Коммунистическая доктрина А.М. Горького. Богоборчество

Dec 07, 2015 01:52




Ссылки на предыдущие части исследования: Введение; Часть 1, Часть 2, Часть 3

Я не случайно поставил богоборчество первым пунктом в коммунистической доктрине А.М. Горького. Это слагаемое, на мой взгляд, является фундаментом доктрины.


Сначала у юного Алеши Пешкова, а потом уже зрелого Максима Горького были сложные отношения с Церковью и в целом с религией. И причины противоречивого отношения Горького к Богу коренятся в том числе в его детских впечатлениях. Алеша Пешков воспитывался дедом и бабушкой. Его мать, Варвара Васильевна, после смерти отца Алексея всю жизнь винила за это сына, что выражалось в прохладном к нему отношении. Выйдя замуж второй раз, мать фактически оставила Алексея на воспитание своим родителям - Акулине Ивановне и Василию Васильевичу Кашириным. Именно с этим временем связаны первые религиозные впечатления мальчика. В религиозном мироощущении в тот момент, по рассказам Горького, присутствовало двоебожие: «Я очень рано понял, что у дедушки - один Бог, а у бабушки - другой».

За год до смерти, в статье «О Сказках» Горький говорит уже о целом пантеоне богов: «Лет восьми я знал уже трех богов: дедушкин - строгий, он требовал от меня послушания старшим, покорности, смирения, а у меня все это было слабо развито, и, по воле бога своего, дедушка усердно вколачивал качества эти в кожу мне; бог бабушки был добрый, но какой-то бессильный, ненужный; бог нянькиных сказок, глупый и капризный забавник, тоже не возбуждал симпатий, но был самый интересный».

Продолжение следует

Иллюстрация Б. Дехтерев. М. Горький «Детство».

религия, метафизика, Пешков, богостроительство, Горький, коммунизм

Previous post Next post
Up