, героическую качественно рать политически воспитанных рабочих и всю искренно революционную интеллигенцию в жертву русскому крестьянству». Вот ключевая причина «страха» Горького перед Революцией - «преобладания безграмотной деревни над городом, зоологический индивидуализм крестьянства ее и почти полное отсутствие в нем социальных эмоций».
Уже в июне 1917 года Горький учреждает внепартийное общество «Культура и Свобода», которое по его замыслу должно выделить конструктивное ядро трудовой интеллигенции. То есть, по сути, Горький делает социально-политические шаги, параллельные по своей сути с шагами Ленина. Но проведение этих параллелей настолько же обоснованно, как сравнение ленинской Партийной школы в Лонжюмо и «вперёдовских» Каприйской школы и школы в Болонье:«Первейшей задачей революции я (Горький - прим. Собкалов) считал создание таких условий, которые бы содействовали росту культурных сил страны… Ради этой цели тотчас после февральского переворота, весною 17-го года, была организована «Свободная ассоциация для развития и распространения положительных наук», учреждение, которое ставило задачей своей, с одной стороны, организацию в России научно-исследовательских институтов, с другой - широкую и непрерывную популяризацию научных и технических знаний в рабочей среде».
Горький видел преодоление рабства в демократизации знания, в «культурно-историческом развитии»: «Знание - необходимое орудие междуклассовой борьбы, которая лежит в основе современного миропорядка и является неизбежным, хотя и трагическим моментом данного периода истории, неустранимой силой культурно-политического развития… Знание должно быть демократизировано, его необходимо сделать всенародным, оно, и только оно,- источник плодотворной работы, основа культуры. И только знание вооружит нас самосознанием, только оно поможет нам правильно оценить наши силы, задачи данного момента и укажет нам широкий путь к дальнейшим победам. Наиболее продуктивна спокойная работа».
Он боялся того, что в революции разрушительный элемент может возобладать над созидательным, что революция превратится в беспощадный бунт, поэтому-то он не принимал действия большевиков: «пострадает рабочий класс, ибо он - передовой отряд революции и он первый будет истреблен в гражданской войне. А если будет разбит и уничтожен рабочий класс, значит, будут уничтожены лучшие силы и надежды страны.
Вот я и говорю, обращаясь к рабочим, сознающим свою культурную роль в стране: политически грамотный пролетариат должен вдумчиво проверить свое отношение к правительству народных комиссаров, должен очень осторожно отнестись к их социальному творчеству».
Продолжение следует
Ссылки на предыдущие части исследования:
Введение;
Часть 1,
Часть 2,
Часть 3,
Часть 4,
Часть 5,
Часть 6,
Часть 7,
Часть 8,
Часть 9,
Часть 10,
Часть 11,
Часть 12,
Часть 13,
Часть 14,
Часть 15,
Часть 16,
Часть 17,
Часть 18,
Часть 19,
Часть 20,
Часть 21,
Часть 22,
Часть 23,
Часть 24,
Часть 25,
Часть 26,
Часть 27,
Часть 28,
Часть 29,
Часть 30