Коммунистическая доктрина А.М. Горького. Источник фундаментального противоречия

Dec 30, 2015 04:55




Ссылки на предыдущие части исследования: Введение; Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10

Во многих идеях Горького встречаются явные пересечения слагаемых его коммунистической доктрины с доктринами группы богостроителей - Луначарского, Богданова, Базарова. Особняком в доктрине Горького стоит борьба человека с природой, во многом созвучная с идеями Луначарского: "Я никогда не восхищался «разумом природы», не верил в него и не верю, ибо в природе слишком много бессмысленного и вредного для человека - лучшего и самого сложного из ее созданий".


Анализ публицистической мысли писателя доказывает, что он видел фундаментальное противоречие именно в борьбе человека с природным началом. Как же Горький раскрывал понятие природы? "Первая природа - хаос сорганизованных, стихийных сил, которые награждают людей землетрясениями, наводнениями, ураганами, засухами, нестерпимым зноем и таким же холодом. Природа бессмысленно тратит силы свои на создание болезнетворных микроорганизмов, истощая здоровые соки, потребные для произрастания питающих человека злаков и плодов". По Горькому природа не способна развиваться самостоятельно, она подобна "страшному и глупому зверю Левиафану - рыбе, которая бессмысленно мечет неисчислимые массы живых, икринок и так же бессмысленно пожирает их...".

Противоположный полюс фундаментального конфликта - это, конечно, человек, человеческий разум, который в концепции писателя не принадлежит природе, а находится над природой. При этом в лекции 1920 года «О знании» Горький приписывает человеку функции познающего органа природы: "Природа … в лице человека создала … орган для познания себя самой. Как в каждом из нас высшим, качеством ... является мозг.., так очень может быть, что в природе человек является точно таким же мозгом...". Здесь можно увидеть пересечение с красной метафизической традицией - человек отвоевывает у хаосогенной природы островки, срабатывая эти хаотизированные островки все более активно, "более умело … волей, интуицией, воображением, разумом в интересах обогащения ее "дарами", - ее энергиями...".

"Энергия человека тоже создается природой, разум человека - самая ценнейшая, самая мощная из всех её сил, - сила, которая, подчиняя своим социальным интересам и целям все остальные энергии природы, преобразует её сообразно этим интересам и целям".

Итак, выделена только одна из ипостасей «отрицательного» полюса фундаментального конфликта - это природа. Вторая ипостась - мещанство.

Рост сил человеческих в борьбе против "мертвой материи" писатель видит также в исправлении повреждения в обществе. Повреждение - это мещанство. Горький проводит разделительную черту между мещанином и Человеком с большой буквы. Критерий разделения - тип отношения к жизни. Мещане "играют" на стороне злого природного начала, ибо "им противно всё, что активно, что проникнуто духом творчества". "Мещанство, утверждает Горький, - это проклятие мира; оно пожирает личность изнутри, как червь пожирает плод".

Мещанский дух - дух антагонист прометееву духу в человеке. Мещанин, плывя по течению, смиряясь с "земной долей" и не являясь субъектом преобразования мира, утверждает власть стихийного начала над человеческим разумом и, в конечном итоге, славит смерть. Что ещё важно, мещанство у Горького - это понятие внеклассовое.

Данное слагаемое коммунистической доктрины Горького напрямую связано с богоборчеством Горького. Я уже отмечал, что метафизическая доктрина так и не обрела у Горького чётких контуров. По содержанию - доктрина Горького обладает красной метафизичностью. Но, по Горькому, фундаментальное противоречие - не между Творцом и Предвечной Тьмой, не между Добром и Злом, а между человеком и природой, то есть конфликт в рамках "Творение - Творение". То есть Горький видит лишь отражение подлинного фундаментального противоречия в свинцовых мерзостях жизни.

Горький, как мне кажется, ощущал незавершенность доктрины. Подтверждением такого предположения является его письмо биографу Груздеву 10 марта 1926 года: "Человек - светило, зажженное во тьме хаоса, может быть против воли «природы», случайное творение в безумии ее творчества…". Не это ли попытка переосмысления доктрины, неотъемлемой частью которого была идея Прометея?

религия, метафизика, богостроительство, Горький, коммунизм

Previous post Next post
Up